Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая наука и ее структура↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 12. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ · 12.1. Педагогическая наука и ее структура · 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем) · 12.3. Основные концепции и подходы к обучению · 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований · Список рекомендуемой литературы Педагогическая наука и ее структура · Из истории педагогики · Предметная область и основные категории педагогики · Методы педагогики · Отрасли педагогики · Взаимосвязь педагогики с другими науками Из истории педагогики Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: · во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; · во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; · в-третьих, передать его следующему поколению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · Джон Локк (1632-1704) в Англии; · Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции; · Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; · Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике: · широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения; · в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах; · большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике; · значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Методы педагогики Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать: · во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; · во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К методам второго типа (исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания) можно отнести, в частности, следующие: · наблюдение; · беседа и интервью (включая стандартизованное интервью); · изучение документации и продуктов деятельности учащихся; · анкетирование; · опросы; · тестирование: o тесты достижений, o личностные тесты, o интеллектуальные тесты, o тесты креативности и др.; · метод экспертных оценок; · педагогический эксперимент: o констатирующий, o формирующий, o контрольный; · количественные методы статистического анализа; · контент-анализ; · организационно-деятельностные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Отрасли педагогики В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: · возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.) · профессией, · психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Основные "ветви" древа педагогической науки следующие: · общая педагогика; · дошкольная педагогика; · педагогика общеобразовательной школы; · специальная педагогика (дефектология); · педагогика профессионально-технического и среднего специального образования; · исправительно-трудовая педагогика; · военная педагогика; · педагогика высшей школы; · история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: · теория воспитания; · теория обучения (дидактика); · теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих; · тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; · олигофренопедагогика - умственно отсталых детей; · логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Контекстное обучение Достаточно широкое распространение в профессиональном (высшем и среднем) образовании получает в настоящее время знаково-контекстное, или контекстное обучение. В этом обучении информация предъявляется в виде учебных текстов ("знаково"), а сконструированные на основе содержащейся в них информации задачи задают контекст будущей профессиональной деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По А.А.Вербицкому, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе за счет: · дидактических средств; · форм; · методов.(См. дополнительный иллюстративный материал.) Одно из основных мест здесь занимает деловая игра. Деловая игра понимается как форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учения, так и труда. Гештальттеория усвоения Гештальттеория усвоения (М. Вертхеймер, Г. Мюллер, В. Келер, К. Коффка и др.) основывается на учении о гештальте - такой целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. Отсюда строится особая теория усвоения как одномоментное запечатление в ходе учебной деятельности. Упражнения по гештальттеории оперируют достаточно крупными законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Тема 12. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ · 12.1. Педагогическая наука и ее структура · 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем) · 12.3. Основные концепции и подходы к обучению · 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований · Список рекомендуемой литературы Педагогическая наука и ее структура · Из истории педагогики · Предметная область и основные категории педагогики · Методы педагогики · Отрасли педагогики · Взаимосвязь педагогики с другими науками Из истории педагогики Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: · во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; · во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; · в-третьих, передать его следующему поколению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · Джон Локк (1632-1704) в Англии; · Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции; · Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; · Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике: · широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения; · в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах; · большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике; · значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.008 с.) |