![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая наука и ее структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 12. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ · 12.1. Педагогическая наука и ее структура · 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем) · 12.3. Основные концепции и подходы к обучению · 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований · Список рекомендуемой литературы Педагогическая наука и ее структура · Из истории педагогики · Предметная область и основные категории педагогики · Методы педагогики · Отрасли педагогики · Взаимосвязь педагогики с другими науками Из истории педагогики Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: · во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; · во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; · в-третьих, передать его следующему поколению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
· Джон Локк (1632-1704) в Англии; · Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции; · Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; · Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике: · широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения; · в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах; · большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике; · значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Методы педагогики Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать: · во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; · во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К методам второго типа (исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания) можно отнести, в частности, следующие: · наблюдение; · беседа и интервью (включая стандартизованное интервью); · изучение документации и продуктов деятельности учащихся; · анкетирование; · опросы; · тестирование: o тесты достижений, o личностные тесты, o интеллектуальные тесты, o тесты креативности и др.; · метод экспертных оценок; · педагогический эксперимент: o констатирующий, o формирующий, o контрольный; · количественные методы статистического анализа; · контент-анализ; · организационно-деятельностные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Отрасли педагогики В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: · возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.) · профессией, · психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Основные "ветви" древа педагогической науки следующие: · общая педагогика; · дошкольная педагогика; · педагогика общеобразовательной школы; · специальная педагогика (дефектология); · педагогика профессионально-технического и среднего специального образования; · исправительно-трудовая педагогика; · военная педагогика; · педагогика высшей школы; · история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: · теория воспитания; · теория обучения (дидактика); · теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
· сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих; · тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; · олигофренопедагогика - умственно отсталых детей; · логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Контекстное обучение Достаточно широкое распространение в профессиональном (высшем и среднем) образовании получает в настоящее время знаково-контекстное, или контекстное обучение. В этом обучении информация предъявляется в виде учебных текстов ("знаково"), а сконструированные на основе содержащейся в них информации задачи задают контекст будущей профессиональной деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По А.А.Вербицкому, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе за счет: · дидактических средств; · форм; · методов.(См. дополнительный иллюстративный материал.) Одно из основных мест здесь занимает деловая игра. Деловая игра понимается как форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учения, так и труда. Гештальттеория усвоения Гештальттеория усвоения (М. Вертхеймер, Г. Мюллер, В. Келер, К. Коффка и др.) основывается на учении о гештальте - такой целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. Отсюда строится особая теория усвоения как одномоментное запечатление в ходе учебной деятельности. Упражнения по гештальттеории оперируют достаточно крупными законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Тема 12. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ · 12.1. Педагогическая наука и ее структура · 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем) · 12.3. Основные концепции и подходы к обучению · 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований · Список рекомендуемой литературы Педагогическая наука и ее структура · Из истории педагогики · Предметная область и основные категории педагогики · Методы педагогики · Отрасли педагогики · Взаимосвязь педагогики с другими науками Из истории педагогики Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: · во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; · во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; · в-третьих, передать его следующему поколению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
· Джон Локк (1632-1704) в Англии; · Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции; · Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; · Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике: · широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения; · в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах; · большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике; · значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.38.233 (0.009 с.) |