Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогика как наука. Методология педагогики.

Поиск

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Основные понятия педагогики – образование, воспитание, обучение. Методология педагогики: определение, задачи, функции. Строение, функции и уровни методологического знания. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Методологические вопросы соотношения педагогической науки и педагогической практики. Единство и различия педагогической науки и педагогической практики. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место и функции педагогического опыта в системе связи педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Формы связи педагогики с другими науками. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Философские основания педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический.

Тема 2. Методологические характеристики педагогического исследования.

Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Методологическая рефлексия исследователя-педагога в системе его научной и практической деятельности. Научное познание среди других форм отражения педагогической действительности. Методологические характеристики педагогического исследования. Конкретно-методологические принципы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Теоретические методы педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Структура и логика педагогического исследования. Проблема. Тема. Актуальность. Объект и предмет исследования. Гипотеза и защищаемые положения. Цель и задачи исследования, его логика. Новизна, значение для науки и практики.

Практические занятия Модуля I «Методология педагогики»

Практическое занятие № 1

Методологические характеристики педагогического исследования

(ЛПЗ; 4 часа)

Цель: Сформировать представление о методологии педагогики как системе знаний и как области научно-познавательной деятельности; сформировать представление о научном исследовании как особой форме познавательной деятельности в области педагогики.

Занятие проводится в форме деловой игры «Школа молодого ученого», в рамках которой рассматриваются методологические характеристики педагогического исследования по выбранной студентами-бакалаврами тематике.

Опорные теоретические понятия: наука, классификация наук; методология, методология педагогики, методологические принципы; методологические характеристики педагогического исследования, методы педагогического исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Использовать материалы Приложения 1.

2. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Использовать материалы Приложения 2.

· Практические задания

Предварительно студенты самостоятельно готовятся по следующим заданиям:

1. Исследование, которое хотелось бы провести (объектная область, актуальность, цель, направление исследования).

2. Вам предлагаются следующие темы педагогического исследования:

а) «Педагогические условия организации обучения и воспитания «трудных» подростков».

б) «Организация индивидуальной работы на уроках … (истории, иностранного языка) с одаренными детьми».

в) «Формирование надпредметных умений и навыков у школьников».

Проанализируйте эти темы (насколько корректны формулировки, предложите свои варианты формулировок), сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте набор адекватных им методов исследования. Подготовьте презентацию.

3. Используйте разработанный Вами материал, чтобы включиться в работу «Школы молодого ученого» по утверждению темы научного исследования.

Литература:

1. Богомолова Л.И., Романова Л.А., Маркова О.А., Ерофеева О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения: Учебно-методическое пособие. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 42-58.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 2004.

3. Краевский В.В., В.В. Полонский. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. – Самара, 1988.

4. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.104-152.

5. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

Формы контроля:

- выполнение предложенных заданий;

- конспект раздела «Исследовательская работа студентов и школьников» См. Богомолова Л.И., Романова Л.А., Маркова О.А., Ерофеева О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения: Учебно-методическое пособие. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 42-58.

МОДУЛЬ II

«ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ» [1]

Термины модуля: образование, обучение, воспитание; парадигма, гуманизация, гуманитаризация, инновации.

Тема 3. Образование как историко-педагогический феномен. Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы.

Образование как историко-педагогический феномен. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества и государства. Социокультурная природа образования. Информационные и ценностные смыслы образования. Образование как становление культуросообразной личности.

Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы: от когнитивной – к гуманистической, от понимания сущности образования как передачи знаний, умений и навыков – к пониманию образования как становления опыта саморазвития, самосозидания и духовности личности. Разнообразие вариантов проявления современного педагогического процесса. Гуманизация и гуманитаризация как важнейшие характеристики современной образовательной ситуации. Инновационность как механизм развития современного образования. Традиции и инновации в образовании.

Тема 4. Теория содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

Структурные элементы содержания образования и основания их выделения. Качественная характеристика структурных элементов, составляющих содержание образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов содержания образования. Целостность содержания образования как единство обучения и воспитания. Различные уровни рассмотрения содержания образования: уровень общего теоретическо­го представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Содержание общего образования и государственный образовательный стандарт.

Тема 5. Процесс обучения как образовательный процесс.

Движущие силы процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс общения учителя и ученика, подчиненный решению образовательных задач.

Деятельность учителя, деятельность ученика. Взаимосвязь и взаимодействие между ними. Преподавание как деятельность учителя по организации учения, контроля за его ходом и результатами. Структура деятельности учителя.

Учение как деятельность учащегося по усвоению содержания образования. Учащийся как объект и субъект обучения. Учение как деятельность ученика по самоуправ­лению процессом познания. Активная познавательная деятельность. Уровни познавательной деятельности: репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая) познавательная деятельность. Структурные компоненты учения. Познавательный интерес как ведущий мотив учения школьников. Уровни развития познавательного интереса. Возможности процесса обучения в формировании и развитии познавательного интереса школьников. Проблема формирования учебной культуры школьников. Общеучебные умения. Возможности процесса обучения в формировании общеучебных умений учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.214 (0.006 с.)