Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Педагогика как наука. Методология педагогики.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Основные понятия педагогики – образование, воспитание, обучение. Методология педагогики: определение, задачи, функции. Строение, функции и уровни методологического знания. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Методологические вопросы соотношения педагогической науки и педагогической практики. Единство и различия педагогической науки и педагогической практики. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место и функции педагогического опыта в системе связи педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Формы связи педагогики с другими науками. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Философские основания педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический. Тема 2. Методологические характеристики педагогического исследования. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Методологическая рефлексия исследователя-педагога в системе его научной и практической деятельности. Научное познание среди других форм отражения педагогической действительности. Методологические характеристики педагогического исследования. Конкретно-методологические принципы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Теоретические методы педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Структура и логика педагогического исследования. Проблема. Тема. Актуальность. Объект и предмет исследования. Гипотеза и защищаемые положения. Цель и задачи исследования, его логика. Новизна, значение для науки и практики. Практические занятия Модуля I «Методология педагогики» Практическое занятие № 1 Методологические характеристики педагогического исследования (ЛПЗ; 4 часа) Цель: Сформировать представление о методологии педагогики как системе знаний и как области научно-познавательной деятельности; сформировать представление о научном исследовании как особой форме познавательной деятельности в области педагогики. Занятие проводится в форме деловой игры «Школа молодого ученого», в рамках которой рассматриваются методологические характеристики педагогического исследования по выбранной студентами-бакалаврами тематике. Опорные теоретические понятия: наука, классификация наук; методология, методология педагогики, методологические принципы; методологические характеристики педагогического исследования, методы педагогического исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Использовать материалы Приложения 1. 2. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Использовать материалы Приложения 2. · Практические задания Предварительно студенты самостоятельно готовятся по следующим заданиям: 1. Исследование, которое хотелось бы провести (объектная область, актуальность, цель, направление исследования). 2. Вам предлагаются следующие темы педагогического исследования: а) «Педагогические условия организации обучения и воспитания «трудных» подростков». б) «Организация индивидуальной работы на уроках … (истории, иностранного языка) с одаренными детьми». в) «Формирование надпредметных умений и навыков у школьников». Проанализируйте эти темы (насколько корректны формулировки, предложите свои варианты формулировок), сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте набор адекватных им методов исследования. Подготовьте презентацию. 3. Используйте разработанный Вами материал, чтобы включиться в работу «Школы молодого ученого» по утверждению темы научного исследования. Литература: 1. Богомолова Л.И., Романова Л.А., Маркова О.А., Ерофеева О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения: Учебно-методическое пособие. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 42-58. 2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 2004. 3. Краевский В.В., В.В. Полонский. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. – Самара, 1988. 4. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.104-152. 5. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. 6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. Формы контроля: - выполнение предложенных заданий; - конспект раздела «Исследовательская работа студентов и школьников» См. Богомолова Л.И., Романова Л.А., Маркова О.А., Ерофеева О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения: Учебно-методическое пособие. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 42-58. МОДУЛЬ II «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ» [1] Термины модуля: образование, обучение, воспитание; парадигма, гуманизация, гуманитаризация, инновации. Тема 3. Образование как историко-педагогический феномен. Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы. Образование как историко-педагогический феномен. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества и государства. Социокультурная природа образования. Информационные и ценностные смыслы образования. Образование как становление культуросообразной личности. Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы: от когнитивной – к гуманистической, от понимания сущности образования как передачи знаний, умений и навыков – к пониманию образования как становления опыта саморазвития, самосозидания и духовности личности. Разнообразие вариантов проявления современного педагогического процесса. Гуманизация и гуманитаризация как важнейшие характеристики современной образовательной ситуации. Инновационность как механизм развития современного образования. Традиции и инновации в образовании. Тема 4. Теория содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Структурные элементы содержания образования и основания их выделения. Качественная характеристика структурных элементов, составляющих содержание образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов содержания образования. Целостность содержания образования как единство обучения и воспитания. Различные уровни рассмотрения содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. Содержание общего образования и государственный образовательный стандарт. Тема 5. Процесс обучения как образовательный процесс. Движущие силы процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс общения учителя и ученика, подчиненный решению образовательных задач. Деятельность учителя, деятельность ученика. Взаимосвязь и взаимодействие между ними. Преподавание как деятельность учителя по организации учения, контроля за его ходом и результатами. Структура деятельности учителя. Учение как деятельность учащегося по усвоению содержания образования. Учащийся как объект и субъект обучения. Учение как деятельность ученика по самоуправлению процессом познания. Активная познавательная деятельность. Уровни познавательной деятельности: репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая) познавательная деятельность. Структурные компоненты учения. Познавательный интерес как ведущий мотив учения школьников. Уровни развития познавательного интереса. Возможности процесса обучения в формировании и развитии познавательного интереса школьников. Проблема формирования учебной культуры школьников. Общеучебные умения. Возможности процесса обучения в формировании общеучебных умений учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.214 (0.006 с.) |