Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия Модуля IIIСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Теория обучения – составная часть педагогики. Современные технологии обучения» [4] Практическое занятие № 14 Сущность и основные принципы Управления педагогическими системами Семинар (2 часа) Цель: Рассмотреть особенности управления педагогическими системами в современных условиях, сформировать у студентов представление о сущности и принципах управления педагогическими системами. Занятие проходит в форме конференции, где обсуждение и дискуссия предваряются короткими сообщениями о состоянии представляемой проблемы или результатах некоторой проведенной работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Опорные понятия: управление, социальное управление, управление педагогическими системами, цель управления, задачи управления, функции управления, принципы управления, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент, государственное и общественное управление, демократизация и гуманизация управления, самоуправление, попечительский совет. Вопросы для обсуждения: 1. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. 2. Государственно-общественный характер управления системой образования в современных условиях. 3. Общие принципы управления педагогическими системами. 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления. 5. Органы самоуправления в школе. 6. Попечительский совет в школе. · Задания для самостоятельного осмысления и Обсуждения на практических занятиях 1. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта пед. ситуации по теме занятия. Определить причины возникновения данной пед. ситуации и предложить пути ее решения. 2. Подготовить микрореферат по одной из тем: · Вопросы школьного управления в трудах Н.Ф. Бунакова. · Вопросы школьного управления в трудах К.Д. Ушинского. · Вопросы школьного управления в трудах Н.И. Пирогова. · Вопросы школьного управления в трудах В.А. Сухомлинского. · Самоуправление в современной школе. · Попечительство как форма общественного управления школой. Формы контроля: - выполнение предложенных заданий (по микрогруппам); - написание микрорефератов; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. 146 с. 2. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании: Учеб. пособие. М., 2001. 328 с. 3. Педагогика: Учеб пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. 602 с. 4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997. 512 с. 5. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образоват. учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. М., 1995. 464 с. 6. Управление школой: Теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1997. 336 с. 7. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. М., 2001. 319 с. Практическое занятие № 15 Изучение нормативных документов о школе Семинар (4 часа) Цель: Рассмотреть основные положения нормативных документов о школе, сформировать у студентов представления о регламентации и упорядочении школьной жизни с помощью нормативных документов. Первая половина занятия (2 часа) проходит в форме конференции,где обсуждение и дискуссия предваряются короткими сообщениями о состоянии представляемой проблемы или результатах некоторой проведенной работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Вторая половина занятия (2 часа) проходит в форме группового проектирования, связанного с разработкой содержания фрагмента Устава общеобразовательного учреждения своей мечты и обоснования включения в предлагаемый студентами Устав тех положений, которые отличают его от Устава, рассмотренного в п. 1, или от Типового положения об общеобразовательном учреждении. Опорные понятия: лицензирование, аккредитация, аттестация, стандарт образования, концепция школы, программа развития школы, учебный план, устав школы, тип школы, конкуренция в образовании, годовой план. Вопросы для обсуждения: 1. Основные положения Закона РФ «Об образовании», связанные с управлением образовательными учреждениями. 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. 3. Лицензирование, аккредитация, аттестация образовательного учреждения и сопутствующие им документы. 4. Стандарты образования. 5. Концепция и программа развития школы. Конкуренция в области образования. 6. Типы школ. Выбор типа школы и учебного плана. Учебный план. 7. Устав школы: История и современность. 8. Годовой план работы школы: Структура, содержание, технология разработки. · Задания для самостоятельного осмысления и Обсуждения на практических занятиях 1. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта пед. ситуации по теме занятия. Определить причины возникновения данной пед. ситуации и предложить пути ее решения. 2. Ознакомиться с Уставом общеобразовательного учреждения по выбору (гимназия, лицей, колледж, школа с классами углубленного изучения отдельных предметов, общеобразовательная школа и т.п.). 2.1. Сравнить Устав данного общеобразовательного учреждения с «Типовым положением об общеобразовательном учреждении». 2.2. Выделить в Уставе те положения, которые, на Ваш взгляд, подтверждают цели данного учебного заведения. 2.3. Составить фрагмент Устава общеобразовательного учреждения своей мечты. Обосновать включение в предлагаемый Вами Устав тех положений, которые отличают его от Устава, рассмотренного в п. 1, или от Типового положения об общеобразовательном учреждении. 3. Ознакомиться с годовым планом работы общеобразовательного учреждения по выбору (гимназия, лицей, колледж, школа с классами углубленного изучения отдельных предметов, общеобразовательная школа и т.п.), проанализировать его с точки зрения включения в его составление всех участников педагогического процесса и рассмотреть наиболее интересный (для Вас) его раздел. 4. Составить фрагмент годового плана работы общеобразовательного учреждения (1-2 раздела). Формы контроля: - выполнение предложенных заданий (по микрогруппам); - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразоват. школ. – М., 2001. 2. Куриленко Л. Развивающаяся школа – школа инновационная: Учеб. пособие. – Самара, 1998. 3. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании: Учеб. пособие. – М., 2001. 4. Портнов М.Л. Труд руководителей школы: Пособие для начинающего директора. – М., 1984. 5. Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы. Пособие для руководителей образоват. учреждений / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1995. 6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. 3-е изд., испр., доп. – М., 1999. 7. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образоват. учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995. 8. Фролов П.Т. Школа молодого директора: Учеб. пособие. – М., 1988. 9. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений. – М., 1994. 10. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. – М., 2001. 11. Шубин И.А. Внутришкольный контроль: Пособие для руководителей школы. – М., 1977.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: семинары разных типов (семинар-конференция, семинар-игра, деловая игра); семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм и методов проведения занятий: групповые дискуссии, мозговой штурм, групповое проектирование, проблемные беседы, деловые игры, имитационное моделирование, анализ конкретных ситуаций, ролевое разыгрывание. Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается следующими технологиями: Лекция: проблемная, дискуссия, обзорная. Практические занятия: семинар-дискуссия, «кейс»-метод, разбор конкретных В рамках самостоятельной работы предлагаются разнообразные виды деятельности бакалавров: реферирование и аннотирование научных работ и научных статей известных теоретиков и практиков инновационного образования; проведение сравнительно-сопоставительного анализа состояния различных аспектов феномена обучения; выявление противоречий и установление причинно-следственных связей между процессами инновационной деятельности; разработка авторских проектов. Предусматривается также работа бакалавров в малых группах. При организации самостоятельной работы на занятиях используются следующие образовательные технологии: проектная деятельность и проведение элементов научно-педагогического исследования, конспектирование литературы, написание резюме по учебно-информационным материалам, составление схем, таблиц и других графических форм представления информации. Освоение дисциплины «Педагогика» предполагает использование следующих инновационных форм проведения занятий: - лекция-дискуссия (тема 2); - проблемные лекции (темы 5, 6); - методы групповой работы (темы 1-6); - моделирование ситуаций образовательного процесса (темы 5-7); - подготовка портфолио - консультации, тьюторство
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Рейтинг-контроль № 1 (10.03.2014 – 21.03.2014) «Методология педагогики» 1. Объект, предмет педагогики как науки. 2. Функции педагогики как науки. 3. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. 4. Методологические принципы педагогики. 5. Основные категории педагогики. 6. Методы педагогического исследования, их специфика. 7. Теоретические методы исследования. 8. Эмпирические методы исследования. 9. Понятийный аппарат исследования. 10. Формирование умений и навыков рациональной организации учебной работы: стратегия действий. Проектные задания для самостоятельной работы студентов К Модулю I 1. Написание эссе-размышления: «Зачем нужна наука педагогика, если есть проверенная веками народная педагогика?» 2. Разработка рабочего аппарата педагогического исследования по одной из предложенных тем. Рейтинг-контроль № 2 (21.04.2014 – 02.05.2014) «Теория обучения – составная часть педагогики. Современные технологии обучения» 1. Понятие, предмет, задачи дидактики. 2. Понятие процесса обучения, его компоненты. 3. Современная педагогическая теория содержание образования (И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин). 4. Понятие метода и приема обучения. Общедидактическая система методов обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина. 5. Формы организации обучения. 6. Понятие дидактической системы. Инвариантные элементы дидактической системы. 7. Типы дидактических систем. 8. Понятие компетенции и компетентности. 9. Ключевые образовательные компетенции (по классификации А.В. Хуторского). 10. Основные направления модернизации российского образования.
Проектные задания для самостоятельной работы студентов К Модулю II
1. Разработка заданий по профилю преподаваемого предмета, направленных на развитие различных черт творческого мышления. 2. Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Компетентностный подход в образовании».
Рейтинг-контроль № 3 (02. 06. 2014 – 13. 06. 2014) «Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» 1. Дайте определения следующих понятий: управление, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент. 2. Перечислите общие принципы управления образовательными системами. 3. Назовите системообразующие факторы образовательной системы. 4. Укажите социально-педагогические и временные условия функционирования образовательной системы. 5. Обозначьте структурные компоненты образовательной системы. 6. Перечислите основные компоненты управленческой культуры. 7. Перечислите формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. 8. Назовите традиционные и инновационные службы общешкольного управления. 9. Укажите правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере образования. 10. Назовите цели и задачи системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонским процессом.
Проектные задания для самостоятельной работы студентов К Модулю III
1. Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Традиционные и инновационные формы, условия управления развитием коллектива школы на всех уровнях». 2. Подготовка микрореферата с презентацией по одной из предложенных тем: · Вопросы школьного управления в трудах Н.Ф. Бунакова. · Вопросы школьного управления в трудах К.Д. Ушинского. · Вопросы школьного управления в трудах Н.И. Пирогова. · Вопросы школьного управления в трудах В.А. Сухомлинского. · Самоуправление в современной школе. · Попечительство как форма общественного управления школой. · Личностные качества руководителя, обеспечивающие успех его управленческой деятельности. · Стиль руководства и его влияние на успех управления школой. · Организация рабочего места директора школы и ее влияние на эффективность управления. · Принципы организации помощи в инновационной деятельности молодым учителям в школе. · Инновации в образовательном процессе частной школы. · Инновации в планировании управленческой деятельности современной школы. · Традиционные и новые формы, условия управления развитием коллектива школы на всех уровнях. · Новые информационные технологии в управлении образованием. · Методы изучения передового педагогического опыта в школе. · Оптимальное оборудование кабинета истории, иностранного языка, ИЗО и черчения, биологии, химии, географии, русского языка и литературы, физики, математики, спортивного зала и др. школьных помещений. · Оптимальное оборудование учительской комнаты в школе.
Содержание портфолио (предъявляется к экзамену в оформленном виде)
1. Эссе-размышление: «Зачем нужна наука педагогика, если есть проверенная веками народная педагогика?» 2. Рабочий аппарат педагогического исследования по одной из предложенных тем. 3. Задания по профилю преподаваемого предмета, направленные на развитие различных черт творческого мышления. 4. Доклад с презентацией и эссе в рамках проблемы «Компетентностный подход в образовании». 5. Микрореферат с презентацией по одной из тем, предложенных в рамках Модуля III. 6. Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Традиционные и новые формы, условия управления развитием коллектива школы на всех уровнях».
Тесты проверки итоговых знаний [5]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.01 с.) |