И обсуждения на практических занятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И обсуждения на практических занятиях



1. Что такое компетентность? Как Вы понимаете выражение «профессиональная компетентность педагога»?

2. Охарактеризуйте структуру профессиональной компетентности бакалавра в сфере образования.

3. Ключевые образовательные компетенции по классификации А.В. Хуторского таковы: ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социально-трудовая компетенция; компетенция личностного самосовершенствования.

Попытайтесь охарактеризовать эти компетенции и привести примеры их реализации в Вашей учебной деятельности как студента-бакалавра.

· Практические задания

1) Прочтите и законспектируйте статью О.Е. Лебедева Компетентностный подход в образовании (См. Приложение 1.).

2) Составьте библиографию статей из периодических изданий по теме «Компетентностный подход в образовании»

3) Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.

4) Дискуссия по теме: «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?»

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

- презентации по вопросам №1, 2, 5 – выполняются творческими группами, состоящими из 2-3 человек;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- практические задания № 1,2,3 выполняются письменно.

Литература:

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005. – с. 216.

3. Зимняя И.А. Новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С.32-42.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под. ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – С-Пб., 2004.

5. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М. и др. – М., 2007.

6.

7. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М., 2003. – С.60-61.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997. – С. 288.

10. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. Глава 3.

11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007. Глава 3.

12. Селевко Г. Компетентности и их классификация// Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143.

13. Словарь иностранных слов. – М., 1884. – С. 241.

14. Советский энциклопедический словарь. М., 1986. – С. 614.

15. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 34-41.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. – 2003. – №5. – С.55-61.

Практическое занятие № 8

Современная концепция содержания образования

Как ориентир для анализа и выбора школьных учебников

(ЛПЗ; 2 часа)

Цель: Формировать умение дидактического анализа учебного материала школьных учебников с позиций четырехэлементного состава содержания образования; формировать умение сознательного выбора школьного учебника из предложенного набора параллельных и альтернативных учебников на основе дидактического анализа его педагогических возможностей.

Занятие проводится в форме группового проектирования, связанного с разработкой содержания фрагмента школьного учебника с позиций четырехэлементного состава содержания образования и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования в современной школе.

Опорные теоретические понятия: содержание образования, структурные элементы содержания образования, целостность содержания образования, знания, виды знаний, умения и навыки, виды умений, опыт творческой деятельности, черты творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, учебник, параллельные и альтернативные учебники, учебный материал.

· Практические задания

1. С учетом профиля факультета составьте списки имеющихся в распоряжении учителя-предметника школьных учебников и учебных пособий для учащихся какого-то конкретного класса. Используйте материалы каталогов библиотеки института и факультета.

2. С позиций современной концепции содержания образования осуществите сравнительный дидактический анализ содержания учебного материала по избранной вами крупной теме, представленной в различных школьных учебниках (параллельных и альтернативных) для одного и того же класса, отобранных вами с учетом профиля факультета. Какой из рассмотренных учебников вы предпочли бы выбрать в работе с учащимися этого класса. Свой выбор аргументируйте.

3. Изучите содержание школьных учебников по предмету с точки зрения наличия в них учебного материала, направленного на формирование учебных умений школьников. (При этом используйте перечень учебных умений, приведенный в Приложении). Сделайте вывод о развивающем потенциале учебников.

4. Разработайте фрагмент содержания школьного учебника по конкретному учебному предмету с позиций четырехэлементного состава содержания образования и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования в современной школе.

Формы контроля:

- выполнение предложенных заданий;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- практическое задание № 4 выполняется творческими группами по 3-4 человека.

Литература:

1. Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра/ Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (г. Владимир, 27-28 марта 2013) / Под ред. Е.В. Лопаткиной – Владимир: ВлГУ, 2013.

2. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.,1982. Гл.3.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М., 2007. Гл.9.

4. Журавлев И.К. Учебник в системе обучения //Современная дидактика: теория – практике. – М.,1994. – Гл.УП.

5. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1983.

Практическое занятие № 9

Методы и приемы обучения

(ЛПЗ; 2 часа)

Цель: Сформировать представление о системе общедидактических методов обучения; формировать умение проектирования способов воплощения общедидактических методов обучения в практике учебного процесса.

Занятие проводится в форме операционной игры, помогающей отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В рамках операционной игры моделируется соответствующий рабочий процесс и создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами умений соотносить любой прием обучения с соответствующим общедидактическим методом обучения и оценивать педагогические возможности используемых в практике приемов обучения.

Опорные теоретические понятия: общедидактический метод обучения, система общедидактических методов обучения, информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, прием обучения

· Практические задания

1. Разработать и провести в студенческой аудитории изучение какой-либо школьной темы:

-информационно-рецептивным методом, реализующимся в форме целостного объяснения учителя;

- методом проблемного изложения, реализующимся в форме проблемного объяснения.

2. Разработать и провести в студенческой аудитории изучение новой темы:

- информационно-рецептивным методом, реализующимся в форме объяснительно-иллюстративной беседы;

- частично-поисковым методом, реализующимся в форме эвристической беседы.

3. Упражнения студентов в технике реализации приемов обучения, обслуживающих методы и обеспечивающих их эффективность (с учетом профиля факультета).

4. Провести анализ конспектов урока с точки зрения педагогической сущности планируемых методов обучения.

Формы контроля:

- выполнение предложенных заданий;

- конспект раздела VI «Приемы обучения, реализующие общедадактические методы обучения» (по Е.Н. Селиверстовой). См. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.72.

Литература:

1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. Гл. 5.

2. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. педагогика, 1996, № 6.

3. Лернер И.Я. Учебный предмет. Тема. Урок. – М.: Знание, 1988.

4. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.72.

Практическое занятие № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.054 с.)