Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология развивающего обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(ЛПЗ; 4 часа) Цель: Формировать представление о сущности технологии развивающего обучения;формировать умение моделировать ситуации учебного процесса в логике системы развивающего обучения. Занятие проводится в форме деловой игры «Заседание учебно-методического совета», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами умений анализировать педагогические возможности школьных учебников с позиций развивающего обучения; проектировать предметные задания, соответствующие сущности системы развивающего обучения. Опорные теоретические понятия: усвоение, развитие, зона актуального развития, зона ближайшего развития, развивающее обучение как система, технология развивающего обучения, учебная задача · Практические задания 1. На основе сравнительного анализа компонентов педагогической системы составьте сопоставительную таблицу традиционного и развивающего обучения. 2. В результате просмотра видеоматериалов уроков проведите сравнительный анализ позиции учителя и учащихся, а также атмосферы, складывающейся на уроках развивающего и традиционного обучения. Сделайте вывод о характере взаимоотношений субъектов педагогического процесса и о типе активности школьников. 3. Осуществите анализ учебных текстов и заданий к ним, представленных в различных учебниках по данному учебному предмету, с точки зрения дидактических принципов, заложенных в нем. Какая педагогическая концепция воплощена в каждом конкретном учебнике? 4. Проанализируйте подходы к составлению предметных заданий в учебниках развивающего обучения. Чем эти задания отличаются от заданий, представленных в учебниках традиционного обучения? 5. Разработайте варианты заданий, воплощающих сущность педагогической системы развивающего обучения. Проанализируйте педагогические возможности данных заданий, подчеркнув их нацеленность на решение задач развития. 6. Предложенные предметные задания, воплощающие сущность традиционного обучения, измените таким образом, чтобы они стали соответствующими логике развивающего обучения. 7. К предложенным заданиям поисково-исследовательского характера разработайте варианты уровневой помощи, постепенно снижающей меру заданной трудности и тем самым способствующей переходу учащихся из зоны актуального развития в зону ближайшего развития. Формы контроля: - выполнение предложенных заданий (по микрогруппам); - сравнительная таблица традиционного и развивающего обучения. - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //педагогическая психология. – М., 1991. – С.374-390. 2. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968. или Занков Л.В. Обучение и развитие //Избр. педагогические труды. – М., 1990. 3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика, 1995, № 1. 4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1995. 5. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993. 6. Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. Гл.2. (на кафедре) 7. Селиверстова Е.Н. Школа субъектности – школа развития //Наша школа. – Владимир, 1997, №№ 2-3. 8. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979. 9. Педагогические теории и технологии. Хрестоматия Ч.1./ Под общ. Ред. Е.Н. Селиверстовой – Владимир, 2012. – Раздел 2. Практическое занятие № 13 Диалог как технология личностно ориентированного обучения (ЛПЗ; 2 часа) Цель: Формировать представление о сущности личностно ориентированного обучения и диалоге как его технологии; формировать умение моделировать ситуации учебного процесса в логике системы развивающего обучения. Занятие проводится в форме деловой игры «Открытый урок», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами умений по внешне видимым на уроке действиям учителя и ученика делать вывод о монологическом или диалогическом характере обучения; анализировать содержание учебного материала по предмету с точки зрения его возможной диалогизации; диалогической реакции учителя на реплики учащихся на уроке и вне его. Опорные теоретические понятия: диалогические отношения, монолог, диалог, диалоговая ситуация, личностный смысл, школа монолога, школа диалога, методические приемы диалогизации обучения · Практические задания 1. Используя материалы книги Курганова С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге», докажите, что диалог является технологией личностно ориентированного обучения. 2. Всякий ли разговор с учеником является примером диалоговой ситуации? Ответ мотивируйте. Что должно быть характерно для позиции учителя, чтобы общение со школьником приобрело характер диалогических отношений? Смоделируйте ситуацию диалогового общения учителя с ребенком во внеурочное время. 3. Докажите, что фрагменты уроков, приведенные в книге «От школы монолога – к школе диалога», представляют собой диалоговые ситуации. 4. В результате просмотра видеоматериалов уроков проведите сравнительный анализ особенностей речи учителя в условиях монологического и диалогического обучения. Отберите варианты речевых моделей, специфичных для монологического и диалогического обучения. 5. Проанализируйте педагогические возможности учебных программ Школы диалога культур. Используйте Приложение. 6. Проанализируйте педагогические возможности предложенных вариантов школьных предметных заданий, соответствующих сущности школы диалога. 7. Предложенные преподавателем варианты школьных предметных заданий, воплощающих сущность школы монолога, измените таким образом, чтобы они приобрели диалоговую направленность. 8. Смоделируйте диалоговую ситуацию на уроке по профилю преподаваемого предмета, используя следующие методические приемы: персонализации, драматизации, «растолковывающий» пример как контраргумент. Для примера используйте материалы книги «От школы монолога – к школе диалога» (с.37- 48). 9. На основе анализа видеоматериалов, а также печатных описаний фрагментов уроков диалогического обучения сформулируйте несколько заповедей учителя-диалогиста. Формы контроля: - выполнение предложенных заданий (по микрогруппам); - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Библер В.С. Школа диалога культур // Сов. педагогика, 1988, № 11. 2. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 3. От школы монолога – к школе диалога: К освоению идеи диалога в обучении. – Владимир, ВГПУ. 1996. МОДУЛЬ III «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» [3] Термины модуля: образование, обучение, воспитание; парадигма, гуманизация, гуманитаризация, инновации. Тема 7. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Государственно-общественный характер управления системой образования. Управление, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент. Основные признаки государственного управления. Основные признаки общественного управления. Общие принципы управления образовательными системами (демократизация и гуманизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности, объективность и полнота информации). Тема 8. Школа как образовательная система и как объект научного управления. Управление школой как образовательной системой. Системообразующие факторы образовательной системы. Социально-педагогические и временные условия функционирования образовательной системы. Структурные компоненты образовательной системы. Управленческая культура руководителя школы. Основные компоненты управленческой культуры. Повышение квалификации и аттестация работников школы. Тема 9. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными процессом. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Педагогический коллектив школы. Особенности педагогического коллектива. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Конфликты в педагогическом коллективе. Семья как специфическая педагогическая система. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Службы общешкольного управления: традиционные (педсовет, родительский комитет, ученический совет) и новые (Совет школы, Попечительский совет, Инновационный совет и др.). Тема 10. Нормативно-правовые документы в образовании. Правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере образования: «Закон РФ об образовании», «Положение об образовательном учреждении», Устав образовательного учреждения. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения. Понятие «образование» в Законе РФ «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональной образовании». Роль государственных образовательных стандартов в сохранении единого образовательного пространства в условиях многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Государственный образовательный стандарт. Характеристика образовательных уровней, установленных в РФ: основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации. Цели и основные задачи модернизации образования, сформулированные в Приоритетном национальном проекте «Образование» и образовательной инициативе «Наша новая школа». Приоритеты современной образовательной политики. Проблемы развития современной системы непрерывного профессионального образования. Цели и задачи системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонским процессом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.007 с.) |