Тема 6. Процесс обучения как дидактическая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Процесс обучения как дидактическая система.



Основные структурные элементы процесса обучения: содержание образования как цель обучения. Принципы обучения как нормативные положения, направляющие и регулирующие все важнейшие элементы дидактической системы: содержание, методы и формы организации обучения. Принципы обучения и цели обучения. Функции принципов обучения в дидактической системе.

Единство содержательной и процессуальной сторон процесса обучения. Метод обучения как способ достижения целей обучения. Многообразие методов обучения. Место методов обучения в структуре дидактической системы. Общедидактическая система методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характеристика педагогических возможностей и способов реализации каждого из общедидактических методов обучения: информационно-рецептивного (объяснительно-иллюстративного), репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов. Приемы обучения, воплощающие сущность каждого из общедидактических методов обучения. Целостность общедидактической системы методов обучения.

Форма организации обучения как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. Разнообразие форм организации обучения. Место форм организации обучения в структуре дидактической системы.

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Связь урока с другими формами организации обучения. Структура урока: структурные элементы урока и их взаимодействие в условиях целостности урока. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его целей, содержания, и места в учебном процессе. Типы уроков. Особенности урока в различных дидактических системах.

Общие и частные формы организации обучения. Сущность и педагогические возможности фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения. Групповая работа на уроке. Требования к организации групповой работы. Индивидуальная работа на уроке. Требования к организации индивидуальной работы. Единство и взаимное дополнение общих форм организации обучения.

Традиционное обучение как воплощение идей когнитивной педагогической парадигмы. Традиционное обучение как объяснительно-иллюстративный тип обучения. Усвоение учебного материала – центральное понятие в системе традиционного обучения. Усвоение знаний, умений и навыков как цель традиционного обучения. Воспроизводящая (репродуктивная) познавательная деятельность как сущностная черта позиции учащегося в традиционном обучении. Учащийся как объект процесса обучения. Специфика подхода к отбору содержания обучения в условиях традиционной дидактической системы.

Система принципов традиционного обучения. Обращенность к предметному содержанию как характеристика принципов традиционного обучения.

Характеристика позиции учителя в системе традиционного обучения. Субект-объектная модель отношений учителя и учащихся. Специфика деятельности учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях традиционного обучения.

Особенности выбора форм организации обучения в традиционной системе. Принципиальная схема построения урока в условиях традиционного обучения. Специфика сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения.

Развивающее обучение как альтернатива традиционному обучению. Психическое развитие ребенка как педагогический приоритет и основная цель развивающего обучения. Л.С. Выготский о механизме развития: переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Развивающее обучение как целостная дидактическая система, как организация педагогической среды, позволяющей ребенку стать истинным субъектом познания. Цель развивающего обучения – обеспечение каждому учащемуся условий для приобретения опыта исследовательской деятельности. Содержание развивающего обучения – система общих принципов построения своих действий в той или иной предметной области, а также соответствую­щих им, научных понятий. Соотношение процесса усвоения понятий и формирования понятий.

Исследовательская (поисковая, творческая познавательная) деятельность как важнейшая характеристика учебной активности школьников в условиях развивающего обучения. Доминирование поисковых методов обучения: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, а также организация оценки школьниками найденного способа действия. Субъект-субъектная модель отношений учителя и ученика.

Основные технологические ориентиры развивающего обучения. Учебная задача – «технологическая единица» развивающего обучения. Проблемно-развивающее обучение: сущность и способы организации. Проблема, проблемная ситуация – основные понятия проблемного обучения. Принципиальная логика развертывания проблемного обучения. Способы создания проблемной ситуации в учебном процессе.

Методическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Система принципов, ориентированных на общее развитие учащихся. Методическая система развивающего обучения В.В. Давыдова. Теория учебной деятельности как концептуальная основа развивающего обучения В.В. Давыдова.

Личностно ориентированное обучение как воплощение идей гуманистической парадигмы образования. Личностный опыт как проявление личностных функций человека (В.В. Сериков).

Цель личностно ориентированного обучения как помощь ученику в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в естественном процессе саморазвития задатков и творческого потенциала, изначально присущего ребенку, в развитии способности к жизненному самоопределению и проявлению личностного "Я". Система принципов личностно ориентированного обучения (Л.М. Фридман).

Характеристика особенностей содержания, методов и форм обучения, а также типа взаимодействия учителя и ученика в условиях личностно ориентированного обучения. Индивидуализация – сущностная характеристика личностно ориентированного обучения.

Задачный, диалоговый и игровой подходы как составляющие технологии личностно ориентированного обучения.

Тема 7. Реформа российской системы образования в свете формирования общеевропейского образовательного пространства

Сущность Болонского процесса. Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации. Ключевые положения Болонской декларации. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс.

Современная стратегия обновления и развития образования. Приоритетные направления государственной политики в сфере модернизации российского образования: формирование современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования. Мероприятия, сопровождающие реализацию приоритетных направлений развития системы образования: 1) дальнейшая информатизация системы образования; 2) создание институциональных механизмов совершенствования системы оказания образовательных услуг на территории России для иностранных учащихся; 3) создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами; 4) развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив свете присоединения Российской Федерации к Болонскому соглашению; 5) развитие системы специального образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий, нуждающихся в социально-правовой поддержке; 6) создание отраслевой пенсионной системы работников образования. Нормативное правовое обеспечение реализации приоритетных направлений развития системы образования. Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие законодательные акты Российской Федерации, обеспечивающие: 1) установление двухуровневой системы высшего профессионального образования; 2) развитие непрерывного профессионального образования; 3) привлечение работодателей к участию в образовательной политике; 4) повышение доступности высшего профессионального образования; 5) развитие процессов интеграции науки и образования.

Компетентностный подход как метод моделирования результатов образования.Компетенция как комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.005 с.)