Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение как дидактическая системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Семинар (2 часа) Цель: Сформировать понятие дидактической системы как частного случая педагогической системы; понятие о различных типах обучения (сообщающем, или традиционном, развивающем, личностно ориентированном) и их педагогических возможностях. Занятие проводится в форме деловой игры «От школы знания – к школе созидания: теория и практика», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами опыта сопоставления педагогических возможностей различных типов обучения на основе анализа различного содержательного наполнения инвариантов дидактической системы. Опорные теоретические понятия: педагогическая система, инварианты педагогической системы, дидактическая система, процесс обучения, образовательная сущность обучения, развивающая сущность обучения, воспитательная сущность обучения, тип обучения Вопросы для обсуждения: 1. Дидактическая система как частный случай педагогической системы. Характеристика инвариантов дидактической системы, их взаимосвязь. Обучение как целостность. 2. Развивающая, образовательная и воспитательная сущности обучения. Соотношение обучения и развития. 3. Тип обучения. Понятие о сообщающем (традиционном), развивающем и личностно ориентированном обучении. Педагогические возможности различных типов обучения. · Практические задания 1. Составьте (по аналогии) обобщающую таблицу, в которой отражаются изменения в целях, содержании, методах, формах организации, а также в характере взаимоотношений учителя и ученика в условиях различных дидактических систем. См. Приложение 1. 2. Смоделируйте фрагмент урока, выстроенный в логике одной из обозначенных дидактических систем. (Задание выполняется творческой группой, состоящей из 3-4 студентов.) 3. На основе анализа представленных фрагментов уроков отберите аргументы, обосновывающие принадлежность данного урока к определенной дидактической системе. 4. Как Вы относитесь к утверждению, что любое обучение развивает? Назовите наиболее важные, по Вашему мнению, организационно-педагогические условия, которые определяют возможность перехода от школы знания к школе созидания. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - презентации к подготовленным фрагментам уроков; - заполнение таблицы; - практические задания выполняются творческой группой, состоящей из 3-4 студентов. Литература: 1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.. 1982. 2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.А. Сластенин и др. – М., 1997. 3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. – М.,1997. 4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1995. 5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 6. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. педагогика, 1989, № 11. 7. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики // Педагогика, 1996, №11. 8. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009. 9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,1994, № 5.
Практическое занятие № 5 Индивидуализация и дифференциация обучения В современной школе Семинар (2 часа) Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации. Занятие проводится в форме конференции, где обсуждение и дискуссия предваряются короткими сообщениями о состоянии представляемой проблемы или результатах некоторой проведенной работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, уровневая дифференциация, профильное обучение, профильная школа Вопросы для обсуждения: 1. Понятие индивидуализации и дифференциации обучения. 2. Система форм дифференциации обучения в школе. 3. Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика. 4. Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования. · Практические задания 1. Составьте перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2010-2012 гг. Изучите содержание 2-3 статей и сделайте краткие выписки. 2. Напишите рецензию на одну из статей, размышления автора которой Вам показались наиболее интересными и убедительными. 3. Подготовьтесь к проведению конференции по теме «Дифференциация обучения – это эффективное средство его индивидуализации». 4. Разработайте варианты заданий, которые отвечали бы дифференцированному подходу в обучении. Аргументируйте свою точку зрения. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - практические задания № 1, 2 выполняются письменно; - практическое задание № 3 (конференция) выполняется всей группой устно. - практическое занятие № 4 выполняется микрогруппами по 3-4 студента. Литература: 1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 2. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. – М., 1982. – Гл.8. 3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе // Сов. педагогика. – 1990. – № 8. 4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. – №6. 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (Выдается на кафедре под документ) 6. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. – № 6.7. Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. – 2001, №16. – С.7-12. 8. Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. – № 6. 9. Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. – № 2. 10. Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. – 2002. – № 6. Практическое занятие № 6 Педагогическая оценка и самооценка В педагогическом процессе Семинар (2 часа) Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации. Занятие проводится в форме анализа видеоуроков и обсуждения педагогических ситуаций, вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить влияние самооценки школьника на его познавательную деятельность; проанализировать возможности педагогической корректировки самооценок учащихся. Опорные теоретические понятия: оценка, отметка, контроль, рефлексия, самооценка Вопросы для обсуждения: 1. Оценка и отметка в учебном процессе в их единстве и различии. 2. Оценивающая деятельность учителя на уроке как эталон оценивания и способ стимулирования рефлексии учащихся. 3. Педагогический смысл и способы организации оценочной деятельности учащихся на уроке. 4. Самооценка как личностное образование. Влияние самооценки школьника на его познавательную активность. Способы корректировки самооценки учащихся и стимулирования их самооценочных суждений в процессе познавательной деятельности. 5. Стимулирование рефлексирующей позиции учащихся на уроке.[2] 6. Педагогическая оценка в условиях разноуровневого обучения. · Практические задания 1. Опираясь на видеоматериалы уроков, проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока. 2. Проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в письменных работах учащихся. · Обсуждение педагогических ситуаций. · Задания для углубленного изучения темы. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 2000. 2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – С. 11-67. 3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. – Гл. 1У. 4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000. 5. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. 6. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968. 7. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999. 8. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.180-206. 9. Подласый, И.П. Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 2005. – С. 544-570. 10. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб, 2005. 11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – Гл. Ш. 12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 229-238. 13. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – С. 123-152.
Практическое занятие № 7 Компетентностный подход к формированию содержания образования Семинар (2 часа) Цель: Рассмотреть возможности интеграции культурологического и компетентностного подходов в отборе содержания образования. Сформировать понятие компетенции как комплексной характеристики готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Занятие проводится в форме дискуссии по теме «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?», вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить сущность компетентностного подхода в образовании и возможности его интеграции с культурологическим подходом. Опорные теоретические понятия: компетентностный подход, культурологический подход, компетентность, компетенция, ключевые образовательные компетенции Вопросы для обсуждения: 1. Сущность Болонского процесса. Ключевые положения Болонской декларации. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс. 2. Компетентностный подход: сущность и основные категории. 3. Актуальность компетентностного подхода к формированию содержания образования. 4. Отбор содержания образования на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов. 5. Компетенция как комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Обоснование совокупности ключевых компетенций, включаемых в содержание образования. · Задания для самостоятельного осмысления
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.006 с.) |