![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение как дидактическая системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Семинар (2 часа) Цель: Сформировать понятие дидактической системы как частного случая педагогической системы; понятие о различных типах обучения (сообщающем, или традиционном, развивающем, личностно ориентированном) и их педагогических возможностях. Занятие проводится в форме деловой игры «От школы знания – к школе созидания: теория и практика», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами опыта сопоставления педагогических возможностей различных типов обучения на основе анализа различного содержательного наполнения инвариантов дидактической системы. Опорные теоретические понятия: педагогическая система, инварианты педагогической системы, дидактическая система, процесс обучения, образовательная сущность обучения, развивающая сущность обучения, воспитательная сущность обучения, тип обучения Вопросы для обсуждения: 1. Дидактическая система как частный случай педагогической системы. Характеристика инвариантов дидактической системы, их взаимосвязь. Обучение как целостность. 2. Развивающая, образовательная и воспитательная сущности обучения. Соотношение обучения и развития. 3. Тип обучения. Понятие о сообщающем (традиционном), развивающем и личностно ориентированном обучении. Педагогические возможности различных типов обучения. · Практические задания 1. Составьте (по аналогии) обобщающую таблицу, в которой отражаются изменения в целях, содержании, методах, формах организации, а также в характере взаимоотношений учителя и ученика в условиях различных дидактических систем. См. Приложение 1. 2. Смоделируйте фрагмент урока, выстроенный в логике одной из обозначенных дидактических систем. (Задание выполняется творческой группой, состоящей из 3-4 студентов.) 3. На основе анализа представленных фрагментов уроков отберите аргументы, обосновывающие принадлежность данного урока к определенной дидактической системе. 4. Как Вы относитесь к утверждению, что любое обучение развивает? Назовите наиболее важные, по Вашему мнению, организационно-педагогические условия, которые определяют возможность перехода от школы знания к школе созидания. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - презентации к подготовленным фрагментам уроков; - заполнение таблицы; - практические задания выполняются творческой группой, состоящей из 3-4 студентов. Литература: 1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.. 1982. 2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.А. Сластенин и др. – М., 1997. 3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. – М.,1997. 4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1995. 5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 6. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. педагогика, 1989, № 11. 7. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики // Педагогика, 1996, №11. 8. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009. 9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,1994, № 5.
Практическое занятие № 5 Индивидуализация и дифференциация обучения В современной школе Семинар (2 часа) Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации. Занятие проводится в форме конференции, где обсуждение и дискуссия предваряются короткими сообщениями о состоянии представляемой проблемы или результатах некоторой проведенной работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, уровневая дифференциация, профильное обучение, профильная школа Вопросы для обсуждения: 1. Понятие индивидуализации и дифференциации обучения. 2. Система форм дифференциации обучения в школе. 3. Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика. 4. Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования. · Практические задания 1. Составьте перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2010-2012 гг. Изучите содержание 2-3 статей и сделайте краткие выписки.
2. Напишите рецензию на одну из статей, размышления автора которой Вам показались наиболее интересными и убедительными. 3. Подготовьтесь к проведению конференции по теме «Дифференциация обучения – это эффективное средство его индивидуализации». 4. Разработайте варианты заданий, которые отвечали бы дифференцированному подходу в обучении. Аргументируйте свою точку зрения. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - практические задания № 1, 2 выполняются письменно; - практическое задание № 3 (конференция) выполняется всей группой устно. - практическое занятие № 4 выполняется микрогруппами по 3-4 студента. Литература: 1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 2. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. – М., 1982. – Гл.8. 3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе // Сов. педагогика. – 1990. – № 8. 4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. – №6. 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (Выдается на кафедре под документ) 6. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. – № 6.7. Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. – 2001, №16. – С.7-12. 8. Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. – № 6. 9. Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. – № 2. 10. Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. – 2002. – № 6. Практическое занятие № 6 Педагогическая оценка и самооценка В педагогическом процессе Семинар (2 часа) Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации. Занятие проводится в форме анализа видеоуроков и обсуждения педагогических ситуаций, вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить влияние самооценки школьника на его познавательную деятельность; проанализировать возможности педагогической корректировки самооценок учащихся. Опорные теоретические понятия: оценка, отметка, контроль, рефлексия, самооценка Вопросы для обсуждения: 1. Оценка и отметка в учебном процессе в их единстве и различии. 2. Оценивающая деятельность учителя на уроке как эталон оценивания и способ стимулирования рефлексии учащихся. 3. Педагогический смысл и способы организации оценочной деятельности учащихся на уроке. 4. Самооценка как личностное образование. Влияние самооценки школьника на его познавательную активность. Способы корректировки самооценки учащихся и стимулирования их самооценочных суждений в процессе познавательной деятельности. 5. Стимулирование рефлексирующей позиции учащихся на уроке.[2] 6. Педагогическая оценка в условиях разноуровневого обучения. · Практические задания 1. Опираясь на видеоматериалы уроков, проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока.
2. Проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в письменных работах учащихся. · Обсуждение педагогических ситуаций. · Задания для углубленного изучения темы. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 2000. 2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – С. 11-67. 3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. – Гл. 1У. 4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000. 5. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. 6. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968. 7. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999. 8. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.180-206. 9. Подласый, И.П. Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 2005. – С. 544-570. 10. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб, 2005. 11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – Гл. Ш. 12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 229-238. 13. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – С. 123-152.
Практическое занятие № 7 Компетентностный подход к формированию содержания образования Семинар (2 часа) Цель: Рассмотреть возможности интеграции культурологического и компетентностного подходов в отборе содержания образования. Сформировать понятие компетенции как комплексной характеристики готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Занятие проводится в форме дискуссии по теме «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?», вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить сущность компетентностного подхода в образовании и возможности его интеграции с культурологическим подходом. Опорные теоретические понятия: компетентностный подход, культурологический подход, компетентность, компетенция, ключевые образовательные компетенции
Вопросы для обсуждения: 1. Сущность Болонского процесса. Ключевые положения Болонской декларации. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс. 2. Компетентностный подход: сущность и основные категории. 3. Актуальность компетентностного подхода к формированию содержания образования. 4. Отбор содержания образования на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов. 5. Компетенция как комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Обоснование совокупности ключевых компетенций, включаемых в содержание образования. · Задания для самостоятельного осмысления
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.238 (0.008 с.) |