Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия Модуля IIСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Теория обучения – составная часть педагогики. Современные технологии обучения» Практическое занятие № 2 Человек. Образование. Культура. Образование как становление культуросообразной личности Семинар (2 часа) Цель: Сформировать представление о социокультурной сущности понятия «образование». Опорные теоретические понятия: культура; образование, обучение, воспитание; индивид, субъект, личность, индивидуальность; ученик как субъект отношений и деятельности Занятие проводится в форме учебных дебатов ««Кризисные явления в образовании – это фактор его развития», в рамках которых обсуждаются вопросы, позволяющие подвести студентов к осмыслению меняющегося содержания понятия «образование», пониманию сути кризиса современной школы и путей его преодоления. Вопросы для обсуждения: 1. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования. Современная концепция содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) как педагогическая основа для преодоления кризиса в образовании. 2. Культурологический подход как методологическая основа современной педагогической мысли. Педагогическая теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина как проявление современного личностно ориентированного подхода к пониманию сущности образования. 3. Гуманизация и гуманитаризация образования как важнейшие характеристики современного образования. Направления гуманизации и гуманитаризации образования.
· Задания для самостоятельного осмысления и Обсуждения на практических занятиях 1). На основе анализа различных подходов к определению понятия «культура» выберите то, которое близко Вам. Почему культуру называют второй природой человека? 2). Раскройте суть наиболее ярких проявлений, характерных для культуросообразного и естественного (биологического, природного) способов существования человека. Приведите необходимые примеры. 3). Какое содержание следует сегодня вкладывать педагогу в понятие «культурный человек»? 4). На основе изучения учебной литературы по педагогике выпишите и сравните определения образования, предложенные различными авторами. Определите, в чем состоит источник множественности определений образования? · Практические задания: 1. Разделившись на микрогруппы, обсудите предложенные в Приложении №1 высказывания о сущности образования, выберите три наиболее понравившихся и объясните свой выбор. Отберите высказывания, с которыми Вы не согласны или не вполне согласны, и прокомментируйте их. Какие высказывания в группе вызвали наибольшие разногласия и почему? 2. Подготовьтесь к проведению в аудитории учебных дебатов на тему: «Кризисные явления в образовании – это фактор его развития». О сущности и методике проведения учебных дебатов см. в Приложении № 3. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - практические задания выполняются устно. Литература: 1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. Гл.3. (О сущности современной концепции содержания образования). – Ознакомительное чтение с краткими выписками. 2. Шор Ю.М.Человек. Образование. Культура // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.72-81. (О сущности кризиса в образовании). – Обязательно. Хрестоматия – в читальном зале (бумажный вариант) или на кафедре педагогики (электронный вариант). 3. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989. С.103-133. или Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.92-106. – По желанию. 4. Селивёрстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания. – Владимир, 2008. Гл.1. «Человек. Культура. Образование» с.12-38. – П. 2.2 «Гуманизация и гуманитаризация образования как воплощение смысла гуманистической образовательной парадигмы» – С.46-53; С.131-138 (о понятии «субъект»). – Обязательно. 5. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова. Т.1. – М., 1993. Статьи: «Гуманистическая педагогика», «Гуманитаризация образования», «Личностный подход». – Обязательно. 6. Зимняя И.А. Развитие личности // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.184-201. – Обязательно. 7. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С.206-220. – По желанию. 8. Петровский А.В. Человек. Индивид. Личность // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С. 124-143. – Обязательно. 9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // 9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.423-432. (Характеристика личностных функций). – Обязательно. 10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. – С. 249-253. – Обязательно. 11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. Ч.3 «Педагог и ученики – субъекты образовательного процесса». – С.162-172. – По желанию. 12. Круглый стол: теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.414-422. – По желанию. Практическое занятие № 3 Урок как ведущая форма обучения в современной школе: Традиции и инновации Семинар (2 часа) Цель: Сформировать представление о специфике урока как особой формы организации учебного процесса в современной школе; раскрыть педагогические возможности разнообразных подходов учителя к анализу урока. Занятие проводится в форме деловой игры « Наблюдение и анализ урока студентом-практикантом», в рамках которой у студентов-бакалавров формируются умения выделять структуру и определять тип урока; осуществлять его целостный и поаспектный анализ; выбирать (в зависимости от цели) соответствующую методику анализа урока. Опорные теоретические понятия: форма организации обучения; урок как форма организации обучения; структура урока; типы урока; инновационный урок; анализ урока; методики анализа урока Вопросы для обсуждения: 1. Понятие урока как особой формы организации обучения. Ее принципиальные отличия от других форм обучения. 2. Структура и типология урока. 3. Инновационные подходы к проведению современного урока. 4. Подходы учителя к анализу урока. Виды анализа. Методики системного и аспектного анализов урока. · Практические задания 1. На основе анализа видеоурока (конспекта) урока по профилю будущей специальности выделите его структуру и определите тип урока. 2. Используя материалы Учебного пособия Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.17-51, изучите программы и методики педагогического наблюдения и анализа урока. Оцените педагогические возможности предлагаемых программ системного, поэлементного и поаспектного наблюдения и анализа урока. 3. Используя материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/), представьте примеры инновационных подходов к проведению современного урока. Выделите специфические особенности, которые придают уроку инновационный характер. Докажите, что инновационный урок сохраняет специфику, отличающую данную форму обучения. Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - практические задания № 1, 2 выполняются устно. Литература: 1. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985. 2. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.17-51 (об анализе урока). 3. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2005. 4. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: изд-во Проспект, 2004. 5. Поташник М.М. Требования к современному уроку: Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. 6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. – М.: Высш. школа, 2007. 7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.– С.194-211.
Практическое занятие № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.01 с.) |