Ассоциативно-рефлекторная теория обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения



В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями.
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

· восприятие учебного материала;

· его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

· запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

· применение усвоенного в практической деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

· формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

· подачи учебного материала в определенной последовательности;

· демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

· применения знаний в учебных и служебных целях и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Из данных теоретических положений можно сделать следующие практические выводы:
Во-первых, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы):

· слуховые;

· зрительные;

· двигательные и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
Важно также помнить, что при восприятии учебного материала ученик может удерживать в своем внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

· выделять главное;

· использовать подчеркивание;

· использовать цвет;

· предложить обратить особое внимание и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.
Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

· доступным;

· логически взаимосвязанным;

· правильно понятым;

· актуализированным. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.
В-третьих, в процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. При этом можно использовать как произвольное, так и непроизвольное запоминание.
Забывание полученной информации у человека идет по нисходящей кривой: вначале забывание интенсивнее, чем в последующем. Следовательно, руководителю занятия необходимо предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его сообщения.
Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение:

· составление конспекта изученного;

· повторение;

· рассказ;

· объяснение;

· показ усвоенного товарищу;

· применение полученных знаний в практической деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности.
Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.
Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются:

· направленность на активизацию познавательной деятельности;

· направленность на умственное развитие учеников;

· формирование у учеников самостоятельного творческого мышления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.006 с.)