![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметная область и основные категории педагогики
Все это позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · развитие; · воспитание; · образование; · обучение. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · обучение как процесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями; · воспитание в узком смысле понимается как формирование социальных, нравственных, эстетических и других отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мере условный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органично связаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесс предполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия, соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям. · наука о воспитании (имеется в виду "воспитание" в широком смысле); · наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь "воспитание" употребляется в узком смысле). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · теорию воспитания; · дидактику. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Под дидактикой понимается теория образования и обучения. Методы педагогики Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать: · во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; · во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К методам второго типа (исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания) можно отнести, в частности, следующие: · наблюдение; · беседа и интервью (включая стандартизованное интервью); · изучение документации и продуктов деятельности учащихся; · анкетирование; · опросы; · тестирование: o тесты достижений, o личностные тесты, o интеллектуальные тесты, o тесты креативности и др.; · метод экспертных оценок; · педагогический эксперимент: o констатирующий, o формирующий, o контрольный; · количественные методы статистического анализа; · контент-анализ; · организационно-деятельностные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Отрасли педагогики В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: · возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.) · профессией, · психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Основные "ветви" древа педагогической науки следующие: · общая педагогика; · дошкольная педагогика; · педагогика общеобразовательной школы; · специальная педагогика (дефектология); · педагогика профессионально-технического и среднего специального образования; · исправительно-трудовая педагогика; · военная педагогика; · педагогика высшей школы; · история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: · теория воспитания; · теория обучения (дидактика); · теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих; · тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; · олигофренопедагогика - умственно отсталых детей; · логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.007 с.) |