Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития воспитания и педагогики. Классовый характер воспитания↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогика
Москва "Просвещение" 1978 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово к учащимся Предмет и методы педагогики Развитие, воспитание и формирование личности Содержание образования в советской школе Сущность процесса обучения Закономерности, принципы и правила обучения Методы обучения в начальных классах Формы организации учебной работы в начальных классах Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся Основные вопросы теории воспитания Ученический коллектив и его воздействие на личность учащегося Методы воспитания Нравственное воспитание и развитие личности Трудовое воспитание и развитие личности Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности Эстетическое воспитание и развитие личности Физическое воспитание и развитие личности Учитель - классный руководитель Основные вопросы школоведения Совместная работа школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения
Слово к учащимся Книга приведена с сокращениями Прошел год вашей учебы в педагогическом училище. Сделан шаг на пути к овладению педагогической профессией. Не раз каждый из вас задумывался над тем, какая она, профессия? Что нужно сделать, чтобы лучше подготовиться к ней? Учительская профессия — одна из древнейших на земле. Издавнa она считается и самой сложной. Поэтому воспитанием и обучением подрастающих поколений во все времена занимались самые знающие, опытные и способные к этому люди. Еще в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди племен. В странах Древнего Востока учителями являлись жрецы, в Древней Греции — наиболее умные и талантливые граждане, в Риме учителей назначал император из числа самых образованных, знающих чиновников. Мастерами грамоты называли талантливых учителей-самоучек на Руси. Свято чтят народы земли великого педагога Яна Коменского. Вместе с его именем вошли в жизнь привычные для нас слова урок, класс, каникулы. Он написал десятки учебников для детей и взрослых, переводившихся на многие языки мира, и всю жизнь учил людей. Торжественно отметили в 1974 г. во многих странах мира 150-летие со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. По его книгам учились родному языку все дети России. А их учителя постигали по статьям и книгам Ушинского искусство воспитания. Невозможно представить себе становление советской школы без Надежды Константиновны Крупской, Антона Семеновича Макаренко. Современного советского учителя глубоко волнует пример и смелые идеи Василия Александровича Сухомлинского. Профессию учителя считают матерью всех профессий. И это действительно так. Учитель растит будущего поэта, знаменитого ученого и космонавта, из школьных классов выходят замечательные труженики заводов и колхозных полей. Большинство из них безмерно благодарны учителю, низко кланяются ему. Любимый учитель... За что его любят школьники разных поколений? За щедрость души, справедливость, глубокую убежденность, преданность своему делу, за глубокие и разносторонние знания и умения. Заслужить любовь своих воспитанников — об этом не раз думал и каждый из вас. Ваши ученики... Станут ли они колхозниками или космонавтами, учеными или рабочими, все они с благодарностью будут вспоминать учителей, которые пробудили и сформировали в них лучшие человеческие качества. Каждый год школа принимает новых учащихся в первые классы, и каждый год ее стены покидают взрослые, сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут питомцы школы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут гражданами — это во многом зависит от учителя. Учитель первый открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, он формирует человека. Труд учителя всегда устремлен в будущее. Учитель не может не учитывать новых требований общества к людям, не может не считаться с тем, что ученики, которых он сегодня принимает в школу, не похожи на его прежних воспитанников. Они больше знают, у них более обширные запросы и потребности. И снова перед учителем встает целый комплекс разнообразных задач: как лучше познакомить новых питомцев друг с другом, на кого опереться в работе с классом, как зажечь интерес к знаниям у одних, как воспитать самостоятельность и активность у других. От уровня решения этих задач зависит успех учительского труда. Давно было замечено, что учитель нуждается в постоянном воодушевлении, в признании важности его труда со стороны общества. Советский учитель пользуется таким признанием. Уже в первые годы Советской власти Владимир Ильич Ленин писал о необходимости поставить учителя в нашей стране «на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». Этот призыв стал основой политики нашей партии и государства в работе с учительством. Многое изменилось в нашей жизни за последние десятилетия. Но постоянным и неизменным осталось глубокое уважение народа к учителю. Профессия учителя пользуется в нашей стране огромным общественным признанием. Труд учителя считается в нашей стране одним из самых почетных. Лучшие из учителей удостаиваются самого высокого звания — Героя Социалистического Труда, награждаются орденами и медалями СССР. Для учителей введены почетный знак «Отличник народного просвещения», а также почетное звание «Заслуженный учитель школы», которое присваивается Верховными Советами союзных республик. Подлинно ленинским уважением к учителю, партийной заботой о повышении его роли в воспитании юной смены проникнуто постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь, 1977). Об этом свидетельствует установление почетного звания «Народный учитель СССР». ... Эти задачи важны и почетны, но они вместе с тем сложны и ответственны. В мировой практике такие задачи никем не ставились, они существовали лишь в виде благих пожеланий и счастливых догадок. Советские учителя призваны решить их предметно и в определенный исторический срок. И хотя задача осуществления всеобщего обязательного среднего образования подготовлена всем ходом развития нашего общества, ее успешное решение будет качественно новой ступенью в развитии народного образования. Советское общество требует также, чтобы школа раскрыла творческие способности и таланты каждого воспитанника, сделала его всесторонне развитым человеком, подготовила его к свободному выбору профессии. Для этого необходимо, чтобы учитель глубоко знал и любил детей, видел те изменения, которые происходят с ними в ходе воспитания, мог целенаправленно управлять их развитием. Атмосфера высокой общественной активности советских людей благотворно влияет и на детей, которые уже с первых шагов обучения стремятся проявить свою инициативу. Разумно направить ее на выполнение нужных и полезных дел — важный путь воспитания не только добросовестного исполнителя, но и активного, инициативного организатора. Решить эту задачу может учитель — умелый организатор детей, активный участник общественной и государственной жизни. Советский учитель должен быть образцом высокой коммунистической нравственности, идейной убежденности, широкой эрудиции и культуры, глубоким знатоком и энтузиастом своего дела. Только такой учитель способен оказать влияние на детей силой своего примера. По окончании педагогического училища все вы пойдете в школу, одни и начальные, другие в средние классы. Под вашим руководством дети будут делать первые шаги на трудном пути овладения знаниями, приобретать качества будущих граждан нашего общества. Эти первые шаги для каждого из них по-своему будут трудны. Надо своевременно заметить это, прийти на помощь своим питомцам, организовать их. Успех в педагогической деятельности во многом зависит от знания педагогики. Еще на заре становления теоретической педагогики в России К. Д. Ушинский отмечал, что одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине. Н. К. Крупская, обращаясь к студентам, будущим учителям, призывала их «поднять педагогику на ту высокую ступень, на которой она должна стоять в нашей великой Родине. Педагогика, поставленная по-настоящему, — интереснейшая наука». В нашей стране делается все необходимое для того, чтобы поставить педагогику на самую высокую ступень, так как без этого немыслимо поступательное развитие советской школы, полное и глубокое осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи. В наши дни подлинные образцы в педагогическом труде, настоящее новаторство в обучении и воспитании достигается на основе передовой педагогической теории. Ею должны хорошо овладеть те, кто пополняет многомиллионную армию советских учителей. Знать воспитанника и управлять процессом его развития может учитель, глубоко изучивший психологию и педагогику. Знание педагогики необходимо как руководство к действию в решении многих педагогических задач, которые встанут перед вами с первых дней самостоятельной работы. Правильно и квалифицированно решать педагогические задачи может учитель, обладающий необходимой педагогической начитанностью, поэтому не следует ограничивать изучение педагогики материалом учебного пособия. А. С. Макаренко настоятельно рекомендовал практиковать проведение упражнений в педагогических учебных заведениях: упражнения в общении с воспитанниками, в проведении индивидуальных бесед с ними, в решении различных педагогических ситуаций, возникающих в реальном процессе воспитания. Наблюдение и анализ — первая ступень связи теории с практикой в изучении педагогики. Следующим этапом будет использование теоретических знаний в самостоятельной педагогической деятельности — активное участие каждого из вас в учебно-воспитательной работе школы. Наблюдая за работой учителя и анализируя ее, надо и самим постепенно включаться в учебно-воспитательный процесс, сначала путем выполнения отдельных поручений учителя при проведении урока, экскурсии, пионерской линейки, а затем пробовать свои силы в практическом освоении различных форм учебно-воспитательной работы. При таком изучении педагогики вы сможете приобрести не только разносторонние знания и первоначальные педагогические умения, но и поверить в то, что педагогика, активная и целеустремленная, поможет каждому из вас в решении трудных задач воспитания. Задание. Напишите сочинение на тему «Твой любимый учитель. Какими качествами он обладает». Обсудите лучшие сочинения.
Предмет и методы педагогики Мы являемся свидетелями небывалого роста значения воспитания в жизни современного общества. Ученые предвидят расширение масштабов воспитательной деятельности в жизни общества в ближайшем будущем. Наглядным подтверждением этому является массовое движение наставничества — шефства передовых кадровых рабочих и колхозников над подрастающей сменой рабочего класса и колхозного крестьянства. Это движение охватывает сейчас все отрасли народного хозяйства нашей страны. И каждый человек, занимающийся воспитанием, испытывает стремление в той иля иной степени изучить педагогику.
ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ Советская педагогика интенсивно развивается. Это обусловлено грандиозным размахом народного образования в нашей стране. В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики и ее дифференциации (расчленению, расслоению) и возникновению ряда отраслей педагогического знания.
Методы опроса За последние годы широкое распространение в педагогических исследованиях получили методы опроса. К ним относятся анкеты (форма письменного опроса) и интервью (форма устного опроса). В практике педагогических исследований интервью предшествует анкетному опросу. Методы опроса позволяют исследователю глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах, склонностях и вкусах респондентов (так называют опрашиваемых при помощи анкет или интервью). Изучение детских работ и документации учебно-воспитательных учреждений. Важное значение имеет изучение детских работ и разнообразной документации учебно-воспитательных учреждений. Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, читательских дневников, формуляров и т. д. Так, при изучении ученических тетрадей может быть получен разносторонний материал о системе работы учителя, о соотношении классной и домашней работы и др. Кроме изучения работ учащихся, проводимых учителем по своей программе, исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов, стремлений. Педагогика не всегда была в состоянии ответить на них. На этом основании сложилось и продолжает бытовать представление о педагогике только как об эмпирической (т. е. опытной) науке, о чисто прикладном характере ее выводов. На основе такой оценки характера педагогики предпринимались попытки перейти в педагогике от эмпирического этапа к теоретическому. Предлагалось, например, отвлекаясь от реального опыта, построить педагогику на базе той или иной философской системы или положить в основу развития педагогики один из методов исследования: эксперимент, сравнительный анализ воспитания и т. д. Такие попытки оказались безуспешными, так как неверной была оценка характера науки и исходные позиции авторов этих проектов. Многие теоретические выводы, содержащиеся в этих системах, сохраняют свое значение и теперь, независимо от того, в какую эпоху они создавались.
Вопросы и задания. 1. Расскажите о возникновении и основных этапах развития воспитания, школы, педагогики. ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «Век живи — век учись» — гласит народная пословица. Она зовет человека к постоянному совершенствованию своих знаний, своего образования. Образованный человек всегда вызывает восхищение окружающих. А. В. Луначарский сравнивал образованного человека с хорошим знатоком музыки. Такой человек, говорил он, слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну общую гармонию, которую мы называем человеческой культурой. И в то же время сам он играет на определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство. Луначарский настойчиво подчеркивал, что подлинное образование возможно лишь тогда, когда человек многое знает в общем, суммарно, но имеет свою специальность, в которой бы он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Но такое образование — дело всей жизни человека. Школа дает ключи к этому образованию. Что же принято понимать под содержанием образования в советской школе? Умения — способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта. Умения тесно связаны с навыками. Навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий. Человек, овладевший тем или иным навыком, работает как бы автоматически и контроль сознания в ходе выполнения им действия очень трудно заметить. Знания, умения и навыки составляют опыт личности и своеобразно в нем сочетаются. Большинство умений включает в себя знания, формируется на их основе, обогащается и за счет использования разнообразных навыков. Поэтому всякое противопоставление важнейших компонентов опыта, преувеличение или преуменьшение значения отдельных из них наносит ущерб нормальному разиитию личности. Различают общие и профессиональные знания, умения и навыки. Первые составляют общую культуру человека, вторые — его профессиональную готовность. Человек приобретает знания, умения и навыки в процессе образования. Важнейшей составной частью образования является общее образование. Оно обеспечивает учащимся знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении. Неизмеримо возрастает роль глубоких знаний в период строительства коммунизма. На базе этих знаний осуществляется формирование диалектико-материалистического мировоззрения, а также развитие познавательных сил учащихся. «Безграмотный человек стоит вне политики»,— писал В. И. Ленин. Он говорил о постоянном повышении уровня общего образования как об основе всестороннего развития человека. Линия повышения уровня общего образования является ведущей на всех этапах развития советской образовательной системы. В условиях научно-технической революции меняется значение науки для развития промышленности. Уровень и глубина научных знаний — важнейшее условие активного участия молодежи в жизни и труде нашего общества. Обладая широкой общеобразовательной и политехнической подготовкой, молодой человек получает возможность лучше определить свое место в жизни, выбрать профессию, полнее и глубже овладеть ею. В условиях научно-технической революции общее образование приобретает все большее значение для успешного овладения профессией. Последние исследования показывают, что если в начале XX столетия для успешного освоения специальности станочника было достаточно элементарной грамотности (II—IV класса), а в 20-х гг. уровня IV—VI классов, то сегодня необходимо образование в объеме VIII—X классов. Это показывает, что в наши дни всеобщее среднее образование является необходимым условием успешного выполнения молодым человеком его социальных функций. Но профессиональное образование не только основывается на базе общего и политехнического, оно, в свою очередь, обогащает их. Элементы профессиональной подготовки входят в политехническое образование, они обеспечивают жизненность политехнических знаний, связь политехнического образования с производительным трудом. Его качественное своеобразие состоит в том, что оно является: УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ Содержание школьного образования находит свое выражение в учебных планах, учебных программах и учебниках. В разных странах сложились различные принципы построения учебных планов. Советская школа и школы социалистических стран работают по предметному учебному плану, в ряда других стран, например в США, наряду с предметными используются комплексные планы. Учебный план и программа советской школы разрабатываются и утверждаются Министерством просвещения СССР и союзных республик и являются обязательными для школы. Они не могут быть изменены ни учителем, ни руководителями школы или местными органами народного образования. Известны дна способа построения программы: концентрический и линейный. При концентрическом построении учебного предмета материал, подлежащий усвоению, повторяется на более высоком теоретическом уровне. Такое расположение учебного материала противопоставляется линейному (радиальному), при котором каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения. КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Чем же рукоиодстиопптьс<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.014 с.) |