Основные этапы развития воспитания и педагогики. Классовый характер воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития воспитания и педагогики. Классовый характер воспитания



Педагогика

 

 

Москва

"Просвещение"

1978 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Слово к учащимся

Предмет и методы педагогики

Развитие, воспитание и формирование личности

Содержание образования в советской школе

Сущность процесса обучения

Закономерности, принципы и правила обучения

Методы обучения в начальных классах

Формы организации учебной работы в начальных классах

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Основные вопросы теории воспитания

Ученический коллектив и его воздействие на личность учащегося

Методы воспитания

Нравственное воспитание и развитие личности

Трудовое воспитание и развитие личности

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности

Эстетическое воспитание и развитие личности

Физическое воспитание и развитие личности

Учитель - классный руководитель

Основные вопросы школоведения

Совместная работа школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения

 

Слово к учащимся

Книга приведена с сокращениями

Прошел год вашей учебы в педагогическом училище. Сделан шаг на пути к овладению педагогической профессией. Не раз каждый из вас задумывался над тем, какая она, профессия? Что нужно сделать, чтобы лучше подготовиться к ней?

Учительская профессия — одна из древнейших на земле. Издавнa она считается и самой сложной. Поэтому воспитанием и обучением подрастающих поколений во все времена занимались самые знающие, опытные и способные к этому люди.

Еще в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди племен. В странах Древнего Востока учителями являлись жрецы, в Древней Греции — наиболее умные и талантливые граждане, в Риме учителей назначал император из числа самых образованных, знающих чиновников. Мастерами грамоты называли талантливых учителей-самоучек на Руси.

Свято чтят народы земли великого педагога Яна Коменского. Вместе с его именем вошли в жизнь привычные для нас слова урок, класс, каникулы. Он написал десятки учебников для детей и взрослых, переводившихся на многие языки мира, и всю жизнь учил людей.

Торжественно отметили в 1974 г. во многих странах мира 150-летие со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. По его книгам учились родному языку все дети России. А их учителя постигали по статьям и книгам Ушинского искусство воспитания.

Невозможно представить себе становление советской школы без Надежды Константиновны Крупской, Антона Семеновича Макаренко. Современного советского учителя глубоко волнует пример и смелые идеи Василия Александровича Сухомлинского.

Профессию учителя считают матерью всех профессий. И это действительно так. Учитель растит будущего поэта, знаменитого ученого и космонавта, из школьных классов выходят замечательные труженики заводов и колхозных полей. Большинство из них безмерно благодарны учителю, низко кланяются ему.

Любимый учитель... За что его любят школьники разных поколений? За щедрость души, справедливость, глубокую убежденность, преданность своему делу, за глубокие и разносторонние знания и умения.

Заслужить любовь своих воспитанников — об этом не раз думал и каждый из вас.

Ваши ученики... Станут ли они колхозниками или космонавтами, учеными или рабочими, все они с благодарностью будут вспоминать учителей, которые пробудили и сформировали в них лучшие человеческие качества.

Каждый год школа принимает новых учащихся в первые классы, и каждый год ее стены покидают взрослые, сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут питомцы школы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут гражданами — это во многом зависит от учителя. Учитель первый открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, он формирует человека. Труд учителя всегда устремлен в будущее. Учитель не может не учитывать новых требований общества к людям, не может не считаться с тем, что ученики, которых он сегодня принимает в школу, не похожи на его прежних воспитанников. Они больше знают, у них более обширные запросы и потребности. И снова перед учителем встает целый комплекс разнообразных задач: как лучше познакомить новых питомцев друг с другом, на кого опереться в работе с классом, как зажечь интерес к знаниям у одних, как воспитать самостоятельность и активность у других. От уровня решения этих задач зависит успех учительского труда.

Давно было замечено, что учитель нуждается в постоянном воодушевлении, в признании важности его труда со стороны общества. Советский учитель пользуется таким признанием.

Уже в первые годы Советской власти Владимир Ильич Ленин писал о необходимости поставить учителя в нашей стране «на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».

Этот призыв стал основой политики нашей партии и государства в работе с учительством. Многое изменилось в нашей жизни за последние десятилетия. Но постоянным и неизменным осталось глубокое уважение народа к учителю. Профессия учителя пользуется в нашей стране огромным общественным признанием. Труд учителя считается в нашей стране одним из самых почетных. Лучшие из учителей удостаиваются самого высокого звания — Героя Социалистического Труда, награждаются орденами и медалями СССР. Для учителей введены почетный знак «Отличник народного просвещения», а также почетное звание «Заслуженный учитель школы», которое присваивается Верховными Советами союзных республик. Подлинно ленинским уважением к учителю, партийной заботой о повышении его роли в воспитании юной смены проникнуто постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь, 1977). Об этом свидетельствует установление почетного звания «Народный учитель СССР».

... Эти задачи важны и почетны, но они вместе с тем сложны и ответственны. В мировой практике такие задачи никем не ставились, они существовали лишь в виде благих пожеланий и счастливых догадок. Советские учителя призваны решить их предметно и в определенный исторический срок. И хотя задача осуществления всеобщего обязательного среднего образования подготовлена всем ходом развития нашего общества, ее успешное решение будет качественно новой ступенью в развитии народного образования.
Многолетний опыт работы советской школы показывает, что довести всех детей до высокого уровня образования может учитель-мастер, настоящий воспитатель, который пробуждает у школьников стремление и умение самим приобретать знания.

Советское общество требует также, чтобы школа раскрыла творческие способности и таланты каждого воспитанника, сделала его всесторонне развитым человеком, подготовила его к свободному выбору профессии. Для этого необходимо, чтобы учитель глубоко знал и любил детей, видел те изменения, которые происходят с ними в ходе воспитания, мог целенаправленно управлять их развитием.

Атмосфера высокой общественной активности советских людей благотворно влияет и на детей, которые уже с первых шагов обучения стремятся проявить свою инициативу. Разумно направить ее на выполнение нужных и полезных дел — важный путь воспитания не только добросовестного исполнителя, но и активного, инициативного организатора. Решить эту задачу может учитель — умелый организатор детей, активный участник общественной и государственной жизни.

Советский учитель должен быть образцом высокой коммунистической нравственности, идейной убежденности, широкой эрудиции и культуры, глубоким знатоком и энтузиастом своего дела. Только такой учитель способен оказать влияние на детей силой своего примера.

По окончании педагогического училища все вы пойдете в школу, одни и начальные, другие в средние классы. Под вашим руководством дети будут делать первые шаги на трудном пути овладения знаниями, приобретать качества будущих граждан нашего общества. Эти первые шаги для каждого из них по-своему будут трудны. Надо своевременно заметить это, прийти на помощь своим питомцам, организовать их.

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от знания педагогики. Еще на заре становления теоретической педагогики в России К. Д. Ушинский отмечал, что одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине. Н. К. Крупская, обращаясь к студентам, будущим учителям, призывала их «поднять педагогику на ту высокую ступень, на которой она должна стоять в нашей великой Родине. Педагогика, поставленная по-настоящему, — интереснейшая наука».

В нашей стране делается все необходимое для того, чтобы поставить педагогику на самую высокую ступень, так как без этого немыслимо поступательное развитие советской школы, полное и глубокое осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи.

В наши дни подлинные образцы в педагогическом труде, настоящее новаторство в обучении и воспитании достигается на основе передовой педагогической теории. Ею должны хорошо овладеть те, кто пополняет многомиллионную армию советских учителей. Знать воспитанника и управлять процессом его развития может учитель, глубоко изучивший психологию и педагогику. Знание педагогики необходимо как руководство к действию в решении многих педагогических задач, которые встанут перед вами с первых дней самостоятельной работы.

Правильно и квалифицированно решать педагогические задачи может учитель, обладающий необходимой педагогической начитанностью, поэтому не следует ограничивать изучение педагогики материалом учебного пособия.
Существенно обогатит ваши знания изучение трудов пидающихся советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, знакомство с последними достижениями советской педагогики, с практикой работы В. А. Сухомлинского. Педагогические знания могут стать руководством к действию при условии связи изучения теоретического материала с наблюдением и анализом различных сторон работы школы, учителя. В ходе такого изучения вы приобретете умение подмечать лучшее в работе учителя, анализировать передовой опыт. Это даст возможность яснее, нагляднее представить себе сложную технику педагогического труда.

А. С. Макаренко настоятельно рекомендовал практиковать проведение упражнений в педагогических учебных заведениях: упражнения в общении с воспитанниками, в проведении индивидуальных бесед с ними, в решении различных педагогических ситуаций, возникающих в реальном процессе воспитания.

Наблюдение и анализ — первая ступень связи теории с практикой в изучении педагогики. Следующим этапом будет использование теоретических знаний в самостоятельной педагогической деятельности — активное участие каждого из вас в учебно-воспитательной работе школы. Наблюдая за работой учителя и анализируя ее, надо и самим постепенно включаться в учебно-воспитательный процесс, сначала путем выполнения отдельных поручений учителя при проведении урока, экскурсии, пионерской линейки, а затем пробовать свои силы в практическом освоении различных форм учебно-воспитательной работы.

При таком изучении педагогики вы сможете приобрести не только разносторонние знания и первоначальные педагогические умения, но и поверить в то, что педагогика, активная и целеустремленная, поможет каждому из вас в решении трудных задач воспитания.

Задание. Напишите сочинение на тему «Твой любимый учитель. Какими качествами он обладает». Обсудите лучшие сочинения.

 

 

Предмет и методы педагогики

Мы являемся свидетелями небывалого роста значения воспитания в жизни современного общества. Ученые предвидят расширение масштабов воспитательной деятельности в жизни общества в ближайшем будущем. Наглядным подтверждением этому является массовое движение наставничества — шефства передовых кадровых рабочих и колхозников над подрастающей сменой рабочего класса и колхозного крестьянства. Это движение охватывает сейчас все отрасли народного хозяйства нашей страны. И каждый человек, занимающийся воспитанием, испытывает стремление в той иля иной степени изучить педагогику.
Термин педагогика древнегреческого происхождения. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием и имеющих для этого специальную подготовку.
Долгое время педагогику определяли только как науку о воспитании подрастающих поколений. Для такого определения имелись два основания: значение самого термина педагогика, а также развитие практики воспитания. Ведь вплоть до второй половины XIX в. детям трудящихся было доступно лишь начальное образование, да и то в очень ограниченных масштабах. И педагогика занималась изучением вопросов воспитания детей и юношества. Однако жизнь показала, что ее общие принципы относятся не только к воспитанию детей, но и к воспитанию взрослых.
В последнее время педагогику определяют как науку о воспитании, образовании и обучении подрастающих поколений и взрослых людей.

 

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Советская педагогика интенсивно развивается. Это обусловлено грандиозным размахом народного образования в нашей стране. В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики и ее дифференциации (расчленению, расслоению) и возникновению ряда отраслей педагогического знания.
Процесс дифференциации педагогики идет в основном по двум путям: по отношению к воспитанию людей различных возрастных групп и по профилю, или виду, воспитания и образования.
В современной советской педагогике складываются следующие отрасли:
1. общая педагогика, изучающая воспитание и его закономерности, значимые для воспитания человека любого возраста и в любой сфере воспитания.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека и различные возрастные периоды. В нашей стране успешно развивается дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика взрослых.
3. Педагогика профессионального образования, высшей школы, военная педагогика, педагогика детских и юношеских организаций, семейная педагогика и т. д.
4. Методика обучения различным учебным предметам — языку, математике, истории и др.
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. Она помогает учителю правильно ориентироваться в различных системах воспитания, предвидеть пути его развития.
6. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: а) сурдопедагогику - педагогику обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих; б) тифлопедагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих; в) олигофренопедагогику, которая исследует закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Обучение этих категорий детей проводится в специальных учебных заведениях, чтобы с учетом недостатков в развитии подготовить их к жизни в нашем обществе.

 

Методы опроса

За последние годы широкое распространение в педагогических исследованиях получили методы опроса. К ним относятся анкеты (форма письменного опроса) и интервью (форма устного опроса). В практике педагогических исследований интервью предшествует анкетному опросу.
При проведении опросов большое значение имеет формулировка вопросов. Общим требованием к построению анкет и интервью является соответствие их задаче исследования. Вопросы в анкетах и интервью бывают трех типов:
открытые, когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;
закрытые, когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

Методы опроса позволяют исследователю глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах, склонностях и вкусах респондентов (так называют опрашиваемых при помощи анкет или интервью).

Изучение детских работ и документации учебно-воспитательных учреждений.

Важное значение имеет изучение детских работ и разнообразной документации учебно-воспитательных учреждений. Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, читательских дневников, формуляров и т. д. Так, при изучении ученических тетрадей может быть получен разносторонний материал о системе работы учителя, о соотношении классной и домашней работы и др. Кроме изучения работ учащихся, проводимых учителем по своей программе, исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов, стремлений.
Большой и разносторонний материал может быть получен исследователем путем изучения документации учебно-воспитательных учреждений: планов работы учителей, воспитателей, руководителей школы, отчетов органов народного образования, классных журналов и других материалов. Данные, полученные в ходе изучения документов, могут послужить в качестве исходного материала для определенных научных выводов и обобщений. В некоторых случаях эти данные служат источником для постановки научной проблемы и проведения ее исследования.
Так, при анализе неуспеваемости в школах нельзя не заметить, что наибольшее число неуспевающих составляют ученики V—VII классов. Большинство неуспевающих учеников — мальчики-подростки. Эти данные заставляют исследователей сконцентрировать свои усилия на изучении причин неуспеваемости среди них. Такая постановка вопроса позволяет изучить его с большей глубиной, вскрыть причины неуспеваемости и дать необходимые научные рекомендации по организации учебного процесса с этой категорией школьников.
Метод сравнительного анализа воспитания в различных странах мира Сравнительный анализ воспитания в различных странах мира давно использовался в качестве метода исследования. Сформировалась целая отрасль педагогики — сравнительная педагогика.
Жизнь, общественная практика ставят перед педагогикой все новые задачи и требуют их решения.

Педагогика не всегда была в состоянии ответить на них. На этом основании сложилось и продолжает бытовать представление о педагогике только как об эмпирической (т. е. опытной) науке, о чисто прикладном характере ее выводов. На основе такой оценки характера педагогики предпринимались попытки перейти в педагогике от эмпирического этапа к теоретическому. Предлагалось, например, отвлекаясь от реального опыта, построить педагогику на базе той или иной философской системы или положить в основу развития педагогики один из методов исследования: эксперимент, сравнительный анализ воспитания и т. д.

Такие попытки оказались безуспешными, так как неверной была оценка характера науки и исходные позиции авторов этих проектов.
Попытки сделать педагогику сугубо теоретической наукой предпринимаются и в наши дни. Сторонники такого подхода считают, что педагогика может стать сугубо строгой теорией за счет использования методов математики и кибернетики (науки об управлении). Сторонникам такого подхода необходимо прежде всего иметь в виду, что педагогика возникла и продолжает развиваться не только как прикладная, но и как теоретическая наука. Все значительные педагогические системы строились на основе сочетания опытного и теоретического пути, на основе исследования. И именно поэтому они выдержали испытание временем.

Многие теоретические выводы, содержащиеся в этих системах, сохраняют свое значение и теперь, независимо от того, в какую эпоху они создавались.
Н. К. Крупская называла педагогику наукой общественной. Сила педагогики состоит прежде всего в упрочении ее связи с марксистско-ленинской идеологией, а пробным камнем ее выводов является практика миллионов советских людей, осуществляющих в нашей стране воспитание человека.

 

Вопросы и задания.

1. Расскажите о возникновении и основных этапах развития воспитания, школы, педагогики.
2. Назовите выдающихся педагогов прошлого. Подготовьте сообщение об их вкладе в развитие педагогики и в усовершенствование практики воспитания.
3. Познакомьтесь по хрестоматии с отрывками из произведений выдающихся педагогов о значении педагогики в деятельности учителя (по указанию преподавателя). Дайте оценку отдельным высказываниям.
4. Как проходил процесс становления советской педагогики? Расскажите о роли В. И. Ленина и его учения в становлении и развитии советской педагогики.
5. Расскажите о вкладе Н. К. Крупской и А. В. Луначарского в развитие советской школы и педагогики.
6. Какую роль сыграл А. С. Макаренко в развитии советской педагогики?
7. Докажите, что советская педагогика является новым этапом развития педагогики.
8. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий.
9. Зачем учителю необходимо знать методы педагогических исследований? Как он может их использовать в своей педагогической деятельности?
10. Какими методами может воспользоваться учитель для изучения вопроса об отношении учащихся к учению? Оцените возможности каждого из предлагаемых методов.

ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«Век живи — век учись» — гласит народная пословица. Она зовет человека к постоянному совершенствованию своих знаний, своего образования. Образованный человек всегда вызывает восхищение окружающих. А. В. Луначарский сравнивал образованного человека с хорошим знатоком музыки. Такой человек, говорил он, слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну общую гармонию, которую мы называем человеческой культурой. И в то же время сам он играет на определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство. Луначарский настойчиво подчеркивал, что подлинное образование возможно лишь тогда, когда человек многое знает в общем, суммарно, но имеет свою специальность, в которой бы он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Но такое образование — дело всей жизни человека. Школа дает ключи к этому образованию.

Что же принято понимать под содержанием образования в советской школе?
Содержание образования — это точно очерченный объем знаний, умений, навыков, являющихся основой для всестороннего развития учащихся и формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения.
Под термином знания понимается целостная система научных понятий о законах развития природы, общества и мышления, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей деятельности и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира. Основы знаний, необходимые молодому поколению для приобщения к жизни общества и дальнейшего совершенствования знаний в жизни, составляют фундамент содержания образования.

Умения — способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта. Умения тесно связаны с навыками.

Навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий. Человек, овладевший тем или иным навыком, работает как бы автоматически и контроль сознания в ходе выполнения им действия очень трудно заметить. Знания, умения и навыки составляют опыт личности и своеобразно в нем сочетаются. Большинство умений включает в себя знания, формируется на их основе, обогащается и за счет использования разнообразных навыков. Поэтому всякое противопоставление важнейших компонентов опыта, преувеличение или преуменьшение значения отдельных из них наносит ущерб нормальному разиитию личности. Различают общие и профессиональные знания, умения и навыки. Первые составляют общую культуру человека, вторые — его профессиональную готовность. Человек приобретает знания, умения и навыки в процессе образования.

Важнейшей составной частью образования является общее образование. Оно обеспечивает учащимся знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении. Неизмеримо возрастает роль глубоких знаний в период строительства коммунизма. На базе этих знаний осуществляется формирование диалектико-материалистического мировоззрения, а также развитие познавательных сил учащихся.

«Безграмотный человек стоит вне политики»,— писал В. И. Ленин. Он говорил о постоянном повышении уровня общего образования как об основе всестороннего развития человека. Линия повышения уровня общего образования является ведущей на всех этапах развития советской образовательной системы.

В условиях научно-технической революции меняется значение науки для развития промышленности. Уровень и глубина научных знаний — важнейшее условие активного участия молодежи в жизни и труде нашего общества.
Общее образование, которое обеспечивает своим питомцам наша советская школа, обладает рядом существенных особенностей. Прежде всего оно наиболее полно и точно отражает научное и практическое знание человечества, является действительно всесторонним. В нем органически сочетаются знания о природе, обществе и человеческом мышлении, достигается гармония между гуманитарным и естественным образованием, в одинаковой мере необходимым для выполнения человеком профессиональных и других социальных функций.
Общее образование в советской школе отличается и тем, что составляет неразрывное единство с политехническим. Единство общего и политехнического образования обеспечивает учащимся знания об основах современного производства, его экономике и организации, преимуществах нашей социалистической системы хозяйства перед капиталистической.
Политехнизация обеспечивает связь всего образования с трудом и позволяет дать подрастающему человеку не только широкие, действительно универсальные знания, но и разносторонние умения и навыки. Общее и политехническое образование является основой для получения профессионального образования, оно включает в себя систему знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. Это его важнейший аспект. Однако успешная работа в той или иной сфере деятельности требует определенных склонностей, качеств личности, которые нужно формировать. Так, издавна считалось, что для успеха в педагогической деятельности, кроме четкой идеологической позиции и широкой эрудиции, нужно любить детей, самому быть любознательным и обладать целым рядом других качеств.

Обладая широкой общеобразовательной и политехнической подготовкой, молодой человек получает возможность лучше определить свое место в жизни, выбрать профессию, полнее и глубже овладеть ею. В условиях научно-технической революции общее образование приобретает все большее значение для успешного овладения профессией. Последние исследования показывают, что если в начале XX столетия для успешного освоения специальности станочника было достаточно элементарной грамотности (II—IV класса), а в 20-х гг. уровня IV—VI классов, то сегодня необходимо образование в объеме VIII—X классов. Это показывает, что в наши дни всеобщее среднее образование является необходимым условием успешного выполнения молодым человеком его социальных функций.

Но профессиональное образование не только основывается на базе общего и политехнического, оно, в свою очередь, обогащает их. Элементы профессиональной подготовки входят в политехническое образование, они обеспечивают жизненность политехнических знаний, связь политехнического образования с производительным трудом.
С переходом ко всеобщему среднему образованию в нашей стране создаются все более благоприятные условия для тесной связи общего, политехнического и профессионального образования в различных типах школ.
Общее и политехническое образование, осуществляемое в СССР и других социалистических странах, и его теория представляют собой качественно новую ступень в развитии народного образования и мировой педагогической мысли.

Его качественное своеобразие состоит в том, что оно является:
важнейшим орудием создания нового общественного строя, свободного от эксплуатации человека человеком;
одним из средств устранения противоположности между умственным и физическим трудом;
средством вооружения учащихся подлинно научными знаниями, формирующими научную картину мира и научное мировоззрение;
основой воспитания всего подрастающего поколения в духе новой, коммунистической нравственности.
Общее и политехническое образование позволяет преодолеть свойственные буржуазной школе отрыв знаний от жизни и труда, упрощенчество и обеспечить сознательное усвоение учащимися советской школы систематических знаний на основе тесной связи с жизнью, активизации их познавательных способностей и творческих потенций.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ

Содержание школьного образования находит свое выражение в учебных планах, учебных программах и учебниках.
Учебный план советской школы — это государственный документ, определяющий состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения по годам обучения, количество уроков, отводимых на каждый предмет (за год и учебную неделю), а также устанавливающий структуру учебного года.

В разных странах сложились различные принципы построения учебных планов. Советская школа и школы социалистических стран работают по предметному учебному плану, в ряда других стран, например в США, наряду с предметными используются комплексные планы.
В соответствии с учебным планом разрабатываются учебные программы. Учебная программа — это государственный документ, в котором определены содержание учебного предмета, система и объем знаний, умений и навыков для каждого года обучения, порядок и последовательность изучения данного учебного предмета.

Учебный план и программа советской школы разрабатываются и утверждаются Министерством просвещения СССР и союзных республик и являются обязательными для школы. Они не могут быть изменены ни учителем, ни руководителями школы или местными органами народного образования.

Известны дна способа построения программы: концентрический и линейный. При концентрическом построении учебного предмета материал, подлежащий усвоению, повторяется на более высоком теоретическом уровне. Такое расположение учебного материала противопоставляется линейному (радиальному), при котором каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения.
Концентрический способ положен и основу построения начального обучения. В начальных классах детям даются знания, умения и навыки, подготавливающие их к систематическому и более глубокому обучению основам наук.
Одной из ближайших задач дальнейшего совершенствования содержания образования явится разработка программ, построенных по линейному способу. Такая программа позволила бы компактнее расположить учебный материал и сэкономить время, затрачиваемое на периодическое возвращение к изучаемому материалу. Последовательное осуществление всеобщего среднего образования в нашей стране явится важной предпосылкой успешного решения этой задачи.
На основе учебного плана и программы по каждому предмету составляются учебники, в которых в определенной системе излагается содержание учебного предмета.
С учетом передовых традиций русской педагогики в советской педагогике сложилась стройная теория построения учебника, были сформулированы основные дидактические требования к нему.
1. Материал учебника должен соответствовать современному уровню науки и способствовать формированию коммунистического мировоззрения учащихся.
2. Содержание учебника, расположение глав строится с учетом программы по данному предмету. Большое значение имеет внутренняя цельность глав, каждая из них должна представлять собой законченную ступень в системе знаний по предмету.
3. Изложение материала в учебнике отличается логичностью, стройностью. Каждый наиболее значительный раздел или глава учебника заканчивается вопросами или заданиями.
4. Важным требованием к учебнику является точное следование принципу связи теории с практикой. Такое построение учебника позволяет преодолеть формализм в обучении, наталкивает учащихся на сознательное овладение учебным материалом. При изложении учебного материала полезно применять разнообразные приемы, заставляющие учащихся сравнивать, прослеживать развитие того или иного явления, т. е. активно мыслить.
5. Все определения, выводы, формулировки, подлежащие запоминанию, в учебниках выделяются. В учебниках для начальной школы содержатся и прямые указания учащимся, например такого типа: прочти и запомни, перепиши в тетрадь, прочти и расскажи товарищам на сборе и т. д.
6. Не менее важное значение имеет оформление. Учебники должны быть хорошо оформлены, снабжены продуманными и тщательно подобранными иллюстрациями. Хорошо подобранные выразительные иллюстрации усиливают познавательные и воспитательные функции текста. Большое значение имеет и система гигиенических требований к учебникам: правильная дозировка учебного материала, четкость печати, размеры шрифта и др.
Под влиянием все более усложняющейся системы обучения, отказа от догматических методов обучения, повышения развивающего и воспитывающего значения учебного процесса происходят существенные изменения как в построении учебников, так и в самой теории учебника.
Лучшие современные учебники органически сочетают в себе тесно взаимосвязанные элементы собственно учебника (систематическое изложение основ наук), рабочей книги, тетради (вопросы, задания), сборника учебных материалов (документы, литературные тексты) и, наконец, справочника (терминологические словари, таблицы и др.).
Издательство «Просвещение» осуществляет одновременную разработку и издание учебно-методических комплексов, состоящих из учебника, разнообразных средств к нему (пластинки, карты и др.), пособий для учителя, в которых изложены методические основы и рекомендации об организации учебного процесса по ныне действующим программам и учебникам.
Наличие учебно-методических комплексов позволяет донести до каждого учителя современные идеи в области психологии и педагогики и реализовать их в учебно-воспитательном процессе школы.
В соответствии с новой Конституцией СССР ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ». Предусматривается осуществить переход на бесплатное пользование учебниками в течение 1978—1983 гг. Полным тиражом учебники будут издаваться один раз в 4 года с последующей допечаткой необходимого количества учебников.
Букварь решено выпускать ежегодно и оставлять его первоклассникам как память о первых шагах их учебы. Этому решению предшествовал многолетний опыт бесплатного пользования учебниками в ряде республик и областей нашей страны. В школах Эстонской ССР, например, в каждом учебнике есть вклейка с обращением, призывающим школьников бережно относиться к учебнику, там же указаны фамилии тех, кто пользовался учебником, и выставлены оценки за сохранность книги. Такие обращения есть сейчас во всех выходящих учебниках и в РСФСР.
Постановление о бесплатном пользовании учебниками является важным шагом на пути осуществления всеобщего среднего образования. Оно будет способствовать дальнейшему повышению уровня учебно-воспитательной работы школы, воспитанию бережного отношения к книге.

КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.033 с.)