Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие, воспитание и формирование личности

Поиск

Общество осуществляет всестороннее развитие личности. Эта задача может быть успешно решена при условии глубокого изучения того, что накоплено наукой по проблеме развития растущего человека. Она уже давно находится в центре внимания многих наук: возрастной физиологии, психологии и педагогики, социологии и др.
Марксистско-ленинская наука рассматривает развитие как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, процесс обновления, рождения нового и отмирания старого. Борьба противоположных начал — источник развития.
Советская психология и педагогика включают в понятие развитие процессы роста и созревания организма, которые протекают в тесной взаимосвязи с психическим развитием, влияют на него, но не определяют формирование человека как личности.
Развитие личности — это и процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах.
Развитие и совершенствование личности, особенно в детские и юношеские годы, происходят главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, насколько воспитание учитывает закономерности развития. Таким образом, между воспитанием и развитием существует двусторонняя связь. Поэтому важно глубже рассмотреть закономерности развития личности.
Марксистско-ленинская наука считает неверным механическое перенесение буржуазными учеными данных генетики на духовное развитие человека, так как сам характер наследственных задатков и их проявление у животных и человека различны.
Животные наследуют определенную программу действий. Она передается без изменения из поколения в поколение. Поэтому птицы разных поколений вьют одинаковые гнезда, кроты или ежи роют одинаковые норы.
Человек наследует структуру мозга. Находясь в обществе, он вступает с людьми в многообразные отношения, осваивает опыт предшествующих поколений, совершенствует его, развивается как личность. Таким образом, человек постоянно изменяет характер своей деятельности и ее условия, а вместе с ними изменяется и сам.
Классики марксизма-ленинизма дали яркую картину подлинного расцвета личности в условиях строительства социализма и коммунизма. Их прогнозы полностью подтвердились. Освобождение человека от капиталистической эксплуатации, небывалый размах образования привели к существенным качественным изменениям в структуре личности. Показателем этого является рост духовных потребностей советских людей. Наш народ по праву считается самым читающим народом в мире. Советские люди любят хорошие книги, содержательные статьи, интересные кинофильмы, высокохудожественные произведения изобразительного искусства. Они предъявляют все новые требования к качеству образования.
Биологический фактор. Родившийся ребенок — это живой организм, он растет и развивается по законам, изучаемым биологией, анатомией и физиологией. Он получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений, особенности руки как орудия труда и познания, органов речи, а также структуру мозга.
Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов (1849—1936), разработавший учение о типах нервной деятельности, убедительно показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей.
Исследованиями установлено, что типологические особенности влияют на формирование свойств личности, но не определяют их. Под влиянием условий жизни и воспитания на основе одних и тех же типов нервной системы можно сформировать различные характеры, и наоборот, на основе различных типов нервной системы — одинаковые характеры.
Однако совершенствование типа нервной системы, формирование характера не одноактный процесс. Нужна целая система работы, включающая разъяснение, контроль, упражнение, самоконтроль, стремление самой личности к совершенствованию.
Вся эта работа может быть успешно осуществлена при условии глубокого изучения воспитателями типологических особенностей нервной системы детей и учета их в определении программы воспитания и при выборе средств и методов воздействия на детей. Наследственность играет определенную роль в формировании особых видов одаренности, например в области искусства. Но развитие задатков, формирование способностей и таланта как высокой степени одаренности в том или ином виде деятельности зависят от воспитания, от пробуждения у личности глубокого интереса к своему делу. М. Горький одаренность человека образно называл искрой, которая может и погаснуть и разгореться. Единственным способом заставить эту искру разгореться ярким пламенем является труд, требовательность к себе.
Проявляя заботу об общем развитии детей, воспитатели должны замечать проявление склонностей и способностей у детей, трезво их оценивать и содействовать развитию.
Среда. Под средой подразумевают общество, в котором живет ребенок. Общественный строй, политика господствующих классов оказывают большое влияние на формирование стремлений, идеалов детей. Среда — это и непосредственное окружение ребенка, его семья, коллектив, в котором он воспитывается и учится, а также условия его жизни: квартира, питание, окружающие ребенка вещи. В нашей стране созданы исключительно благоприятные условия жизни детей. Государство и общество заботятся об организации их досуга, отдыха. Для детей издается огромное количество книг. Наша советская действительность, творческий труд нашего народа, в котором посильное участие принимают и дети, формируют у них благородные стремления.
Большое влияние на детей оказывает их непосредственное окружение: семья, школа, пионерская и комсомольская организации, товарищи и друзья. Общение с окружающими ребенка людьми является важным условием его развития. Известный советский психолог Л. С. Выготский (1896—1934) утверждал, что ребенок с момента рождения является существом социальным, общественным. Особенно большое значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми. У них он перенимает необходимые для жизни знания и опыт. В процессе общения с окружающими у ребенка формируется потребность в людях, которая становится важнейшим источником его разностороннего развития.
Общество и непосредственное окружение могут согласованно влиять на ребенка. Но так бывает не всегда. Между этими влияниями могут возникать как отдельные частные несоответствия, так и полная противоположность.
Характер любого влияния среды зависит от богатства личности, от ее потребностей и стремлений. В случаях явно неблагоприятного влияния на воспитанника окружающих его людей учитель обращается к общественности и органам власти, с тем чтобы изъять ребенка из этой среды.

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Советская психология и педагогика исходят из признания ведущей роли воспитания в развитии личности.
Основой психического развития является развитие нервной системы и особенно ее высшего отдела — коры больших полушарий головного мозга. Оно протекает в процессе непрерывного и взаимодействия человека с окружающей средой. Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью, обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию психической деятельности.
Советская психология и педагогика придают особое значение исследованию процесса совершенствования психики в детском и юношеском возрасте под влиянием воспитания и направляют свои усилия на поиски путей более интенсивного развития детей в процессе их воспитания и обучения.
Важнейшими условиями развития детей являются общение и деятельность. Ребенок при помощи взрослых вступает с самого раннего возраста в многообразные отношения с внешним миром. Под руководством взрослых (родителей, воспитателей, старших членов семьи) он овладевает речью, первоначальными нормами поведения, включается в разнообразные формы деятельности. Причем оказывается, что различные виды деятельности имеют неодинаковое значение для развития детей в тот или иной возрастной период. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев пишет, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности.
В период дошкольного детства основным видом деятельности детей является игра. В играх расширяется кругозор ребенка, развиваются его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), начинают формироваться черты характера и нравственные качества.
Наряду с игрой определенное значение в жизни дошкольника приобретает трудовая деятельность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его первоначальными умениями и навыками, формируют нравственные и волевые качества. Учитывая возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто сочетают трудовые занятия с игрой.
Введение элементов игры в трудовую деятельность детей повышает у них интерес к труду, стимулирует их активность, усиливает воспитательное воздействие трудовых занятий на детей.
С поступлением ребенка в школу одним из основных видов деятельности становится учение. Оно неизмеримо расширяет кругозор детей, обеспечивает формирование понятий, способствует их углублению и уточнению. В ходе обучения школьники овладевают способами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, бесед со взрослыми. В ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится все более мощным стимулом их разностороннего развития.
В период обучения в школе все большее значение приобретает трудовая деятельность. Ее содержание и характер претерпевают существенные изменения. Будучи связана с обучением, трудовая деятельность повышает эффективность обучения и становится важным средством подготовки молодежи к жизни. В элементарной форме она встречается уже в дошкольном возрасте (помощь при сервировке стола, наблюдение за умыванием детей). Формирование растущего человека как гражданина, строителя коммунизма осуществляется в процессе общественной деятельности. Содержание и характер общественной деятельности меняются с приходом ребенка в школу. Ученик становится сначала октябренком, а затем пионером, что помогает ему включиться в общественную жизнь нашей страны.
Воспитатели, учителя призваны так организовать его деятельность, чтобы с первых лет жизни ребенка формировать его как активного общественника.
Но младшим школьникам еще трудно сделать выводы о своих достоинствах и недостатках, не могут они в полной мере и контролировать свое поведение. Поэтому влияние взрослых, особенно учителя, на детей этого возраста велико.
В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цель в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения, соответствующие нормам коммунистической морали, — важная задача воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.117 (0.011 с.)