Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Нравственное воспитание и развитие личности
Похожие статьи вашей тематики
Первоклассники приходят в школу с разными знаниями об окружающей жизни, имеют далеко не одинаковые моральные представления, черты характера, привычки. Они по-разному относятся к школе. Некоторые дети умеют дружно играть с товарищами, если надо, поделятся игрушками. Другие стараются держаться в стороне. Многие дети знают, что в школе учатся октябрята, пионеры, комсомольцы, но неясно представляют себе их роль. Эту разницу в развитии моральных качеств, общественных представлений, навыков и привычек поведения у детей должна преодолеть школа в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Наши нравственные идеалы нашли свое воплощение в моральном кодексе строителя коммунизма, который становится законом жизни советских людей, зовет их к дальнейшему нравственному совершенствованию. Принципы морального кодекса и должны быть положены в основу содержания нравственного воспитания. На первый план в моральном кодексе выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к социалистическому обществу, его обязанности перед народом, перед обществом: добросовестным труд на благо общества; забота каждого о сохранении и умножении общественного богатства; высокое сознание общественного долга. Красота и благородство нравственного облика проявляются в новых взаимоотношениях между людьми, основанных на гуманизме и коллективизме. Поэтому кодекс призывает воспитывать у подрастающих поколений коллективизм и товарищескую взаимопомощь, умение жить по правилу «Один за всех, все за одного», чувство дружбы (человек человеку — друг, товарищ и брат), сознательную дисциплину и культуру поведения, привычку соблюдать правила социалистического общежития. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, тунеядству, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество. Формирование начал нравственности предполагает прежде всего создание правильных представлений о хорошем и плохом в поведении ученика. Поступать хорошо — это значит точно выполнять все обязанности, закрепленные в Правилах для учащихся, Правилах октябрят, законах пионеров Советского Союза. Поступать плохо — это значит не выполнять эти требования, не уважать коллектив, товарищей, не дорожить их мнением. Формирование высоких нравственных качеств идет постепенно. Трудолюбие и бережное отношение к своим и общественным вещам начинает складываться под влиянием простейших видов труда в семье, для класса, школы, для подшефных ребят в детском саду. На учебных занятиях, в процессе труда, экскурсий, встреч с передовиками производства, пионерских сборов учащиеся узнают о труде взрослых, под руководством учителя осмысливают, что трудом этих людей создаются все материальные ценности, в том числе и те, которыми дети пользуются в школе: оборудование, учебные принадлежности. Нравственное воспитание осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с детьми, на уроках, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них. Формирование нравственного сознания. Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей. С приходом детей в школу требования к ним возрастают. Первоклассники должны научиться считаться с удобствами других, работать, не мешая друг другу. На основе начальных представлений постепенно формируются устойчивые взгляды и убеждения растущего человека, которые направляют его поведение. Однако процесс этот протекает не всегда прямолинейно. Все, например, знают, что труд является источником благополучия социалистического общества, но не все трудятся одинаково. Поэтому формирование устойчивых убеждений — важнейшая задача советской школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом в воспитательной работе должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. Вот почему А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что коммунистическую волю, коммунистическое мужество нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе. Важно, далее, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив — это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество школьника как коллективиста, общественника. Формирование нравственных чувств. Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область воспитательном работы. Поэтому многие учителя предпочитают обращаться к сознанию детей и не всегда представляют себе, как воздействовать на чувства учащихся. При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель — испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чуистиа, но и способствует их закреплению. Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом. Формирование навыков и привычек поведения. Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения. Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. А. С. Макаренко отмечал, что ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих воспитанников. Условия нравственного развития личности в процессе нравственного воспитания. Не следует думать, что нравственное воспитание всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении. Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и совершенствованию личности. Школа не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий. Складывающийся в процессе жизни нравственный опыт детей не всегда совпадает с целями школы в нравственном воспитании, а в некоторых случаях находится в противоречии с ними. Поэтому школа строит воспитательную работу на основе точного учета нравственного опыта ребенка и стремится к закреплению моральных принципов, принятых в пашем социалистическом обществе. Важно также иметь в виду, что нравственное развитие личности не одноактный, а длительный процесс, включающий в себя и влияние воспитателей, и внутреннюю работу воспитанников над собой. Глубоко прав был В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В. А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Нужно, далее, сделать сердце ребенка тревожным, отзывчивым, тогда он будет стремиться обязательно сделать доброе для других людей, развиваться и совершенствоваться как личность. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность и чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. И наконец, необходимо, по глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым. То, что советовал педагогам В. А. Сухомлинский, неоднократно проверено им самим. Он создавал такие условия учебы, труда и жизни детей, которые способствовали их разностороннему росту и развитию. С этим тесно связана и другая особенность процесса нравственного воспитания — большой концентризм. К формированию различных нравственных качеств приходится возвращаться на всех ступенях обучения, обогащая понятия детей новым, более глубоким содержанием, развивая и совершенствуя их чувства. Наряду с обогащением понятий, развитием нравственного сознания школьники приобретают новые навыки и привычки поведения. Сочетание организации жизни детей с глубоким усвоением теории нравственности — основной путь нравственной закалки молодого поколения. Современная педагогика придает большое значение исследованию источников и стимулов нравственного развития личности в процессе нравственного воспитания. Процесс нравственного воспитания сложен и противоречив. В воспитании приходится считаться с противоречием между наследственностью, средой и требованиями воспитателей. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что мы усваиваем легко и просто то, что соответствует нашим природным наклонностям, а то, что противоречит или чуждо им, мы принимаем с трудом, удерживаем слабо и только после продолжительных усилий можем переработать в свой природный характер. В справедливости этого вывода каждый воспитатель легко убеждается на собственном опыте. Перестройка сложившихся навыков поведения на основе более высоких требований протекает всегда с большими трудностями. В процессе нравственного воспитания большое значение имеет учет противоречия между идеалом и уровнем моральной воспитанности школьников. Однако основным является противоречие между моральными потребностями школьника и возможностями и способами их удовлетворения. Если ребенок стремится подражать положительному примеру, его развитие протекает успешнее. Несоответствие между потребностью и предпринимаемыми воспитанником действиями рождает силы, которые заставляют школьника преодолевать встречающиеся трудности и добиваться цели. Не всегда воспитатели умеют по-настоящему замечать, стимулировать и удовлетворять потребности школьника. Типичным ответом на многие желания детей является запрет. Из-за страха наказания ребенок может временно отказаться от своих желаний. Но этим способом противоречие не снимается. Когда страх наказания исчезает, ребенок удовлетворяет свое желание. Зная об отрицательном отношении взрослых к его стремлениям, воспитанник хитрит, ловчит, лицемерит. Он говорит старшим одно, а делает совершенно другое. Постепенно он привыкает обманывать окружающих. Такое поведение приводит иногда к формированию серьезных пороков в моральном облике воспитанника. Еще более опасным является и другой способ разрешения противоречия — безотказное удовлетворение всех желаний ребенка. Ж. Ж. Руссо правильно подметил, что верный способ сделать ребенка несчастным — приучить его ни в чем не встречать отказа. Воспитатель должен научиться управлять потребностями воспитанника, т. е. разумно удовлетворять стихийно возникающие потребности, и сознательно формировать новые. Нравственное самовоспитание. Большое значение имеет формирование потребности нравственного совершенствования своей личности, нравственного самовоспитания. Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если: школьники стремятся к совершенствованию своей личности; осознают пути и средства самовоспитания; четко организована деятельность школьников по самовоспитанию в коллективе. Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности. Вызвать у учащихся стремление к самовоспитанию еще не значит включить их в активную работу над собой. Воспитателю необходимо помочь детям найти правильные пути самовоспитания. Наиболее распространенный путь — принять на себя определенные обязательства и периодически контролировать их выполнение. Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими товарищами на сборе, на заседании совета отряда, на кружке, а затем и перед самим собой. Важное значение в нравственном самовоспитании имеет самоприказ. Учащиеся с интересом воспринимают это средство самовоспитания и охотно пользуются им. Они могут приказать себе встать с постели, когда хочется еще полежать, пойти принять душ, прекратить игру и идти заниматься. Однако часто бывает, что школьники, однажды воспользовавшись самоприказом, быстро отказываются от него. Воспитателю необходимо периодически проверять, как учащиеся пользуются самоприказом в совершенствовании своей личности. Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным мотивом самовоспитания. Стимулом, побуждающим ученика к принятию самообязательства и его выполнения, выступает нравственный идеал. В формировании нравственных идеалов школьников важная роль принадлежит учителю. Всей своей работой он учит питомцев анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какке-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее зто возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенным отрезок жизни. Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеучебное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, учителя стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, учителя не упускают из виду отдельных школьников. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, опытные учителя стремятся развивать и совершенствовать их. Свои усилия они координируют с родителями и таким путем не только решают задачи, стоящие перед начальной ступенью обучения, но и подготавливают условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Современная педагогика разработала и некоторые показатели эффективности нравственного воспитания: устойчивость нравственного поведения, относительная независимость поведения от внешнего контроля, умение предвидеть последствия своих поступков и появление внутреннего контроля. По этим показателям можно судить об эффективности нравственного воспитания на той или иной ступени. Содержание нравственного воспитания включает широкий круг нравственных качеств, каждое из которых имеет свои особенности. Эти особенности нельзя не учитывать в организации воспитательной работы. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями. Тема урока в I классе «1 Мая». Учительница спрашивает детей, какой праздник они готовятся отмечать, поясняет, что в этот день по всей стране проходят демонстрации и праздничные гуляния. На улицы сел и городов отметить праздник труда выходят русские и украинцы, узбеки и татары, грузины и армяне — все народы Советского Союза. Далее учительница говорит детям о том, что 1 Мая — это не только гуляние, она рассказывает о трудовых подарках, которыми встречают праздник труженики их поселка, соседних селений и всего района, а также о тех наградах, которыми удостоила Родина тружеников их поселка. К уроку дети должны были узнать, какими успехами в труде встречают праздник их родители, и рассказать об этом. Обобщая их ответы, учительница говорит об успехах класса в учебе и подводит общий итог. После этого класс переходит к чтению стихотворения О. Высоцкой «Здравствуй, праздник!» и статьи С. Баруздина «Праздник». В беседе о содержании этих произведений уточняются и углубляются новые понятия. Учительница связывает прошлое с настоящим, показывает связь жизни родного края с жизнью всей страны. Ясно, что образовавшиеся представления нужно углублять, уточнять на последующих уроках. Тогда дети будут не только знать, в какой стране они живут, но и гордиться ее величием, могуществом, ее достижениями в различных отраслях жизни. Подобные уроки могут стать источником воспитания благородных патриотических чувств. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин. Источником возникновения и закрепления высоких чувств является организация патриотической деятельности учащихся. Некоторые учителя, например, после чтения литературы о героях войны рассказывают о неизвестных героях и вызывают у детей стремление узнать их имена. Можно предложить учащимся завязать переписку со своими земляками, проходящими службу в армии. В ходе переписки учащиеся многое узнают о современной Советской Армии, смогут установить связь между ее прошлым и настоящим, проникнуться чувством гордости за наши Вооруженные Силы. Для патриотического и интернационального воспитания может быть широко использована краеведческая работа, изучение революционных, трудовых и боевых традиций советского народа, участие в деятельности различных обществ (ДОСААФ, общества охраны памятников истории и культуры, обществ дружбы с зарубежными странами). Краеведческая работа может быть организована в различных направлениях. Ведущим из них является изучение революционного прошлого родного края. Лучше всего эта работа может быть проведена вместе с пионерским отрядом и октябрятами. Так, пионеры и октябрята Тимирязевского района Москвы организовали экспедицию по местам революционного прошлого. Они побывали в библиотеках, у своих шефов, в комсомольских и партийных организациях, записывали воспоминания большевиков-подпольщиков. Второй этап экспедиции имел целью выяснить, почему и когда предприятия, школы, улицы района стали называться так, как они названы сейчас. Материалы летописи обрабатывались на уроках истории и родного языка. В школе № 183 этого района создан мемориальный уголок — музей, посвященный памяти шестнадцати юношей, обучавшихся в этой школе и погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Учителя используют уголок как для учебной, так и для пионерской работы. Первый урок в этой школе начинается с рассказа учителей о борьбе советского народа за свою свободу, об участии в этой борьбе воспитанников школы, о задачах детей в наступившем учебном году. Вместе с тем материал музея используется для проведения бесед с детьми о долге, совести и др. Пионеры развертывают соревнование за право носить почетное звание отряда имени Шестнадцати отважных. Большой популярностью у детей пользуется деятельность красных следопытов. Огромный педагогический смысл этой работы состоит в том, что дети сами разыскивают героев войны, организуют встречи с ними, ведут переписку, создают комнаты и музеи боевой славы. Работа музеев вызывает глубокий эмоциональный отклик у детей и является благоприятной основой для зарождения и развития высоких патриотических чувств. Уже много лет работают красные следопыты ивановской школы-интерната № 2. Толчком для начала этой деятельности послужило письмо литовских пионеров, которые нашли останки летчика-ивановца Героя Советского Союза Дмитрия Отяковского и рассказали об обстоятельствах его гибели. Пионеры разыскали родных героя и многое сделали для открытия обелиска на родине Дмитрия Отяковского, в селе Семиново Ивановской области. На открытии присутствовали все жители окрестных деревень — ведь обелиск был установлен в память погибших в Великую Отечественную войну. Сколько высоких чувств и переживании испытали юные следопыты! С этого начался их поход боевой славы по местам боев дивизии имени М. В. Фрунзе. Во время походов по фронтовым дорогам пионеры встречались с ветеранами дивизии, с местными жителями — свидетелями ее боевой славы. Результатом этих встреч и поездок явилось создание школьного музея, награжденного премией Всесоюзного похода по местам боевой славы. Красными следопытами стали все пионеры этой дружины. Эта благородная традиция сохраняется, она помогает школе воспитать сотни молодых патриотов. Большие воспитательные возможности имеет участие детей в деятельности военно-патриотического общества ДОСААФ. Встречи с воинами Советской Армии, дружба школьных коллективов с воинскими частями, посещение воинских частей, знакомство с бытом, жизнью и учебой воинов — вот некоторые формы совместной работы школы и ДОСААФ в области военно-патриотического воспитания. Интересной и увлекательной формой этой работы являются военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница». Опыт проведения этих игр показывает, что они могут увлечь значительную часть мальчиков, в воспитании которых школа испытывает трудности. Участие школьников в деятельности по охране памятников культуры также может значительно обогатить содержание воспитательной работы школы, а общество получит сотни тысяч добровольных и неутомимых помощников. Некоторую работу с детьми ведут и общества дружбы с зарубежными странами. Однако учителя не всегда знают о формах совместной работы с этими общественными организациями и упускают очень хорошую возможность интернационального воспитания учащихся.
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДУХЕ ГУМАНИЗМА
Гуманизм как общественное движение сложился в эпоху Возрождения. Сторонники этого движения — идеологи нарождавшейся буржуазии — провозгласили в качестве своих лозунгов уважение к человеку, заботу о его всестороннем развитии. В условиях средневекового гнета эти лозунги сыграли огромную роль. Установив свое классовое господство, буржуазия отказалась от них, извратила сущность гуманизма, и сейчас многие проповедники современной буржуазии объявляют такие принципы, как свобода, равенство, братство, мифами, не соответствующими якобы природе человека. В ходе борьбы пролетариата за свое освобождение сложился и развивается подлинный социалистический гуманизм. Его отличает связь гуманистических идеалов с борьбой трудящихся за построение коммунизма. Только в нашем обществе, где нет эксплуатации, где уничтожены основы для какого бы то ни было угнетения, неравенства между людьми, возможны подлинно гуманные отношения людей друг к другу. Хорошо выразил сущность революционного гуманизма А. М. Горький: «Гуманизм революционного пролетариата прямолинеен. Он не говорит громких и сладких слов о любви к людям, Его цель: освободить пролетариат всего мира от позорного, кровавого, безумного гнета капиталистов...». Проявление гуманизма у детей. Наблюдая за детьми, легко заметить, что малыши проявляют склонность к добрым делам. Многие из них обязательно хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. А сколько нежности, ласки и заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно строят свои отношения с детьми! Маленькие дети любят животных, с удовольствием ухаживают за ними, сердятся, когда кто-то причиняет им боль. Это и есть та основа, на которой должно строиться воспитание подлинного гуманизма. Задачи воспитания подлинно гуманных отношений между людьми сформулированы в Правилах для учащихся, требующих слушаться старших, проявлять к ним внимание, чуткость и заботу. Правила ориентируют детей на установление подлинно товарищеских, дружеских отношений в коллективе класса, призывают дорожить честью своего коллектива. Грубость, черствость в отношении друг к другу и к окружающим, встречающиеся в детской среде, несовместимы с поведением советского школьника. Школа располагает богатым арсеналом средств воспитания гуманных отношений между людьми. В нашей стране уничтожены основы какого бы то ни было общественного неравенства. Отношения дружбы, равноправия оказывают благотворное влияние на детей. Эти отношения переносятся в детскую среду и являются основой для формирования гуманных отношений между детьми. Содержание обучения дает детям богатый материал для усвоения правильных представлений о сущности социалистического гуманизма. Тексты учебников подобраны так, чтобы дать детям представление о характере взаимоотношений между людьми, в них осуждается бездушие, бессердечность, жестокость. В учебниках, газетах и журналах имеется достаточное количество фактов антигуманного, зверского подавления в капиталистических странах борьбы трудящихся за свои права. Но учебный процесс влияет на детей не только своим содержанием. Огромное значение имеет атмосфера учения, характер отношений между детьми, а также между классом и учителем. Складывающиеся в ходе обучения взаимоотношения формируют опыт поведения детей. Особенно важно учитывать это обстоятельство в воспитании гуманизма. Если учитель внимателен к детям, заботится о них, в меру требователен к ним, не дергает их, всячески развивает их инициативу и активность, если у него слово не расходится с делом, дети приобретают положительный опыт подлинно гуманных отношений между людьми. Иногда учителя заставляют детей читать рассказ о гуманных поступках людей при помощи грубого окрика, часто наказывают учащихся и этим сводят на нет воспитательное воздействие содержания статьи. Из средств внеклассной и пионерской работы с целью воспитания гуманизма следует выделить тимуровскую работу. Ее нужно всемерно развивать, разнообразить формы этой работы, чтобы охватить как можно большее число учащихся. Большое значение имеет шефство старших над младшими, также практикуемое в пионерской работе. Школа должна острее ставить вопрос о воспитании гуманизма перед родителями, потому что и в семье создается иногда атмосфера, которая приводит к формированию таких черт характера, как эгоизм, черствость, бездушное отношение к людям.
Вопросы и задания
1. Почему В. И. Ленин указывал на необходимость того, чтобы все дело воспитания и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали? Как он советовал решать эту задачу? 2. Что означает «учиться коммунизму» в современных условиях? 3. Расскажите о содержании нравственного воспитания учащихся. 4. Покажите, что воспитание учащихся в период обучения детей в школе играет решающую роль в формировании морального облика советского человека. 5. При каких условиях в процессе нравственного воспитания осуществляется нравственное развитие личности? 6. Расскажите об отличительных чертах советского патриотизма, задачах и формах патриотического воспитания учащихся. 7. Познакомьтесь с опытом воспитания учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, выделите основные направления воспитательной работы. 8. Дайте характеристику воспитания детей в духе гуманности. 9. Какими условиями определяется выбор темы этической беседы? Сформулируйте темы этических бесед с учащимися начальных классов. Чем вы мотивируете такую формулировку? Какую литературу можно рекомендовать своим товарищам для проведения этических бесед? На чем основаны ваши рекомендации? 10. Какое значение имеет воспитание гуманизма у детей? Какими путями оно осуществляется?
|