Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Учитель - классный руководитель
Похожие статьи вашей тематики
С тех пор как существует педагогика, она уделяет изучению личности и труда учителя неослабное внимание. Я. А. Коменский одним из первых назвал должность учителя превосходной. К. Д. Ушинский отмечал, что личность учителя — это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно; личность воспитателя значит все в деле воспитания. Советская педагогика считает учителя центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Но к такому выводу советская педагогика пришла не сразу. За его утверждение приходилось бороться. Представители теории свободного воспитания и левацкой теории отмирания школы насаждали взгляды, умалявшие роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Согласно этим представлениям учитель выступал в роли консультанта, советчика, не отвечая за воспитательную работу. Ошибочность этих взглядов и практики была доказана не только теоретически, но и на опыте, а положение о ведущей роли учителя стало незыблемым и зафиксировано в Уставе школы: «Ведущая роль в школе принадлежит учителю. Он выполняет почетную и ответственную государственную задачу обучения и коммунистического воспитания молодого поколения». Эта ведущая роль вытекает из того, что учитель является ответственным за обучение и воспитание детей перед Советским государством и народом. Для выполнения своих почетных и ответственных функций учитель получает соответствующую профессиональную подготовку, он знает требования общества к воспитанию, знает и глубоко понимает ученика, он изучил теорию воспитания и владеет необходимыми умениями организации воспитательного процесса. Если руководители школы направляют свои усилия на работу с учителями и добиваются их постоянного роста и совершенствования, они имеют отличную школу, пользующуюся признанием родителей. Заслужить это признание — важнейшая забота школы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ
К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Современная советская педагогика уделяет большое внимание исследованию личности советского учителя и ее влияния на учащихся. Политическая чуткость педагога, по замечанию А. С. Макаренко, является важнейшим слагаемым его педагогической квалификации. Глубокая идейная убежденность учителя больше всего покоряет советских школьников, они не без основания считают, что подлинная убежденность учителя должна совпадать с образом его жизни, с его повседневным поведением. Связь слова и дела, убеждений и поступков является незыблемой основой авторитета педагога. Такой учитель неизменно привлекает к себе учащихся, оказывает на них большое влияние. Личность учителя характеризует также и профессиональная направленноать. Она является особым качеством учителя, а ее важнейшим слагаемым являются профессиональные убеждения. Важность их была подмечена К. Д. Ушинским: Главнейшая дорога человеческого воспитании есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности». Наличие таких убеждений побуждает педагога искать причины тех или иных отклонений в развитии учащихся, находить пути ослабления действия этих причин и способствовать дальнейшему разностороннему развитию школьников. Убеждение в том, что никаких прирожденных преступников нет, направляло деятельность А. С. Макаренко по активному перевоспитанию сотен детей, искалеченных условиями жизни тех лет. В. А. Сухомлинский ярко и талантливо раскрыл процесс формирования педагогических убеждений. Основой их формирования он считал педагогические идеи. Они побуждают педагога к анализу своей работы. На основе этого анализа возникает задача реализации педагогической идеи в практике. «Вопрос, зажигающий искру творчества, возникает тогда, когда ты хочешь видеть свое дело, свой труд, результаты своего труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда тебе не даст покоя мысль: почему твои усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести?» — писал В. А. Сухомлинский. В процессе поиска ответа на вопрос, анализа своей работы формируются педагогические убеждения. Важнейшими условиями их формирования В. А. Сухомлинский считал постоянное знакомство учителя с педагогическими идеями, коллективное воодушевление ими, конкретную работу по реализации этих идей. Сформировавшееся убеждение должно стать компасом практической работы педагога. Профессиональные убеждения пробуждают у учителя неослабный интерес к педагогической теории. Такой учитель постоянно пополняет свои знания, ищет новое в науке и опыте, творчески преломляет это новое в своей деятельности. Личность передового учителя характеризуется высоким уровнем развития педагогических способностей. Они рассматриваются как сложные сочетания психических свойств личности, являющихся условием достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей. Творческая, ищущая мысль направляет свои усилия на то, чтобы выявить ансамбль этих способностей, описать их и помочь учителям и тем, кто готовится к педагогической деятельности, в формировании и совершенствовании своих способностей. Есть в этих поисках и реальные результаты, и спорные положения. Многие исследователи у нас и за рубежом считают важнейшими способностями учителя дидактические способности, позволяющие учителю успешно передавать учащимся знания. Важными способностями во многих исследованиях признаются также: 1) конструктивные, позволяющие проектировать развитие личности ученика, отбирать учебно-воспитательный материал, а также методы работы со школьниками; 2) организаторские — способности включать учащихся в различные виды деятельности; 3) коммуникативные — способности устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с постоянно меняющимися задачами воспитания; 4) гностические — способности исследовать свою деятельность, ее процесс и результаты и перестраивать деятельность в соответствии с результатами изучения. Некоторые из этих способностей признаются как действительно присущие личности учителя, другие оспариваются. Так, например, то, что обозначается термином дидактические способности является по существу целым ансамблем способностей, обеспечивающих успешное выполнение учителем функций обучения учащихся. Всестороннее изучение педагогических способностей показало, что они представляют собой проявление качеств ума, чувств и воли личности. Педагогические способности связаны с общими способностями: например, к литературному и научному творчеству, конструированию. Они повышают эффективность деятельности учителя. Вовлекая в эту деятельность своих питомцев, такие учителя добиваются больших успехов в их обучении и воспитании. Педагогические способности связаны с чертами характера. Организованность, настойчивость, справедливость приводят к повышению уровня педагогической деятельности; неорганизованность, уступчивость, несправедливость снижают результативность деятельности педагога.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
В нашей стране и за рубежом уделяется большое внимание изучению деятельности учителя. Это делается для того, чтобы выявить ее своеобразие, описать ее и сформулировать некоторые требования к подготовке учителя и к повышению его квалификации. Главное в том, что труд учителя направлен на формирование личности ученика. Учитель творит человека, образно замечал В. А. Сухомлинский. Но прежде чем творить его, он создает его идеал в своем сознании. Это творчество будет успешным лишь в том случае, если учителю удастся вызвать отклик в душе ученика, сделать его своим единомышленником. Своеобразие труда учителя состоит также и в том, что его результаты проявляются не сразу, они как бы отодвинуты во времени. «...Пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного в поле..,— читаем мы у В. А. Сухомлинского. — Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения...». В. А. Сухомлинский отмечал также, что учитель должен уметь видеть каждое мгновение каждого из своих питомцев, знать, что он в это мгновение думает, чем заполнена и наполнена его душа, какие горечи и обиды волнуют его. Работа педагога, по мнению И. А, Сухомлинского, это напряженный труд сердца и разума, и нет в мире ни одной более тяжелой, более изнурительной для сердца работы, чем работа педагога. Чтобы умело совершать свой каждодневный труд, учителю приходится отвлекаться от своих забот, от бед собственного сердца и направлять свои мысли и чувства в то русло, которое необходимо для успешного воспитания детей. Изучение деятельности учителей показывает, что она различна и по своим качественным показателям. Наибольших результатов в деятельности добиваются учителя-мастера. Движение учителей-мастеров было и продолжает оставаться проявлением новаторства в педагогической деятельности. Педагоги-мастера не только успешно обучают и воспитывают детей, но и прокладывают новые пути в педагогической науке. Изучение деятельности новаторов педагогического труда позволило выявить следующие характерные особенности их деятельности. 1. Ясность и устойчивость политических взглядов и убеждений учителя являются важнейшим условием завоевания им подлинного авторитета у учащихся. 2. Они активные участники всей общественной жизни страны и не отрывают общественную деятельность от своей профессиональной. Эти виды деятельности как бы слиты у них воедино. Приобретенный в ходе общественной деятельности опыт учителя-мастера несут в школу, вовлекают в эту деятельность своих учащихся, формируют из них активных участников общественной жизни народа. 3. Учителя-мастера не боятся работать в трудных классах, с настойчивостью и надеждой на успех работают с трудными учащимися. Они подходят к трудностям в развитии детей не как к чему-то постоянному и неизменному, а рассматривают их как временные трудности роста. Тонко подмечая иногда крайне противоречивое сочетание положительных и отрицательных черт в личности ученика, они стремится развивать положительные черты, преодолевать отрицательные, помогают ученику найти себя и включиться в общую деятельность коллектива класса и, таким образом, изменяют, преобразуют его личность в соответствии с требованиями социалистического общества. 4. Проявляя глубокий интерес к личности каждого ученика, учителя-мастера всю работу строят через коллектив учащихся, пионерскую и комсомольскую организации, широко используют своих общественных помощников: актив родителей, передовых рабочих, колхозников. 5. Учителя-мастера не руководствуются в своей деятельности лишь ближайшими задачами, они работают с перспективой, проектируют развитие учащихся. 6. Отношение учителей-мастеров к детям характеризуется глубокой заботой о их судьбе, заинтересованностью в будущем своих воспитанников. Воспитанники, в свою очередь, доверяют им свои заветные цели, советуются во всем. Такое взаимопонимание позволяет учителям влиять на интересы, идеалы, стремления школьников, помогает им найти себя, вернее определить свой дальнейший жизненный путь. 7. Благодаря разностороннему влиянию на личность учащихся у учителя-мастера, как правило, не бывает отстающих учеников, нет второгодников, он успешно справляется с выполнением ответственного поручения партии и советского народа — учить всех. 8. Дух коллективизма характеризует отношение учителей-мастеров к деятельности своих коллег, они никогда не замыкаются в себе, не упиваются своими успехами, а всегда внимательны к коллегам, готовы поделиться с ними своими находками, помочь молодым, начинающим учителям. 9. Учителя-мастера изучают передовой педагогический опыт и теорию обучения и воспитания. Все новое они стремятся осмыслить, соотнести со своим опытом, что-то утвердить в нем, что-то пересмотреть. При этом они спешат поделиться с коллегами, обсудить то, что взволновало, выслушать их мнение. Именно благодаря этому их мастерство не является чем-то застывшим, неизменным, оно постоянно развивается и совершенствуется. В последние годы наметились качественные изменения в движении учителей-мастеров. Оно развивается от мастерства отдельных учителей к мастерству педагогического коллектива. Деятельность такого коллектива характеризуют следующие черты. 1. Глубокое понимание каждым учителем и коллективом в целом высокогуманных стремлений Советского государства — дать всему подрастающему поколению среднее образование и безоговорочная поддержка этих стремлений в своей практической повседневной деятельности. 2. Подход руководителей школы к проблемам всеобщего обязательного среднего образования не как к комплексу временных чрезвычайных мер, а согласованных перспективных усилий работы всего коллектива в обдуманно избранных направлениях, обеспечивающих нарастающий успех школы в обучении и воспитании учащихся. 3. Сплоченность и организованность как важнейшая черта передового коллектива учителей. Это коллектив единомышленников. Партийная и профсоюзная организации и руководство школы направляют свои усилия на то, чтобы черты, свойственные учителям-мастерам, сделать достоянием всего коллектива учителей, постепенно сформировать свой стиль работы, в котором органически сочетаются общие черты с особенностями индивидуального стиля каждого учителя. 4. Внимание ко всему новому в организации и методике обучения, критический анализ этого нового, овладение им и использование в повседневной практике. 5. Активизация познавательной и практической деятельности школьников, формирование их познавательных интересов, учет индивидуальных особенностей детей, дифференцированное обучение. 6. Подход к осуществлению всеобщего обязательного обучения с широких педагогических позиций, достижение высоких результатов в обучении через разностороннее развитие личности школьника, активизация самих школьников, пионерской и комсомольской организаций, направление их усилий на достижение высоких результатов в обучении и воспитании. 7. Широкое привлечение к борьбе за осуществление всеобщего среднего образования родителей и общественности. Глубокое изучение деятельности учителей-мастеров и педагогических коллективов поможет начинающему учителю в овладении педагогическим мастерством и обеспечит быстрое включение его в общую борьбу учительства нашей страны за осуществление высокой цели: учить и воспитывать всех на самом высоком уровне.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности. Учитель работает с классом чаще всего один и выступает в качестве и учителя и воспитателя. Доверчивость и непосредственность детей, повседневный контакт с ними позволяют учителю глубоко знать ход их развития, повседневно направлять его. В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен организаторский аспект, так кака дети нуждаются в постоянной организации. Отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. Многие учителя хорошо понимают, что фундамент развития личности закладывается в начальных классах, и строят работу так, чтобы обеспечить условия для разностороннего совершенствования личности в средних и старших классах. Дети у таких учителей приходят в IV класс развитыми. Они хорошо сплочены, организованны, инициативны. Учителя средних классов хорошо знают почерк такого учителя. С переходом учащихся в IV класс начинается новый этап в жизни и организации учебно-воспитательной работы. Преподавание учебных предметов осуществляют учителя-предметники, а внеклассную и внешкольную работу осуществляет классный руководитель. Деятельность его очень своеобразна. Работая длительное время с одним составом учащихся, вкладывая свой труд в их воспитание, классный руководитель имеет возможность наблюдать рост и развитие детей и испытывать ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от результатов своего труда. Воспитательная деятельность — это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи. Процесс их решения представляет большие трудности, но и доставляет большое удовлетворение настоящему учителю. Вот почему учителя, избравшие свою профессию по призванию, не мыслят своей деятельности без классного руководства. Однако деятельность классного руководителя предъявляет к нему ряд требований. Непременным качеством является его идейная убежденность, помогающая ему формировать мировоззрение учащихся. Не менее важное значение для классного руководителя имеет педагогический оптимизм. У классного руководителя должны быть ярко выражены организаторские способности и умения, при этом важно не только организовать учащихся, но и вызвать у них желание самим включаться в деятельность. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития. Круг основных обязанностей определен Положением о классном руководителе. Главными направлениями его деятельности следует считать: всестороннее изучение учащихся, сплочение детей в дружный коллектив, заботу о повышении успеваемости учащихся, об идейно-политическом, трудовом, нравственном воспитании, внимание к здоровью и физическому развитию детей, повышение их культурного уровня и эстетическое развитие, педагогическую помощь пионерской и комсомольской организациям, работу с родителями. Характер воспитательной работы классного руководителя от класса к классу меняется в зависимости от уровня развития учащихся и особенностей их учебной деятельности, их положения в школьном коллективе, в органах ученического самоуправления. В каждом классе выдвигается ряд главных направлений, которые определяют всю работу с классом. Приняв IV класс, классный руководитель концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и источники. Классный руководитель должен иметь четкое представление о своих новых питомцах, знать условия жизни детей в семье и установить контакт с родителями. Классный руководитель знакомит детей с новым порядком обучения, с кабинетной системой, координирует работу всех учителей. Выделение ведущих направлений в деятельности классного руководителя на каждый учебный год придает всей воспитательной работе большую целеустремленность и обеспечивает рост коллектива класса и разностороннее развитие личности учащихся. Работа по повышению успеваемости строится с учетом подготовки учащихся к выпускным (VIII—X классы) экзаменам.
Вопросы и задания
1. Почему важно, чтобы центральной фигурой педагогического процесса был учитель? 2. К каким недостаткам в учебно-воспитательном процессе может привести ослабление ведущей роли учителя? 3. Какие меры Советского государства способствуют повышению руководящей роли учителя в учебно-воспитательном процессе? 4. Какое значение имеет личность учителя в обучении и воспитании школьников? 5. Вспомните, какие учителя оказывали на вас в период обучения в школе большее влияние и почему? 6. Что такое педагогические способности? Как они формируются? 7. В каком отношении находятся педагогические способности с общими способностями и чертами характера человека? 8. Что такое педагогическое мастерство? Почему необходимо овладение мастерством для каждого учителя? 9. В чем особенности деятельности учителя начальных классов? 10. Расскажите о содержании работы классного руководителя IV—VIII классов и особенностях его работы на различных ступенях обучения.
Основные вопросы школоведения
Авторитет школы зависит от качества работы учителей и не в меньшей степени от слаженной работы всего педагогического коллектива, содержания и методов внутришкольного руководства и контроля, стиля деятельности руководителя, творческого отношения его к своим обязанностям. Вот почему в настоящее время быстро растет интерес к школоведению — отрасли педагогики, изучающей организацию народного образования и управления им, включая вопросы внутришкольного руководства. Управление народным образованием строится на общих принципах, присущих всему нашему общественному и государственному строю. Подготовку и разработку важнейших решений в области народного образования осуществляют созданные в министерствах просвещения, краевых и областных отделах народного образования коллегии, а в городских, районных отделах народного образования — советы. Принятые решения утверждаются руководителями органов народного образования и проводятся в жизнь. Следующий важный принцип руководства — конкретность и деловитость. Ни один работник народного образования не может забывать указаний В. И. Ленина о том, что народное образование требует от всех руководителей глубокой идейной вооруженности, знания научных основ своего дела и хорошей практической ориентировки. Всякие общие рассуждения, общее, неконкретное руководство без глубокого знания дела не отвечают стилю руководства делом народного образования. Важнейшим принципом руководства народным образованием является также изучение и обобщение передового педагогического опыта, внедрение его в жизнь школы, в работу каждого учителя. Нельзя не отметить, что эта работа приняла в условиях нашей страны гигантский размах. Учителя участвуют в различных формах обобщения педагогического опыта: в работе институтов усовершенствования учителей, методических кабинетов, курсов повышения квалификации и методических объединений, выступают на педагогических чтениях, в местной и центральной яечати, в предметных журналах. Только при активной, творческой деятельности самого учителя педагогический опыт станет его достоянием, войдет в систему его педагогических взглядов. Администрирование в этой работе не отвечает ленинскому стилю руководства народным образованием. Научный подход позволяет избежать субъективизма в руководстве, дает возможность максимально использовать преимущества социалистической организации нашего народного хозяйства, создает условия для достижения больших успехов в коммунистическом строительстве. Народное образование не может быть исключением. Широкое использование достижений психологии и педагогики, а также смежных с ними наук должно стать важным принципом в деятельности всех работников народного образования. Глубокий и тщательный учет достижений педагогических наук в управлении народным образованием — решающее условие соответствия школы и других образовательных и воспитательных учреждений требованиям жизни. Система внутришкольного руководства складывается из двух звеньев: руководителей школы и коллегиальных органов. В соответствии с Уставом школы школьным коллективом руководят: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (в крупных школах их два), организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы), помощник директора по хозяйственной части, старший пионерский вожатый. Функции руководителей определены Уставом школы. Конкретные вопросы обучения и воспитания учащихся рассматривают и решают предметные методические объединения. Они работают под непосредственным руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе и объединяют учителей одного или родственных предметов. Их главная задача - обеспечение высокого уровня преподавания учебных предметов, рост педагогического мастерства учителей. Важное значение имеет и методическое объединение классных руководителей. Оно работает под руководством организатора внеклассной работы. Объединение разрабатывает и внедряет в жизнь школы систему коммунистического воспитания учащихся, обеспечивает рост учителей как воспитателей. Силы родителей и общественности объединяет родительский комитет школы. Он работает в соответствии с Положением о родительском комитете и направляет свои усилия на то, чтобы обеспечить объединение воспитательных влияний школы, семьи и общественности. Передовые коллективы стремятся рационализировать свою деятельность. Это приводит к постепенному внедрению научной организации труда в систему работы школы. НОТ в системе работы школы означает такой стиль деятельности, который при минимальной затрате сил и средств обеспечивает максимальный педагогический результат. Применительно к деятельности школы система НОТ предполагает строгое распределение обязанностей всех должностных лиц, четкое планирование деятельности каждого и ответственность за выполнение намеченного, координацию действий всех работников школы, анализ их деятельности в соответствии с рекомендациями НОТ. Внедрение системы НОТ в деятельность школы означает также использование элементов этой системы в организации труда учащихся: создание условий для их учебного труда, рациональное сочетание учебной и внеклассной работы, отдыха, а также вооружение школьников умениями планировать свое время, рациональными приемами организации учебного труда. В связи с введением всеобщего среднего образования большое значение стали приобретать такие вопросы, как экономически обоснованное размещение сети учреждений народного образования, наполняемость классов, целесообразность сохранения малокомплектных начальных школ, приведение содержания образования в соответствие с уровнем современной науки и экономического развития нашей страны. По этим вопросам проводятся глубокие исследования. Значительную работу по осуществлению Закона о всеобщем обязательном обучении проводят местные органы власти и школа. Важнейшей задачей является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей и подростков школьного возраста, подлежащих обязательному обучению. Учет проводится местными Советами и школами в период с 1 до 20 августа каждого года. Учету подлежат дети, которым на 1 сентября текущего года исполняется 6 и 7 лет, и необучающаяся молодежь (до 16 лет), не имеющая среднего образования, а также дети школьного возраста, имеющие физические недостатки и подлежащие обучению в специальных школах (глухонемые, слепые, умственно отсталые и др.). Прием детей-семилеток в I класс — предмет особой заботы школы. Поэтому школа должна точно знать, кому из проживающих в ее микрорайоне исполнится в будущем году 7 лет, чтобы не только учесть, но вместе с родителями как можно лучше подготовить их к школе. Многие учителя будущих первых классов не только сами включаются в эту работу, но и привлекают к ней учащихся третьих классов. Под руководством учителя пионеры-шефы организуют с малышами игры, делают для них игрушки, учителя приглашают их на утренники, читают им интересные книги. У таких учителей не забыты и родители будущих школьников. Среди них ведется педагогическая пропаганда, цель которой — успешная подготовка детей к школе. Точный учет и вовлечение всех детей в школу — это лишь часть работы школы по осуществлению Закона о всеобуче. Важнейшей задачей является успешное обучение детей. Сейчас необходимо добиваться такого положения, чтобы все дети, поступившие в I класс, после окончания восьмилетней школы продолжали учиться в средней школе, техникуме, вечерней школе или профессионально-техническом училище, дающем среднее образование. Таким образом, выпуск из средних учебных заведений должен быть примерно равным числу детей, принятых в первые классы 10 лет назад. Одним из серьезных препятствий в осуществлении Закона о всеобуче является отставание учащихся в учебе и второгодничество. Проблема неуспеваемости и второгодничества во многом зависит от труда учителя, от уровня учебной и воспитательной работы. Школа может добиться полной успеваемости детей путем постоянного повышения уровня своей работы. Об этом говорит опыт работы многих школ, где коллектив постоянно совершенствует учебно-воспитательный процесс. Но многое зависит от объективных условий, например от гибкости системы народного образования, целесообразности размещения школ, оснащения школы учебным оборудованием, точного учета разнообразных местных условий работы школы и своевременной реакции на эти условия. Наличие условий для развития внеклассной работы является важной предпосылкой ликвидации второгодничества. Всемерное повышение уровня учебно-воспитательной работы школы, создание необходимых материальных условий, своевременная помощь школе со стороны органов Советской власти, научных учреждений и общественных организаций — все это мощные факторы, способствующие осуществлению всеобщего обязательного обучения.
РЕЖИМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Понятие о режиме школы. Школа сможет добиться успехов в обучении и воспитании учащихся при условии четкой организации жизни и труда учащихся и учителей. Педагогически целесообразная организация учебной и внеклассной работы и строго установленный внутренний распорядок школы принято называть режимом школы. Основы единого школьного распорядка зафиксированы в Уставе средней общеобразовательной школы. Продолжительность учебного дня в советской школе устанавливается учебным планом. В начальной школе она не должна быть более четырех часов. В национальных школах увеличение учебной нагрузки допускается на два часа в неделю. Продолжительность урока — 45 минут. Уроки чередуются переменами продолжительностью 10 минут каждая. После второго урока устанавливается большая перемена — 30 минут. Устав допускает возможность вводить вместо одной большой перемены две, после второго и третьего уроков, продолжительностью 20 минут. Исследование условий учебной работы учащихся первых классов показало, что наиболее целесообразным для них является урок продолжительностью 30 минут. Однако введение такого распорядка для учащихся первых классов связано с известными трудностями для общего режима работы школы, поэтому приходится разбивать 45-минутный урок на две части с физкультминуткой между ними. На обе части урока в I классе намечается различная по содержанию и характеру работа. Начало учебных занятий в школах устанавливается в зависимости от местных условий. Учебный день при двухсменных занятиях должен заканчиваться в 19 часов с обязательным перерывом между сменами для проветривания и уборки помещения. Общешкольные внеклассные занятия проводятся по особому расписанию. Они могут непосредственно примыкать к последним урокам или же относиться на более позднее время. Режим учебных занятий имеет огромное воспитательное значение, поэтому важно до деталей разработать его в каждой школе с учетом местных условий и неукоснительно проводить в жизнь. Особенно важно воспитывать у детей уважительное отношение к учебному времени и не допускать проведения разнообразных внеучебных мероприятий за счет уроков. Расписание учебных занятий в школе. Организация труда учителя и учащихся в течение учебного дня и учебной недели регламентируется расписанием учебных занятий. Оно составляется на основе учебного плана и должно быть стабильным. При составлении расписания учитываются требования к организации труда учащихся и учителей. Правильно составленное расписание, равномерное и педагогически целесообразное распределение учебного труда учащихся способствуют сохранению их работоспособности в течение всего учебного года и каждого учебного дня. Специальными исследованиями установлено, что первый час занятий и первый день недели не дают высокой степени работоспособности. Пятый и особенно шестой уроки проходят при значительном утомлении детей. Это же относится к пятому и шестому дням недели. Поэтому уроки по наиболее трудным предметам не должны планироваться на эти дни. В пределах учебного дни наиболее трудные уроки занимают вторые и третьи часы, уроки по предметам средней трудности — первые и четвертые. Трудными уроками следует считать в начальной школе математику и родной язык. Особенно тщательно планируется проведение контрольных работ, так как они требуют от детей большой интеллектуальной нагрузки. При составлении расписания уроков учитывается необходимость использования всеми учителями и во всех классах наглядных пособий, учебных кабинетов, а также сочетание учебных занятий в классе и вне его: практических наблюдений, экскурсий, учебного труда.
КОЛЛЕКТИВНОСТЬ В РАБОТЕ - УСЛОВИЕ УСПЕХА В ВОСПИТАНИИ
Чтобы наладить хорошую воспитательную работу, нужны коллективные усилия всех учителей, объединенных квалифицированным педагогическим руководством. Говоря об условиях сплочения сильного воспитательного коллектива детей, А. С. Макаренко писал: «...Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть шкакого воспитательного процесса. ...Коллектив воспитателей, объединенный общим мнением, убеждением, помощью друг друга, свободный от зависти друг другу, свободный от индивидуальной и личной погони за любовью воспитанников, только такой коллектив и может воспитывать детей». Итак, коллектив учащихся может быть сплочен только коллективом педагогов. Причем этот коллектив должен иметь прежде всего общее мнение и убеждение по важнейшим вопросам воспитания. Наиболее важным из них является безграничная вера в преобразующую силу воспитания, в его способность исправлять недостатки в поведении детей. Большое значение имеет правильное понимание всем учительским коллективом сущности воспитательного процесса, форм и методов организации коллектива учащихся, сущности и форм работы пионерской организации. Наличие правильных взглядов по этим коренным вопросам воспитания поможет учителям правильно организовать воспитательную работу с детьми. Огромное значение имеет также помощь друг другу. В учительском коллективе всегда есть и опытные, и начинающие учителя. Очень важно, чтобы первые делились своим опытом и знаниями с начинающими, а молодые не стеснялись бы обращаться за советом к своим опытным коллегам. Взаимопомощь необходима и при решении многих повседневных вопросов воспитания. Опыт передовых школ, добивающихся полной успеваемости учащихся, свидетельствует о том, что им удается достичь этого при условии, если учителя стремятся помочь друг другу не только советом, но и делом. Опыт передовых учительских коллективов показывает, что воспитание учащихся протекает с большим эффектом, если в школе господствует той доброжелательного отношения учителей к учащимся в сочетании с высокой требовательностью, без крика, раздражительности, тон взаимного доверия между учителями и воспитанниками, без придирчивости и подозрительности. Воспитательный процесс протекает успешно в том случае, если учителя вырабатывают и стремятся провести в жизнь единые требования к поведению детей. Не менее важную роль играет и наличие единого плана воспитательной работы. Организатором всей воспитательной работы является директор школы. А. С. Макаренко метко назвал руководителя воспитательного учреждения центром воспитания. Практика работы современной советской школы убедительно доказывает правильность этого определения. <
|