Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание и развитие личности

Поиск

Советская педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности и важного средства коммунистического воспитания.
Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей и взрослых к физической культуре. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа. Без овладения основами физической культуры современный человек не может считаться культурным.
Наша система физического воспитания детей включает в себя следующие звенья:
укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости);
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности;
формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;
привитие организаторских навыков, подготовка физкультурного актива.
Осуществление этой системы может считаться удовлетворительным, если у школьника сформирована потребность и он овладевает необходимыми умениями собственного физического совершенствования, использует эти умения в организации своей жизни. Важным средством в этом направлении является новый комплекс ГТО. Он способствует дальнейшему внедрению физической культуры, создает необходимые возможности для всесторонней физической подготовки.
Задачи физического воспитания могут быть успешно решены только при воздействии на детей всей системы физического воспитания. Эта система определена в Положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы (1971) и включает уроки по физической культуре, внеклассную спортивно-массовую работу в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, спортивные соревнования), физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня), внешкольную спортивно-массовую работу (по месту жительства учащихся, в детских и юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров, детских туристских станциях, спортивных обществах, самостоятельные занятия школьников спортом на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и т. д.)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Главной формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их развитие.
Уроки физической культуры состоят, как правило, из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Начало урока используется для создания у учащихся бодрого настроения, желания заниматься физкультурой и для подготовки детей к выполнению сложных физических упражнений в основной части занятия. Поэтому в начале урока преобладают общеразвивающие упражнения, ходьба с дополнительными движениями, пробежки и т. д.
В основную часть включаются виды физических упражнений, предусмотренные программой соответствующего класса. Упражнения, а также разнообразные игры, входящие в урок, приводят учащихся в возбужденное состояние. Снять это возбуждение и подготовить учащихся к следующим урокам — задача третьей, заключительной части урока. На этом этапе урока используются ходьба, построения, разнообразные дыхательные упражнения. Урок закапчивается общим построением, подведением итогов.
В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни. Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей.
Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Лучшие учителя строят уроки в младших классах на основе занимательности, дают ребятам много нового, интересного, стремятся создать деловое отношение к предмету.
Решению оздоровительных задач способствуют правильное проведение урока и выполнение санитарно-гигиенических норм. Уже с I класса учитель знакомит учащихся с требованиями к поведению и внешнему виду на уроках физкультуры и стремится последовательно превращать их в навыки и привычки поведения. Этим обеспечивается воспитание школьников в духе сознательной дисциплины, организованности, подтянутости.
Очень полезно постепенно вводить в уроки элементарные сведения об организме человека, о его развитии в процессе занятий физической культурой. По мере накопления таких сведений можно поручать ребятам подобрать самостоятельно упражнения для укрепления той или иной группы мышц.
Уроки физкультуры в начальных классах отличаются большим разнообразием упражнений и игр. Но элементы нового вносятся в урок только после основательного закрепления изученного. В дальнейшем следует сочетать упражнения и игры с ритмическими хоровыми действиями, пением. Введение ритмики, пения и музыки развивает у детей способность понимать красоту согласованных, дружных действий, воспитывает музыкальный слух.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Утренняя гигиеническая зарядка и гимнастика до занятий. После сна, который продолжается у детей 7—10-летнего возраста 10—11 1/2 часов, функции организма понижаются, дыхание становится поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы, снижается кровяное давление. Поэтому после пробуждения у ребенка некоторое время сохраняется сонливое, несколько заторможенное состояние. Зарядка и следующее за ней обтирание холодной водой содействуют переходу организма от сна к бодрствованию, созданию бодрого, рабочего настроения. Регулярное выполнение зарядки является также важным средством разностороннего физического развития организма, хорошей предпосылкой к занятиям различными видами спорта.
Велико значение ежедневной утренней зарядки как важного средства воспитания организованности и дисциплины, развития воли и характера младшего школьника.
Как же приучить ребенка к выполнению ежедневной утренней зарядки? Для формирования устойчивой привычки делать зарядку прежде всего необходимы согласованные усилия школы и семьи. Лучше всего, если родители начнут приучать детей к выполнению зарядки еще в дошкольном возрасте. Но можно начинать приучать детей к выполнению зарядки и с момента их поступления в школу.
Когда на уроках физкультуры начинается разучивание комплексов утренней гимнастики, учитель просит родителей проследить, чтобы дети использовали эти упражнения дома. Ребята быстро включаются в выполнение утренней зарядки, если ею занимаются все члены семьи.
Важным условием формирования привычки делать зарядку является режим. Если дети будут вовремя ложиться спать, они без труда встанут в нужное время и проделают необходимые упражнения.
Хорошим дополнением к утренней зарядке является ежедневная гимнастика, которая включает не только гимнастические, но и игровые упражнения до занятий в школе. Лучше всего гимнастику проводить на открытом воздухе. Начинается она за 15—20 минут до уроков. Комплексы упражнений составляются отдельно для учащихся I—II и III классов.
Продолжительность гимнастики до занятий для I—II классов — 5—8 минут, для III классов — 8—10 минут. В каждом из комплексов вначале должны быть упражнения легкие по нагрузке. Затем следуют более трудные упражнения, а в середине комплекса — максимально трудные для данного возраста учащихся. Во второй половине комплекса нагрузка постепенно снижается.
Заканчивается комплекс легкими и спокойными упражнениями. Смену комплексов гимнастики до занятий рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц.
Физкультминутка, игры и упражнения на переменах. Физкультурными минутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также при выполнении домашних заданий.
Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся. В I—II классах физкультминутки рекомендуется проводить три-четыре раза в день, в III классе — два-три раза. Продолжительность физкультминутки — 1,5—2 минуты. В содержание ее обычно включаются три упражнения: потягивание, упражнение для ног и упражнение для туловища. Упражнения для рук сочетаются с этими действиями.
Проведение физкультминутки не должно нарушать стройности учебного процесса. Не рекомендуется, например, прерывать письменную работу физическими упражнениями, не следует давать упражнения и в то время, когда ученики активно работают, последнее упражнение физкультминутки должно быть более спокойным, чем предыдущие. Перед началом физкультминутки открывается форточка или окно, складываются все учебные принадлежности, дети становятся в проходах, чтобы не мешать друг другу.
Важным средством физического воспитания являются также игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда младший школьник испытывает большое желание побегать, попрыгать, поиграть. Дело учителя — позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспорядочной возне, а в разумном проведении перемены. Важно прежде всего установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования к поведению на переменах и добиваться выполнения ими этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для занятий физкультурой (скакалки, мячи, обручи). К организованному проведению перемены учитель может привлечь пионеров из классов-шефов. Они выполняют обязанности дежурных, раздают необходимый спортинвентарь, а по окончании перемены собирают его.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.
Основными формами внеклассной работы по физической культуре и спорту являются занятия в секциях и кружках, спортивные соревнования, прогулки, туристские походы, а также праздники физической культуры и спорта.
Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнении из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и но другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений.
Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т. д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

СВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Школа может осуществить правильное физическое воспитание детей при наличии тесного контакта в работе с родителями. Условия жизни ребенка, питание, режим, использование естественных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями.
От степени активности родителей во многом будет завлсеть физическое развитие детей. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми. Многие хорошо понимают, что успехи детей в учебе будут в значительной степени зависеть от состояния их здоровья. Поэтому во многих семьях физическому воспитанию детей придается большое значение. Но проводится оно подчас без определенной системы, слабо связано с усилиями школы. Направить физическое воспитание детей в семье по правильному руслу — долг учителя.
Нужно доказать родителям, что учение требует от детей затраты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восстановления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом. По всем этим вопросам учитель в определенной системе проводит цикл бесед, консультаций с родителями.
В беседах важно знакомить родителей, какие задачи ставит школа в физическом воспитании детей на каждом году обучения и как согласовать работу школы с усилиями родителей. Убедительность рекомендаций учителя будет обеспечена широким привлечением материала по физиологии и гигиене младших школьников. Если это возможно, то для бесед с родителями по некоторым вопросам лучше привлечь школьного или участкового врача, учителя физкультуры.
В работе с родителями надо использовать не только рассказ, но и показ комплекса утренней зарядки, удобной одежды школьников, организации режима дня и других моментов. По многим из этих вопросов можно использовать имеющиеся фильмы.
Родители должны помочь школе научить детей чередовать труд и отдых, разумно проводить свой досуг, соблюдать правила личной и общественной гигиены, выработать привычку к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье. Как ребенок сидит за столом при выполнении домашних заданий? Где его рабочее место? Как оно освещено? Хорошо ли проветрено помещение? От этого во многом зависит здоровье школьника, его зрение, осанка, настроение. Условия жизни определяют успехи детей и в учении.
В физическом воспитании детей необходим индивидуальный подход. Его также можно осуществить лишь при условии тесного контакта с семьей. В работе с детьми и их родителями надо опираться на данные медицинского обследования. Учитель вместе с родителями после консультации с врачом намечает систему мер: наиболее целесообразный режим, определенные условия жизни. Важно разъяснить родителям, что организм младшего школьника находится в постоянном развитии, совершенствовании. При неблагоприятных условиях нарушается его нормальное функционирование. Поэтому дети с отклонениями в разиптни нуждаются в особом внимании взрослых. В этом случае нужен регулярный контроль врача и точное выполнение его указаний учителем и родителями.

Вопросы и задания

1. Расскажите о роли физического воспитания во всестороннем развитии детей.
2. Что принято понимать под системой физического воспитания детей?
3. Каким должен быть урок физической культуры в начальных классах, чтобы он оказывал решающее влияние на физическое воспитание детей?
4. Как приучить детей делать утреннюю зарядку?
5. Подберите несколько комплексов упражнений для проведения физкультминутки на уроках.
6. Познакомьтесь с организацией спортивного коллектива в одной из школ и примите участие в проведении одного-двух мероприятий.
7. Что могут сделать родители в деле физического воспитания детей? Какова роль учителя в совместной работе с семьей по решению задач физического воспитания?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.009 с.)