Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в психолого-педагогическую деятельность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте Возрастная психология Возрастная психология как отрасль психологической науки: понятие, объект, предмет, задачи и разделы. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского: развитие как присвоение исторически сложившихся способов деятельности и мышления, овладения общественным опытом, социально-опосредованный характер психического развития человека. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие «зоны ближайшего развития», его общетеоретический и конкретно-психологический смысл. Естественно-научная концепция психического развития: развитие как приспособление (адаптация) ребенка к среде, от индивидуального состояния к социальному. Кризисы психического развития и их значение. Понятие возрастного кризиса. Основные кризисные периоды. Характеристика развития личности в кризисный период. Значение кризисов для психического развития личности. Психолого-педагогическое сопровождение личности в кризисный период. Психическое развитие в раннем детстве. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем детском возрасте. Развитие речи и наглядно-действенного мышления в раннем детском возрасте. Развитие образной и режиссерской игры в раннем детстве. Автономная детская речь и ее характеристика. Развитие личности ребенка. Кризис трех лет и его психологическая характеристика. Социальная ситуация развития при переходе к дошкольному детству. Психологическая эмансипация ребенка от взрослых «Я сам!». Симптомокомплексы кризиса трех лет: упрямство, негативизм, своеволие, протест против близких, строптивость, стремление к управлению окружающими. Личностные новообразования в период кризиса трех лет: стремление к достижению результата деятельности; обостренное чувство собственного достоинства, появление чувства гордости за свои достижения. Психическое развитие детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Значение игры для развития ребенка. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Развитие памяти, внимания. Развитие речи как средства общения, познания, регулирования поведения дошкольника. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Проблема готовности к школьному обучению. Виды готовности к школьному обучению: интеллектуальная, личностная, мотивационная, волевая, эмоциональная, коммуникативная и т.д. Кризис 7 лет и его психологическое содержание. Психодиагностические методики определения готовности к школьному обучению (Керн-Йирасек, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте, появление системы общения «учитель-ученик» и ее влияние на психическое развитие ребенка. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность повеления, внутренний план действия, рефлексия. Психологические особенности подростка. Проблема кризиса подросткового возраста. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Интимно-личное общение как ведущая деятельность подростка. «Чувство взрослости» как центральное психологическое новообразование возраста, его виды. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Учебная деятельность подростков. Новая система требований к учителю. Избирательное отношение к учебным предметам. Развитие творческого воображения, начальных форм творческого рассуждающего мышления. Нравственные убеждения и их формирование. Возникновение внутренней жизни подростка. Формирование направленности личности. Психология ранней юности. Варианты развития личности в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Формы участия юношества в общественных организациях. Развитие самосознания и образа «Я». Любовь в юношеском возрасте. Основные пути развития научного мировоззрения. Формирование научных и эстетических убеждений, социальных и эстетических норм в юношеском возрасте. Психологическое консультирование Сущность, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования. Психологическое консультирование как предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или симптомов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и невроустойчивости. Структурные компоненты психологического консультирование: установление доверительных отношений и благоприятной эмоциональной обстановки, выявление запроса клиента, составление совместно с клиентом алгоритма решения проблемы, реализация разработанной программы, оценка результатов эффективности консультативного процесса (клиентом и психологом), переход помощи психолога в самопомощь клиента. Принципы психологического консультирования:доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; осторожное отношение к советам; разграничение личных и профессиональных отношений. Этапы и фазы психологического консультирования. Техники, методы и формы психологического консультирования. Групповые и индивидуальные формы работы. Коррекционная педагогика и специальная психология Коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки. Предмет, задачи и принципы коррекционной педагогики. Разделы коррекционной педагогики. Предмет, задачи и основные разделы специальной психологии. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии ребенка. Понятие «нормы» и «патологии». Отклоняющееся развитие. Дизонтогенез и его виды. Факторы отклоняющегося развития. Структура дефекта - соотношение первичного и вторичного дефектов. Комбинированные нарушения, их причины. Коррекция, компенсация, реабилитация, социализация, интеграция, сегрегация. Общая характеристика девиантного поведения детей. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Общие основы педагогики Педагогика как наука. Сущность, объект, предмет, задачи и функции (теоретическая и технологическая) педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие. Отрасли и разделы педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Образование как многоаспектное явление. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Функции современного образования (социальные, личностные). Образование как явление общественной жизни, образование как ценность, образование как система, образование как педагогический процесс, образование как результат. История педагогики и образования Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции: спартанская и афинская модели воспитания; эвристический метод обучения Сократа; Сократические школы и их направления: Киренская; Элидо-Эретрийская; Мегарская; Киническая. Платон – основатель школы Академии. Аристотель – основоположник Ликея и метода риторики как средства убеждения, ораторского искусства и воспитания юношей. Система воспитания и образования Древнего Рима: трехуровневая школьная система обучения: элементарное образование, школа повышенного типа, риторическая школа. Педагогические идеи Марка Туллия Цицерона. Энциклопедическое образование Луция Аннея Сенеки. Римский педагог Марк Фабий Квинтилиан, его мысли о школьном образовании в произведении «О воспитании оратора». Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Влияние церковной культуры на развитие образования. Аврелий Августин (Блаженный) – создатель программ церковного обучения. Школьный реформатор эпохи правления Карла Великого Альбин Алкуин. Основоположник понятия «схоластика» Фома Аквинский, его взгляд на школьную систему обучения. Зарождение Средневекового университета как источника научных знаний, мудрости и просвещения. Гуманистические идеи воспитания и образования педагогов-гуманистов эпохи Возрождения ( Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Томаса Мора, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня). Идея о народном образовании в работах Эразма Роттердамского «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения». Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. Чешский гуманист, философ, педагог Ян Амос Коменский - основатель современной педагогики, автор «Великой дидактики». Педагогические идеи и взгляды Джона Локка и Жан-Жака Руссо. Педагогический труд Дж. Локка «Мысли о воспитании». Педагогические принципы свободного и естественного воспитания в работе Ж.-Ж. Руссо: «Эмиль, или О воспитании». Г. Песталоцци - один из основоположников теории начального обучения и его труд «Лингард и Гертруда». Становление отечественной педагогики: С. Полоцкий, М. В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский. Л.Н. Толстой – основатель школы в Ясной Поляне. Научное наследие К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Основные педагогические труды К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «Родное слово», «Руководство к «Родному слову» и др. П.П. Блонский - теоретик и пропагандист педологии, разработчик концепции биогенетического развития ребенка, теории трудового воспитания и политехнического образования. Основные педагогические труды П.П. Блонского: «Введение в дошкольное воспитание», «Курс педагогики», «Педология», «Трудовая школа» и др. Педагогические идеи и взгляды А. С. Макаренко. Основные педагогические труды А.С. Макаренко: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др. Педагогические идеи и взгляды В.А.Сухомлинского. Основные педагогические труды В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива» и др. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, индивидуализация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, фундаментализация, информатизация, международная образовательная интеграция др. Теория и методика воспитания Воспитание в целостном педагогическом процессе. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса. Воспитание как общественное явление. Структура воспитательного процесса (целевой (цели и задачи воспитания), содержательный (содержание воспитания: умственное, гражданское, правовое, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, экономическое, экологическое и др.), операционно-деятельностный (методы, формы, средства и приемы воспитания), аналитико-результативный (отслеживание эффективности воспитательного процесса и анализ достигнутых результатов). Функции воспитания (побуждения к самовоспитанию, профилактическая, формирующе-развивающая, мобилизация на выполнение конкретных задач, перевоспитания). Признаки и особенности воспитания (целенаправленность, многофакторность, неочевидность результатов, динамичность, непрерывность, комплексность, вариативность, двухсторонний характер, противоречивость). Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания. Характеристика и своеобразие зарубежных воспитательных систем: образовательно-воспитательная система Вальдорфской школы; «Дом ребенка» М. Монтессори; «Школа без принуждения» С. Френе; воспитательная система Януша Корчака, справедливые сообщества Л. Кольберга, школа-лаборатория Дж. Дьюи. Скаутизм как воспитательная система. Основные подходы к развитию личности: гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлиснкий, Ш. А. Амонашвили и др.); личностно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова и др.); социализирующий подход (ВХ.Бочарова, МАГалагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая); антропологический подход (Ш.А.Амонашвили, Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.МЛузина, В.И.Максакова); аксиологический подход (В.А.Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б.Котова, Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянов, Н.Е.Щуркова, ЕАЯмбург). Технологии воспитания: технология формирования мировоззрения, технология организации внеучебной деятельности, технология моделирования и проектирования воспитательного пространства, технология реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин. Методы, формы и средства воспитания. Многообразие методов воспитания и различные подходы к их классификации (Н.И. Болдырев и др., Т.И. Ильина и др., Г.И. Щукина, В.А. Сластенин и др.). Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Функции форм воспитательной работы: организаторская, регулирующая, информативная. Диалоговые формы воспитания. Формы коллективной творческой деятельности. Средства воспитания. Культура межнационального общения. Сущность и основные направления воспитания культуры межнационального общения (обучение взаимодействию, взаимопониманию, формирование критического мышления; обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве и др.). Роль национальных традиций в воспитании. Семейное воспитание: Сущность и задачи семейного воспитания. Принципы семейного воспитания: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях; оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, социальная, психотерапевтическая. Содержание семейного воспитания: формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: физическое развитие и охрана физического и психического здоровья ребенка; интеллектуальное развитие детей, подготовка их к школе; формирование самосознания ребенка; формирование ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации; социальная и профессиональная ориентация; нравственное, гражданское, экономическое, экологическое, трудовое, эстетическое воспитание. Особенности семейного воспитания: органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка; непрерывность и длительность воздействия; многократность и противоречивость воспитательного воздействия; интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности; относительная замкнутость; общение и взаимодействие людей разного возраста с различными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа); взаимная направленность формирующих воздействий. Стили семейного воспитания (демократический и контролирующий) и факторы его формирующие (способы общения с ребенком; удовлетворенность потребностей ребенка; степень и формы протекции и контроля; предъявляемые ребенку требования; применяемые санкции по отношению к ребенку; степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей). Аномальные стили семейного воспитания. Условия развития и саморазвития личности в семье. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка. Социализация: сущность, агенты (агенты первичной социализации, агенты вторичной социализации), факторы (микрофакторы, мезафакторы, макрофакторы, мегафакторы) и стадии социализации (дотрудовая, трудовая, послетрудовая). Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие «коллектив», его структура, функции (организационная, воспитательная, стимулирующая) и признаки. Принципы коллективистского воспитания (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии в воспитании, принцип параллельно-опосредованного действия). Пути формирования коллектива: предъявление педагогического требования; создание системы перспективных линий; формирование структуры коллектива; работа с активом; коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление; создание традиций; индивидуализация и развитие ребенка в коллективе. Формирование личности в коллективе, роль коллектива в развитии личности. Особенности педагогического взаимодействия в ученическом коллективе. Коллективные творческие дела (КТД) как условие воспитания и сплочения ученического коллектива. Развитие детского самоуправления. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления. Учитель – воспитатель, классный руководитель. Система и содержание воспитательной работы классного руководителя, его профессиональные обязанности. Функции (воспитательная, организационно-административная, координирующая) классного руководителя. Основные направления деятельности классного руководителя (по О. С. Газману) - Здоровье: совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками учебного заведения по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий и др. Учение: обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразованием и др. Общение: организация систематической работы по нравственному воспитанию; овладение правилами функционирования в урбанизованной среде др. Досуг: обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу детей; создание условий для культурного досуга и др. Семья: изучение условий воспитания детей в семье; организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье и др. Этапы деятельности (диагностика, планирование, реализация плана, анализ результатов) классного руководителя. Теория обучения Педагогический процесс как целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Элементы педагогического процесса (Н.В. Кузьмина): цель обучения, содержание учебной информации, методы, приемы, обучения, средства педагогической коммуникации, педагог, обучающийся. Противоречия как движущие силы развития и совершенствования педагогического процесса. Объективные и субъективные противоречия. Этапы организации педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Обучение в целостном педагогическом процессе. Сущность, задачи, функции (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения), закономерности (внешние и внутренние) и принципы (социальная обусловленность и научность, практическая направленность, проблемность, целеустремленность, систематичность и последовательность, доступность и высокий уровень трудности, сознательность, активность и мотивированность обучаемых, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуализация и дифференциация, комплексность и единство обучения и воспитания) обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Ю. К. Бабанский и др.). Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и др.). Теория проблемного обучения (М.И.Махмутов, Ю.К.Бабанский, Д.В. Вилькеев, М.А.Данилов, Т.В. Кудрявцев, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, В.Оконь, М.Н.Скаткин и др.). Концепция обучения и воспитания в педагогике сотрудничества (гуманно-личностное обучение младших школьников Ш.А. Амонашвили, обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, преподавание литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой и др.). Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Исторический характер содержания образования. Основные теории формирования содержания образования (материальная и формальная). Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа). Принципы и критерии отбора содержания образования. Современные образовательные технологии: сущность, структура (концептуальная основа, содержательная часть, процессуальная часть) и классификация. Основные требования к современным образовательным технологиям и критерии их технологичности: целенаправленность, концептуальность, системность, управляемость, эффективность, диагностичность, воспроизводимость. Технология проблемного обучения (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь, М.Н.Скаткин и др.): сущность, цели, ключевые понятия, функции, принципы, основные характеристики и особенности, типы проблемной ситуации и способы ее создания, методы и формы, этапы и психолого-педагогические условия реализации, достоинства и недостатки технологии. Технология проектного обучения (В.В. Гузеев, Е.А. Крюкова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.): сущность, цели, ключевые понятия, основные характеристики и особенности, типы проектов, этапы и психолого-педагогические условия реализации, достоинства и недостатки технологии. Технология дистанционного обучения (Е.С. Полат, И.Г. Захарова, О.П. Околесов, В.А. Трайнев и др.): сущность, цели, функции, принципы, основные характеристики и особенности, этапы и психолого-педагогические условия реализации, достоинства и нерешенные проблемы. Технология учебного портфолио (Бахарева М.В., Никитина Э.В., Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Чошанов М.А. и др.): сущность, цели, функции, особенности, виды портфолио, структура, достоинства и недостатки технологии. Методы обучения. Сущность и классификация методов обучения (по источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский); по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина; по основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского; по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова). Формы обучения (урок, лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, экскурсия, конференция). Урок как основная форма организации учебного процесса. Средства обучения (учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебные пособия, справочные издания, учебно-наглядные пособия, аудио- и видеоучебные материалы, телевидение, компьютер, компьютерные обучающие системы, глобальная сеть «Интернет» и др.). Типология и многообразие образовательных учреждений в Российской Федераци и: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессиональные (начального, среднего и высшего); послевузовское профессиональное образование, учреждения дополнительного образования; иные типы образовательных учреждений. Педагогическая психология Педагогическая психология как наука. Сущность, предмет, задачи и структура педагогической психологии (психология обучения, психология учения, психология воспитания и самовоспитания, психология педагогической деятельности и личности учителя). Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Основные проблемы педагогической психологии (проблема сензитивных периодов в жизни ребенка; проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания; проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка; проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению; проблема детской одаренности; проблема педагогической запущенности ребенка; проблема обеспечения индивидуализации обучения; проблема социальной адаптации и реабилитации; проблема психологической готовности учителя и воспитателя к работе с детьми и др.) и их характеристика. Э тапы становления и развития педагогической психологии. Первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.). Второй этап (с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в.) - этап оформления педагогической психологии в самостоятельную отрасль (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Блонский, А. Бине, В. Анри, К. Штерн, А. Валлон, К. Бюлер и др.). Формирование особого психолого-педагогического направления - педологии (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), Третий этап (с середины XX в. и до настоящего времени) – этап создания целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии (Б. Скиннер, Л.Н. Ланда, В. Оконь, М.И. Махмутов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.В. Рубцов, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, И. Лингарт, Г.К. Лозанов, Г.А. Китайгородская, А.В. Петровский и др.) Теории научения в психологии. Проблемы теории научения: проблема соотношения и разграничения понятий «научение» и «обучение»; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения и др.). Ассоциативно-когнитивное научение: научение знаниям, научение навыкам и научение действиям. Ассоциативно-рефлекторное научение: сенсорное, моторное и сенсомоторное. Разновидности интеллектуального научения. Рефлекторно-интеллектуальное научение: научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение. Интеллектуально-когнитивное научение: научение понятиям, научение мышлению и научение умениям. Виды научения: привыкание, классическое обусловливание (И.П. Павлов), оперантное обусловливание (Б.Ф. Скиннер, Э.Торндайк (проб и ошибок), комплексное научение. Уровни научения: рефлекторный, когнитивный.Сущность учения. Учение как разновидность деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Различные трактовки учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Ительсон, К.Коффка, Ж. Пиаже). Основные теории учения в отечественной психологии. Учение как усвоение учащимися знаний и формирования у них приемов умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский и др.). Учение как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности. Соотношение обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготского и др.). Особенности трактовки проблемы соотношения обучения и развития. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Отрицание связи между обучением и развитием ребенка (Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.) Обучение и развитие – тождественные процессы (У. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Торндайк и др.). Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение (К. Коффка). Условия эффективности развивающего обучения. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): сущность и общие положения. Понятие «зона ближайшего развития» (ЗБР). Основные понятия ЗБР: а) уровни актуального развития: обученность, воспитанность, развитость; б) зоны ближайшего развития: обучаемость, развиваемость, воспитуемость (А.К. Маркова). Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития. Обучаемость как способность к обучению. Понимание обучаемости как способности субъекта учебной деятельности к усвоению знаний и способов действий и как готовность к переходу на новые уровни обученности. Виды обучаемости: а) общая обучаемость, б) специальная обучаемость. Основа обучаемости (уровень развития познавательных процессов субъекта познавательной деятельности – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; уровень развития его сфер – мотивационно-волевой и эмоциональной; развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения). Обучаемость как умственное развитие в динамике. Признаки обучаемости и обученности. Учебная деятельность: сущность, особенности, структура и психологическая характеристика. Трактовки понятия «учебная деятельность» (УД) в психологии и педагогике (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (Д.Б. Эльконин). Потребность ученика в учебной деятельности. Понимание школьником учебных задач. Осуществление школьником учебных действий. Выполнение учеником действия контроля и оценки. Становление и развитие ученика как субъекта учебной деятельности. Возрастные особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Диагностика учебной деятельности. Основные аспекты диагностики уровня сформированности учебной деятельности (А.К. Маркова). Самостоятельная работа как учебная деятельность. Учебная мотивация как психологическая категория. Проблема определения мотивов. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной психологии (В.Г.Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев) и зарубежной психологии (Дж. Аткинсон, Г.Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Система развивающего обучения (СРО) Эльконина-Давыдова. Сущность и основные характеристики развивающего обучения. Предпосылки создания СРО Эльконина-Давыдова. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий (В.В. Давыдов и др.). Эмпирическое и теоретическое мышление. Основные различия эмпирического и теоретического знания (В.В. Давыдов). Теория учебной деятельности и теория содержательного (теоретического) обобщения как теоретическая основа концепции развивающего обучения. Особенности проявления общедидактических принципов преемственности, доступности, сознательности, наглядности, научности в СРО Эльконина-Давыдова. Учебные умения, которые должны быть сформированы у учеников при усвоении предметов в учебной деятельности. Реализация идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Разумовской, Г.Г. Граник и др. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Предпосылки создания дидактический СРО Л.В.Занкова. Разработка проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей в работах Л.В. Занкова. Принципы дидактической СРО Л.В.Занкова (принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип осознания школьниками процесса учения, принцип работы над развитием всех учащихся, принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом). Сравнительный анализ принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова и традиционного обучения. Некоторые особенности внедрения СРО Л.В.Занкова в практику. Особенности и типы взаимосвязи обучения и воспитания. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания. Многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания. Типы взаимосвязи обучения и воспитания (И.А. Зимняя). Воспитывающее обучение. Педагогическая деятельность и психологические основы ее организации. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, функции, особенности, стили. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Формирование личностной индивидуальности ребенка через индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проявления индивидуального стиля педагогической деятельности. Одинаковая эффективность различных, качественно разнообразных стилей индивидуальной педагогической деятельности. Индивидуальность педагога и распространение передового педагогического опыта. Необходимость целенаправленного отбора людей для педагогической профессии и развития у них соответствующих способностей. Первостепенная важность воспитательных способностей при профессиональном отборе людей для педагогических профессий. Трудности сочетания в одном лице учительских и воспитательных способностей. Психология педагогического общения. Трактовки педагогического общения в психолого-педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.). Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, амотивная. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г.М. Андреева). Специфика и трудности педагогического общения. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Непродуктивные модели педагогического общения: «Монблан», «Китайская стена», «Локатор», «Робот», «Я сам», «Тетерев», «Гамлет». Стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик): общение на основе увлечения совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Стадии педагогического общения: ориентировка в условиях коммуникативной задачи, моделирование предстоящего общения, собственно общение, анализ общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Базовые коммуникативные умения педагога: умения межличностной коммуникации, умения восприятия и понимания друг друга, умения межличностного взаимодействия. Барьеры педагогического общения: личностные, социально-психологические, физические. Коммуникативные приемы, способствующие успешному педагогическому общению. Психологическая служба в образовании Сущность, функции и структура психологичес
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.017 с.) |