Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности педагогического общения↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С. А. ИГНАТЬЕВА
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Учебное пособие
Москва
Р е ц е н з е н т ы:
А.Д. Гонеев – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Курского государственного университета; Ю.А. Блинков – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой социально-психологической реабилитации и социальной работы Курского государственного медицинского университета
Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителя-логопеда: Учебное пособие. –, 2005. – 191 с.
В пособии изложены современные представления о коммуникативной культуре учителя-логопеда как важном компоненте его профессионализма. Рассматриваются проблемы педагогического общения; особенности психотехники речи; речевого и невербального поведения учителя; коммуникативной направленности реализации учителем-логопедом элементов педагогической техники. Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений дефектологического факультета, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». Может представлять интерес для логопедов-практиков, практических работников специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с отклонениями в речевом развитии, для специалистов по социальной работе.
© Игнатьева С.А., 2005
Содержание
Введение
Отечественная педагогическая наука переживает в настоящее время сложный период освобождения от стереотипов административно-командной педагогики. Существенная рольпри этом отводится интеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении. Одним из ведущих направлений реформирования современных образовательных систем является гуманизация образования, которая предполагает разработку личностно ориентированных педагогических технологий. В их основу должен входить диалогический подход, определяющий «субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности» (В.А. Сластенин, 2000). Неотъемлемым компонентом содержания гуманизации образования является формирование культуры общения, коммуникативного поведения учащихся. Коммуникативная культура рассматривается как основа профессио-нальной педагогической деятельности, показатель общей и социальной культуры, как совокупность ценностных структур в виде эмоциональной культуры, культуры мышления и культуры речи (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и др.). Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения. К составляющим компонентам коммуникативной культуры личности относят: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций и пр. Критериями коммуникативной культуры являются ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству и др. (Е.В. Руденский, 2000). В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования возрастают требования к содержанию и уровню подготовки специалистов, работающих в системе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, в частности, к учителям-логопедам. Компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются: осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в специальных учреждениях для детей и подростков с речевой патологией; адекватное использование логопедических технологий; владение педагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникативной культурой. Студенты, избравшие профессию учителя-логопеда, должны четко представлять, что основное в их будущей практической деятельности – это не только коррекционно-логопедическая работа с детьми и подростками с нарушениями речи, но и профессионально-педагогическое общение с ними, их родителями, коллегами, администрацией, поэтому от умений и навыков социальной коммуникации, уровня коммуникативной культуры будущего учителя-логопеда во многом будет зависеть успешность его профессиональной деятельности и удовлетворенность ею. К сожалению, в практике работы специальных (коррекционных) школ для детей с тяжелыми нарушениями речи отсутствует эффективная модель взаимодействия учителя-логопеда и психолога в рассматриваемом нами контексте, поэтому представляется необходимым становление коммуникативной компетентности учителя-логопеда, интегрирующей эти области. Данное учебное пособие разработано для студентов дефектологического факультета, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия», в рамках программы авторского учебного курса «Коммуникативная культура учителя-логопеда». Материалы, изложенные в пособии, имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В процессе изучения материала учебного курса у студентов формируются представления об основных компонентах педагогики общения; о структуре, видах и правилах речевого общения; о культуре речевого и неречевого поведения учителя; о психотехнике общения, вербальных и невербальных средствах общения в педагогическом взаимодействии; основах профессионализма учителя-логопеда, структуре его педагогического мастерства. В конце каждой главы представлен материал для самопроверки, включающий: контрольные и тренировочные задания, задания в тестовой форме, а также материал для самотестирования. Предлагаемая структура пособия имеет целью повышение возможностей интерактивного (диалогового) обучения, активизацию самостоятельной работы студентов. Использование практического материала поможет студентам обобщить знания по теории педагогического общения, определить особенности собственной личности как субъекта социального взаимодействия, развивать умения ориентироваться в индивидуальных особенностях партнеров по общению и в изменяющихся условиях общения, осознавать на субъективном и операциональном уровне механизм совершенствования собственной коммуникативной компетентности. В конце пособия представлен терминологический комментарий и библиографический список. В приложении приведено краткое изложение программы учебного курса «Коммуникативная культура учителя-логопеда». Пособие может представлять также интерес для учителей-логопедов, воспитателей, педагогов, работающих с детьми и подростками с нарушениями речи.
Глава 1. Общение в образовательном процессе
Ключевые понятия: взаимодействие,общение,коммуникативная деятельность, коммуникативные умения, педагогическое общение, управление педагогическим взаимодействием, затруднения и барьеры в педагогическом общении, стратегии поведения в педагогических конфликтах.
Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания
1. Определите степень своего согласия со следующими изречениями: Всякое существование – это сосуществование. Древняя мудрость Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом. Т. Пэн Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Марк Твен 2. По ходу аудиторных занятий заполняйте специальный словарь под условным названием «Словарь ранее непонятных мне терминов». 3. Составьте логические цепочки из основных терминов по основным понятиям главы. Например: «Общение – коммуникация – язык – речь – невербальная коммуникация»; «Общение – перцепция – идентификация – рефлексия – эмпатия – обратная связь» и т. д. 4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцепция, интерактивность, интерпретация, конкуренция, аудирование, визуальный. 5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, конфликтность, адресант, альтруист, устный, тактичный, равнодушный. 6. Охарактеризуйте общение как коммуникативную деятельность. 7. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения». 8. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта общения. 9. Попробуйте ответить на вопросы одного из основателей «недирективной педагогики» К. Роджерса. К. Роджерс: «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем…». • Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир? • Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватает ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений? • Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели? • Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек? • В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес? • Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении? • Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства? 10. Выпишите из словаря «Педагогическое речеведение» определения понятий, касающихся педагогического общения. 11. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значимым для педагогического общения. 12. Раскройте содержание этапов педагогического общения. 13. Оцените свои возможности владения культурой педагогического общения по следующим параметрам: 1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: а) умение слушать собеседника; б) умение задавать вопросы; в) умение анализировать выступление; г) умение первому установить контакт с другим человеком; д) умение понять другого человека; с) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения. 2. Стремление к установлению зрительного контакта: а) умение смотреть на собеседника (аудиторию); б) умение видеть и понимать реакцию слушателей. 3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом: а) владение свободной, связной речью без опоры на конспект; б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу и т. д.; в) умение передавать свое отношение к сообщаемому. 14. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием. 15. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом общении». 16. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления межличностными конфликтами.
Задания в тестовой форме 1. Укажите правильный ответ. Кто из указанных авторов назвал проблему общения самой неискоренимой и самой человечной? а) А. Сент-Экзюпери б) А.А. Леонтьев в) Б.Ф. Ломов г) К. Роджерс д) В.А. Сухомлинский
2. Расположите в правильной последовательности этапы общения: а) выбор конкретных средств общения б) планирование содержания своего общения в) потребность в общении г) восприятие и оценка ответной реакции собеседника на основе установления обратной связи д) ориентировка в целях, ситуации общения, в личности собеседника
3. Укажите правильный ответ. В модель процесса общения как деятельности по М.И. Лисиной входит: а) предмет и задачи общения б) потребность в общении в) коммуникативные мотивы г) действия, средства и продукт общения д) все перечисленное
4. Укажите критерии для определения контактного (дистантного) общения. а) количество участников общения б) наличие или отсутствие какого-либо опосредующего «аппарата» в) форма существования языка г) положение коммуникантов в пространстве и времени д) обстановка общения и взаимоотношения общающихся
5. Укажите правильный ответ. К каким средствам общения можно отнести жесты? а) лингвистические б) оптико-кинетические в) паралингвистические г) экстралингвистические д) пространственно-временные
6. Укажите правильный ответ. К каким средствам общения можно отнести ситуацию общения? а) лингвистические б) оптико-кинетические в) паралингвистические; г) экстралингвистические д) пространственно-временные
7. Укажите правильный ответ. Каким термином в системе коммуникации обозначается слушающий или читающий человек? а) адресатом б) адресантом в) каналом коммуникации г) ситуацией общения д) всем перечисленным
8. Укажите правильный ответ. Какой из перечисленных компонентов не входит в структуру коммуникации? а) процессуальный б) контекстный в) знаковый г) текстовый д) все ответы верны
9. Укажите правильный ответ. Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя говорение и слушание? а) процессуальный б) текстовый в) знаковый г) все перечисленные
10. Укажите правильный ответ. Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя мимику и жесты? а) процессуальный; б) текстовый; в) знаковый; г) все перечисленные
11. Укажите правильный ответ. Умение понимать эмоциональное состояние собеседника относится к умениям: а) межличностной коммуникации б) восприятия и понимания друг друга в) межличностного взаимодействия г) передачи информации д) все ответы верны
12. Укажите правильный ответ. К какой стороне общения по Г.М. Андреевой относится организация взаимодействия между общающимися индивидами? а) коммуникативной б) интерактивной в) перцептивной г) ко всем перечисленным
13. Укажите правильный ответ. Определите содержание перцептивной стороны общения. а) обмен информацией б) взаимодействие с другими людьми в) познание других людей г) все перечисленное
14. Укажите правильный ответ. К основным механизмам межличностного восприятия относятся: а) эмпатия б) стереотипизация в) идентификация г) все перечисленное
15. Укажите правильный ответ. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним – это: а) социально-психологическая рефлексия б) стереотипизация в) эмпатия г) идентификация
16. Укажите правильный ответ. К какой группе коммуникативных умений относится умение говорить выразительно, логично и связно? а) речевые умения б) социально-психологические умения в) умения использовать невербальные средства общения г) умения использовать в общении нормы речевого этикета
17. Укажите правильный ответ. К какой группе коммуникативных умений относится умение вовремя вступить в общение, поддерживать его и завершить общение? а) речевые умения б) социально-психологические умения в) умения использовать невербальные средства общения г) умения использовать в общении нормы речевого этикета
18. Выберите правильный вариант ответа из предложенных. Речь – это: а) психическое явление б) процесс общения посредством языка в) обмен информацией между людьми г) процесс отражения мыслей и чувств д) все ответы верны
19. Укажите правильный ответ. Какие отечественные авторы разрабатывали понятие «педагогическое общение»? а) И.А. Зимняя б) А.А. Леонтьев в) З.С. Смелкова г) А.Б. Добрович д) все ответы верны
20. Укажите правильный ответ. Кто из отечественных авторов выделил нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую воспитательные функции общения школьников? а) И.А. Зимняя б) А.А. Леонтьев; в) В.А. Кан-Калик г) А.В. Мудрик д) З.С. Смелкова
21. Укажите правильный ответ. Безразличие к словам учителя вызывают: а) равнодушный тон, речевые штампы б) тавтология, жаргонные слова в) обилие иностранных слов, терминов г) все ответы верны
22. Укажите правильный ответ. Характерные черты опытного педагога: а) скромность и простота в общении с людьми б) стремление в случае неудачи исправить упущение и только потом принимать решение по поводу случившегося в) не сваливать промахи в работе на «объективные обстоятельства» г) все ответы верны
23. Укажите правильный ответ. Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива в) адекватная самооценка затрудняет общение г) все ответы верны д) все ответы неверны
24. Укажите правильный ответ. Чтобы не раздражаться, постоянно держать себя в руках, необходимо: а) заняться привычной работой, уметь отвлечься от своих забот б) не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне в) не предъявлять чрезмерных требований к окружающим г) все ответы верны д) все ответы неверны
25. Укажите правильный ответ. Учитывая свойства нервной системы воспитанников, следует помнить, что: а) сангвиника отличает психическая активность, высокая работоспособность б) флегматик охотно выполняет новую, незнакомую работу в) холерик отличается низким уровнем психической активности г) меланхолик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными д) все ответы верны
26. Укажите правильный ответ. Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях зависит: а) от педагогического мышления и опыта преподавателя б) от знания и умения применять различные приемы воздействия в) от такта учителя и умения подбирать оптимальные способы общения с учащимися г) все ответы верны
27. Укажите правильный ответ. Какой из уровней коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизированным осознанием явлений педагогического общения? а) интуитивный б) житейский в) сознательный г) рациональный
28.Укажите правильный ответ. Какой план общения характеризуют интересы и склонности учителя? а) коммуникативный б) индивидуально-личностный в) общий социально-психологический г) морально-политический
29. Укажите правильный ответ. К какому типу барьеров педагогического общения относится неправильное отношение учителя к учащемуся? а) физические барьеры б) социально-психологические барьеры в) барьеры неправильной установки сознания г) личностные барьеры
30. Укажите правильный ответ. К какому типу барьеров педагогического общения относится барьер недостаточного понимания важности общения? а) физические барьеры б) социально-психологические барьеры в) барьеры неправильной установки сознания г) личностные барьеры
31. Укажите правильный ответ. К характеристикам диалогической коммуникации относятся: а) психологическая установка – «на равных» б) учет индивидуальных особенностей учащихся в) открытое предъявление собственного мнения г) все перечисленное
32. Укажите правильный ответ. К видам отношений к другому человеку субъекта затрудненного общения относятся: а) враждебность б) недоверие в) подозрительность г) нетерпимость д) все ответы верны. Тестирование
На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влияние оказывает преобладающий канал получения и переработки информации. Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы, называется нейролингвистическим программированием. Основатели этого направления Р. Бендлер и М. Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); аудиальный (слуховые ощущения); кинестетический (основанный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала восприятия зависит словарный состав речи, невербальные реакции, организация межличностного пространства общения. 1. Определите с помощью теста, какой способ (канал) восприятия у вас наиболее развит. Отвечая, вы должны либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет») с предлагаемыми утверждениями. Утверждения: 1. Я люблю смотреть на небо. 2. Я часто что-то напеваю себе под нос. 3. Я признаю только ту одежду, в которой мне удобно, и даже ради красоты и моды не надену неудобную вещь. 4. Очень люблю ходить в парную баню или в сауну. 5. При покупке автомашины для меня был бы очень важен ее цвет. 6. Могу, не глядя, по повороту ключа в замке или по шагам понять, кто из домашних вошел в квартиру или в комнату. 7. Мне нравится иногда ради забавы подражать манере говорить других людей,их голосу, а также различным акцентам и диалектам. 8. Я обычно много времени уделяю тому, чтобы выглядеть привлекательно. 9. Получаю большое удовольствие от массажа. 10. На улице, в транспорте люблю рассматривать людей. 11. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне надо много двигаться. 12. Увидев в магазине платье или костюм, я без примерки могу понять, подойдет он мне или нет. 13. Когда я слышу песни прошлых лет, то это прошлое словно возвращается ко мне. 14. Я часто читаю во время еды. 15. Очень часто и подолгу разговариваю по телефону. 16. У меня есть склонность к полноте. 17. Мне больше нравится слушать рассказы, которые читают по радио, чем читать самому. 18. После тяжелого дня или после какой-либо неудачи я чувствую напряжение во всем теле. 19. Люблю фотографировать и делаю это часто. 20. Долго помню все, что мне говорят мои родные и близкие. 21. Люблю покупать цветы даже без всяких поводов. 22. Получаю большое удовольствие от горячей ванны. 23. Стараюсь записывать в ежедневник или в блокнот все то, что мне необходимо сделать. 24. Когда меня никто не слышит, часто разговариваю сам с собой. 25. Если приходится долго ехать на каком-либо транспорте, мне потом требуется время, чтобы прийти в себя. 26. Тембр голоса может мне многое сказать о человеке. 27. Для меня очень важно, как одет человек, с которым мне приходится общаться. 28. Не могу утром подняться с постели, пока не потянусь как следует, не расправлю конечности, не разомну все мышцы и косточки. 29. Не могу уснуть на неудобной постели. 30. Очень редко мне попадается удобная обувь. 31. Очень люблю ходить в кино, театр, смотреть телевизор. 32. Если я хоть раз встречусь с человеком, – то узнаю его лицо даже через годы. 33. Очень люблю стук дождя по крыше, подоконнику или зонту. 34. Я умею слушать собеседника. 35. Люблю танцевать, заниматься спортом, делать гимнастику. 36. Не могу уснуть, если в комнате громко тикает будильник. 37. Имею или хочу иметь дома хорошую музыкальную стереоаппаратуру. 38. Когда звучит музыка, я невольно начинаю двигаться в такт или отбивать ритм ногой. 39. Люблю экскурсии, связанные с осмотром достопримечательностей. 40. Не выношу беспорядка в доме или на рабочем месте. 41. Не люблю синтетических тканей. 42. Считаю, что уют в доме создается прежде всего правильным освещением. 43. Люблю ходить на концерты. 44. Многое могу понять о человеке по тому, как он пожимает мне руку. 45. Люблю ходить в музеи и на выставки. 46. Получаю огромное удовольствие от серьезной дискуссии, обмена мнениями и даже спора. 47. Считаю, что прикосновением можно сказать даже больше, чем словами. 48. Если вокруг шумно, мне очень трудно сосредоточиться. Интерпретация результатов Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на следующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Если восемь и больше – у вас активен зрительный канал восприятия. Чем ближе число ответов «да» к шестнадцати, тем более активен этот канал. Понаблюдав за собой, вы сможете заметить, что часто употребляете слова и фразы, связанные со зрением и зрительными образами, например: «Вы видели что-нибудь подобное?», «Не хочу смотреть на это», «Я не вижу, в чем здесь проблема» и т. д. Вы мгновенно схватываете все, что можно видеть глазами: цвета, формы, беспорядок или гармонию. Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на вопросы: 2, б, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Если восемь и больше – у вас активен слуховой канал восприятия, чем больше число положительных ответов, тем более развит у вас этот канал. Вы, возможно, чаще, чем другие люди, употребляете слова и выражения, связанные со слухом: «Слыханное ли дело!», «Вы слышали?», «Что-то вас не слышно!» и т. д. Вы остро реагируете на любые звуки, для вас огромное значение имеют слова, музыка, любые шумовые эффекты. Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на вопросы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Если больше восьми — то у вас активным является канал ощущений, и чем ближе число к шестнадцати, тем более активен этот канал. Вы, вероятно, чаще, чем другие люди, употребляете выражения, связанные с осязанием, ощущениями: «Не могу переносить атмосферу в этом доме», «Меня глубоко тронуло ваше внимание», «Я почувствовал самое теплое отношение» и т. д. Если у вас примерно одинаковое количество ответов «да» по всем трем группам вопросов, то у вас в равной степени развиты все три канала восприятия. Но если в каждой из трех групп ответов «да» меньше восьми, то скорее можно говорить о том, что ваши чувства не пробуждены, ваши каналы восприятия развиты слабо.
Особенности поведения, характеризующие ведущие каналы восприятия Аудиал Жесты как бы создают ритм речи, когда человек слушает, голова наклоняется вбок – поза „телефонной трубки". Метроном, хорошо может копировать, речь организованна, ритмична. Аудиал легко запоминает последовательность, повторяет услышанное; учится, слушая; могут быть трудности в письме и математике. Читая, шевелит губами (проговаривает слова). С удовольствием читает вслух и слушает, любит говорить, когда пишет. При разговоре предпочитает среднюю дистанцию. Любит дискуссии, любит брать на себя ведущую роль в дискуссии, склонен к хождению вокруг да около, к подробному, последовательному описанию событий. Выбирает слова, обозначающие звуки: гремит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать и т. д. Визуал Жесты в верхней части туловища, «рисуют» то, о чем идет речь. При рассказе взгляд чаще направлен вверх, человек как бы видит то, о чем говорит. Часто сидит на краешке стула. Подбородок приподнят вверх, высокий тембр голоса, самый быстрый темп речи и обработки информации, наблюдательный, ориентирован на внешний вид. Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию – с трудом. Требует полной картины, видимой цели и детального рассмотрения; осторожен, пока не получит полной ясности. Визуал предпочитает читать сам, чем чтобы читали ему. Читает хорошо, быстро. Аккуратно, хорошо и правильно пишет, но теряется, если пишет слова, никогда ранее не виденные. При общении предпочитает самую далекую дистанцию. Организован, аккуратен, все вещи„на своих местах", подбирает цвета, размеры. Выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть (цвет, форму, величину): красиво, красный, на переднем плане, не представляю себе, нарисуй и т. д., видеть, смотреть, туманный, замечать и т. д.). Кинестетик Жесты ниже средней линии туловища. Взгляд часто опускается, человек как бы прислушивается к своим ощущениям. Когда садится, устраивается поудобнее. Очень много движений, жестов, подбородок опущен вниз, тембр голоса низкий, самый медленный темп речи и обработки информации. Любит прикасаться сам и когда прикасаются к нему; быстрое, раннее физическое развитие. Запоминает, двигаясь, действуя с материалом. Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом. Почерк хуже, чем у других. Предпочитает самую близкую дистанцию в разговоре. Склонен бросать одно незаконченное дело ради другого. Развита интуиция, вокруг часто «рабочий» беспорядок. Одевается удобно, но по принципу «Я себя сам не вижу». Выбирает слова, обозначающие вкус, запах, движение, ощущение температуры: тепло, прохладно, шероховато, схватить, чувствовать, держаться, контактировать и тому подобные термины конкретного действия [21]. 2. Оцените степень принятия вами других с помощью «Шкалы принятия других» Фейя [55]. Внимательно прочитайте суждения опросника. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу: 1 – практически всегда, 2 – часто, 3 – иногда, 4 – случайно, 5 – редко. Суждения: 1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение. 2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а). 3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы. 4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качествам. 5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком. 6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода. 7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его. 8. Люди думают только о себе. 9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое. 10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть. 11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер. 12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей. 13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми. 14. Мне нравится быть с другими людьми. 15. Большинство людей глупы и непоследовательны. 16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих. 17. Каждый хочет быть приятным для другого. 18. Чаще всего люди недовольны собой.
Интерпретация результатов Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. 60 баллов и больше – высокий показатель принятия других; 45–60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому; 30–45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому; 30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других. 3.Оцените, насколько вы доброжелательны с помощью «Шкалы доброжелательности» Кэмпбелла [55]. Внимательно прочитайте суждения опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно, то напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Суждения: 1. «А». Человек чаще всего может быть уверен в других людях. «В». Доверять другому небезопасно, так как он может легко использовать это в своих целях. 2. «А». Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга. «В». В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться. 3. «А». Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности. «В». Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности. 4. «А». Вера в других является основой выживания в наше время. «В». Доверять другим равнозначно поиску неприятностей. 5. «А». Если знакомый просит взаймы, лучше найти способ отказать ему. «В». Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни. 6. «А». «Договор дороже денег» – все еще лучшее правило в наше время. «В». В наше время необходимо стремиться угождать всем независимо от собственных принципов. 7. «А». Невозможно перепрыгнуть через себя. «В». Там, где есть воля, есть и результат. 8. «А». В деловых отношениях не место дружбе. «В». Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому. Интерпретация резу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.014 с.) |