Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности педагогического общения

Поиск

С. А. ИГНАТЬЕВА

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

 

Учебное пособие

 

Москва

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

 

А.Д. Гонеев – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

педагогики Курского государственного университета;

Ю.А. Блинков – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой

социально-психологической реабилитации и социальной работы

Курского государственного медицинского университета

 

Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителя-логопеда: Учебное пособие. –, 2005. – 191 с.

 

 

В пособии изложены современные представ­ления о коммуникативной культуре учителя-логопеда как важном компоненте его профессионализма. Рассматриваются проблемы педаго­гического общения; особенности пси­хо­техники речи; речевого и невербального поведения учи­теля; коммуника­тив­ной направленности реализации учителем-логопедом элементов педа­гоги­че­ской техники.

Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного от­делений дефекто­логического фа­культета, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». Может пред­став­лять интерес для логопедов-прак­тиков, практических работников специ­альных (коррекци­он­ных) учрежде­ний для де­тей и подро­стков с отклонениями в речевом развитии, для спе­циали­стов по социальной работе.

 

 

© Игнатьева С.А., 2005

 

Содержание

 

  Введение                              
Глава 1. Общение в образовательном про­цессе
  1.1. Особенности педагогического обще­ния
  1.2. Управление педагогическим взаимодейст­вием
  Материал для самопро­верки
Глава 2. Коммуникативная культура учителя
  2.1. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникатив­ной культуры лично­сти
  2.2. Структура и уровни коммуникативной культуры учи­теля
  Материал для самопро­верки
Глава 3. Культура речевого обще­ния
  3.1. Развитие общения в онтогенезе
  3.2. Структура речевого общения и речевой деятель­ности
  3.3. Культура общения и речевого поведения учи­теля
  Материал для самопро­верки
Глава 4. Невербальные средства общения в педагогическом про­цессе
  4.1. Классификация невербальных средств обще­ния
  4.2.Особенности невербального педагогического вза-имодейст­вия
  Материал для самопро­верки
Глава 5. Психотехника речи учителя-лого­педа
  5.1. Основы техники саморегуляции
  5.2. Техника речевого дыхания и голосообразова­ния
  5.3. Ритмико-мелодическая характеристика речи учи­теля
  Материал для самопро­верки
Глава 6. Основы педагогического мастерства учителя-лого­педа
  6.1. Структура педагогического мастер­ства
  6.2. Коммуникативная направленность педагогиче­ской тех­ники учителя-лого­педа
  6.3. Основы профессионализма учителя-лого­педа
  Материал для самопро­верки Терминологический комментарий Библиографический список Приложение
   

Введение

 

Отечественная педагогическая наука пережи­вает в настоящее время сложный период ос­вобождения от стерео­типов административно-команд­ной педагогики. Существенная рольпри этом отводится инте­грации педа­гогики с науками о человеке, его деятельности и об­щении.

Одним из ведущих направлений реформирования современных обра­зо­ва­тельных систем является гуманизация образования, которая предполагает разра­ботку личностно ориентирован­ных педагогических технологий. В их основу дол­жен вхо­дить диалогиче­ский подход, опреде­ляющий «субъект-субъектное взаимо­действие и увели­чение меры свободы участников педаго­ги­ческого процесса, са­моактуали­зацию и самопрезентацию личности» (В.А. Сластенин, 2000).

Неотъемлемым компонентом содержания гуманизации образования яв­ляется формирование культуры общения, коммуникативного поведения уча­щихся. Ком­му­никативная культура рас­сматривается как основа про­фессио-нальной педагоги­ческой деятельности, показатель общей и социальной куль­туры, как совокупность ценностных структур в виде эмоциональной куль­туры, культуры мышления и культуры речи (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Ка­лик, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и др.).

Коммуникативная культура определяет характер взаимо­действия субъ­ектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смы­слов диалогического общения. К состав­ляющим компонентам коммуника­тивной куль­туры личности отно­сят: творческое мышление, культуру рече­вого действия, культуру самона­стройки на общение и психоэмоцио­нальной регуляции своего состоя­ния, культуру жестов и пластики движений, куль­туру воспри­ятия коммуникативных действий партнера по общению, куль­туру эмоций и пр. Критериями коммуникативной культуры яв­ляются ценно­стное от­но­ше­ние к общению, сформированность коммуникативно-значимых ка­честв личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, го­товность к со­трудничеству и др. (Е.В. Руден­ский, 2000).

В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформиро­ва­ния системы обра­зования возрастают требования к содержанию и уровню подготовки специалистов, работающих в системе специальных (коррекцион­ных) общеобразовательных учреждений, в частности, к учите­лям-логопедам.

Компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда яв­ляются: осуществ­ление всех видов учебно-воспитательной и коррекци­онной работы в специальных учреждениях для детей и подростков с рече­вой пато­логией; адекватное использование логопедических тех­нологий; владение пе­дагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникатив­ной культурой.

Студенты, избравшие профессию учителя-логопеда, дол­жны четко пред­ставлять, что ос­новное в их будущей практичес­кой деятельности – это не только коррекционно-логопедическая работа с детьми и подростками с на­рушениями речи, но и профессионально-педагогическое общение с ними, их родителями, коллегами, администрацией, поэтому от умений и навыков со­циальной коммуникации, уровня коммуникативной культуры буду­щего учи­теля-ло­гопеда во многом будет зависеть успешность его профес­сиональной деятель­ности и удовлетворенность ею.

К сожалению, в практике работы специальных (коррекционных) школ для детей с тяже­лыми нарушениями речи отсутствует эффективная модель взаимодействия учителя-логопеда и психолога в рассматриваемом нами кон­тексте, поэтому представляется необходимым становле­ние коммуника­тивной компетентности учителя-логопеда, интегрирующей эти области.

Данное учебное пособие разработано для студентов де­фектологического факультета, обучающихся по специ­альности 031800 «Логопедия», в рамках программы авторского учебного курса «Комму­никативная культура учителя-логопеда». Материалы, изложенные в пособии, имеют как теоретическую, так и практическую направленность.

В процессе изучения материала учебного курса у студентов формиру­ются представления об основных компонентах педагогики общения; о струк­туре, видах и правилах речевого обще­ния; о культуре речевого и не­речевого поведения учителя; о психотехнике общения, вербаль­ных и не­вербальных средствах общения в педагогическом взаимодействии; основах профес­сиона­лизма учителя-логопеда, структуре его педагогического мас­терства.

В конце каждой главы представлен материал для самопроверки, вклю­чающий: контроль­ные и тренировочные задания, задания в тестовой форме, а также материал для самотестирования. Предлагаемая структура пособия имеет целью повышение возможностей интерактивного (диалогового) обуче­ния, активизацию самостоятельной работы студентов. Использование прак­тического материала поможет сту­дентам обобщить знания по теории педаго­гического общения, определить особенности соб­ственной личности как субъекта социального взаимодействия, развивать умения ориентиро­ваться в инди­видуаль­ных особенностях партнеров по общению и в изменяющихся условиях об­щения, осознавать на субъективном и операциональном уровне механизм совершенствования собст­венной коммуникативной компетентно­сти. В конце пособия представлен терминологический комментарий и биб­лиографический список. В приложении приведено краткое изложение про­граммы учебного курса «Комму­никативная культура учителя-логопеда».

Пособие может представ­лять также интерес для учителей-логопедов, воспитателей, педаго­гов, работающих с детьми и подро­стками с наруше­ниями речи.

 

 

 

Глава 1. Общение в образовательном процессе

 

Ключевые понятия: взаимодействие,общение,ком­муникативная дея­тельность, коммуникативные умения, педагогическое общение, управление педагогическим взаимодействием, затруднения и барьеры в педагогическом общении, стратегии поведения в педагогиче­ских конфликтах.

 

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

 

1. Определите степень своего согласия со следующими изречениями:

Всякое существование – это сосуществование.

Древняя мудрость

Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастли­вым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом.

Т. Пэн

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.

Марк Твен

2. По ходу аудиторных занятий заполняйте специальный словарь под ус­ловным названием «Словарь ранее непонятных мне терминов».

3. Составьте логические цепочки из основных терминов по основным понятиям главы. На­пример: «Общение – коммуникация – язык – речь – не­вер­бальная коммуникация»; «Общение – перцепция – идентификация – реф­лек­сия – эмпатия – обратная связь» и т. д.

4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцеп­ция, интерактив­ность, интерпретация, конкуренция, аудирова­ние, визуальный.

5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, кон­фликт­ность, адресант, альтруист, устный, тактич­ный, равнодушный.

6. Охарактеризуйте общение как коммуникативную деятельность.

7. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения».

8. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта об­щения.

9. Попробуйте ответить на вопросы одного из основателей «недирек­тив­ной педагогики» К. Роджерса.

К. Роджерс: «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учите­лем…».

• Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

• Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить откры­тые, эмоциональ­но на­сыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учени­ками, отношения, в ко­торых все участ­ники учатся? Хватает ли у меня муже­ства разделить со своими уче­никами эту интенсивность наших взаимоотно­шений?

• Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

• Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к са­мим себе, к миру, который их окружает, сохранить и под­держать самое дорогое, чем обладает человек?

• В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который смо­жет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми ви­дами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любо­зна­тельность и поддержива­ет интерес?

• Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несо­вершен­ные идеи и творческие задумки моих учеников, этих по­сланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокой­ными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

• Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства ко­торого порож­дают идеи, а идеи – чувства?

10. Выпишите из словаря «Педагогическое речеведение» определения понятий, касающихся педагогического общения.

11. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значи­мым для педагогиче­ского общения.

12. Раскройте содержание этапов педагогического общения.

13. Оцените свои возможности владения культурой педагогического об­щения по следую­щим параметрам:

1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в об­щении:

а) умение слушать собеседника;

б) умение задавать вопросы;

в) умение анализировать выступление;

г) умение первому установить контакт с другим человеком;

д) умение понять другого человека;

с) умение ориентироваться в сложившейся ситуации об­щения.

2. Стремление к установлению зрительного контакта:

а) умение смотреть на собеседника (аудиторию);

б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом:

а) владение свободной, связной речью без опоры на конспект;

б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести бе­седу и т. д.;

в) умение передавать свое отношение к сообщаемому.

14. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием.

15. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом об­щении».

16. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления меж­личностными конфликтами.

 

Задания в тестовой форме

1. Укажите правильный ответ.

Кто из указанных авторов назвал проблему общения самой неискоре­ни­мой и самой чело­вечной?

а) А. Сент-Экзюпери

б) А.А. Леонтьев

в) Б.Ф. Ломов

г) К. Роджерс

д) В.А. Сухомлинский

 

2. Расположите в правильной последовательности этапы общения:

а) выбор конкретных средств общения

б) планирование со­держания своего общения

в) потребность в общении

г) восприятие и оценка ответной реакции собеседника на ос­нове уста­новления обрат­ной связи

д) ориентировка в целях, ситуации общения, в личности собесед­ника

 

3. Укажите правильный ответ.

В модель процесса общения как деятельности по М.И. Лисиной входит:

а) предмет и задачи общения

б) потребность в общении

в) коммуникативные мотивы

г) действия, средства и продукт общения

д) все перечисленное

 

4. Укажите критерии для определения контактного (дистантного) об­ще­ния.

а) количество уча­стников общения

б) наличие или отсутствие какого-либо опосредующего «аппарата»

в) форма су­ществования языка

г) положение коммуни­кантов в про­странстве и времени

д) обстановка общения и взаимо­отношения общающихся

 

5. Укажите правильный ответ.

К каким средствам общения можно отнести жесты?

а) лингвистические

б) оптико-кинетические

в) паралингвистические

г) экстралингвистические

д) пространственно-временные

 

6. Укажите правильный ответ.

К каким средствам общения можно отнести ситуацию общения?

а) лингвистические

б) оптико-кинетические

в) паралингвистические;

г) экстралингвистические

д) пространственно-временные

 

7. Укажите правильный ответ.

Каким термином в системе коммуникации обозначается слушающий или читающий чело­век?

а) адресатом

б) адресантом

в) каналом коммуникации

г) ситуа­цией общения

д) всем перечисленным

 

8. Укажите правильный ответ.

Какой из перечисленных компонентов не входит в структуру комму­ни­кации?

а) процессуальный

б) контекстный

в) знаковый

г) текстовый

д) все ответы верны

 

9. Укажите правильный ответ.

Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя говоре­ние и слушание?

а) процессуальный

б) текстовый

в) знаковый

г) все перечисленные

 

10. Укажите правильный ответ.

Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя мимику и жесты?

а) процессуальный;

б) текстовый;

в) знаковый;

г) все перечисленные

 

11. Укажите правильный ответ.

Умение понимать эмоциональное состояние собеседника относится к умениям:

а) межличностной коммуникации

б) восприятия и понимания друг друга

в) межличностного взаимодействия

г) передачи информации

д) все ответы верны

 

12. Укажите правильный ответ.

К какой стороне общения по Г.М. Андреевой относится организация взаимо­действия ме­жду общающимися индивидами?

а) коммуникативной

б) интерактивной

в) перцептивной

г) ко всем перечисленным

 

13. Укажите правильный ответ.

Определите содержание перцептивной стороны общения.

а) обмен информа­цией

б) взаимодействие с другими людьми

в) познание других людей

г) все перечисленное

 

14. Укажите правильный ответ.

К основным механизмам межличностного восприятия относятся:

а) эмпатия

б) стереотипизация

в) идентификация

г) все перечисленное

 

15. Укажите правильный ответ.

Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним – это:

а) социально-психологическая рефлексия

б) стереотипизация

в) эмпатия

г) идентификация

 

16. Укажите правильный ответ.

К какой группе коммуникативных умений относится умение говорить выразительно, ло­гично и связно?

а) речевые умения

б) социально-психологические умения

в) умения использовать невербальные средства общения

г) умения использовать в общении нормы речевого этикета

 

17. Укажите правильный ответ.

К какой группе коммуникативных умений относится умение вовремя вступить в об­щение, поддерживать его и завершить общение?

а) речевые умения

б) социально-психологические умения

в) умения использовать невербальные средства общения

г) умения использовать в общении нормы речевого этикета

 

18. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

Речь – это:

а) психическое явление

б) процесс общения посредством языка

в) обмен информацией между людьми

г) процесс отражения мыслей и чувств

д) все ответы верны

 

19. Укажите правильный ответ.

Какие отечественные авторы разрабатывали понятие «педагогическое общение»?

а) И.А. Зимняя

б) А.А. Леонтьев

в) З.С. Смелкова

г) А.Б. Добрович

д) все ответы верны

 

20. Укажите правильный ответ.

Кто из отечественных авторов выделил нормативную, познаватель­ную, эмоциональ­ную и актуализирующую воспитательные функции об­щения школьников?

а) И.А. Зимняя

б) А.А. Леонтьев;

в) В.А. Кан-Калик

г) А.В. Мудрик

д) З.С. Смелкова

 

21. Укажите правильный ответ.

Безразличие к словам учителя вызывают:

а) равнодушный тон, речевые штампы

б) тавтология, жаргонные слова

в) обилие иностранных слов, терминов

г) все ответы верны

 

22. Укажите правильный ответ.

Характерные черты опытного педагога:

а) скромность и простота в общении с людьми

б) стремление в случае неудачи исправить упущение и только потом принимать ре­шение по поводу случившегося

в) не сваливать промахи в работе на «объективные обстоятель­ства»

г) все ответы верны

 

23. Укажите правильный ответ.

Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашей са­мо­оценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинст­вом членов коллектива

в) адекватная самооценка затрудняет общение

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

 

24. Укажите правильный ответ.

Чтобы не раздражаться, постоянно держать себя в руках, необходимо:

а) заняться привычной работой, уметь отвлечься от своих забот

б) не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне

в) не предъявлять чрезмерных требований к окружающим

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

 

25. Укажите правильный ответ.

Учитывая свойства нервной системы воспитанников, следу­ет помнить, что:

а) сангвиника отличает психическая активность, высокая работоспо­соб­ность

б) флегматик охотно выполняет новую, незнакомую работу

в) холерик отличается низким уровнем психической актив­ности

г) меланхолик охотно выполняет работу, в которой макси­мальные на­пряжения сме­няются периодами с меньшей на­грузкой, более спокойными

д) все ответы верны

 

26. Укажите правильный ответ.

Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуа­циях зави­сит:

а) от педагогического мышления и опыта преподавателя

б) от знания и умения применять различные приемы воздейст­вия

в) от такта учителя и умения подбирать оптимальные спо­собы обще­ния с учащимися

г) все ответы верны

 

27. Укажите правильный ответ.

Какой из уровней коммуникативных умений характеризуется частным и несистема­тизи­рованным осознанием явлений педагогического общения?

а) интуитивный

б) житейский

в) сознательный

г) рациональный

 

28.Укажите правильный ответ.

Какой план общения характеризуют интересы и склонности учителя?

а) коммуникативный

б) индивидуально-личностный

в) общий социально-психологический

г) морально-политический

 

29. Укажите правильный ответ.

К какому типу барьеров педагогического общения относится непра­вильное отноше­ние учителя к учащемуся?

а) физические барьеры

б) социально-психологические барьеры

в) барьеры неправильной установки сознания

г) личностные барьеры

 

30. Укажите правильный ответ.

К какому типу барьеров педагогического общения относится барьер не­достаточного по­нимания важности общения?

а) физические барьеры

б) социально-психологические барьеры

в) барьеры неправильной установки сознания

г) личностные барьеры

 

31. Укажите правильный ответ.

К характеристикам диалогической коммуникации относятся:

а) психологическая установка – «на равных»

б) учет индивидуальных особенностей учащихся

в) открытое предъявление собственного мнения

г) все перечисленное

 

32. Укажите правильный ответ.

К видам отношений к другому человеку субъекта затрудненного об­ще­ния относятся:

а) враждебность

б) недоверие

в) подозрительность

г) нетерпимость

д) все ответы верны.

Тестирование

 

На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влия­ние оказывает пре­обладающий канал получения и переработки ин­формации. Область практической пси­холо­гии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы, называ­ется нейролин­гвисти­ческим про­граммированием. Основатели этого направления Р. Бенд­лер и М. Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); ауди­альный (слуховые ощущения); кинестетический (осно­ванный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала вос­приятия зависит словарный состав речи, невер­бальные реакции, организа­ция межличностного простран­ства общения.

1. Определите с помощью теста, какой способ (канал) восприятия у вас наиболее развит. Отвечая, вы должны либо согласиться («да»), либо не согла­ситься («нет») с пред­лагаемыми ут­вер­ждениями.

Утверждения:

1. Я люблю смотреть на небо.

2. Я часто что-то напеваю себе под нос.

3. Я признаю только ту одежду, в которой мне удобно, и даже ради кра­соты и моды не на­дену неудобную вещь.

4. Очень люблю ходить в парную баню или в сауну.

5. При покупке автомашины для меня был бы очень важен ее цвет.

6. Могу, не глядя, по повороту ключа в замке или по шагам понять, кто из домашних во­шел в квартиру или в комнату.

7. Мне нравится иногда ради забавы подражать манере говорить дру­гих людей,их голосу, а также различным акцентам и диалектам.

8. Я обычно много времени уделяю тому, чтобы выглядеть привлека­тельно.

9. Получаю большое удовольствие от массажа.

10. На улице, в транспорте люблю рассматривать людей.

11. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне надо много двигаться.

12. Увидев в магазине платье или костюм, я без при­мерки могу понять, подойдет он мне или нет.

13. Когда я слышу песни прошлых лет, то это про­шлое словно возвра­ща­ется ко мне.

14. Я часто читаю во время еды.

15. Очень часто и подолгу разговариваю по теле­фону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Мне больше нравится слушать рассказы, ко­торые читают по радио, чем читать са­мому.

18. После тяжелого дня или после какой-либо не­удачи я чувствую на­пряжение во всем теле.

19. Люблю фотографировать и делаю это часто.

20. Долго помню все, что мне говорят мои родные и близкие.

21. Люблю покупать цветы даже без всяких по­водов.

22. Получаю большое удовольствие от горячей ванны.

23. Стараюсь записывать в ежедневник или в блок­нот все то, что мне не­обходимо сделать.

24. Когда меня никто не слышит, часто разгова­риваю сам с собой.

25. Если приходится долго ехать на каком-либо транспорте, мне потом требуется время, что­бы прийти в себя.

26. Тембр голоса может мне многое сказать о человеке.

27. Для меня очень важно, как одет человек, с ко­торым мне прихо­дится общаться.

28. Не могу утром подняться с постели, пока не потянусь как следует, не расправлю ко­неч­ности, не разомну все мышцы и косточки.

29. Не могу уснуть на неудобной постели.

30. Очень редко мне попадается удобная обувь.

31. Очень люблю ходить в кино, театр, смотреть телевизор.

32. Если я хоть раз встречусь с человеком, – то уз­наю его лицо даже че­рез годы.

33. Очень люблю стук дождя по крыше, подокон­нику или зонту.

34. Я умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, заниматься спортом, делать гимнастику.

36. Не могу уснуть, если в комнате громко тикает будильник.

37. Имею или хочу иметь дома хорошую музы­кальную стереоаппара­туру.

38. Когда звучит музыка, я невольно начинаю дви­гаться в такт или от­би­вать ритм но­гой.

39. Люблю экскурсии, связанные с осмотром дос­топримечательностей.

40. Не выношу беспорядка в доме или на рабочем месте.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что уют в доме создается прежде все­го правильным осве­ще­нием.

43. Люблю ходить на концерты.

44. Многое могу понять о человеке по тому, как он пожимает мне руку.

45. Люблю ходить в музеи и на выставки.

46. Получаю огромное удовольствие от серьезной дискуссии, обмена мнениями и даже спора.

47. Считаю, что прикосновением можно сказать даже больше, чем сло­вами.

48. Если вокруг шумно, мне очень трудно сосре­доточиться.

Интерпретация результатов

Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на сле­дующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Если восемь и больше – у вас ак­тивен зрительный канал восприятия. Чем ближе чис­ло ответов «да» к шестнадцати, тем более активен этот ка­нал. Понаблюдав за собой, вы сможете заме­тить, что часто употребляете слова и фразы, связан­ные со зрением и зри­тельными образ­ами, например: «Вы ви­дели что-нибудь подобное?», «Не хочу смот­реть на это», «Я не вижу, в чем здесь проблема» и т. д. Вы мгновенно схватываете все, что можно видеть гла­зами: цвета, формы, беспорядок или гармонию.

Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на вопро­сы: 2, б, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Если восемь и больше – у вас активен слуховой канал восприятия, чем больше число по­ложительных от­ветов, тем более развит у вас этот канал. Вы, возможно, чаще, чем дру­гие люди, употребляете слова и выра­жения, связан­ные со слухом: «Слыханное ли дело!», «Вы слы­шали?», «Что-то вас не слышно!» и т. д. Вы остро реагируете на любые звуки, для вас ог­ром­ное зна­чение имеют слова, музыка, любые шумовые эффекты.

Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на вопро­сы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Если больше восьми — то у вас активным является ка­нал ощущений, и чем ближе число к шестнадцати, тем более активен этот канал. Вы, веро­ятно, чаще, чем другие люди, употреб­ляете выражения, связанные с осяза­нием, ощущениями: «Не могу переносить ат­мо­сферу в этом доме», «Меня глубоко тронуло ваше вни­мание», «Я почувствовал самое теплое отноше­ние» и т. д.

Если у вас примерно одинаковое количество отве­тов «да» по всем трем группам во­просов, то у вас в равной степени развиты все три канала вос­при­ятия. Но если в каждой из трех групп ответов «да» меньше восьми, то скорее можно говорить о том, что ваши чув­ства не пробуж­дены, ваши каналы вос­при­ятия развиты слабо.

 

Особенности поведения, характеризующие ведущие каналы воспри­ятия

Аудиал

Жесты как бы создают ритм речи, когда человек слушает, голова на­кло­няется вбок – поза „те­лефонной трубки". Метроном, хорошо мо­жет копиро­вать, речь ор­ганизованна, ритмична. Аудиал легко запо­минает по­следова­тельность, повто­ряет услышанное; учит­ся, слушая; могут быть трудности в письме и ма­тематике. Читая, ше­ве­лит губами (проговари­вает слова). С удо­вольст­вием читает вслух и слу­шает, любит говорить, когда пишет.

При разговоре предпо­читает среднюю дистан­цию. Любит дискуссии, любит брать на себя ве­дущую роль в дискуссии, склонен к хождению во­круг да около, к подроб­ному, по­следова­тельному описанию событий. Выбирает слова, обо­значающие звуки: гре­мит, шуршит, тишина, зву­чит, мелодич­ный, разговаривать и т. д.

Визуал

Жесты в верхней части тулови­ща, «рисуют» то, о чем идет речь. При рассказе взгляд чаще направлен вверх, человек как бы видит то, о чем го­во­рит. Часто сидит на краешке стула. Под­бородок при­поднят вверх, высо­кий тембр голоса, самый быстрый темп речи и обработки ин­форма­ции, на­блюда­тельный, ориентиро­ван на внешний вид.

Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию – с трудом. Тре­бует полной кар­тины, видимой цели и детального рассмотрения; осторо­жен, пока не получит пол­ной ясности. Визуал предпочитает читать сам, чем чтобы читали ему. Читает хоро­шо, быстро. Ак­ку­ратно, хо­рошо и правиль­но пишет, но теряется, если пи­шет слова, никогда ранее не ви­денные. При общении предпочитает са­мую далекую дистанцию. Организован, аккуратен, все ве­щи„на своих местах", подбирает цвета, размеры. Выбирает слова, обозначаю­щие то, что можно увидеть (цвет, фор­му, величину): кра­сиво, красный, на пе­реднем плане, не представляю себе, на­рисуй и т. д., ви­деть, смотреть, ту­манный, заме­чать и т. д.).

Кинестетик

Жесты ниже средней линии туловища. Взгляд часто опускается, чело­век как бы при­слу­шивается к своим ощущениям. Когда садится, устраива­ется поудобнее.

Очень много движений, жестов, подбородок опущен вниз, тембр го­лоса низкий, са­мый медленный темп речи и обработки информации. Лю­бит при­касаться сам и когда при­касаются к нему; быстрое, раннее физиче­ское раз­витие. Запоминает, двигаясь, действуя с материалом. Читая, водит пальцем, любит книги с дина­мичным сюжетом. Почерк хуже, чем у дру­гих. Предпочи­тает самую близкую дистанцию в разговоре. Склонен бро­сать одно неза­кон­чен­ное дело ради другого. Развита интуиция, во­круг часто «рабочий» беспо­рядок. Одевается удобно, но по принципу «Я себя сам не вижу».

Выбирает слова, обозначающие вкус, запах, движение, ощущение темпе­ратуры: те­пло, прохладно, шероховато, схватить, чувствовать, держаться, контактировать и тому подоб­ные термины конкретного действия [21].

2. Оцените степень принятия вами других с помощью «Шкалы приня­тия других» Фейя [55].

Внимательно прочитайте суждения опросника. Если вы считаете, что суждение верно и соответ­ствует вашему представлению о себе и других лю­дях, то напротив номера суж­дения от­метьте степень вашего со­гласия с ним, используя предложенную шкалу:

1 – практически всегда, 2 – часто, 3 – иногда, 4 – случайно, 5 – редко.

Суждения:

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко об­ра­щаясь к своим от­рицательным качествам.

5. Я чувствую себя комфортно практически с любым челове­ком.

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о филь­мах, телеви­дении и других глупых вещах подобного рода.

7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают ува­жать его.

8. Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14. Мне нравится быть с другими людьми.

15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих.

17. Каждый хочет быть приятным для другого.

18. Чаще всего люди недовольны собой.

 

Интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.

60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;

45–60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к вы­сокому;

30–45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.

3.Оцените, насколько вы доброжелательны с помощью «Шкалы доб­рожела­тельности» Кэмпбелла [55].

Внимательно прочитайте суждения опросника. Если вы счи­таете, что ка­кое-либо суждение из пары верно, то на­против но­мера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, исполь­зуя пред­ложенную шкалу.

Суждения:

1. «А». Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

«В». Доверять другому небезопасно, так как он может легко ис­поль­зовать это в своих целях.

2. «А». Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

«В». В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полно­стью довериться.

3. «А». Ситуация, когда человек работает для других, полна опас­но­сти.

«В». Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом без­опасно­сти.

4. «А». Вера в других является основой выживания в наше время.

«В». Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

5. «А». Если знакомый просит взаймы, лучше найти способ от­казать ему.

«В». Способность помочь другому составляет одну из лучших сто­рон нашей жизни.

6. «А». «Договор дороже денег» – все еще лучшее правило в наше время.

«В». В наше время необходимо стремиться угождать всем неза­ви­симо от собст­венных принципов.

7. «А». Невозможно перепрыгнуть через себя.

«В». Там, где есть воля, есть и результат.

8. «А». В деловых отношениях не место дружбе.

«В». Основная функция деловых отношений состоит в возмож­ности помочь дру­гому.

Интерпретация резу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.014 с.)