Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура общения и речевого поведения учителя↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поведение в психологии рассматривается как превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям, при этом выделяют поведение реальное и речевое. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде. Речевое поведение – обусловленные ситуацией общения действия, поступки, эмоции человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Если речевая деятельность является осознанно мотивированной целенаправленной человеческой активностью, то речевое поведение – это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения – отношения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников. Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения, называют стилем общения [37]. Функционально выделяют два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информативное речевое поведение (сообщение). Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Между незнакомыми людьми фатическое речевое общение организуется с целью завязать знакомство или скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания; между малознакомыми людьми – укрепить знакомство; между хорошо знакомыми людьми – сохранить сложившийся тип отношений, в то время как отказ от фатической речи является знаком желания их изменить и т. д. Информативное речевое поведение может проявляться различными способами: 1) совместное решение задачи, когда речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения, они тщательно взвешиваются и оцениваются, допускаются повторения и уточнения; 2) задавание вопросов, при котором один из собеседников, задающий вопросы, заинтересован в получении определенной информации; 3) уточнение понимания путем переспросов (в чем состоит неправильное понимание, какие правила нарушены). Речевое поведение, по мнению А.К. Михальской, складывается из следующих компонентов: 1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение; 2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон); 3) значимых движений лица и тела – это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение; 4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона). Коммуникативно-речевая стратегия – магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии и характеризующаяся установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации и ее элементами. Коммуникативно-речевая стратегияреализуется с помощью ряда коммуникативно-речевых (риторических) тактик, а последние – с помощью системы соответствующих коммуникативно-речевых приемов (средств). Одним из способов реализации коммуникативно-речевой тактики является коммуникативно-речевой прием (например, перебивание собеседника с помощью повышениягромкости голоса, тона, ускорения темпа речии др. с целью «взятия и удержания слова» в споре)[74]. Речевое поведение составляет существенную характеристику личности. Речевое поведение, как зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека, должно регулироваться основными правилами речевого общения: а) авторитета собеседника, вежливости как формы проявления уважения к другому, признания его достоинств; б) взаимности: ответить на шутку шуткой, интересоваться мнением собеседника и др. Эффективному общению мешают ошибки речевого поведения: отсутствие внимания, восприятие намеков как конкретных высказываний и дополнение их домыслами; правильное восприятие, но ложная интерпретация; ложное восприятие рационального или эмоционального содержания информации; неясные по содержанию и форме высказывания. Речевое поведение, как и другие виды социальной деятельности, подвержено контролю общества, регламентируется требованиями к культуре общения. Культура общения включает в себя: а) владение необходимым набором средств и разновидностей общения (инструментальный принцип); б) способность строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности действий (принцип целесообразности или эффективности); в) стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, интересы партнеров, общества в целом (этический принцип); г) умение сосредотачиваться на самом процессе общения, искусности, совершенстве его форм, организации (эстетический принцип). Культура речевого поведения может оцениваться с этических, речевых и этико-речевых позиций. Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи [53]. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Чтобы верно оценивать этикетные особенности своего и чужого поведения, необходимо научиться замечать их (В.Е. Гольдин). Этика речевого общения предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата, создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и невербальные средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Таким образом, речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях и воплощающиеся в специальных этикетных речевых формулах. Речевой этикет – это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта с собеседниками, для его поддержания и прерывания. С помощью речевого этикета устанавливается нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражается разный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее уместных средств общения с конкретным собеседником [112]. Овладение навыками основных видов речевой деятельности предполагает усвоение норм, обеспечивающих культуру речи, т. е. «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [62, с 247]. Главными показателямикультуры речи являются ее правильность, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и коммуникативная целесообразность. К основным коммуникативным качествам речи относятся также: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, эстетичность, уместность. Уместность речи – это ее соответствие целям и условиям, ситуации общения. В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Логичность речи – это последовательность, непротиворечивость высказывания. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Нарушение логичности – нарушение порядка слов в предложении, связи частей предложения, внутрифразовой и межфразовой связи – приводит к возможной неточности понимания сказанного. Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций. Доступность (или доходчивость) изложения – это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Чистота речи – отсутствие в речи слов-сорняков, чужеродных литературному языку (короче, вот, ну и др.), диалектизмов и просторечных слов, элементов, отвергаемых нормами нравственности (жаргонизмы, вульгаризмы). Под выразительностью понимают особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывает способ изложения, манера исполнения и т. п.). Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения [17]. Предметом и основным условием обучения речи является коммуникативно-речевая активность – свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком. Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от особенностей характера человека; наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения преподавателя с учащимися; характера общения товарищей по учебной группе. Выделяются следующие виды коммуникативно-речевой активности, различающиеся: 1) в зависимости от волевых усилий личности: а) потенциальная, б) реализованная; 2) в зависимости от характера выполняемой деятельности: а) репродуктивная, б) реконструктивная, в) творческая; 3) в зависимости от устойчивости проявления: а) ситуативная, б) интегральная. Причинами речевой инактивности могут быть: барьеры личного свойства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других и др.); заниженная самооценка или неустойчивость самооценки; страх перед аудиторией; отсутствие интереса к проблеме или неспособность «окунуться» в нее; низкий уровень подготовленности, неумение передать мысль словами и т. д. Коммуникативно-речевая активность может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой личность развивается, и под воздействием обучения, в ходе которого личность формируется [113]. В современных условиях гуманизации образования, когда так называемый человеческий фактор во многом определяет социальное развитие общества, особое значение приобретает личность педагога. Решение ответственной задачи формирования человека будущего требует от учителя не только профессионального мастерства, но и положительных личностных качеств, проявляющихся во всех сферах его деятельности, в том числе и в культуре речевого общения. Е.И. Пассов отмечает, что умение хорошо, красноречиво и убедительно говорить, грамотно излагать свои мысли очень нужно людям, чья деятельность складывается из общения с людьми, в первую очередь – учителям, для которых умение говорить является одним из основных профессиональных умений. Развитию этого профессионального умения способствует наличие определенных задатков и способностей, таких, как отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей – основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение [85]. Культура речевого общения и вежливость,подчеркивает Н.И. Формановская, – понятия неразделимые, свидетельствующие о нравственной воспитанности личности. Вежливость – это не только уважение к людям, признание их достоинств как повседневная норма поведения, но и самоуважение. Педагогу важно быть предельно взыскательным к собственному речевому поведению, которое служит образцом для подражания учащимися. Культуру речевого общения и поведения учителя характеризует наличие таких притягательных качеств личности, как такт, деликатность, речевая сдержанность и других, которые в целом составляют обаяние личности. Обаяние педагога как личности заключается, прежде всего, в оптимальном речевом общении с детьми, умении воздействовать на них словом, умении разговаривать в тональности, импонирующей детям и уместной в конкретной ситуации общения. Важным компонентом культуры речевого общения является его тональность, которая зависит от социальных и личностных факторов: от общей культуры человека, его эмоциональной воспитанности, темперамента, владения речевыми и неречевыми средствами общения и т. д. Речевая сдержанность помогает установить обратную связь с собеседником, осуществить логически обоснованный диалог. Умение сделать в разговоре паузу необходимо, чтобы вникнуть в суть сказанного для продолжения диалога по существу; чтобы показать свое уважение и внимание к собеседнику; чтобы не спешить с выводами [112]. Культура речевого поведения учителя может рассматриваться с этической, речевой и этико-речевой позиций. При этом формируются требования к культуре поведения, запреты и рекомендации. Вречевом поведении учителя важны: характер речи (общение, сообщение, воздействие); общеметодические требования к речи учителя (четкость, однозначность формулировок вопросов, правильное употребление терминов и их произношение и др.); невербальные средства общения (жесты, серьезное доброжелательное выражение лица во время ответов учеников и т. д.). Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия, поэтому речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства. Особенностью устной речи учителя, как речи публичной, является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. К речи учителя, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные требования: 1. Правильность и чистота. Среди отступлений от норм литературного языка встречаются: а) нарушение управления, например: «указал о необходимости» (вместо: на необходимость ), «это касается к учебнику» (вместо: учебника ) и др.; б) ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, например: «красив е е» (вместо: крас и вее), «повт о рим» (вместо повтор и м ) и др.; в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов, типа: «так сказать», «ну», «как бы», «значит», «вот» и др. 2. Точность речи учителя – это, прежде всего, терминологическая точность. Так, некорректно говорить «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрягаться, при этом по своему лексическому значению слово не изменяется). 3. Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, различных способов привлечения внимания учащихся, в четкой постановке вопросов и т. п. 4. Коммуникативная целесообразность речи учителя предполагает учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания школьниками (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации и т. д.). Учитель не может позволить себе говорить многословно (учебное время ограничено) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. 5. Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, заслуженной похвалы,воспроизведение слов ученика, собственных объяснений темы и целей урока и т. д. Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам (что не исключает и уместную шутку), стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников. В речи учителя недопустимы грубость, раздраженность, бестактные замечания. Чтобы предупредить неуважительное отношение к учащимся, действует система запретов, помогающих создать в классе благоприятный психологический климат, избежать конфронтации, противостояния. Это запреты на: Ø тон (обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой, сюсюкающий); Ø слова и выражения ( грубые,оскорбляющие, насмешливые); Ø жесты, мимику ( устрашающие, обидные, некрасивые); Ø голос ( бубнящий, неразборчивый, заикающийся, сиплый) [37]. Показателем культуры речевого общения учителя является егоумение слушать. Профессиональное педагогическое слушание – это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях (при фронтальном опросе, при слушании ответа учащегося с целью оценивания ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учеником, вне урока и т. п.). Выделяются следующие особенности педагогического слушания: 1. Учитель слушает одного ученика, одновременно слушая весь класс (слышит рабочий и выделяет нерабочий шум, воспринимает реплики учащихся с места, наблюдает за тем, слушают ли говорящего ученики и т. п.). 2.Коммуникативные намерения во время слушания обычно разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания, отметить детали и т. п. (коммуникативно-познавательные задачи); оценить сообщение, выяснить истинность (ложность) информации, понять эмоциональное состояние ученика и т. п. (коммуникативно-оценочные задачи). 3. Во время дискуссионного диалога в классе учитель – инициатор, а нередко – коммуникативный лидер общения, а значит, он должен слышать всех высказывающихся учеников; обращать внимание класса на самые ценные суждения, направляющие диалог в нужное русло или придающие разговору особую остроту; вести дискуссию так, чтобы она была содержательной, последовательной, чтобы участвующие в споре неизбежно пришли к логическому концу (общему выводу) или поставили новые вопросы. 4. Результатом педагогического слушания, кроме понимания сообщения, обязательно должно быть ответное действие, в том числе и говорение. Учитель чаще всего не может «отмолчаться» в ответ на высказывания учеников, он их оценивает, исправляет при необходимости, делает вывод или предлагает кому-то сделать его. 5. Слушание – активный процесс, трудная работа. Учитель-профессионал одинаково внимательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня [86]. Таким образом, умение слушать – профессионально-значимое умение учителя, специфика которого заключается в умении активно слушать, оценивать с разных точек зрения ответ ученика (быстро реагировать на ответ, перестраивать, в случае необходимости, формулировку вопроса и т. д.); слушать диалог (полилог) учеников; своих коллег, родителей. Помимо этого, педагог должен учить детей внимательно слушать, чтобы они могли усваивать учебную информацию и быть хорошими собеседниками. Культура речевого поведения учителя определяется особенностями его речевых и невербальных средств общения, особенностями педагогического общения и слушания. Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания 1. Объясните смысл следующих изречений: Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А. Толстой Слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается. К.Д. Ушинский Мы слушаем не речь, а человека, который говорит. Аристотель Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. М. Монтень 2. Представьте в виде схемы или таблицы этапы развития речи в онтогенезе. 3. Определите основные условия нормального речевого развития. 4. Дайте характеристику основным формам общения дошкольников (по М.И. Лисиной). 5. Раскройте специфику общения в подростковом возрасте. 6. Сравните понятия «речевое общение», «речевая деятельность». 7. Назовите максимальное число известных вам признаков, раскрывающих понятие «речевая деятельность». Дайте определение этому понятию на основе предложенных признаков. 8. Попробуйте составить кроссворд из ряда понятий данного раздела пособия. 9. Оформите в виде таблицы примерный перечень умений, обеспечивающих создание и восприятие высказываний (по М.С. Соловейчик). 10. Сравните процессы слушания и говорения. 11. Перечислите правила эффективного слушания. 12. Составьте логические цепочки из терминов, определяющих понятия: речевое общение, речевое поведение, культура речевого общения учителя. 13. Оформите в виде таблицы представленные ниже в случайном порядке характеристики хорошего и плохого слушателя с учетом особенностей их речевого поведения [17]: Получает как вербальную, так и невербальную информацию. Считает, что хранит композицию выступления в голове. Тратит время на обдумывание посторонних тем. Не хочет концентрироваться на трудных моментах. Помогает оратору. Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение. Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора. Расслабляется, позволяя себе отвлекаться. Видит, чувствует и слышит. Улавливает голые факты и не понимает главной идеи. Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными. Считает скучным внимательно слушать. Отвлекается на критику оратора. Пытается осмыслить недопонятое. Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов. Слишком возбужден и часто отвлекается. 14. Сравните понятия «культура общения, культура речевого поведениЏ, культура речи». 15. Определите показатели, от которых зависит успешность речевого общения. 16. Подберите синонимы к словам: заносчивый, галантный, корректность, находчивость. 17. Подберите антонимы к словам: учтивый, импульсивный, доброжелательный, грубый. 18. Сформулируйте основные правила речевого этикета. 19. Прокомментируйте с точки зрения речевого поведения учителя основные заповеди речевого общения: 1. Избегай многословия. 2. Говори просто, понятно, доступно. 3. Всегда знай, зачем говоришь. 4. Умей находить общий язык с любым человеком. 5. Следуй высоким образцам. Ищи свой вариант речевого поведения. 6. Помни, что вежливость – основа успеха в любой сфере жизни человека. 7. Умей не только говорить, но и слушать (Т.Г. Винокур). 20. Соотнесите перечисленные требования к личностным качествам учителя с особенностями речевого поведения учителя-лОгопеда: компетентность, корректность, сдержанность, вежливость, находчивость, творчество, целеустремленность, ориентация во времени, умение слушать собеседника, безукоризненная речь. Задания в тестовой форме
1. Расположите формы общения в порядке их формирования у дошкольников (по М.И. Лисиной.). а) ситуативно-деловая б) ситуативно-личностная в) внеситуативно-личностная г) внеситуативно-познавательная
2. Укажите правильный ответ. Для какой формы общения (по М.И. Лисиной) характерны следующие параметры: общение развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает; основные средства общения – предметно-действенные? а) ситуативно-деловая б) ситуативно-личностная в) внеситуативно-личностная г) внеситуативно-познавательная
3. Укажите правильный ответ. Для какой формы общения (по М.И. Лисиной) характерны следующие параметры: общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает; основные средства общения – речевые операции? а) ситуативно-деловая б) ситуативно-личностная в) внеситуативно-личностная г) внеситуативно-познавательная
4. Укажите правильный ответ. Какие их указанных умений и навыков обеспечивают процесс говорения? а) навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи б) умение применять разные виды высказываний в соответствии с условиями и целями сообщения в) умение узнавать слова в соответствии с их значением г) умение строить грамматически правильные высказывания д) все ответы верны
5. Определите рецептивные виды речевой деятельности: а) говорение б) слушание в) чтение г) письмо
6. Укажите правильный ответ. Определите, какие из этих утверждений по поводу процесса слушания являются ложными: а) Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать. б) Говорение – более важная часть процесса коммуникации, чем слушание. в) Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности. г) Слушание – это только понимание слов говорящего. д) все утверждения ложные.
7. Укажите правильный ответ. Какие способности человека формируют эффективное слушание? а) слуховая способность; б) внимательность; в) способность к пониманию; г) способность к запоминанию; д) все ответы верны.
8. Укажите правильный ответ. К объективным факторам, от которых зависит эффективность процесса слушания, относятся следующие: а) пол слушателя; б) шумы и помехи; в) тип нервной системы человека, его темперамент; г) интеллектуальные способности человека; д) все ответы верны.
9. Укажите правильный ответ. Определите тип слушателей, которые без возражений принимают то, о чем говорит оратор. а) Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи. б) Те, кто слушает наполовину. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом. в) Те, кто слушает с пассивным восприятием. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом. г) Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, извлекает максимум информации из услышанного. д) все ответы верны.
10. Укажите правильный ответ. От каких параметров зависит эффективность слушания? а) от отношения слушателей; б) их интереса; в) мотивации; г) эмоционального состояния слушателей; д) все ответы верны.
11. Определите действия, которые способствуют взаимопониманию в процессе общения: а) негативная оценка, принижение партнера; б) псевдокомплименты; в) сопереживание партнеру по общению; г) уход от темы разговора, предложенной собеседником; д) «чтение» неречевой информации.
12. Укажите правильный ответ. Определите наиболее важные умения, повышающие эффективность слушания: а) умение концентрироваться; б) умение анализировать содержание; в) умение слушать критически; г) умение конспектировать; д) все ответы верны.
13. Укажите неверное утверждение. К основным приемам рефлексивного слушания относятся: а) умение молча слушать собеседника; б) выяснение (постановка вопросов); в) перефразирование (пересказ); г) отражение чувств; д) резюмирование.
14. Укажите правильный ответ. Какая из типичных ошибок, так называемых «эффектов», в оценке собеседников характеризуется тенденцией, когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или ущербным после неудачи? а) эффект проекции; б) эффект средней ошибки; в) эффект ореола; г) эффект порядка; д) все перечисленное.
15. Укажите правильный ответ. Определите критерии для выделения внешней (устной и письменной) и внутренней речи. а) по функциональному назначению; б) по форме выражения мысли; в) по характеру взаимодействия участников общения; г) по обобщенному значению; д) по количеству участников.
16. Укажите правильный ответ. Какая форма речи характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией? а) диалог; б) монолог; в) полилог; г) все перечисленное.
17. Укажите правильный ответ. Какой из видов речи является наиболее произвольным, развернутым, не предполагающим непосредственного участия собеседника? а) устная монологическая; б) устная диалогическая; в) письменная; г) внутренняя; д) все перечисленные.
18. Укажите правильный ответ. От каких факторов зависит успешность речевого общения? а) умения определить личностные особенности собеседников; б) желания участников диалога выразить свои мнения, просьбы и т. д.; в) корректировки общения на основе обратной связи; г) коммуникативных умений; д) всего перечисленного.
19. Укажите правильный ответ. Формой проявления речевого общения собеседников является: а) речевая деятельность; б) речевое поведение; в) речевая коммуникация; г) все перечисленное; д) ничего из перечисленного.
20. Укажите правильный ответ. Компонентами речевого поведения являются: а) вербальное поведение; б) пространственное поведение; в) жестово-мимическое поведение; г) все перечисленное; д) ничего из перечисленного.
21. Укажите правильный ответ. Какие проявления речевого поведения человека можно зафиксировать с помощью магнитофона? а) вербальное поведение; б) акустическое поведение; в) жестово-мимическое поведение; г) все перечисленное; д) ничего из перечисленного.
22. Укажите правильный ответ. Определите ситуативно-целевые задачи фатического речевого поведения: а) поддержание разговора; б) говорить, чтобы высказаться и встретить понимание; в) совместное решение задачи, достижение общей точки зрения; г) все перечисленное; д) ничего из перечисленного.
23. Укажите правильный ответ. К основным коммуникативным качествам речи относятся: а) точность и логичность; б) уместность и доступность; в) эстетичность; г) выразительность; д) все перечисленное.
24. Укажите ошибку. Причины коммуникативных неудач коренятся: а) во владении языковыми нормами; б) в различии фоновых знаний говорящего и слушателя; в) в неуместных замечаниях в адрес слушателя; г) в разнице социокультурных стереотипов и психологии собеседников; д) в наличии «внешних помех».
25. Укажите правильный ответ. Какие из профессиональных требований к речи учителя особенно актуальны для логопеда? а) точность; б) правильность и чистота; в) уместность; г) коммуникативная целесообразность; д) речевая этика.
26. Укажите правильный ответ. Учителю противопоказан следующий тон общения: а) обидный; б) крикливый; в) презрительный; г) сюсюкающий; д) все перечисленное.
27. Укажите ошибку. К нежелательным особенностям невербального поведения учителя относятся: а) устрашающие жесты; б) чрезмерная мимика; в) обидные замечания; г) отсутствие выразительной мимики; д) все перечисленное.
28. Укажите правильный ответ. Специфика эффективного педагогического слушания заключается: а) в активном слушании; б) в одновременном слушании ученика и класса; в) в способности к эмоциональному восприятию высказываний учеников; г) во владении навыками эффективного слушания; д) во всем перечисленном.
Тестирование
1. Определите уровень вашей коммуникабельности с помощью теста В.Ф. Ряховского [100]. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы однозначно — «да», «нет», «иногда». Вопросы: 1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание? 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет уже совсем невмоготу? 3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании, собрании или другом мероприятии? 4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать который час и т. д.)? 7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, которые занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.013 с.) |