Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура общения и речевого поведения учителя

Поиск

 

Поведение в психологии рассматривается как превращение внутрен­него состояния чело­века в его поступки по отношению к окружающему миру, лю­дям, при этом выделяют поведе­ние реальное и речевое. Ре­альное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществ­ляемых че­ловеком с це­лью адаптации к среде. Речевое поведение – обусловленные ситуацией об­ще­ния действия, поступки, эмо­ции человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. Эффективность общения за­висит от того, насколько чело­век, включаю­щийся в его процесс, представ­ляет себе реально сущест­вующие условия общения и в соответ­ствии с ними определяет или корректи­рует свое речевое поведение.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение со­бе­седников, а со­держанием – их речевая деятельность. Существенным раз­личи­тельным признаком речевого по­ведения и речевой деятельности пред­ставля­ется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рам­ках деятель­ности). Если речевая деятельность является осознанно мотиви­рованной це­ленаправлен­ной человеческой активностью, то речевое пове­дение – это ма­лоосознанная активность, прояв­ляющаяся в образцах и сте­реотипах дейст­вий, усвоенных человеком либо на основе подража­ния чу­жим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Резуль­татом речевой дея­тельности является мысль и текст, а результатом рече­вого поведения – отно­шения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведе­нием собеседников. Совокуп­ность индивидуаль­ных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания обще­ния, называют стилем общения [37].

Функционально выделяют два основных вида речевого поведения гово­рящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информа­тивное речевое поведение (сообщение). Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения – говорить, чтобы высказаться и встре­тить понимание. Между незнакомыми людьми фатическое речевое общение организуется с целью завязать знакомство или скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания; между малознакомыми людьми – укрепить знакомство; между хорошо зна­комыми людьми – сохранить сло­жившийся тип отношений, в то время как отказ от фати­ческой речи является знаком желания их изменить и т. д.

Информативное речевое поведение может проявляться различными спосо­бами: 1) совме­стное решение задачи, когда речевые высказывания на­правлены на достижение общей точки зрения, они тщательно взвешива­ются и оцениваются, допускаются повторения и уточнения; 2) задавание вопросов, при котором один из собеседников, задающий вопросы, заинте­ресован в по­лучении определенной информации; 3) уточ­нение понимания путем пере­спросов (в чем состоит неправильное понима­ние, какие пра­вила нарушены).

Ре­чевое поведение, по мнению А.К. Михальской, складывается из сле­дующих компонен­тов: 1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведе­ние;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона го­лоса, раз­маха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепа­дами от высокого тона к низкому); быст­ро­ты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое по­ведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнито­фон);

3) значимых движений лица и тела – это взгляд, мимика, же­сты, поза; это жестово-мими­ческое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, использу­ют про­стран­ство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это про­странственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с по­мощью видеомагнито­фона).

Коммуникативно-речевая стратегия – магистраль­ная линия рече­вого поведения, из­бранная коммуникантом для вы­полнения коммуника­тив­ной за­дачи, достижения своей главной це­ли в речевом взаимодействии и характе­ризующаяся установлением определенных отношений между участниками рече­вой ситуации и ее элементами. Коммуникативно-речевая стратегияреа­лизуется с помощью ряда коммуникативно-речевых (ритори­ческих) тактик, а последние – с помощью системы соот­ветствующих коммуникативно-речевых приемов (средств). Одним из способов реализа­ции коммуникативно-рече­вой тактики является коммуникативно-рече­вой прием (напри­мер, перебива­ние собеседника с помощью повышениягромкости голоса, тона, ус­корения темпа речии др. с целью «взятия и удержания сло­ва» в споре)[74].

Речевое поведение состав­ляет существенную ха­рактеристику лично­сти. Речевое поведе­ние, как зеркало, которое отражает уровень воспитан­ности, внутренней культу­ры человека, должно регулироваться основными прави­лами речевого общения: а) авторитета собеседника, вежливости как формы проявления уважения к другому, признания его достоинств; б) вза­имно­сти: ответить на шутку шуткой, интересоваться мнением собеседника и др.

Эффективному общению мешают ошибки речевого поведения: отсут­ствие внимания, восприятие намеков как конкретных выска­зы­ваний и допол­не­ние их домыслами; правильное восприятие, но ложная интерпретация; ложное восприятие рационального или эмоционального содержа­ния инфор­мации; неясные по содержанию и форме высказывания.

Речевое поведение, как и другие виды социальной деятельности, под­вержено контролю общества, регламентируется требованиями к куль­туре общения. Культура общения включает в себя:

а) владение необходимым набором средств и разновидностей общения (инструменталь­ный принцип);

б) способность строить общение в соответствии со своими целями, дос­тигая максималь­ной эффективности действий (принцип целесообразно­сти или эффективности);

в) стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, инте­ресы партнеров, общества в целом (этический прин­цип);

г) умение сосредотачиваться на самом процессе общения, искусности, совершенстве его форм, организации (эстетический принцип).

Культура речевого поведения может оцениваться с этических, рече­вых и этико-речевых позиций. Культура речевого поведения обусловлена целесо­образным выбором и организацией языковых средств, которые в определен­ной ситуации общения при соблюдении современных языковых и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи [53].

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успеш­ного речевого обще­ния: с доброжелательного отношения к адресату, де­монстра­ции заинтересованности в разго­воре, настроенности на мир собе­седника, ис­креннего выражения своего мнения, сочувствен­ного внимания. Чтобы верно оценивать этикетные особенности своего и чужого поведе­ния, не­обходимо научиться замечать их (В.Е. Гольдин). Этика речевого общения предписы­вает выра­жать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адре­сата, создание благожела­тельной тональности разго­вора, которая приводит к согласию и успешности диалога. Сигна­лами вни­мания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регуля­тивные ре­плики, но и невербальные средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Таким об­ра­зом, ре­чевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах мо­рали, нацио­нально-культурных традициях и воплощающиеся в специальных этикет­ных рече­вых формулах.

Речевой этикет – это система национально-специфических, стерео­тип­ных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установ­ления кон­такта с собеседниками, для его поддержания и прерывания. С помощью речевого этикета устанавливается нужный контакт с собеседни­ком в опреде­ленной тональности, в различной обстановке общения, отра­жается раз­ный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее уместных средств общения с конкретным собеседником [112].

Овладение навыками основных видов речевой деятельности предпола­гает усвоение норм, обеспечивающих культуру речи, т. е. «владение нор­мами устного и письмен­ного литератур­ного языка (правилами произноше­ния, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также уме­ние использовать выразительные средства языка в различных усло­виях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [62, с 247]. Главными показа­телямикультуры речи являются ее правильность, то есть владение нор­мами устного и письменного литературного языка (правилами произноше­ния, ударения, словоупотребления, лексики, грам­матики и стилистики), и коммуникативная целесообраз­ность. К основ­ным коммуникативным каче­ствам речи относятся также: точность, логич­ность, ясность и доступность, чистота, выразительность, эстетичность, уместность.

Уместность речи – это ее соответствие целям и условиям, ситуации об­ще­ния. В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта: точ­ность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Логичность речи – это последовательность, непротиво­ре­чивость высказы­вания. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выраже­ния. Наруше­ние логич­ности – нару­шение порядка слов в предложении, связи частей предло­жения, внутрифразовой и межфразовой связи – приводит к воз­можной неточности понимания сказанного. Ясность изложения предпо­лагает понятность речи ее адреса­ту. Она достигается путем точного и од­нозначного употребле­ния слов, терминов, словосочетаний, грамматиче­ских конструкций. Доступность (или доходчи­вость) изложения – это спо­соб­ность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересо­вать его. Чистота речи – отсутствие в речи слов-сорняков, чуже­родных литератур­ному языку (короче, вот, ну и др.), диалектизмов и про­стореч­ных слов, элементов, отвергаемых нормами нрав­ственности (жаргонизмы, вульгаризмы). Под выразительностью пони­мают особенности струк­туры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слу­шателей и читателей. Выразительность бывает информацион­ная (когда слушателей заинтересовывает со­общаемая информа­ция) и эмо­циональная (когда слу­шателей заинтересовывает способ изложе­ния, манера исполнения и т. п.). Эстетичность речи проявляется в неприятии литератур­ным языком ос­корбительных для чести и достоинства человека средств вы­ражения [17].

Предметом и основным условием обучения речи является коммуни­ка­тивно-речевая ак­тивность – свойство человека, его деятельностное со­стоя­ние, которое характе­ризуется стрем­лением к разнообразной речевой деятель­ности на уровне тех язы­ковых возможностей, к ко­то­рым он готов в смысле владения языком. Проявление коммуникативно-речевой активно­сти за­висит от особенностей характера чело­века; нали­чия потребности в самовыражении; конкретной си­туации, обстановки; уровня владения язы­ком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); ха­рактера педагоги­ческого общения преподавателя с учащимися; характера об­щения товарищей по учебной группе.

Выделяются следующие виды коммуникативно-речевой активности, различающиеся: 1) в за­висимости от волевых усилий личности: а) потенци­альная, б) ре­ализованная; 2) в зависимости от характера выполняемой дея­тель­ности: а) репро­дуктивная, б) рекон­структивная, в) творческая; 3) в зави­симости от устойчивости проявления: а) ситуативная, б) ин­тегральная.

Причинами речевой инактивности могут быть: барьеры лично­го свой­ства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других и др.); зани­жен­ная само­оценка или неустойчивость са­мооценки; страх перед аудито­рией; отсутствие ин­тереса к проблеме или неспособ­ность «оку­нуться» в нее; низ­кий уровень подго­товленности, не­умение передать мысль словами и т. д. Коммуникативно-речевая активность может изменяться в связи с измене­ниями са­мой личности, социальной среды, в которой лич­ность раз­вивает­ся, и под воздействием обу­чения, в ходе которого личность фор­миру­ется [113].

В современных условиях гуманизации образования, когда так называе­мый че­ловеческий фактор во многом определяет социальное разви­тие обще­ства, особое значение при­обретает личность педагога. Ре­шение от­ветствен­ной задачи формирования человека будущего требует от учителя не только профессионального мастерства, но и положительных личностных ка­честв, проявляющихся во всех сферах его деятельности, в том числе и в культуре речевого общения.

Е.И. Пассов отмечает, что умение хорошо, красноречиво и убеди­тельно говорить, гра­мотно излагать свои мысли очень нужно людям, чья деятель­ность складывается из общения с людьми, в первую очередь – учи­телям, для которых умение говорить является одним из основ­ных профес­сиональ­ных умений. Разви­тию этого профессионального умения способст­вует на­личие опре­деленных задатков и способностей, таких, как отличная вербаль­ная па­мять, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей – ос­нова для выработки коммуникативно-ре­чевых умений профессионального харак­тера, особенностью кото­рых является то, что с их помощью реализуются образо­вательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно разви­вать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организо­вывать общение [85].

Культура речевого общения и вежливость,подчеркивает Н.И. Форма­новская, – понятия неразделимые, свидетельствующие о нравственной вос­питанности личности. Вежливость – это не только уважение к людям, при­знание их достоинств как повседневная норма поведения, но и само­уваже­ние. Педагогу важно быть предельно взыскательным к собственному рече­вому по­ведению, которое служит образцом для подражания учащи­мися. Культуру речевого общения и поведения учителя характеризует на­личие та­ких притягательных качеств личности, как такт, деликатность, ре­чевая сдер­жанность и других, которые в целом составляют обаяние лично­сти.

Обаяние педагога как личности заключается, прежде всего, в оп­тималь­ном речевом общении с детьми, умении воздействовать на них сло­вом, уме­нии разговаривать в тональности, импонирующей детям и умест­ной в кон­кретной ситуации общения. Важным компонентом культуры ре­чевого обще­ния является его тональность, которая зависит от социальных и личностных факторов: от общей культуры человека, его эмоциональной воспитанности, темперамента, владения речевыми и не­речевыми средст­вами общения и т. д. Речевая сдержанность помогает установить обратную связь с собе­седни­ком, осущест­вить логически обоснованный диалог. Умение сделать в разго­воре паузу необходимо, чтобы вник­нуть в суть сказанного для про­должения диалога по существу; чтобы показать свое уваже­ние и внимание к собесед­нику; чтобы не спешить с выводами [112].

Культура речевого поведения учителя может рассматриваться с этиче­ской, речевой и этико-речевой позиций. При этом формируются тре­бования к культуре поведения, запреты и рекомендации. Вречевом пове­дении учителя важны: характер речи (общение, сообщение, воз­действие); общеметодиче­ские требования к речи учителя (четкость, однозначность формулиро­вок во­просов, правильное употребление терминов и их произ­ношение и др.); не­вербальные средства общения (жесты, серьезное добро­желательное выраже­ние лица во время ответов уче­ников и т. д.).

Учитель несет социальную ответственность и за содержа­ние, качество своей речи, и за ее последствия, поэтому речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогическо­го мастерства. Особенностью устной речи учителя, как речи публичной, является ее направлен­ность, обращен­ность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбира­ется в рас­чете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. К речи учи­теля, помимо общекультур­ных, предъявляются и профес­сиональные требо­вания:

1. Правильность и чистота. Среди отступлений от норм литератур­ного языка встреча­ются: а) нарушение управления, например: «указал о необхо­димо­сти» (вместо: на необходи­мость ), «это касается к учебнику» (вме­сто: учебника ) и др.; б) ошибки, связанные с неправиль­ной постанов­кой ударе­ния, например: «красив е е» (вме­сто: крас и вее), «повт о рим» (вме­сто по­вто­р и м ) и др.; в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов, типа: «так сказать», «ну», «как бы», «значит», «вот» и др.

2. Точность речи учителя – это, прежде всего, терминологическая точ­ность. Так, некор­ректно говорить «измените слово по смыслу» (слово мо­жет склоняться, спрягаться, при этом по сво­ему лексическому значению слово не изменяется).

3. Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, раз­личных способов привлечения внимания учащихся, в чет­кой постановке вопросов и т. п.

4. Коммуникативная целесообразность речи учителя предполагает учет возрастных осо­бенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания школьниками (ото­брать языковые сред­ства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-ре­чевой ситуации и т. д.). Учитель не может позволить себе говорить много­словно (учебное время ограничено) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя ха­рактерен полный стиль произношения, при ко­тором слова произ­носятся тщательно, отчетливо.

5. Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, со­гласия, одобрения, заслуженной похвалы,воспроизведение слов ученика, собствен­ных объяснений темы и целей урока и т. д.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его кор­ректно­сти, требовательности к себе и ученикам (что не исключает и уместную шутку), стимулирует познавательный интерес, моти­вы учения школьни­ков. В речи учителя недопустимы гру­бость, раздраженность, бестактные замечания. Чтобы предупредить неуважительное отношение к учащим­ся, дейст­вует сис­тема запре­тов, помогающих создать в классе благоприятный пси­хологиче­ский климат, избежать кон­фронтации, противостояния. Это за­преты на:

Ø тон (обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой, сюсюкающий);

Ø слова и выражения ( грубые,оскорбляющие, насмешливые);

Ø жесты, мимику ( устрашающие, обидные, некрасивые);

Ø голос ( бубнящий, неразборчивый, заикающийся, сиплый) [37].

Показателем культуры речевого общения учителя является егоумение слушать. Профессиональное педагогическое слушание – это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учи­теля с учащимися в различных комму­никативных ситуациях (при фронталь­ном опросе, при слушании ответа учащегося с целью оце­нивания ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учеником, вне урока и т. п.).

Вы­деляются следующие особенности педагогического слушания:

1. Учитель слушает одного ученика, одновременно слушая весь класс (слы­шит рабочий и выделяет нерабочий шум, воспринимает реплики уча­щихся с места, наблюдает за тем, слушают ли говорящего ученики и т. п.).

2.Коммуникативные намерения во время слушания обычно разнооб­раз­ны: услы­шать, по­нять, выяснить основную мысль высказывания, отме­тить детали и т. п. (коммуникативно-по­знаватель­ные задачи); оце­нить со­общение, выяснить истин­ность (ложность) информации, по­нять эмоцио­нальное со­стояние ученика и т. п. (коммуникативно-оце­ночные задачи).

3. Во время дискуссионного диалога в классе учитель – иници­атор, а не­редко – коммуни­ка­тивный лидер общения, а значит, он должен слышать всех вы­сказывающихся учеников; обра­щать вни­мание класса на самые ценные суждения, направляющие диалог в нужное русло или придающие разговору особую остроту; вести дис­куссию так, чтобы она была содержа­тельной, по­следовательной, чтобы участвующие в споре неизбежно при­шли к логиче­скому кон­цу (об­щему выводу) или поставили новые вопросы.

4. Результатом педагогического слушания, кроме понимания сообще­ния, обязатель­но должно быть ответное действие, в том числе и говорение. Учи­тель чаще всего не может «от­молчаться» в ответ на высказывания уче­ников, он их оценивает, исправляет при необходимо­сти, дела­ет вывод или предла­гает кому-то сделать его.

5. Слушание – активный процесс, трудная работа. Учитель-про­фес­сио­нал одинаково вни­мательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня [86].

Таким образом, умение слушать – профессионально-значимое умение учителя, специ­фика которого заключается в умении активно слу­шать, оцени­вать с разных точек зре­ния ответ ученика (быстро реагировать на ответ, пе­рестраивать, в случае не­обходи­мости, формулировку вопроса и т. д.); слу­шать диа­лог (поли­лог) учеников; своих коллег, родителей. Помимо этого, пе­дагог должен учить детей вни­ма­тельно слушать, чтобы они могли усваивать учебную информацию и быть хорошими со­бесед­никами. Культура речевого поведения учителя оп­ределяется особенностями его речевых и не­вербальных средств общения, особенностями педагогического общения и слушания.

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

1. Объясните смысл следующих изречений:

Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А. Толстой

Слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех зна­ний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему воз­вращается.

К.Д. Ушинский

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.

Аристотель

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину то­му, кто слушает.

М. Монтень

2. Представьте в виде схемы или таблицы этапы развития речи в онто­ге­незе.

3. Определите основные условия нормального речевого развития.

4. Дайте характеристику основным формам общения дошкольников (по М.И. Лисиной).

5. Раскройте специфику общения в подростковом возрасте.

6. Сравните понятия «речевое общение», «речевая деятельность».

7. Назовите максимальное число известных вам признаков, раскры­вающих понятие «ре­чевая деятельность». Дайте определение этому поня­тию на основе предложенных при­знаков.

8. Попробуйте составить кроссворд из ряда понятий данного раздела пособия.

9. Оформите в виде таблицы примерный перечень умений, обеспечи­вающих создание и вос­прия­тие высказываний (по М.С. Соловейчик).

10. Сравните процессы слушания и говорения.

11. Перечислите правила эффек­тивного слушания.

12. Составьте логические цепочки из терминов, определяющих поня­тия: речевое общение, ре­чевое поведение, культура речевого общения учи­теля.

13. Оформите в виде таблицы представленные ниже в случайном по­рядке характери­стики хо­роше­го и плохого слушателя с учетом особенно­стей их речевого поведения [17]:

Получает как вербальную, так и невербальную информацию.

Считает, что хранит композицию выступления в голове.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Не хочет концентрироваться на трудных моментах.

Помогает оратору.

Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.

Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.

Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.

Видит, чувствует и слышит.

Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.

Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.

Считает скучным внимательно слушать.

Отвлекается на критику оратора.

Пытается осмыслить недопонятое.

Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.

Слишком возбужден и часто отвлекается.

14. Сравните понятия «культура общения, культура речевого поведе­ниЏ, культура речи».

15. Определите показатели, от которых зависит успешность речевого общения.

16. Подберите синонимы к словам: заносчивый, галантный, коррект­ность, находчивость.

17. Подберите антонимы к словам: учтивый, импульсивный, доброже­ла­тельный, грубый.

18. Сформулируйте основные правила речевого этикета.

19. Прокомментируйте с точки зрения речевого поведения учителя ос­новные заповеди ре­чевого общения: 1. Избегай многословия. 2. Говори про­сто, понятно, доступно. 3. Всегда знай, за­чем говоришь. 4. Умей нахо­дить общий язык с любым человеком. 5. Следуй высоким об­раз­цам. Ищи свой ва­риант речевого поведения. 6. Помни, что вежливость – основа ус­пеха в лю­бой сфере жизни человека. 7. Умей не только говорить, но и слушать (Т.Г. Винокур).

20. Соотнесите перечисленные требования к личностным качествам учи­теля с особенно­стями речевого поведения учителя-лОгопеда: компе­тент­ность, корректность, сдержанность, веж­ливость, находчивость, твор­чество, целеустремленность, ориентация во времени, умение слушать со­беседника, безукоризненная речь.

Задания в тестовой форме

 

1. Расположите формы общения в порядке их формирования у дошкольников (по М.И. Лисиной.).

а) ситуативно-деловая

б) ситуативно-личностная

в) внеситуативно-личностная

г) внеситуативно-познавательная

 

2. Укажите правильный ответ.

Для какой формы общения (по М.И. Лисиной) характерны следующие параметры: общение развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает; основные средства общения – предметно-действенные?

а) ситуативно-деловая

б) ситуативно-личностная

в) внеситуативно-личностная

г) внеситуативно-познавательная

 

3. Укажите правильный ответ.

Для какой формы общения (по М.И. Лисиной) характерны следующие параметры: общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает; основные средства общения – речевые операции?

а) ситуативно-деловая

б) ситуативно-личностная

в) внеситуативно-личностная

г) внеситуативно-познавательная

 

4. Укажите правильный ответ.

Какие их указанных умений и навыков обеспечивают процесс говоре­ния?

а) навыки звукового оформления выска­зывания, соответствующие нор­мам реализации речи

б) умение применять разные виды высказываний в соответствии с усло­виями и целями сообщения

в) умение уз­навать слова в соответствии с их значением

г) умение строить грамматически правильные высказывания

д) все ответы верны

 

5. Определите рецептивные виды речевой деятельности:

а) говорение

б) слушание

в) чтение

г) письмо

 

6. Укажите правильный ответ.

Определите, какие из этих утверждений по поводу процесса слушания яв­ляются лож­ными:

а) Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.

б) Говорение – более важная часть процесса коммуни­кации, чем слуша­ние.

в) Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой дея­тельности.

г) Слушание – это только понимание слов говорящего.

д) все утверждения ложные.

 

7. Укажите правильный ответ.

Какие способности человека формируют эффективное слушание?

а) слуховая способность;

б) внимательность;

в) способность к пониманию;

г) способность к запоминанию;

д) все ответы верны.

 

8. Укажите правильный ответ.

К объективным факторам, от которых зависит эффективность процесса слушания, от­но­сятся следующие:

а) пол слушателя;

б) шумы и помехи;

в) тип нервной системы человека, его темперамент;

г) интеллектуальные способности человека;

д) все ответы верны.

 

9. Укажите правильный ответ.

Определите тип слушателей, которые без возражений принимают то, о чем говорит оратор.

а) Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторон­них вещах, мало получая от речи.

б) Те, кто слушает наполовину. Они понимают фрагменты речи, но не вос­принимают идею в целом.

в) Те, кто слушает с пассивным восприятием. Из-за отсутствия критиче­ского отноше­ния к речи они практически не соотносят ее со своим собст­вен­ным опытом.

г) Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый крити­че­ским слушате­лем, извлекает максимум информации из услышанного.

д) все ответы верны.

 

10. Укажите правильный ответ.

От каких параметров зависит эффективность слушания?

а) от отношения слушателей;

б) их интереса;

в) мотивации;

г) эмоционального состояния слушателей;

д) все ответы верны.

 

11. Определите действия, которые способствуют взаимопониманию в про­цессе обще­ния:

а) негативная оценка, принижение партнера;

б) псевдокомплименты;

в) сопереживание партнеру по общению;

г) уход от темы разговора, предложенной собеседником;

д) «чтение» неречевой информа­ции.

 

12. Укажите правильный ответ.

Определите наиболее важные умения, повышающие эффективность слу­шания:

а) умение концентрироваться;

б) умение анализировать содержание;

в) умение слушать критически;

г) умение конспектировать;

д) все ответы верны.

 

13. Укажите неверное утверждение.

К основным приемам рефлексивного слушания относятся:

а) умение молча слушать собеседника;

б) выяснение (постановка вопросов);

в) перефразирование (пересказ);

г) отражение чувств;

д) резюмирование.

 

14. Укажите правильный ответ.

Какая из типичных ошибок, так называемых «эффектов», в оценке собе­седников харак­те­ризуется тенденцией, когда человека начинают считать вы­дающимся во всех отноше­ниях после первой удачи или ущербным по­сле не­удачи?

а) эффект проекции;

б) эффект средней ошибки;

в) эффект ореола;

г) эффект порядка;

д) все перечисленное.

 

15. Укажите правильный ответ.

Определите критерии для выделения внешней (устной и письменной) и внутренней речи.

а) по функциональному назначению;

б) по форме выражения мысли;

в) по характеру взаимодействия участников общения;

г) по обобщенному значению;

д) по количеству участников.

 

16. Укажите правильный ответ.

Какая форма речи характеризуется сменой высказываний нескольких го­ворящих и не­по­средственной связью высказываний с ситуацией?

а) диалог;

б) монолог;

в) полилог;

г) все перечисленное.

 

17. Укажите правильный ответ.

Какой из видов речи является наиболее произвольным, развернутым, не предполагаю­щим непосредственного участия собеседника?

а) устная монологическая;

б) устная диалогическая;

в) письменная;

г) внутренняя;

д) все перечисленные.

 

18. Укажите правильный ответ.

От каких факторов зависит успешность речевого общения?

а) умения определить личностные особенности собеседников;

б) же­лания участников диалога выразить свои мнения, просьбы и т. д.;

в) корректировки общения на основе обратной связи;

г) коммуникативных умений;

д) всего перечисленного.

 

19. Укажите правильный ответ.

Формой проявления речевого общения собеседников является:

а) речевая деятельность;

б) речевое поведение;

в) речевая коммуникация;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.

 

20. Укажите правильный ответ.

Компонентами речевого поведения являются:

а) вербальное поведе­ние;

б) пространственное поведение;

в) жестово-мимическое поведение;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.

 

21. Укажите правильный ответ.

Какие проявления речевого поведения человека можно зафиксировать с помощью маг­ни­тофона?

а) вербальное поведе­ние;

б) акустическое по­ведение;

в) жестово-мимическое поведение;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.

 

22. Укажите правильный ответ.

Определите ситуативно-целевые задачи фатического речевого поведе­ния:

а) поддержание разговора;

б) гово­рить, чтобы высказаться и встретить понимание;

в) совместное решение задачи, достижение общей точки зрения;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.

 

23. Укажите правильный ответ.

К основным коммуникативным качествам речи относятся:

а) точность и логичность;

б) уместность и доступность;

в) эстетичность;

г) выразительность;

д) все перечисленное.

 

24. Укажите ошибку.

Причины коммуникативных неудач коренятся:

а) во владении языковыми нормами;

б) в различии фоновых знаний говорящего и слушателя;

в) в неуместных замечаниях в адрес слушателя;

г) в разнице социокультурных стереотипов и психологии собеседников;

д) в наличии «внешних помех».

 

25. Укажите правильный ответ.

Какие из профессиональных требо­ваний к речи учителя особенно акту­альны для лого­педа?

а) точность;

б) правильность и чистота;

в) уместность;

г) коммуникативная целесообразность;

д) речевая этика.

 

26. Укажите правильный ответ.

Учителю противопоказан следующий тон общения:

а) обидный;

б) крикливый;

в) презрительный;

г) сюсюкающий;

д) все перечисленное.

 

27. Укажите ошибку.

К нежелательным особенностям невербального поведения учителя отно­сятся:

а) устрашающие жесты;

б) чрезмерная мимика;

в) обидные замечания;

г) отсутствие выразительной мимики;

д) все перечисленное.

 

28. Укажите правильный ответ.

Специфика эффективного педагогического слушания заключается:

а) в активном слушании;

б) в одновременном слушании ученика и класса;

в) в способности к эмоциональ­ному воспри­ятию высказываний учени­ков;

г) во владении навыками эффективного слушания;

д) во всем перечисленном.

 

Тестирование

 

1. Определите уровень вашей коммуникабельности с помощью теста В.Ф. Ряхов­ского [100].

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы однозначно — «да», «нет», «иногда».

Вопросы:

1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожида­ние?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет уже совсем невмо­готу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сооб­щением, информацией на какую-либо тему на совещании, со­брании или другом ме­роприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. При­ло­жите ли вы максимум усилий, чтобы из­бежать этой коман­ди­ровки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с прось­бой (показать дорогу, сказать который час и т. д.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных по­колений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, кото­рые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкаче­ственное блюдо. Про­молчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в бе­седу и будете



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.013 с.)