Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление педагогическим взаимодействиемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осуществление и управление общениемявляетсяважнейшим элементом профессионально-педагогического общения. Поиск и включение в реальный учебный процесс форм и способов организации обучения, эффективных для личностного, коммуникативного развития учащихся, составляют одну из актуальных задач современной педагогической теории и практики. Понятие «управление» трактуется как активное взаимодействие субъектов педагогической деятельности, предполагающее их взаимоизменение (Ю.В. Васильев, Т.М. Давыденко, Б.М. Кедров). Гибкое управление взаимодействием учителя и учащихся определяется как поддающееся изменениям и преобразованиям на основе способности педагога трезво оценить и регулировать действия (функции) управления: планирование, организацию и активизацию взаимодействия, мотивирование-стимулирование, контроль и самоконтроль, рефлексию-оценивание и др. (А.Б. Орлов, О.В. Кравчук и др.). Представляет теоретический и практический интерес предложенная В.А. Кан-Каликом структура процесса управления педагогическим общением: 1) конкретизация спланированной системы предстоящего общения; 2) уточнение условий и структуры предстоящего общения; 3) осуществление начальной стадии непосредственного общения; 4) управление инициативой в системе начавшегося общения [39]. К способам управления педагогическимвзаимодействием относятся: · создание ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата общения; · помощь ученику в преодолении неуверенности в себе, страха перед предстоящей деятельностью; · стимулирование групповой деятельности, приемы скрытой помощи в совместной деятельности; · раскрытие ребенку значимости его усилий для других людей, оценка (обратная связь) и др. Компетентное педагогическое управление процессом взаимодействия с детьми и технологией межсубъектного общения предполагает наличие у учителя высокого уровня коммуникативной культуры, так как по смыслу профессиональной деятельности учитель совмещает в себе функции генератора культурных задач, носителя культурного образца. От способности учителя управлять педагогическим взаимодействием и процессом развития общения детей во многом зависит эффективность формирования у школьников основ коммуникативной культуры, являющейся важным условием их социализации. Понятие «формирование как цель психолого-педагогического процесса, – по мысли В.А. Сластенина, – заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения тех или иных качеств; в скрупулезной психологической организации «встречной», то есть собственной деятельности ученика или воспитуемого, ее реального субъекта» [102, с. 253-254]. Задачами педагога при управлении процессом сознательного овладения учащимися основами коммуникативной культуры являются: становление школьников как субъектов общения, обучение их культуре сотрудничества, построение социокультурной среды для развития учащихся и т. д. А.В. Мудрик выделяет три этапа управления педагогическим общением с целью формирования речевых коммуникативных умений учащихся в учебной деятельности: 1. Подготовительный – определение целей и способов общения путем коллективных поисков под руководством учителя, определение речевых умений, определение способа их выполнения; ознакомление с нормами, правилами высказывания, поведения в условиях общения. 2. Формирующе-корректирующий – оперирование речевыми умениями в процессе общения под руководством учителя, упражнения в общении, самоконтроль, самостоятельное общение учащихся в учебной деятельности, соблюдение норм и правил высказывания, выполнение требований к поведению учащихся в общении. 3. Применительный – общение в процессе учебной деятельности и за ее пределами. На всех этапах процесса общения средства, методы и организационные формы его содержания должны поддерживать интерес учащихся [75]. В процессе управления педагогическим общением важную роль играет стиль руководства учителя., под которым Т.Н. Мальковская понимает «совокупность устойчивых способов общения учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения». В качестве основных способов общения выступают: тон речевого общения с учащимися (доброжелательный, безразличный, официальный и т. д.), форма общения (приказ, требование, совет, просьба), приемы поощрения и наказания, установление определенной дистанции и др. [67]. Эффективность педагогической деятельности обусловлена не только продуманным выбором педагогических технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие затруднения и противоречия. Педагогическое взаимодействие, учебно-педагогическая деятельность заключают в себе большое количество противоречивых моментов, затруднений, которые оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника, так и педагога (Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.). А.К. Маркова определяет затруднение в общении (в деятельности) как субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможностиих продолжения. Позитивная функция затруднения, по мнению А.К. Марковой, «...имеет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания учителя; например, внимательному учителю на его трудности укажут ошибки его учеников); б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта)» [68, с.84]. Причем, одни учителя считают недопустимыми ошибки в этой деятельности, другие рассматриваютих как необходимый и неизбежный элемент. Негативная функция затруднения также рассматривается в двух значениях: «а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой, например заниженной самооценки) и б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии)» [68, с. 84]. И.А. Зимняя среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, включающих интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, которые могут как облегчать, так и затруднять общение, выделяет коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональную устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др. [32]. К барьерам педагогического общения относятся: 1. Барьеры неправильной установки сознания: стереотипы мышления; предвзятое представление; неправильное отношение; отсутствие внимания и интереса; пренебрежение к фактам. 2. Личностные барьеры: страха; страдания; плохого настроения; презрения; недостаточного понимания важности общения; речи. 3. Физические барьеры: физической среды; композиции физического пространства; физических состояний общающихся. 4. Социально-психологические барьеры: организационно-психологические барьеры; когнитивно-психологические барьеры; сенсорно-рецепторные барьеры; психомоторные барьеры; психосоциальные барьеры. Преодоление этих барьеров требует от участников взаимодействия осознания вызвавших их причин и коррекции в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах (Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, А.С. Прутченков и др.). Как результат межличностных противоречий учителя и учащихся в разнообразных ситуациях общения может возникнуть педагогический конфликт. Его структурными компонентами являются субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки и отношения. В основе конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположно направленные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению. Результатом конфликта может быть полное или частичное подчинение другого, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. Вследствие конфликтов у участников может ухудшиться их психическое и физическое здоровье, возникнуть стрессовые состояния. По данным И.И. Рыдановой, 40% старшеклассников склонны к открытой конфронтации, 26% – к спокойному противостоянию, 25% – к скрытому противодействию и 9% – к пассивному протесту. Конфликтное поведение школьников может проявляться в следующих формах: вызывающие и провоцирующие действия и поступки (нарушение дисциплины, грубость, дерзость, заведомая ложь); некорректное выражение несогласия; резкая критика действий и поступков педагога; скрытое противостояние (игнорирование педагогических требований, пропуск занятий); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обидчивость, слезы) и др. Причиной конфликтов могут быть следующие ошибки учителя: неумение правильно сформулировать цель управления и постановка неверной цели; неумение учитывать в работе с детьми их индивидуальные особенности; недостаточный кругозор; бестактность, а иногда грубость; неправильное использование поощрения и наказания; неспособность опираться в работе на неформальные объединения учащихся; неверное отношение к критике [99]. Установлена зависимость разрешения педагогических конфликтов отпсихологического стиля педагогического общения: монологического или диалогического. В частности, для диалогического стиля общения учителя характерны следующие показатели: личностное равенство; «субъект-субъектные» отношения; концентрация не только на своих потребностях, но и на потребностях учащихся; накопление потенциала согласия и сотрудничества; стремление к объективному контролю результатов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и др. При монологическом стиле общения отмечаются: статусное доминирование, «субъект-объектные» отношения, эгоцентризм, принуждение учащихся посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии, догматизм, трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению, преобладание дисциплинарных приемов и т.д. Технология управления педагогическими конфликтами проявляется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, своевременном принятии профилактических мер, целенаправленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их разрешении. Педагогические конфликты, как и конфликты в других областях межличностного взаимодействия, развиваются по определенным этапам: 1) возникновение противоречия; 2) осознание противоречия; 3) обострение; 4) поиски способов урегулирования; 5) разрешение. Учителю бывает важно уловить уже первые признаки наметившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять ее истоки. От педагогатребуется не избегание или подавление конфликтов, а управление ими. Можно выделить следующие педагогические стратегии управлениямежличностными конфликтами:приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование. Суть приспособления, когда ребенка принимают таким, каков он есть, заключается в многосторонней ориентации педагога в ситуации общения и адаптации к комплексу личностных проявлений школьников. Особая терпимость необходима по отношению к учащимся, перенесшим психическую травму, переживающим внутриличностный конфликт, адаптирующихся к меняющимся условиям семейной и школьной жизни. Применение стратегии уклонения, сознательного ухода учителя от конфронтации бывает необходимо, когда приходится сталкиваться с незначительными размолвками, с проявлением плохого настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии ребенка. В случаях принятия ошибочных решений, неверной интерпретации поведения школьников необходимой бывает истратегия отступления, отказ от избранной тактики, самокритичность, которые обезоруживают ребят, снимают отчуждение. Компромисс строится на взаимных уступках, рациональном решении, которое устраивает заинтересованные стороны. На личном примере дети учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других. Значительным регулирующим и воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учениками выборе решения, принятии взаимной oтветственности, открытом обмене мнениями, мыслями. Педагогическое общение не исключает и стратегии доминирования, основанной на отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности, особенно в чрезвычайных обстоятельствах, например, в ситуациях угрозы здоровью учащихся и т. д. Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств, к которым относятся: 1) индивидуальное, возрастное своеобразие личности воспитанника, уровень его культуры; 2) актуальное эмоциональное состояние, склонности к невротическим реакциям; 3) мотивы конфронтации (непосредственные, глубинные); 4) объект конфликта и конкретные условия его протекания (на уроке, перемене, в присутствии сверстников или наедине с учителем и т.д.); 5) длительность и характер сложившихся отношений; 6) общественное мнение класса; 7) личностные и профессиональные возможности учителя и уровень его авторитетности. Конструктивность поведения учителя предполагает продуманный выбор речевых и неречевых реакций, предпочтительность юмора – сарказму. При использовании юмора в педагогических целях важно придерживаться этических норм: не подвергать насмешкам личность человека; не подшучивать над тем, что учащийся не может исправить (фамилию, внешность, недостатки речи); не смеяться над случайностью, неловкостью; недопустимы грубая, пошлая шутка, кривлянье и т. д. Профилактика конфликтности педагогического взаимодействия начинается с умения учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения со школьниками, обеспечивается гармонизацией межличностных oтношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия. Решающим фактором в предупреждении конфликтов с ребенком выступаетпрофессионализм личности педагога, способность преодолеть психологическую несовместимость, такт, терпение, настойчивость, ориентация на положительные начала, сотрудничество. Важным показателем конструктивного коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся являетсяблагоприятный морально-психологический климат в классе. Егопризнаками являются: 1) атмосфера творческого поиска, эмоционально-познавательная активность каждого школьника; 2) дух сотрудничества и взаимопомощи; 3) культура делового и межличностного взаимодействия; 4) взаимная удовлетворенность общением учителя и учащихся, школьников друг с другом [99]. А.С. Чернышев с целью предупреждения возникновения конфликтных педагогических ситуаций рекомендует учителю соблюдать следующие правила педагогического общения: 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении» [121, с. 15-24]. Таким образом, управление педагогическим взаимодействием предполагает наличие взаимопонимания, сопереживания, сотрудничества между учителем и учащимися; согласование и координирование общения учащихся и учителя; стремление отвечать требованиям, предъявляемым к эффективному партнерству в общении; продуманность организации взаимодействия на уроке и во внеурочной работе. Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания
1. Определите степень своего согласия со следующими изречениями: Всякое существование – это сосуществование. Древняя мудрость Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом. Т. Пэн Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Марк Твен 2. По ходу аудиторных занятий заполняйте специальный словарь под условным названием «Словарь ранее непонятных мне терминов». 3. Составьте логические цепочки из основных терминов по основным понятиям главы. Например: «Общение – коммуникация – язык – речь – невербальная коммуникация»; «Общение – перцепция – идентификация – рефлексия – эмпатия – обратная связь» и т. д. 4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцепция, интерактивность, интерпретация, конкуренция, аудирование, визуальный. 5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, конфликтность, адресант, альтруист, устный, тактичный, равнодушный. 6. Охарактеризуйте общение как коммуникативную деятельность. 7. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения». 8. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта общения. 9. Попробуйте ответить на вопросы одного из основателей «недирективной педагогики» К. Роджерса. К. Роджерс: «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем…». • Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир? • Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватает ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений? • Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели? • Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек? • В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес? • Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении? • Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства? 10. Выпишите из словаря «Педагогическое речеведение» определения понятий, касающихся педагогического общения. 11. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значимым для педагогического общения. 12. Раскройте содержание этапов педагогического общения. 13. Оцените свои возможности владения культурой педагогического общения по следующим параметрам: 1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: а) умение слушать собеседника; б) умение задавать вопросы; в) умение анализировать выступление; г) умение первому установить контакт с другим человеком; д) умение понять другого человека; с) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения. 2. Стремление к установлению зрительного контакта: а) умение смотреть на собеседника (аудиторию); б) умение видеть и понимать реакцию слушателей. 3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом: а) владение свободной, связной речью без опоры на конспект; б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу и т. д.; в) умение передавать свое отношение к сообщаемому. 14. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием. 15. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом общении». 16. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления межличностными конфликтами.
Задания в тестовой форме 1. Укажите правильный ответ. Кто из указанных авторов назвал проблему общения самой неискоренимой и самой человечной? а) А. Сент-Экзюпери б) А.А. Леонтьев в) Б.Ф. Ломов г) К. Роджерс д) В.А. Сухомлинский
2. Расположите в правильной последовательности этапы общения: а) выбор конкретных средств общения б) планирование содержания своего общения в) потребность в общении г) восприятие и оценка ответной реакции собеседника на основе установления обратной связи д) ориентировка в целях, ситуации общения, в личности собеседника
3. Укажите правильный ответ. В модель процесса общения как деятельности по М.И. Лисиной входит: а) предмет и задачи общения б) потребность в общении в) коммуникативные мотивы г) действия, средства и продукт общения д) все перечисленное
4. Укажите критерии для определения контактного (дистантного) общения. а) количество участников общения б) наличие или отсутствие какого-либо опосредующего «аппарата» в) форма существования языка г) положение коммуникантов в пространстве и времени д) обстановка общения и взаимоотношения общающихся
5. Укажите правильный ответ. К каким средствам общения можно отнести жесты? а) лингвистические б) оптико-кинетические в) паралингвистические г) экстралингвистические д) пространственно-временные
6. Укажите правильный ответ. К каким средствам общения можно отнести ситуацию общения? а) лингвистические б) оптико-кинетические в) паралингвистические; г) экстралингвистические д) пространственно-временные
7. Укажите правильный ответ. Каким термином в системе коммуникации обозначается слушающий или читающий человек? а) адресатом б) адресантом в) каналом коммуникации г) ситуацией общения д) всем перечисленным
8. Укажите правильный ответ. Какой из перечисленных компонентов не входит в структуру коммуникации? а) процессуальный б) контекстный в) знаковый г) текстовый д) все ответы верны
9. Укажите правильный ответ. Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя говорение и слушание? а) процессуальный б) текстовый в) знаковый г) все перечисленные
10. Укажите правильный ответ. Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя мимику и жесты? а) процессуальный; б) текстовый; в) знаковый; г) все перечисленные
11. Укажите правильный ответ. Умение понимать эмоциональное состояние собеседника относится к умениям: а) межличностной коммуникации б) восприятия и понимания друг друга в) межличностного взаимодействия г) передачи информации д) все ответы верны
12. Укажите правильный ответ. К какой стороне общения по Г.М. Андреевой относится организация взаимодействия между общающимися индивидами? а) коммуникативной б) интерактивной в) перцептивной г) ко всем перечисленным
13. Укажите правильный ответ. Определите содержание перцептивной стороны общения. а) обмен информацией б) взаимодействие с другими людьми в) познание других людей г) все перечисленное
14. Укажите правильный ответ. К основным механизмам межличностного восприятия относятся: а) эмпатия б) стереотипизация в) идентификация г) все перечисленное
15. Укажите правильный ответ. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним – это: а) социально-психологическая рефлексия б) стереотипизация в) эмпатия г) идентификация
16. Укажите правильный ответ. К какой группе коммуникативных умений относится умение говорить выразительно, логично и связно? а) речевые умения б) социально-психологические умения в) умения использовать невербальные средства общения г) умения использовать в общении нормы речевого этикета
17. Укажите правильный ответ. К какой группе коммуникативных умений относится умение вовремя вступить в общение, поддерживать его и завершить общение? а) речевые умения б) социально-психологические умения в) умения использовать невербальные средства общения г) умения использовать в общении нормы речевого этикета
18. Выберите правильный вариант ответа из предложенных. Речь – это: а) психическое явление б) процесс общения посредством языка в) обмен информацией между людьми г) процесс отражения мыслей и чувств д) все ответы верны
19. Укажите правильный ответ. Какие отечественные авторы разрабатывали понятие «педагогическое общение»? а) И.А. Зимняя б) А.А. Леонтьев в) З.С. Смелкова г) А.Б. Добрович д) все ответы верны
20. Укажите правильный ответ. Кто из отечественных авторов выделил нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую воспитательные функции общения школьников? а) И.А. Зимняя б) А.А. Леонтьев; в) В.А. Кан-Калик г) А.В. Мудрик д) З.С. Смелкова
21. Укажите правильный ответ. Безразличие к словам учителя вызывают: а) равнодушный тон, речевые штампы б) тавтология, жаргонные слова в) обилие иностранных слов, терминов г) все ответы верны
22. Укажите правильный ответ. Характерные черты опытного педагога: а) скромность и простота в общении с людьми б) стремление в случае неудачи исправить упущение и только потом принимать решение по поводу случившегося в) не сваливать промахи в работе на «объективные обстоятельства» г) все ответы верны
23. Укажите правильный ответ. Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива в) адекватная самооценка затрудняет общение г) все ответы верны д) все ответы неверны
24. Укажите правильный ответ. Чтобы не раздражаться, постоянно держать себя в руках, необходимо: а) заняться привычной работой, уметь отвлечься от своих забот б) не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне в) не предъявлять чрезмерных требований к окружающим г) все ответы верны д) все ответы неверны
25. Укажите правильный ответ. Учитывая свойства нервной системы воспитанников, следует помнить, что: а) сангвиника отличает психическая активность, высокая работоспособность б) флегматик охотно выполняет новую, незнакомую работу в) холерик отличается низким уровнем психической активности г) меланхолик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными д) все ответы верны
26. Укажите правильный ответ. Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях зависит: а) от педагогического мышления и опыта преподавателя б) от знания и умения применять различные приемы воздействия в) от такта учителя и умения подбирать оптимальные способы общения с учащимися г) все ответы верны
27. Укажите правильный ответ. Какой из уровней коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизированным осознанием явлений педагогического общения? а) интуитивный б) житейский в) сознательный г) рациональный
28.Укажите правильный ответ. Какой план общения характеризуют интересы и склонности учителя? а) коммуникативный б) индивидуально-личностный в) общий социально-психологический г) морально-политический
29. Укажите правильный ответ. К какому типу барьеров педагогического общения относится неправильное отношение учителя к учащемуся? а) физические барьеры б) социально-психологические барьеры в) барьеры неправильной установки сознания г) личностные барьеры
30. Укажите правильный ответ. К какому типу барьеров педагогического общения относится барьер недостаточного понимания важности общения? а) физические барьеры б) социально-психологические барьеры в) барьеры неправильной установки сознания г) личностные барьеры
31. Укажите правильный ответ. К характеристикам диалогической коммуникации относятся: а) психологическая установка – «на равных» б) учет индивидуальных особенностей учащихся в) открытое предъявление собственного мнения г) все перечисленное
32. Укажите правильный ответ. К видам отношений к другому человеку субъекта затрудненного общения относятся: а) враждебность б) недоверие в) подозрительность г) нетерпимость д) все ответы верны. Тестирование
На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влияние оказывает преобладающий канал получения и переработки информации. Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы, называется нейролингвистическим программированием. Основатели этого направления Р. Бендлер и М. Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); аудиальный (слуховые ощущения); кинестетический (основанный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала восприятия зависит словарный состав речи, невербальные реакции, организация межличностного пространства общения. 1. Определите с помощью теста, какой способ (канал) восприятия у вас наиболее развит. Отвечая, вы должны либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет») с предлагаемыми утверждениями. Утверждения: 1. Я люблю смотреть на небо. 2. Я часто что-то напеваю себе под нос. 3. Я признаю только ту одежду, в которой мне удобно, и даже ради красоты и моды не надену неудобную вещь. 4. Очень люблю ходить в парную баню или в сауну. 5. При покупке автомашины для меня был бы очень важен ее цвет. 6. Могу, не глядя, по повороту ключа в замке или по шагам понять, кто из домашних вошел в квартиру или в комнату. 7. Мне нравится иногда ради забавы подражать манере говорить других людей,их голосу, а также различным акцентам и диалектам. 8. Я обычно много времени уделяю тому, чтобы выглядеть привлекательно. 9. Получаю большое удовольствие от массажа. 10. На улице, в транспорте люблю рассматривать людей. 11. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне надо много двигаться. 12. Увидев в магазине платье или костюм, я без примерки могу понять, подойдет он мне или нет. 13. Когда я слышу песни прошлых лет, то это прошлое словно возвращается ко мне. 14. Я часто читаю во время еды. 15. Очень часто и подолгу разговариваю по телефону. 16. У меня есть склонность к полноте. 17. Мне больше нравится слушать рассказы, которые читают по радио, чем читать самому. 18. После тяжелого дня или после какой-либо неудачи я чувствую напряжение во всем теле. 19. Люблю фотографировать и делаю это часто. 20. Долго помню все, что мне говорят мои родные и близкие. 21. Люблю покупать цветы даже без всяких поводов. 22. Получаю большое удовольствие от горячей ванны. 23. Стараюсь записывать в ежедневник или в блокнот все то, что мне необходимо сделать. 24. Когда меня никто не слышит, часто разговариваю сам с собой. 25. Если приходится долго ехать на каком-либо транспорте, мне потом требуется время, чтобы прийти в себя. 26. Тембр голоса может мне многое сказать о человеке. 27. Для меня очень важно, как одет человек, с которым мне приходится общаться. 28. Не могу утром подняться с постели, пока не потянусь как следует, не расправлю конечности, не разомну все мышцы и косточки. 29. Не могу уснуть на неудобной постели. 30. Очень редко мне попадается удобная обувь. 31. Очень люблю ходить в кино, театр, смотреть телевизор. 32. Если я хоть раз встречусь с человеком, – то узнаю его лицо даже через годы. 33. Очень люблю стук дождя по крыше, подоконнику или зонту. 34. Я умею слушать собеседника. 35. Люблю танцевать, заниматься спортом, делать гимнастику. 36. Не могу уснуть, если в комнате громко тикает будильник. 37. Имею или хочу иметь дома хорошую музыкальную стереоаппаратуру. 38. Когда звучит музыка, я невольно начинаю двигаться в такт или отбивать ритм ногой. 39. Люблю экскурсии, связанные с осмотром достопримечательностей. 40. Не выношу беспорядка в доме или на рабочем месте. 41. Не люблю синтетических тканей. 42. Считаю, что уют в доме создается прежде всего правильным освещением. 43. Люблю ходить на концерты. 44. Многое могу понять о человеке по тому, как он пожимает мне руку. 45. Люблю ходить в музеи и на выставки. 46. Получаю огромное удовольствие от серьезной дискуссии, обмена мнениями и даже спора. 47. Считаю, что прикосновением можно сказать даже больше, чем словами. 48. Если вокруг шумно, мне очень трудно сосредоточиться. Интерпретация результатов Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на следующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Если восемь и больше – у вас активен зрительный канал восприятия. Чем ближе число ответов «да» к шестнадцати, тем более активен этот канал. Понаблюдав за собой, вы сможете заметить, что часто употребляете слова и фразы, связанные со зрением и зрительными образами, например: «Вы видели что-нибудь подобное?», «Не хочу смотреть на это», «Я не вижу, в чем здесь проблема» и т. д. Вы мгновенно схватываете все, что можно видеть глазами: цвета, формы, беспорядок или гармонию. Подсчитайте, сколько у вас ответов «да» на вопросы: 2, б, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Если восемь и больше – у вас активен слуховой канал восприятия, чем больше число положительных ответов, тем более развит у вас этот канал. Вы, возможно, чаще, чем другие люди, употребляете слова и выражения, связанные со слухом: «Слыханно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.014 с.) |