Научная обоснованность (научность) управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная обоснованность (научность) управления



Данный принцип предполагает построение системы управления на новейших достижениях науки управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Руководитель должен понимать и учитывать закономерности, объективные тенденции развития общества, педагогических систем, принимать решения с учетом сложившейся обстановки и научных прогнозов.

Реализация принципа научной обоснованности управления во многом определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы.

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю. А. Конаржевский, Л. И. Новикова).

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации. Следует отметить, что изобилие и неупорядоченность информации, как и ее отсутствие, затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знаний, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, о специфичности характера, способностей и др.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего – управленческие данные, которые необходимы для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Требования регулярности предоставления информации связаны с цикличностью процесса управления школой и определенной этапностью её функционирования. Своевременность подачи в вышестоящие инстанции запрашиваемых материалов составляет один из признаков эффективной работы школы. Руководитель школы несёт ответственность за исходящую информацию, куда бы она не направлялась.

Управление педагогическими системами осуществляется определенными методами. Методы управления - это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

- объекту управления (федеральные, региональные);

- субъекту управления (административные, хозяйственные);

- целям (стратегические, тактические, оперативные);

-механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);

- стилю (авторитарные, демократические; либеральные);

-времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, те­кущие).

Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инст­руктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школь­ные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.

Суммируя изложенное, подчеркнём: педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами.

Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условия функционирования - социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты - управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Вопросы и задания:

1. Что вы понимаете под управлением, социальным управлением, управлением педагогическими системами? Назовите основные субъекты процесса управления.

2. Что вкладывается в понятие «система»?

3. Охарактеризуйте основные свойства системы.

4. Что следует понимать под «педагогической системой»? Приведите примеры педагогических систем.

5. Охарактеризуйте основные аспекты системного подхода.

6. Какие вы знаете системообразующие факторы педагогического менеджмента?

7. Какое место, на ваш взгляд, занимает педагогический менеджмент в системе социального менеджмента?

8. В чем специфика педагогического менеджмента?

9. Можно ли считать учителя менеджером образования?

10. Может ли учитель одновременно быть субъектом и объектом управления?

Литература для самостоятельной работы:

1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н. П. Управление образо­вательными системами: Учеб. пособие для студ.. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. - М.: ВЛАД ОС, 2001.

2. Проектирование систем внутрищкольного управления / Под ред.

А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Петрова В. Н., Плетнева Е. Н., СысоеваМ. Е. Управление образова­тельными системами: Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2002.

4. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Селиванов В.С. Управление школой в России: Учебное пособие для студ. учеб. заведений. – Смоленск, 2001.

6. Сергеева В.П. Управление образовательными процессами: Программно-методическое пособие. – М., 2000.

7. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). – М.: Новая школа, 1997.

8. Теория организации и основы менеджмента / Под ред. В.А. Абчука. – СПб., 2001.

9. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. - М.: Педагогичес­кое общество России, 1999.

10. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.008 с.)