Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система современных подходов к организации педагогического процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические психологические подходы: гуманистический, развивающий, возрастной, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный. 1) Гуманистический, развивающий и компетентностный подходы отвечают на вопрос, какова цель образования? Согласно развивающему подходу, цель общего образования – развитие человека, создание условий для его самоопределения. Современное общее (школьное) образование обеспечивает в основном приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями, навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных - развивающих - целей, чтобы содержание образования составляло адекватную мировоззренческую картину, позволяло бы составить представления обо всем пространстве жизнедеятельности людей, вооружало необходимой информацией для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. Эти положения соответствуют гуманистическому подходу, ставящему в центр образования человека. Одной из ведущих целей образования является формирование компетентности личности - готовности к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности и общения. 2) Личностный и индивидуальный подходы конкретизирует гуманистический, отвечая на вопрос, что развивать? Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», но выявлять и развертывать индивидуальные способности и склонности учащегося. В этом случае задача школы - создание условий, благоприятных для возможного более полного раскрытия и развития индивидуальности. Это идеал, но необходимо помнить, что реально образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов, работников и граждан (за этим стоит и благополучие индивидуальности в плане реализации жизненных планов и самореализации). Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать в диалектическом ключе: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, в том числе и профессиональных, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом, успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей. 3) К основаниям, отвечающим на вопрос, как развивать, относится деятельностный подход. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, а с другой - согласно возрастному и деятельностному подходам, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода. Обобщение научных подходов показывает, что обучение должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию учащихся, обеспечивающую им простраивание жизненной nерсnективы и осознание своего потенциала в контексте требований современного общества и культуры, что является основой самооnределеиия и самоактуализации. В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей и установок служит личностно ориентированное образование и, в частности, профилизация старшего звена школы как способ конкретизации данного подхода через ориентацию (и создание условий для выбора) учащихся на определенную сферу профессиональной деятельности. Предшественниками такого подхода в истории школы и образования выступают многообразные варианты дифференцированного обучения (в том числе варианты углубленного изучения определенного типа дисциплин, внедрение в практику обучения разноуровневых программ, а также разработка системы профориентации и профессионального обучения в рамках школы).
Личностно-ориентированное образование и его «школьный венец» - профильное обучение в старших классах являются тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит его рассматривать как ресурс и механизм общественного развития.
3. Личностно ориентированный подход в системе образования Гуманистическая педагогика в отличие от авторитарной устанавливает иные взаимоотношения между учителем и учащимися, а также между учащимися. Главная цель – «не уличать» в незнании, а научить. Субъект-субъектная сущность взаимодействия педагога и воспитанника в целостном педагогическом процессе стала основой личностно ориентированного образования, которое является в настоящее время приоритетным как в педагогической теории, так и практике. Однако как учителя, так и исследователи понимают по-разному суть такого образования, а, следовательно, и по-разному представляют механизмы его реализации. В чем сущность личностно ориентированного подхода? Трудности в определении сущности личностно ориентированного подхода связаны с множественностью существующих в науке представлений о личности и ее структуре. Несмотря на разноплановость концепций личности, большинство авторов едины в выделении в ее структуре трех основных компонентов. Называются они каждым автором по-разному. Однако, по сути, к первому компоненту относится то, что в личности сформировалось в результате влияния внешней среды, воспитания; ко второму - что возникло в результате собственных усилий, самовоспитания и самообразования; к третьему - то, что является врожденным, данным человеку изначально в виде биологических программ, инстинктов, наследственности (О.Л. Подлиняев). Главным отличием в позициях авторов концепций личности является то, какой части личности отдается приоритет, за каким из компонентов признается ведущая роль. Первая группа концепций - социодuнамuческих - основывается на признании ведущей роли в становлении личности за внешними воздействиями социальной среды и воспитания (Б.Ф.Скиннер, Дж. Уотсон и др.). Человек, согласно этим концепциям, изначально представляет собой «чистый лист», а воспитание всемогуще - оно может сформировать личность с заданными характеристиками на основе рационального сочетания позитивных и негативных стимулов. Вторая группа концепций - психодинамические - признает определяющей силой развития личности наследственность, врожденные инстинкты и биологические программы. В частности, З.Фрейд утверждал, что ведущими факторами развития личности являются биологические программы либидо и танатос, т.е. сексуальные и агрессивные инстинкты. Согласно этой группе концепций, человек изначально порочен и агрессивен, что и определяет его становление, а роль воспитания заключается в переключении инстинктов в социально приемлемые формы деятельности. Третья группа концепций – субъектнодuнамических - утверждает, что человеческая личность - уникальная целостность изначально способная к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) Все люди изначально добры и справедливы, активны в стремлении самосовершенствования, а дело воспитания - создавать условия для реализации этого потенциала, для саморазвития личности.
В соответствии с первыми двумя концепциями личностно ориентированный подход может пониматься и как «дрессировка» личности, целенаправленная ее обработка под определенные стандарты (социодинамические концепции), и как борьба с ее инстинктами, подавление ее негативной природы (психодинамические концепции). Гуманистическая педагогика опирается на субьектнодинамические концепции личности в понимании личностно ориентированногo подхода, поскольку именно ее способность к самосозиданию считается родовой способностью, характерной только для человека. В этой связи, личностно ориентированный подход представляет собой базовую ценностную ориентацию педагога, оnределяющую его последовательное отношение к учащемуся как к уникальной личности, самосознательному субъекту собственного развития и педагогического процесса. Личностно ориентированный подход предполагает, что не только педагоги, но и учащиеся относятся к каждому человеку как самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность. Личностно ориентированный подход - это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Личностно ориентированное образование, следовательно, - это образование, направленное на оказание помощи воспитаннику в воспитании, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения и самоутверждения. По своей сущности личностно ориентированный подход является альтернативой социоцентрической модели педагогического процесса, в отличие от которой он направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Личностно ориентированный подход предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой малыми группами и индивидуальной. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.
Первостепенное значение имеет образовательная среда школы для реализации личностного подхода. Наиболее полно личностно ориентированное образование может быть реализовано в условиях, когда вся школа работает на общую идею. Это предполагает создание единой образовательной среды от 1-го до последнего класса, непрерывность и преемственность между всеми ступенями образования, единство дидактических и методических подходов на протяжении всего периода обучения и на всех предметах в средней школе, единое психологическое пространство, единый стиль отношения к учащимся у всех: учителей, завуча и директора. Построение в школе специфической личностно ориентированной образовательной среды сегодня только на стадии осмысления педагогической общественностью. Будем надеяться, что период прихода к пониманию этого важного аспекта оптимизации образования будет не очень долгим.
4. Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования Особый интерес в рамках новой парадигмы образования представляет личностно-деятельностный подход. Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.
Например, цель занятия может быть поставлена так: «Сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия, должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Отечественный психолог И.А.Зимняя специально выделяет также деятельностный компонент личностно ориентированного подхода. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученикам вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей для всего процесса обучения. В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что в нем ставится и решается основная задача образования- создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной профессионально компетентной личности через активизацию внутренних резервов. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъекто-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. В связи с этим И.А. Зимняя справедливо замечает, что на самом деле речь должна идти не только об отношении педагога к ученику, важно, чтобы этот процесс был обоюдным, а это предполагает «свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнёра обучения – педагога». Личностно-деятельностный подход был определен концепцией общего среднего образования, выдвинутой в качестве одного из системно-образующих факторов перестройки школьного образования. Суммируя вышеизложенное подчеркнём: реализация личностно ориентированной парадигмы в условиях отечественной системы образования - задача не из легких. Цели, задачи, содержание образования определены образовательными стандартами и программами по всем учебным предметам. Они отражены в учебниках и учебных пособиях. Практика многих стран показывает, что попытки предоставить учащимся возможность самим определять выбор предметов, целей, содержания обучения приводят к резкому снижению общего академического уровня знаний и в итоге - общего культурного уровня. Содержание образования - один из важнейших компонентов системы. Поэтому отбору содержания образования уделяется столь пристальное внимание подчас в ущерб другим компонентам системы: методам, организационным формам, средствам обучения. Способы познания - главное, чему следует обучать учеников. Не принципиально, будет ли это объемный материал, отражающий последние достижения науки или только основные ее направления. Важно, как мы учим детей, т.е. учим ли их самостоятельно приобретать нужные им знания. Казалось бы, все уже поняли, что попытка передать знания от учителя к ученику в готовом виде - дело ненадежное. Ребёнок может эти знания усвоить (выучить), но они не станут его знаниями, его убеждениями. Не следует забывать, подчеркивает Е.С. Полат, что только тогда, когда знания «выращиваются» самими учениками, которые приходят к познанию того или иного явления, факта, осмысливают его в соответствии с собственным опытом, они становятся их собственным достоянием. Выбор за учителем. Есть две альтернативы, определяющие его видение будущего поколения, с необходимостью выбора правильного решения в той или иной ситуации. Если, по меткому выражению Д. Дьюи, у человека «нет вопроса, или проблемы для разрешения, или... нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум»! Если он не умеет анализировать ситуацию, предвидеть и взвешивать все возможные последствия, то не в состоянии принять верное решение. Это не просто профессиональные, квалификационные умения, но и жизненно необходимые. Это умения не просто мыслить, а мыслить критически. Вот почему и в наших сложившихся условиях образования необходимо смена парадигмы обучения. Традиционную парадигму, которую условно можно представить в виде схемы «учитель-учебник-ученик», должна сменить принципиально иная - «ученик - учебник - учитель», где приоритетной является деятельность учения, а не преподавания, где «проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Вопросы и задания: 1. При каких объективных и субъективных условиях возможен переход образования к компетентностной модели? 2. Что такое качество выпускника школы «с позиций компетентностного подхода». 3. В чем сущность личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе? 4. Как личностный подход заставляет переосмысливать формы организации урока и классно-урочной деятельности? 5. Что представляет собой образовательная среда школы и какое значение она имеет для реализации личностного подхода? 6. В чем, по-вашему, отличие личностно ориентированного и личностно-деятельного подходов? 7. Как бы вы сформулировали принципы личностно ориентированного подхода? 8. Представьте себе ситуацию: идет урок истории, математики, физики…. Учитель объясняет новый материал. Ученик поднимает руку, задает вопрос (ему что-то не понятно), учитель пытается продолжить объяснение, поднимается другая рука (опять что-то не ясно или с чем-то не согласен…) Какова будет ваша реакция, если вы придерживаетесь стиля преподавания в духе авторитарной педагогики, гуманистической педагогики? 9. Напишите небольшое эссе от всей группы или сценарий для ролевой игры на тему «Куда не влекут способности, не толкай…» (Я.Каменский) Литература для самостоятельной работы : 1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27. 2. Амонашвuлu Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. 3. Бондаревекая Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. 4. Бондаревская Е. В., Бермус r. А. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1996. - № 5. 5. Дьюи Д. Демократия и образование. - М., 2000. 6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42. 7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002. 8. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М., 2003. - С. 3 - 23. 10. Роджерс к., Фрейберг Д. Свобода учиться. - М., 2002. - С. 297 - 314. 11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с анг. – М.: Когито-Центр, 2002. 12. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – № 7. – С.4-6. 13. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64. 14. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. Глава 9. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Законодательные основы построения системы образования Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить. Человек, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам и совей готовности к жизни соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов и состояние экономики, воспроизводство социальной структуры общества и развитие культуры. Система образования сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение, воспитывает и формирует гражданина и тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни и духовную жизнь социума. В 1990-е годы российская система образования формировалась исходя из следующих требований, предъявляемых обществом: доступность образования, вариативность форм получения образования при сохранении единства содержания, высокое качество образования, а также требований, связанных с реализацией гражданских свобод. Система образования в России строится с опорой на конституционные права граждан, Закон РФ «Об образовании» (1992), федеральное законодательство («О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и международные нормы в области образования. Право на образование закреплено в статье 26 «Всеобщей декларации прав человека» (1948), в статье 28 «Конвенции о правах ребенка» (1989). Это позволяет создавать правовые гарантии для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определять права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, компетенцию и ответственность в этой области органов государственной власти. Каждый гражданин нашей страны имеет право на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Закон «Об образовании» (в редакции 1996) провозгласил принципы государственной политики и приоритеты в области образования, утвердил государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Под образованием в Законе РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которые удостоверяются соответствующим документом. Организация процесса образования в интересах человека, общества, государства, содержание и ориентация образования, обеспечение гражданам гарантий на получение образования согласуются с принципами государственной политики в этой области.
2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Гуманистический характер образования как ведущий принцип состоит в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, самоопределение, развитие и проявление способностей; в утверждении таких общечеловеческих ценностей, как жизнь, справедливость, труд, красота, истина. Гуманистический принцип в образовании предполагает создание отношений равноправного сотрудничества и партнерства, субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе, когда учащийся или воспитанник является субъектом воспитания и обучения. Гуманистическая основа образования обусловливает поддержание дисциплины в образовательных учреждениях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников и педагогов; запрещение применять к обучающимся методы физического и психологического насилия и др. Единство федерального культурного и образовательного пространства, обеспечиваемое государственными образовательными стандартами, предусматривает формирование личности, интегрированной в региональные и общероссийские культурные традиции многонационального государства, в национальную и мировую культуру, создание условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа и общественных норм человеческого общежития. Общедоступность и адаптированностъ системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение всем гражданам, независимо от их пола, вероисповедания, национальности, социального положения, равного права на основное общее образование на родном языке; создание условий для равной доступности гражданам высшего и послевузовского образования; представление содержания образования как системы непрерывных последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, дающие учащимся возможности всестороннего удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Светский характер образования как принцип основывается на свободе совести граждан, что закреплено законодательной нормой ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства. Светский характер образования предусматривает свободу системы государственных, муниципальных образовательных учреждений от религиозного воздействия, т.е. обусловливает невмешательство религиозных организаций в дела государственной школы. Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании определяют свободу в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Воплощением этого принципа является реальная возможность всех типов образовательных учреждений объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа; лицей – колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Свобода и плюрализм проявляются в предоставлении образовательным учреждениям права устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями и организациями в целях международного сотрудничества. Предоставляемое личности право на выбор делает человека не только объектом образовательного процесса, но и его активным участником, т.е. субъектом. Свобода и плюрализм для всех участников процесса реализуется в том, что в образовательном учреждении образование можно получать в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного (домашнего) образования, самообразования, а также экстерната. Государственно-общественный характер управления образованием предусматриваетединство участия государства и общества в решении проблем образования и управлении им. Основной смысл заключен в создании коллегиальности в управлении системой образования и предоставлении педагогам, обучающимся и родителям больше прав в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Государственно-общественный характер проявляется в разгосударствлении и диверсификации системы образования, т.е. создании, наряду с государственными, негосударственных учреждений; развитии, наряду с традиционными учебно-воспитательными заведениями, различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей и т.д. Государственное участие в управлении системой образования состоит в проведении единой государственной политики в образовании и соблюдении законодательных гарантий, заявленных в законе, и соблюдении единых образовательных стандартов. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Участие общественности проявляется в том, что наряду с органами государственного управления образованием создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности: совет учебного заведения как коллегиальный орган управления школой, конференция как высший руководящий орган школы. Каждое образовательное учреждение принимает свой Устав учебного заведения. В Уставе образовательного учреждения излагаются основные положения, согласно которым осуществляется его деятельность: наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; его организационно-правовая форма; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ; устанавливается язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; определяется порядок приема учащихся; права и обязанности участников образовательного процесса и др. Автономность образовательного учреждения предусматривает самостоятельность образовательного учреждения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения. Предоставляемая образовательным учреждениям автономность повышает ответственность за создание условий для реализации принципов государственной политики и условий для развития личности. Законодательно закрепленные положения благоприятствуют построению и совершенствованию образования, отвечающего современным условиям и направленного на совершенствование жизни людей. 3. Понятие системы образования Главной целью системы образования является удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности, творческих способностей, формирование системы жизненных ценностей, повышение на этой основе интеллектуального, культурного, социального и экономического потенциала страны. В систему образования Российской Федерации, согласно Закону «Об образовании», в совокупности входят следующие взаимодействующие компоненты: сеть образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и видов решающих задачи образования наразных уровнях и ступенях; преемственно связанные между собой образовательные программы и образовательные стандарты, реализацию которых обеспечивает сеть образовательных учреждений; органы управления образованием. Образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, обеспечивающее воспитание и обучение учащихся (воспитанников). К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются уч
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.205.123 (0.021 с.) |