Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышечная система человека: мышечные группы верхней и нижней частей корпуса↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
От редактора Зная эту систему не только по тексту книги, но и практически, а также многих из тех, которых она выправила, вылечила, выпрямила и вернула к полноценной артистической жизни, я считаю себя вправе сказать читателю несколько напутственных слов. Книга точно описывает двигательную систему музыканта и дает простые и четкие рекомендации, как быть с ней в ладу. Познакомившись с ее закономерностями и логикой, можно только удивляться типичному в нашей среде невежеству по отношению к собственным рукам. Мы обычно неплохо знаем строение инструмента, которым владеем, знаем из какого материала он сделан, как его хранить и бережно использовать. Но нашими не менее драгоценными руками, о которых мы думаем что знаем и бережем их, мы на самом деле пренебрегаем, не зная их элементарного анатомо-физиологического строения и обрекая себя на множество неприятностей: от физических неудобств - до болей и душевных страданий, не говоря о качеств ее исполнения, а иногда и расставании с профессией. Никакая книга, однако, не заменит ее автора, учителя. Сканируя взглядом движение или позу своего ученика (или пациента), Владимир Мазель мгновенно определяет: где, что и почему зажато. Кратчайшим и рациональным путем он восстанавливает естественный двигательный баланс человека и учит такому образу движений, который предупредит какие бы то ни было дальнейшие зажатости (и часто боли). Тонкий музыкант, он учит слышать прямую и очевидную связь между качеством звука и свободой рук. За часто (иногда кажется слишком часто) встречающимися фразами «рука как единое целое», «опора верхней части корпуса на нижнюю», «верхняя часть спины как начало руки», «конкретные мышечные ощущения» и т. д., я слышу его убежденный голос и точно знаю, как это важно. Эти понятия надо пережить, научиться чувствовать мышцы по отдельности и в их системе. Чтобы сократить дистанцию между книгой и ее автором, постарайтесь услышать «экспрессию мышечных ощущений». Таких выражений в книге нет (к счастью), но если я как музыковед могу помочь, хотя бы с помощью метафоры, действенности и пользе этого замечательного труда, я буду искренне рада. Марина Рыцарева
Часть I Глава 1 Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта - их специфические особенности Вступление «Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней: одна была бы ни чем без другой» (надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже) Своеобразный гимн руке артиста заключен в многочисленных дифирамбах выдающихся деятелей искусства. Глубокий анализ возможностей руки музыканта дается замечательной пианисткой Маргаритой Лонг: «Концы наших рук - их кисти и пальцы - не только мышечный организм. От чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, я хочу сказать, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем то кажется, именно они управляют [1] Рука музыканта - неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука - часть тела, и ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма. Музицирование - единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор - основа художественного мышления. Таков высший идеал исполнительского мастерства. Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса - эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ однозначный - художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности. Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной соучастницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь - рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания. По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».* В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами. Как практически соединить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования. О Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия - максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса? Детскому музыкальному воспитанию и образованию посвящена обширнейшая методическая литература. Весьма подробно анализируются проблемы, связанные с развитием музыкального и слухового восприятия ребенка, вопросы постановки и др. Однако до сих пор никто из авторов, занимавшихся вопросами детского музыкального образования, не обратил должного внимания и не указал на ту двойственность ощущений, которая возникает в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной жизни и его первыми контактами с инструментом. Все действия ребенка в повседневной жизни - манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами - принципиально отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Происходит своего рода «раздвоение личности» ребенка. Не подготовить корпус ученика предварительно к новым - очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит - обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуиции без больших усилий приспосабливается к новым двигательным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки - про таких говорят: «родился с инструментом в руках». Но даже у детей, наделенных особой двигательной интуицией, необходимо воспитывать осознанные первичные двигательные ощущения. Интуитивное начало, столь необходимое в эмоциональной сфере музыканта, далеко не всегда дает должные и стабильные двигательные результаты. Следовательно, основная задача начальной педагогики - предварительная тщательная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям. Это станет основой всей его жизнедеятельности - как при общении с инструментом, так и в повседневной жизни. К примеру, единые по характеру навыки стоять, садиться и сидеть, поднимать руку и действовать ею и др. - все должно совершаться на единой основе. Особое внимание начальная педагогика должна уделять предпостановочному периоду - периоду формирования у ребенка совершенно иных - принципиально новых двигательных ощущений. Ощущения эти должны отличаться однообразием и стабильностью при любых действиях ребенка. В подобном случае двигательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоречия со всеми его действиями в обыденной жизни. Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» - незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки. Исходя из изложенного, исправление постановочных недостатков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий - неправильного держания инструмента или неправильной посадки, - не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и движений. Особенно неэффективна поспешность при корректировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продолжительное время - год и более. В подобных случаях необходимо сначала при помощи специальных подготовительных имитирующих упражнений - без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, которые будут отвечать новым формам двигательных действий. Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постановочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!» - гласит индийская мудрость. Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину. Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, связанным с постановкой корпуса, следует обосновать основные принципы формирования двигательных навыков музыканта, базирующихся на строгом соблюдении законов физиологии. Необходимо также всесторонне осветить закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата. Неукоснительно руководствуясь этими основополагающими принципами, педагог должен строить весь многоплановый процесс постановки. Мышечная сфера человека и ее роль в организации двигательного процесса; характеристика основных мышечных групп и их функций Формирование всех двигательных навыков (или приемов) человека, в том числе и постановка корпуса, связано с мышечной сферой организма. Степень активности мышечных групп, участвующих в процессе постановки корпуса, зависит от их естественной выносливости и определяется спецификой силовых и двигательных действий человека. Мышечные группы по степени выносливости и активности (имеются в виду их силовые действия) можно подразделить на очень сильные - область бедренных частей ног и тазобедренного сустава; сильные - область плечевого пояса - особенно лопаток и плечевой части руки; относительно сильные - предплечье, и относительно слабые - область шеи, кисть и пальцы. Действия всех перечисленных мышечных групп постоянно взаимосвязаны, ибо, как было уже отмечено, человеческий организм - единое и неделимое целое. Логика подсказывает, что основную силовую нагрузку при организации двигательного процесса должны нести сильные мышечные группы ног и спины - плечевого пояса - своего рода генераторы силы. Им должны быть полностью подчинены все действия относительно сильных и относительно слабых мышечных групп. В полной мере сказанное относится к организации двигательного процесса начинающего музыканта - процесса, отличающегося исключительной точностью и сложностью. В связи с этим педагогу необходимо неизменно руководствоваться основными положениями - максимальная физическая нагрузка должна идти на сильные мышечные группы, минимальная - на относительно сильные и слабые. Особую роль в организации всего двигательного процесса играют мышечные группы спины. Последующий раздел будет посвящен обоснованию их действий и их значению при организации всех двигательных действий организма, а также особой роли позвоночника в регуляции двигательного процесса. Мышечные группы спины и позвоночник Область спины - одна из основных частей корпуса. Мышечные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук. Позвоночник - важнейшая часть центральной нервной системы. Благодаря значительной протяженности позвоночник контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в обеспечении жизнедеятельности всего организма, в регулировании и контроле всех двигательных действий человека. Позвоночник весьма чувствителен к различного рода внутренним и внешним негативным воздействиям. Основные причины, вызывающие патологические изменения и боли в зоне позвоночника, - хронические переутомления, работа в неудобной позе, а также стрессы. Все перечисленные причины типичны доя профессии музыканта. Физические перенапряжения провоцируют неправильно формируемые двигательные приемы (например, физиологически необоснованные действия рук, игра в неудобной позе) т.е. неправильная (нерациональная) постановка корпуса исполнителя как при игре стоя, так и сидя. О стрессовом состоянии не приходится и говорить - музыканты подвержены ему постоянно. Перенапряжения в мышечной сфере человека, вызываемые самыми различными причинами, более всего проецируются в области спины, особенно по ходу позвоночника - как в его верхней шейной и грудной части, так и нижней - зоне мышечных групп поясницы и тазовой части корпуса. В результате хронических перенапряжений мышечных групп спины позвоночник постоянно травмируется - позвонки сдавливаются, что приводит к деформации их дисков. В результате деформации позвонков, окончания нервных стволов, проходящих через весь позвоночник, периодически ущемляются. Это провоцирует зачастую весьма ощутимые болевые ощущения в различных зонах спины. Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу - «болезни века», как его называют медики. У детей в результате неправильного положения корпуса, особенно часто наблюдаемого при игре на музыкальных инструментах, развивается т.н. сколиоз - искривление позвоночника. «Боли в спине продолжают поражать 8 из 10 взрослых, во всяком случае, время от времени, а для некоторых они становятся не проходящей проблемой» - утверждает всемирно известный специалист по заболеваниям спины и позвоночника д-р Гамильтон Холл.3 «Программа ухода за спиной, разработанная и изложенная д-ром Г. Холлом, позволяет научиться справляться с острыми приступами боли, постоянно контролировать состояние спины и вести обычный образ жизни, благодаря усвоению определенных привычек и выполнению специальных упражнений».1 Учитывая исключительную ценность указаний и рекомендаций Холла, особенно для представителей музыкальных специальностей ввиду специфики их двигательных действий, автор предлагаемой работы считает необходимым подробно изложить основные - кардинальные положения системы Холла, с которой целесообразно ознакомиться каждому. Более того, многие упражнения, связанные с постановкой корпуса музыканта, будут базироваться на основе его указаний. «Боль в спине, - утверждает Холл, - не является заболеванием - это одно из состояний человека». И далее, «Боль в спине не требует лечения - она требует контроля. Понимание этого является первым шагом в нужном направлении»... «Быстро снять механические боли в спине можно с помощью корректировки осанки и сразу же начатых упражнений».5
«Помоги сам себе», - таков эпиграф к книге Г. Холла «Ваш позвоночник». Таким образом, болевые ощущения в спине в большинстве случаев являются результатом не влияния каких-либо внешних негативных факторов, а нерациональных действий самого человека: неудобная рабочая поза, перенапряжения в мышечной сфере, неадекватная реакция на стрессовые ситуации. Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигательных действий - особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения. Как отмечает Холл: «плохая осанка (постановка - В.М.) и некоторые виды движений могут вызвать боли и спазмы мышц».6 Для того чтобы снять или хотя бы уменьшить болевые ощущения, не требуется немедленное обращение к врачу - следует определить причину, вызывающую боль, и постараться самому справиться с недугом. Естественно, речь идет о начальных стадиях болевых ощущений, когда еще нет серьезных патологических изменений в зоне позвоночника. Холл констатирует: «Боль в спине создает ощущение беспомощности только в том случае, если вы не способны бороться с ней», и далее: «больную спину не лечат - ее учатся контролировать». Что же означает рекомендация Холла о корректировке осанки как способе снятия болевых ощущений? Прежде всего, следует разъяснить, что входит в понятие «осанка». Осанка характеризует положение корпуса человека как в неподвижном состоянии - его положении стоя или сидя, так и в процессе его двигательных действий - походки, совершении всякого вида работ, гимнастических упражнений и т.д. У музыкантов понятие «осанка» связано также с постановкой корпуса и взаимодействием различных частей корпуса в процессе исполнения. По реакции корпуса человека на какие-либо внешние или внутренние воздействия - особенно двигательные, осанку следует подразделить на хорошую и плохую. Рекомендация Холла о корректировке осанки, естественно, касается плохой осанки, провоцирующей излишнее давление частей корпуса на позвоночник. «Нагрузка, ложащаяся на диски позвоночника, резко меняется в зависимости от положения тела. Даже легкое изменение положения тела может привести к значительному увеличению (или уменьшению - В.М.) нагрузки. К примеру, если вы сидите выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но нагнувшись вперед - резко ее увеличиваете. Диски испытывают меньшую нагрузку, когда вы стоите выпрямившись, чем когда вы сидите чуть склонившись вперед». Участки позвоночника в разной степени подвержены деформации и болевым ощущениям. Наиболее уязвимы участки поясницы и шейных позвонков. Последние - самые слабые от природы. Семь позвонков, расположенных в этой зоне позвоночника, очень подвижны. Их излишнюю подвижность постоянно провоцируют изолированные движения головы, особенно ее чрезмерные наклоны вперед. Мышечные группы шеи от природы очень слабые, они взаимодействуют синхронно с мышечными группами плечевого пояса - особенно зоны плеч и лопаток. При изолированном наклоне головы вперед происходит перенапряжение шейных мышц, - эти мышцы не выдерживают нагрузки, которую оказывает на них очень тяжелая голова. Напряжения в области шеи фокусируются, как правило, в зоне шейных позвонков у основания сгиба шеи. Очаг перенапряжений в этой зоне шеи од ин из наиболее опасных, ибо он быстро распространяется на другие мышечные группы и, провоцируя зажатость в области мышечных групп рук и спины, трудно поддается исправлению. Критерием правильности ощущений в области шеи служит ненапряженное состояние ее мышц. Эти ощущения сохраняются при условии, когда шея и плечевой пояс совершают совместные односторонние - синхронные движения. Отведение головы назад и особенно наклоны ее вперед должны происходить одновременно с движениями верхней части корпуса - его сгибании или разгибании в зоне крестца - копчика. «Удерживать шею в положении наклона вперед... надежный способ вызвать боли» - констатирует Холл. Зона поясницы Пять позвонков, расположенных в зоне поясницы, - также весьма подвижный и уязвимый участок позвоночника. Поэтому активный резкий, а тем более чрезмерный наклон корпуса вперед непосредственно в зоне поясничных позвонков значительно увеличивает нагрузку на диски позвоночника и травмирует их. Мышечные перенапряжения в этой области и вызываемые ими болевые ощущения, пожалуй, наиболее распространенные явления среда людей различных профессий. Холл дает конкретные рекомендации, следование которым поможет предохранить область поясницы от перенапряжений. «Поддерживайте в пояснице нейтральный изгиб при любых занятиях. Слишком глубокий прогиб в пояснице или сутулость означают боли в пояснице. Ищите способ разгрузить спину. Поднимая предметы, перекладывайте часть нагрузки на мышцы ног, приседая или сгибая их в коленях». «Следует выполнять подъем груза с помощью мышц ног, а не спины. Держите спину прямой». «Мышечный баланс в районе талии не только помогает поддерживать хорошую осанку - он перераспределяет нагрузки, которые могли бы в противном случае вызвать перенапряжения в спине». В данном случае Холл рекомендует перенести значительную часть нагрузки на мышцы живота. Смысл рекомендаций Холла следующий: корректировка осанки - это не внешний сиюминутный фактор, а принципиальное перераспределение весовых соотношений частей корпуса, направленное на освобождение области спины и позвоночника от чрезмерных перегрузок. «Движения, разгружающие спину предусматривают дополнительную нагрузку на мышцы ног». Для музыкальных профессий последнее указание весьма актуально: нагрузка на мышцы ног, особенно их бедренные части, позволяет не только разгрузить спину - особенно в области плечевого пояса, но и значительно легче организовывать двигательные действия рук, требующие особой свободы и точности. Большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает возможность найти оптимальные точки опоры для корпуса. Таким образом, формируется осанка для музыкантов, играющих стоя. Следовательно, формирование осанки - это психофизиологическое действие, воспитывающее принципиально новые ощущения жизнедеятельности человеческого организма. «Необходимо выработать новые привычки - способы сидеть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжения в спине». «Новый, более удобный образ жизни, покажется вам более естественным, чем тот, при котором вы испытывали боли». Эмоции и болевые ощущения Болевые ощущения в области спины непосредственно связаны с эмоциональным состоянием человека, - утверждает Холл. В первую очередь это относится к людям творческих профессий - особенно музыкантам, чья специфика деятельности требует постоянного эмоционального и физического напряжения. «Эмоциональное напряжение способно вызвать приступ, идентичный тому, который имел физические причины... Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в какой степени их эмоции влияют на их боли». Естественно, музыканты, страдающие от боли в спине, вынуждены постоянно «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности - ожидании болей и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах. Подобная «настороженность» значительно снижает творческий потенциал исполнителя, обедняет эмоциональный настрой. «Хронические боли в спине особенно часто провоцируют депрессию»,19 - констатирует Холл. О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае! И, наконец, о средствах, помогающих изменить осанку, снять или хотя бы значительно уменьшить перенапряжение мышечных групп спины. Самым радикальным способом служат рекомендуемые специальные гимнастические упражнения, которые должны войти в обиход ежедневной деятельности человека, стать постоянным его спутником. Особенно это необходимо для людей, никогда не занимающихся гимнастикой и не придающих ей вследствие этого должного значения. «Я понимаю насколько сложно внушить идею о необходимости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему», - пишет Г. Холл, «Но иного, а тем более кардинального пути к облегчению страданий человека нет и быть не может. Все остальные средства, в том числе и медикаментозные - временные» В данной работе рекомендуется система специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук. При воспитании постановки учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнений не преследует сугубо двигательно-силовые цели. Этим она коренным образом отличается от других гимнастик, носящих чисто оздоровительный характер. Ее главная цель - формирование у ученика осознанно управляемых целенаправленно-целесообразных двигательных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта. Подробное изложение проблем, связанных с постановкой корпуса и рук музыканта, обоснование ведущей роли мышечных групп спины при организации этого процесса, а также комплексы специальных упражнений, направленных на формирование взаимодействий частей корпуса и рук, читатель найдет во второй и третьей частях работы.
Основные закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата: напряжения - расслабления Мышечные напряжения - основа жизнедеятельности человеческого организма и необходимое условие при совершении любого силового - двигательного действия. Однако в напряженном состоянии мышечные группы долго находиться не могут, ибо неизбежно наступает их переутомление. Компенсировать мышечные напряжения в полной мере возможно только при помощи их расслабления. В силу этой причины основа нормального, естественного функционирования мышечной сферы организма - четкое чередование процессов напряжений и расслаблений. Это условие особенно важно для профессии музыканта, требующей предельной четкости всех двигательных действий мышечных групп. Напряжения, возникающие в мышечной сфере, подразделяются на произвольные - волевые и непроизвольные - стихийные. Произвольные напряжения - управляемые, они полностью компенсируются расслаблениями. Непроизвольные напряжения - практически неуправляемые, или, в лучшем случае, управляемые в весьма малой степени. Они весьма трудно поддаются расслаблению. Подобные, по определению Б. Струве, «паразитические» напряжения, возникающие в каком-либо локальном участке мышечных групп стихийно, - непроизвольно распространяются по всей мышечной сфере организма и создают весьма опасные зоны постоянного перенапряжения. Особенно вредны подобные очаги перенапряжений в области спины - позвоночника. Опасность таких постоянных очагов заключается в их «стабильности». Накапливаясь постепенно в той или иной зоне мышечной сферы организма, некомпенсированные или недостаточно компенсированные остаточные напряжения становятся постоянными «спутниками» организма. Они не дают возможности оптимально расслаблять мышечные группы, и таким образом человек не может в должной степени управлять своими мышечными-двигательными действиями. Непроизвольные напряжения не только провоцируют постоянную напряженность различных участков организма - особенно области спины - плечевого пояса, но и вызывают быструю утомляемость всего организма, болевые ощущения в мышечных группах и, в конечном итоге, деформацию суставов и позвоночника. Человек быстро свыкается с ними и постепенно перестает ощущать разницу между напряженным и ненапряженным состоянием мышечных групп организма. Для находящегося в постоянно напряженном состоянии подобные ощущения становятся «нормальными», и он даже не испытывает стремления к их расслаблению, что очень затрудняет процесс осознанного расслабления. Особенно опасно состояние постоянного напряжения для музыкантов, двигательные действия которых должны быть исключительно точны и базироваться на строгой цикличности процессов напряжений и расслаблений. В результате нарушений этой цикличности движения музыканта, особенно его рук, становятся малоуправляемыми. Основные причины, провоцирующие возникновение непроизвольных напряжений у музыкантов, связаны, в первую очередь, с дефектами постановки - неправильным положением корпуса при игре стоя или сидя, и - соответственно - неправильными двигательными действиями рук. Нерациональные и неправильно культивируемые двигательные (игровые) приемы идут в противоречие с физиологическими принципами организма и основываются в большей степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса. Здесь кроется основная причина тех локальных нарушений, на первый взгляд, казалось бы, незначительных, которые нарушают согласованность и четкость воспитываемых приемов. Этот фактор оказывает негативное влияние на всю моторно-двигательную структуру организма, особенно у ребенка. Педагог, работающий с начинающими учениками, должен строго руководствоваться следующими объективными факторами, связанными со спецификой двигательного (физиологического) процесса.
1. Все двигательные - силовые действия необходимо воспитывать на основе ощущения единства мышечной сферы организма - единства всех его ощущений. 2. На этой же основе должны в дальнейшем формироваться все локальные двигательные действия, совершаемые учеником, - особенно движения рук. 3. Основой управляемости двигательными действиями рук должны служить конкретные ощущения, формируемые в строго определенных мышечных группах. 4. Процесс расслабления мышечных групп физиологически намного сложнее, чем процесс их напряжений. В этой связи основой управляемости двигательным процессом должна служить строгая периодизация процессов напряжений и расслаблений в функционирующих мышечных группах. 5. Учитывая сложность ощущений при переходе от состояния напряженности мышечных групп к состоянию их расслабления, необходимо следить, чтобы процессы напряжений происходили с минимально необходимой силой, а процессы расслабления - переходы к ним от напряженного состояния - максимально контрастно.
В данном случае речь идет о воспитании произвольных - управляемых напряжений, лежащих в основе правильных инструментальных приемов, что отражено в формуле Д. Тартини "Сила - без судорожности, эластичность - без расхлябанности", высказанной им еще в XVIII веке. Эта формула предельно четко определяет градацию мышечных напряжений музыканта и - тем самым - основы инструментального мастерства. Что касается напряжений непроизвольных - малоуправляемых или вообще неуправляемых, возникающих вследствие культивирования неправильных инструментальных приемов, - в данном случае и речи не может быть об уравновешивании процессов напряжений-расслаблений. Напряжения здесь всегда превалируют, создавая в организме очаги постоянных перенапряжений. Подчеркнем, что речь не идет о непроизвольных напряжениях мышечной сферы организма, возникающих вследствие страха или боязни, практически неуправляемых или, в лучшем случае, управляемых в весьма малой степени. Что касается эстрадного волнения - в подобных случаях многое зависит от воли - характера исполнителя, а также качества (управляемости) его технического аппарата. Естественно, чем лучше исполнитель научен владеть своим аппаратом, тем меньше его «выбивает» из строя эстрадное волнение и тем быстрее он справляется с ним. И, наконец, что исключительно важно - для того, чтобы обучить ученика регулировать процессы напряжений и расслаблений, педагог должен сам в достаточной мере владеть этими процессами. В противном случае он не может в должной степени почувствовать градащда этих процессов у ученика.
6. Мышечные группы-сгибатели от природы физиологически более развиты, чем разгибатели. Следовательно, в процессе занятий необходимо всемерно развивать группы мышц, работающие на разгибание, чтобы уравновесить в должной степени действия мышечных групп-антагонистов. 7. Воспитание всей двигательной системы музыканта должно происходить на основе строго продуманной и четко организованной системы предварительной подготовки организма ребенка к специфике его будущей профессиональной деятельности. Три фазы двигательного процесса и их закономерности «Осуществлять полностью принципы экономии - один из важнейших принципов во всяком труде и, особенно, в психофизическом», утверждает Г. Нейгауз, подразумевая освобождение от излишних напряжений музыканта, его умение осознанно управлять двигательным процессом. Переходя к объяснению основных постановочных элементов и, прежде всего, начальным действиям рук - особенно их подъему, необходимо дата развернутый анализ всех фаз двигательного процесса, его научное обоснование. Изучением специфики двигательного процесса музыканта занимается физиология активности - раздел современной физиологической науки. На основе учения физиологии активности устанавливается трехфазовая схема двигательного цикла музыканта. Рассмотрим для примера подъем руки начинающим учеником, исход я из закономерностей трех фаз двигательного процесса. Фаза первая: подготовка действия - концентрация внимания на определенные группы двигательных мышц, готовящиеся совершить то или иное действие. В данном конкретном случае внимание ученика концентрируется на определенных мышечных группах - зонах плечевого сустава и лопатки - до подъема руки. Фаза вторая: конкретное действие - активное (волевое) включение в работу мышечных групп, совершающих локальное движение-действие. Подъем руки за счет силовых действий мышечных групп зоны плечевого сустава и лопатки, поднимающих (двигающих) руку в правильном - физиологически обоснованном направлении. Фаза третья: освобождение после действия - максимальное расслабление работавших мышечных групп после конкретного полезного действия. Активный бросок руки и максимальное освобождение всех напряженных мышц, участвующих в подъеме руки; при их расслаблении - падение руки в исходное положение. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и в должной мере управляемы. Следует еще раз особо подчеркнуть, что третья фаза (расслабление) - одна из наиболее сложных и наиболее важных проблем двигательно-игрового процесса. Процесс расслабления мышц крайне труден. Но если для человека, не играющего на музыкальном инструменте, неумение расслаблять в должной степени напряженные мышцы не является столь уж важной жизненной проблемой, то для человека играющего - это вопрос профессии. Музыкант, не руководящий (осознанно) процессом расслабления мышц, не может быть профессионалом в полном смысле этого слова. Одно из непременных условий виртуозного владения инструментом - быстрота реакции на процессы напряжения-расслабления. В конечном счете не столь уж опасно излишнее напряжение в момент действия (довольно частое во время игры, особенно на начальной стадии обучения) - сколь опасна недостаточная его компенсация, то есть необходимая степень расслабления после действия. Основным показателем полного расслабления руки является ее свободное падение по инерции после максимального освобождения групп мышц плечевого пояса, удерживающих руку на весу. Именно это действие служит показателем того, насколько исполнитель владеет двигательным процессом. Естественно, чем меньше степень напряжения в активно работающих грушах мышц, удерживающих руку на весу, тем быстрее (мгновеннее) реакция на падение руки по инерции за счет ее веса. Следовательно, реакция на расслабление всегда связана с ощущением падения руки, даже в том случае, когда это только начальный импульс падения, при котором рука продолжает удерживаться на весу в относительно пассивном состоянии. Удерживание руки на весу про
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.014 с.) |