Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нижняя часть корпуса, ее мышечные группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышечные группы этой части корпуса, особенно областей тазовой части - тазобедренных суставов и бедренных областей ног - наиболее сильные в мышечной сфере человека. Эти группы мышц призваны выполнять основные силовые функции и служить фундаментом для верхней части корпуса. Посредством контактов верхней и нижней частей корпуса устанавливается единая концентрированная точка опоры всего корпуса - его ощущения на плоскости. Нахождение оптимальных точек опоры для всего корпуса, а также для верхней части корпуса и рук необходимо для музыкантов, играющих как в положении стоя, так и сидя. В этом и заключается кардинальная проблема постановки корпуса. Воспитание ощущений, при помощи которых верхняя и нижняя части корпуса взаимодействуют - необходимый этап постановки. Устойчивая опора всего корпуса на ноги дает возможность предельно расслаблять мышцы плечевого пояса и амортизировать их во время игры, что является одной из основ процесса расслабления после напряжения. Только оптимальное взаимодействие - координация всех мышечных групп верхней и нижней частей корпуса - создает благоприятные условия для воспитания управляемых движений музыканта. Положение «сбалансированности» корпуса - это и есть та новая, единая форма «осанки», которая должна быть воспитана у музыканта и стать неотъемлемой частью его двигательных действий в любых жизненных ситуациях. Гибкость пояснично-тазобедренной области - основа сбалансированного состояния корпуса. Гибкая опора верхней части корпуса на нижнюю создает в этих областях своего рода полосу амортизации, которая позволяет оптимально расслаблять мышечные группы плечевого пояса, что, в свою очередь, служит основой расслабления рук - их свободного падения. Амортизация создает естественную амплитуду подвижности тазобедренных суставов, заключающуюся в свободных покачиваниях верхней части корпуса. Отсутствие должной гибкости в области поясницы и тазобедренных суставов влечет за собой отсутствие необходимой двигательной свободы в области плечевого пояса. В результате, в руках при их падении возникает «настороженная реактивность» - боязнь падения рук и их непроизвольное торможение. Торможение рук в момент падения неизбежно вызывает их перенапряжение. Начальный этап постановки корпуса в принципе идентичен при обучении на любом музыкальном инструменте и базируется на единых закономерностях. «Общие нормы и правила существуют, - указывает Ю. Янкелевич, - и они основаны на объективных положениях физиологии, анатомии и механики»5. Однако существуют некоторые различия, которые начинаются с воспитания двигательных действий рук, связанных со спецификой конкретного музыкального инструмента. Любые недосмотры в этом отношении чреваты в дальнейшем самыми тяжелыми последствиями. ' г Организация двигательного процесса исполнителя очень во многом зависит от нахождения оптимальных точек опоры для корпуса, а также для рук исполнителя. Опора корпуса на ноги, передается от головы и плечевого пояса - через область поясницы - на группы мышц тазовой части корпуса, тазобедренных суставов и ног. Первичные действия, на основе которых воспитывается ощущение точек опоры рук у музыкантов, играющих на любом инструменте, идентичны. В основе лежат ощущения взаимодействия крайних точечных зон: зоны мышечных групп лопаток - с одной стороны, и кистей и пальцев - с другой. В то же время практическое решение этой проблемы для каждой из рук зависит от специфики музыкального инструмента. Так как руки являются неотъемлемой частью корпуса, в процессе игры на любом музыкальном инструменте все перечисленные точки опоры должны функционировать как единая система. Это дает исполнителю возможность предельно концентрировать двигательные усилия (нагрузки) на группах силовых мышц, расположенных в области спины - плечевого пояса и особенно ног. Концентрация усилий всех точек позволяет играющему легче отобрать целесообразные движения, значительно свободнее управлять процессами напряжений и расслаблений. У исполнителя появляется возможность постоянно амортизировать мышечные группы плечевого пояса, расслаблять их в процессе игры. Воспитание единой системы точек опоры помогает также достижению большей точности координирующих движений рук. В то же время отсутствие взаимодействия между точками опоры в процессе игры, разбросанность их усилий не дает возможности играющему концентрировать оптимальные усилия в едином силовом центре. Разбросанность усилий каждой из рук неизбежно приводит к их излишнему напряжению, а, следовательно, негативно отражается на качестве исполнения. Подробнее обоснование и описание упражнений, способствующих воспитанию необходимых ощущений и действий при постановке корпуса, будет дано в Ш части книги.
Глава 3 Проблемы постановки рук Следующий этап постановочного периода - разобщенная постановка рук - самый ответственный момент постановочного периода, который требует строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук. Напомним, что приступать к работе над постановкой рук следует только после специальной подготовки корпуса ученика. Важнейшие условия этого процесса: нахождение обоснованных ранее оптимальных точек опоры для корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. На наш взгляд, даже в современной методической литературе проблеме предварительной двигательной подготовки ученика уделено недостаточно внимания. Предлагаемая система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звеньев цепи ведет к нарушению всей системы и самым негативным образом влияет на качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует веста строго последовательно, добиваясь их максимального единства. Рука, ее значение в жизнедеятельности человека; специфические особенности ее двигательных действий 1. Рука “ наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвижных суставов, причем 15 из них приход ятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют исключительное значение во всех ее действиях. 2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкретные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и находится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие конкретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изолированных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей руки. 3. Мышечные группы частей руки весьма различны по своим физическим возможностям: от весьма сильных - зона лопатки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма слабых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвижность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зонами руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышечных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мышечным перенапряжениям. Дня того, чтобы правильно организовать двигательный процесс начинающего ученика, необходимо не только знать основные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначальной постановкой. В этом и заключается основная задача педагога в предпостановочный и постановочный периоды занятий. Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную дня его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педагога - собрать все изолированные части руки в единую двигательную систему, организовать их синхронные действия, что, как показывает практика, процесс весьма сложный. Важно также помнить, что фетишизация действий кистевого сустава - явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугубляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее напряженное состояние. Столь же важно помнить, что од на из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправильный, с точки зрения физиологии, подъем руки непосредственно вперед.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.189 (0.008 с.) |