Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторские обучающие технологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В качестве отдельного типа обучающих технологий следует выделить авторские, отличительной особенностью которых является их неразрывная связь с личным мастерством педагога и собственный педагогический почерк. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее создателя. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М. Монтессори, С. Френе, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих других педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности. Охарактеризуем в качестве примера авторскую технологию опережающего обучения С.Н.Лысенковой. Технология опережающего обучения разработана С.Н. Лысенковой для учащихся младших классов с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения характеризуемой технологии следующие: - личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми; - установка на успех как главное условие оптимизации обучения; - создание комфортного психологического климата в классе: проявление доброжелательности, организация взаимопомощи; - упреждение возможных ошибок в учебной деятельности детей, а не работа над ними; - последовательность, системность освоения детьми содержания образования; - дифференциация, доступность задания для каждого ребенка; - постепенный переход детей к самостоятельной работе; - обучение отстающих учеников с помощью хорошо успевающих. Сущность авторской технологии С.Н. Лысенковой заключается в алгоритмизации учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т.д.). Использование опорных сигналов в педагогическом процессе способствует четкой организации учения и управления мыслительной деятельностью детей, помогает им перейти от наглядно-чувственного восприятия окружающей действительности к абстрактно-логическому. Такая технология обеспечивает возможность для индивидуализации обучения и развития познавательной активности учащихся. Предложенный С.Н. Лысенковой в рамках обучающей технологии прием комментированного управления характеризуется тем, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые, используя опорные сигналы при выполнении задания, рассуждают вслух и таким образом ведут за собой остальных, задавая уроку общий интенсивный темп. позволяет включать в работу весь коллектив класса, поддерживать обратную связь со всеми учащимися. Комментированное управление выражается в алгоритме: «думаю, говорю, записываю». Учащийся излагает классу как он собирается выполнить то или иное задание, затем комментирует ход своих действий и наконец записывает в тетради или на доске результаты своей учебной деятельности. Таким образом, С.Н. Лысенкова создает педагогическую ситуацию, в которой учащиеся могут высказать свое мнение, предложить оригинальный вариант решения задачи, а другим школьникам предоставляется возможность принять участие в коллективном поиске ответа на поставленную задачу и освоить способ рассуждения по той или иной проблеме. Главное место здесь отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку и понятиям, раскрывающим наиболее существенные свойства и связи изучаемого явления. Постепенно «комментированное управление» переходит в доказательное комментирование. При этом развивается логическое и критическое мышление детей. Важнейший компонент технологии С.Н. Лысенковой – перспективное опережающее обучение, которое заключается в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе. Перспективная тема обсуждается на каждом уроке малыми дозами, в течение 5-7 минут. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе приобретенных знаний. Таким образом, усвоение учебного материала осуществляется в три этапа: 1) предварительное введение первых порций будущих знаний; 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение; 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Предварительное усвоение учебного материала создает благоприятные предпосылки для перевода знаний в долговременную память. Такая организация обучения обеспечивает высокое качество усвоения знаний и развития способов умственной деятельности, позволяет значительно сокращать время изучения определенной темы учебного курса. Результаты работы учителя и учащихся оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, которые и представляют собой опорные сигналы (Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Педагогический поиск; сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988, с. 57-100). Многие авторские технологии, внедренные в педагогическую практику, становятся достоянием всех учителей и воспитателей. В числе таких технологий можно назвать технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова, систему развивающего обучения Л.В.Занкова и Эльконина, технологию коллективного творческого дела И.П.Иванова. Классифицируя технологии обучения по различным основаниям, важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с И.П.Подласым, который утверждает, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.
Вопросы и задания: 1. Почему в современной школе особую актуальность приобретает использование учителем педагогических технологий? 2. Охарактеризуйте понятие и критерии педагогических технологий. 3. В чем заключается отличие обучающей технологии от метода обучения? 4. На какие основные типы подразделяются обучающие технологии? 5. Почему в современном образовании востребованы интерактивные педагогические технологии? Опишите одну из них. 6. Раскройте особенности авторских педагогических технологий, охарактеризуйте одну из них. 7. В ходе педагогической практики проанализируйте работу учителя с позиций технологичности обучения. Литература для самостоятельной работы: 1. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2007. 2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2006. 3. Педагогические технологии; под ред. В.С.Кукушина. – М.: Март, 2006. 4. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-кн., кн. 2: Теория и технология обучения. Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2007. 5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2006. 6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |