Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторские обучающие технологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В качестве отдельного типа обучающих технологий следует выделить авторские, отличительной особенностью которых является их неразрывная связь с личным мастерством педагога и собственный педагогический почерк. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее создателя. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М. Монтессори, С. Френе, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих других педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности. Охарактеризуем в качестве примера авторскую технологию опережающего обучения С.Н.Лысенковой. Технология опережающего обучения разработана С.Н. Лысенковой для учащихся младших классов с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения характеризуемой технологии следующие: - личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми; - установка на успех как главное условие оптимизации обучения; - создание комфортного психологического климата в классе: проявление доброжелательности, организация взаимопомощи; - упреждение возможных ошибок в учебной деятельности детей, а не работа над ними; - последовательность, системность освоения детьми содержания образования; - дифференциация, доступность задания для каждого ребенка; - постепенный переход детей к самостоятельной работе; - обучение отстающих учеников с помощью хорошо успевающих. Сущность авторской технологии С.Н. Лысенковой заключается в алгоритмизации учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т.д.). Использование опорных сигналов в педагогическом процессе способствует четкой организации учения и управления мыслительной деятельностью детей, помогает им перейти от наглядно-чувственного восприятия окружающей действительности к абстрактно-логическому. Такая технология обеспечивает возможность для индивидуализации обучения и развития познавательной активности учащихся. Предложенный С.Н. Лысенковой в рамках обучающей технологии прием комментированного управления характеризуется тем, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые, используя опорные сигналы при выполнении задания, рассуждают вслух и таким образом ведут за собой остальных, задавая уроку общий интенсивный темп. позволяет включать в работу весь коллектив класса, поддерживать обратную связь со всеми учащимися. Комментированное управление выражается в алгоритме: «думаю, говорю, записываю». Учащийся излагает классу как он собирается выполнить то или иное задание, затем комментирует ход своих действий и наконец записывает в тетради или на доске результаты своей учебной деятельности. Таким образом, С.Н. Лысенкова создает педагогическую ситуацию, в которой учащиеся могут высказать свое мнение, предложить оригинальный вариант решения задачи, а другим школьникам предоставляется возможность принять участие в коллективном поиске ответа на поставленную задачу и освоить способ рассуждения по той или иной проблеме. Главное место здесь отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку и понятиям, раскрывающим наиболее существенные свойства и связи изучаемого явления. Постепенно «комментированное управление» переходит в доказательное комментирование. При этом развивается логическое и критическое мышление детей. Важнейший компонент технологии С.Н. Лысенковой – перспективное опережающее обучение, которое заключается в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе. Перспективная тема обсуждается на каждом уроке малыми дозами, в течение 5-7 минут. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе приобретенных знаний. Таким образом, усвоение учебного материала осуществляется в три этапа: 1) предварительное введение первых порций будущих знаний; 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение; 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Предварительное усвоение учебного материала создает благоприятные предпосылки для перевода знаний в долговременную память. Такая организация обучения обеспечивает высокое качество усвоения знаний и развития способов умственной деятельности, позволяет значительно сокращать время изучения определенной темы учебного курса. Результаты работы учителя и учащихся оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, которые и представляют собой опорные сигналы (Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Педагогический поиск; сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988, с. 57-100). Многие авторские технологии, внедренные в педагогическую практику, становятся достоянием всех учителей и воспитателей. В числе таких технологий можно назвать технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова, систему развивающего обучения Л.В.Занкова и Эльконина, технологию коллективного творческого дела И.П.Иванова. Классифицируя технологии обучения по различным основаниям, важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с И.П.Подласым, который утверждает, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.
Вопросы и задания: 1. Почему в современной школе особую актуальность приобретает использование учителем педагогических технологий? 2. Охарактеризуйте понятие и критерии педагогических технологий. 3. В чем заключается отличие обучающей технологии от метода обучения? 4. На какие основные типы подразделяются обучающие технологии? 5. Почему в современном образовании востребованы интерактивные педагогические технологии? Опишите одну из них. 6. Раскройте особенности авторских педагогических технологий, охарактеризуйте одну из них. 7. В ходе педагогической практики проанализируйте работу учителя с позиций технологичности обучения. Литература для самостоятельной работы: 1. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2007. 2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2006. 3. Педагогические технологии; под ред. В.С.Кукушина. – М.: Март, 2006. 4. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-кн., кн. 2: Теория и технология обучения. Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2007. 5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2006. 6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.009 с.) |