Гуманистические воспитательные системы и технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические воспитательные системы и технологии



В деятельности классного руководителя

1. Какова ведущая идея гуманистической воспитательной системы?

обеспечение права каждого человека на образование

‚ ориентация на личность воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности, поддерживающего поведения педагога

ƒ такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными

„ оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы)

2. Какие этапы выделяются в процессе развития воспитательной системы школы?

 начальный, содержательный, завершающий, рефлексивный

‚ вступление, этапный итог, кризисный этап воспитательной системы, восстановительный

ƒ прогнозирование, формирование воспитательной системы, развитие воспитательной системы, сохранение воспитательной системы

„ становление воспитательной системы, отработка содержания деятельности и структуры системы, оформление системы, перестройка системы.

3. Какие основные компоненты составляют воспитательную систему класса?

 индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, пространственно- временной, диагностико-аналитический.

‚ценностно-ориентационный, функциональный, деятельностный, пространственный, временной.

ƒ ценностный, функционально-деятельностный, временной, диагностический, синтезирующий.

„ мотивационный, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, пространственно-временной.

4. Какие основные цели выделяют в теории и практике воспитания?

 воспитательная, образовательная и развивающая цели.

‚ идеальная цель, результативная и процессуальная цели.

ƒ идеальная цель, реальная и результативная.

„ мотивационная цель, результативная и практическая.

5. Какой компонент воспитательной системы класса играет системообразующую роль?

 пространственно-временной.

‚ функционально-деятельностный.

ƒ ценностно-ориентационный.

„ мотивационный.

6. Какие функции не может выполнять класс по отношению к личности ребенка?

 образовательную.

‚ защитную.

ƒ биологическую.

„ интегрирующую.

7. Какие элементы включает диагностико-аналитический компонент воспитательной системы класса?

 системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

‚ основные функции воспитательной системы, педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

ƒ критерии эффективности воспитательной системы, методы и приемы изучения результативности воспитательной системы, формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

„ перспективы жизнедеятельности классного сообщества, принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

8. Что такое «организаторский прием»?

 действие, позволяющее решить конкретную организаторскую задачу.

‚ прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе учащегося и который планируется достичь за определенный промежуток времени.

ƒ проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося.

„ требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности.

9. Какие из форм воспитательной работы не являются основными?

 мероприятия.

‚ кружок.

ƒ игры.

„ дела.

10. Каковы характерные признаки коллективных творческих дел?

 коллективная организаторская творческая деятельность, участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

‚ не предполагают получение никакого продукта, они самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

ƒ созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых.

„ это учебно-воспитательная деятельность педагога, связанная с планированием предполагаемых результатов и способов его достижения.

11. Какие из технологий относятся к технологиям воспитания?

 урок-путешествие.

‚ групповая проблемная работа.

ƒ факультативные занятия.

„ секции.


Тематика курсовых работ

Разработка и защита проекта

(по выбору студентов)

1. Система гражданского воспитания на современном этапе (Б.Т.Лихачёв, В.В.Мартынова.)

2. Система гуманистического воспитания школьников (Ш.А.Амонашвили, К.В.Гавриловец, В.Т.Кабуш).

3. Воспитательные системы авторских школ (Т.В.Цырлина).

4. Воспитательная система школы как объекта педагогического управления (В.А.Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л.Селиванова).

5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации (М.М.Поташник))

6. Школа как воспитательная система (А.В.Гаврилин).

7. Воспитательная система: новый взгляд с позиции культуры (Н.Е.Щуркова).

Вопросы к экзамену по дисциплине «Современные системы воспитания»

1. Понятие воспитательной системы, её сущность. Виды воспитательных систем.

2. Сущность аксиологического подхода в воспитательной системе.

3. Использование аксиологического подхода в воспитательной системе.

4. Структура воспитательной системы.

5. Принципы воспитательной системы.

6. Воспитательная система школы, этапы её развития.

7. Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса.

8. Авторитарная система воспитания (И.Ф.Гербарт).

9. Система свободного воспитания (Ж.-Ж.Руссо).

10. Система воспитания детей с девиантным поведением (А.С.Макаренко).

11. Гуманистическая система воспитания (В.А.Сухомлинский).

12. Проблемы воспитания детей и учащейся молодежи на современном этапе.

13. Современная концепция воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

14. Современная концепция воспитания (Н.Е.Щуркова).

15. Современная концепция воспитания (Г.К.Селевко).

16. Современная концепция воспитания (О.С. Газман, И.П.Иванов).

17. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республики Беларусь.

18. Целеполагание как процесс формирования цели. Компоненты целеполагания.

19. Содержание системы воспитания современной школы.

20. Морально-этические ценности – основа целостной воспитательной системы.

21. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

22. Проблемы и особенности воспитательной системы современной школы.

23. Функции, принципы, структура деятельности молодежных объединений и организаций в Республике Беларусь.

24. Неформальные объединения детей и молодежи в Республике Беларусь, их классификация.

25. Изучение эффективности воспитательной системы.

26. Критерии, показатели эффективности воспитательного процесса.

27. Количественные и качественные показатели воспитательной системы.

28. Условия эффективного функционирования воспитательной системы.

29. Динамика развития воспитательной системы.

30. Этапы становления воспитательной системы.

31. Система воспитания в различных учреждениях образования Республики Беларусь. Школа как целостная учебно-воспитательная система.

32. Система воспитания в учреждениях дополнительного образования.

33. Сущность и этапы управления системой воспитания.

34. Условия эффективности и особенности управления системой воспитания.

35. Взаимодействие управления, самоуправления, соуправления в образовательно-воспитательных учреждениях.

36. Структура и функции ученического самоуправления.

37. Содержание и принципы деятельности органов ученического самоуправления.

38. Социально-педагогические центры, их цель и задачи.

39. Принципы, структура, содержание, направления работы социально-педагогических центров, клубов.

40. Функции детских внешкольных учреждений, их место в открытой воспитательной системе.

41. Анализ современных систем воспитания с точки зрения Кодекса Республики Беларусь об образовании.

42. Авторские воспитательные системы. Школа «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).

43. Авторские воспитательные системы. Школа саморазвития М.Монтессори.

44. Авторские воспитательные системы. Школа Здоровья (Н.И. Аринчин).

45. Авторские воспитательные системы. Вальдорфская школа (Р.Штейнер).

46. Педагогические ценности, их классификация.

47. Методы организации ценностно-ориентированной деятельности школьников в системе воспитания.

48. Функции школьной воспитательной системы.

49. Воспитательные системы и их особенности.

50. Ценности и их роль в становлении духовной личности. Значимость ценностных ориентаций.


СОПРОВОЖДАЮЩИЙ БЛОК

· Глоссарий

· Список литературы (основной, дополнительный)

Глоссарий

Авторитарный – властный, основанный на беспрекословном подчинении.

Адаптация – процесс «врастания» организма или личности в изменившиеся условия существования.

Активность личности (от лат. activus – деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Акселерация – явление ускорения полового созревания, увеличение роста и скорости его изменения у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в.

Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

Воспитание личности — это воспитание такого стойкого, неодолимого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывает и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало.

Воспитательная работа - организация воспитательного воздействия

Воспитательная поддержка – специально организованный процесс предъявления воспитуемому социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения (при этом гуманистическое содержание определяется выбираемыми педагогом способами, требованиями или взаимодействием и сопереживанием).

Воспитательная система – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.

Воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых

Воспитательный процесс – совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Гуманистические принципы воспитания – ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка; всегда принимай ребенка таким, какой он есть; все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; не снижай достоинства своей личности и ребенка; дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур; не сравнивай никого ни с кем; сравнивать можно только результаты действий; доверяя,–не проверяй; признавай право на ошибку и не суди за нее; умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться; оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе – ребенку.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.

Глоссарий – толковый словарь слов и выражений к какому-либо тексту.

Духовность – это есть не просто абстрактное религиозное понятие, но реально существующая социальная, общественно-нравственная позиция, - принцип жизни и развития человека и Общества во взаимном, продуктивном согласии и всеобщей гармонии. Это есть внутренняя приверженность человека к самым высоконравственным поступкам, соблюдение бого-нравственной морали, осознанное управление своей волей в пользу чистой совести и высшей чести. Это полное соблюдение Принципов СЕЗАМ, – совокупности всего, что ведет Человека и все Общество – к вершинам могущества, благополучия и совершенства.

Императив – повеление, требование, приказ.

Интериоризация – (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний), формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

Индивидуальность, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических, физиологических, интеллектуальных и социальных свойств; самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной жизнедеятельности.

Коллектив – (от лат. collectifious собирательный) группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Креативность – творчество.

Культура – (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие.

Культурная идентификация – представление каждого о себе как индивидуальности, переживание самости как части определенной культурной системы отождествления себя с культурным целым. Общее поле культурной идентификации создает образование, а воспитание обеспечивает основные ценностные и нормативные параметры.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного взаимодействия.

Мораль – это есть регулятор обществен. норм и правил, постепенно изменяющихся в процессе развития самого Общества, которые устанавливают форму общего восприятия тех или иных принципов в жизни и развит. индивидуумов и всего Общества.

Нравственный идеал – совершенный образец, к которому стремится человек в своем нравственном развитии.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма).

Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов.

Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности, превентивная и оперативная помощь в развитии и содействие саморазвитию, которые направлены на решение индивидуальных проблем личности, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Поддержка – один из наиболее культурных способов воспитывающего общения.

Педагогическая среда может быть определена как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом).

Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Педагогическая диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся.

Развитие личности – изменение ее количественных и качественных свойств. Развитие личности — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний. С помощью рефлексии индивид обладает способностью осознать, как он в действительности воспринимается другими индивидами или общностями. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и связанные с познанием (когнитивные) представления.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания

Саморазвитие – процесс активного качественного изменения психологических свойств и статуса личности, связанных с реализацией внутренней потребности в постоянном поиске нового, выборе, самоопределении, качественном росте, построении себя как личности.

Самоуправление – ученическое, форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей.

Система – единая форма гармоничной самоорганизации и взаимодействия всех внутренних частей и элементов, – живущих и развивающихся согласно универсальным природным законам жизнеустройства, и имеющих общие: цель развития, шкалу ценностей, фэнио-коммуникации и органы управления, обеспечивающие все процессы их общей жизнедеятельности и развития.

Синкретизм – слитность, природный синтез всех имеющихся духовных, физических и МЕТАФИЗИЧЕСКИХ знаний, законов, принципов, – изначально присущих сознанию всех живых и разумных форм систем-организмов Вселенной.

Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

Тезаурус – 1) Словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте (в полном объеме осуществим лишь для мертвых языков).

2) Словарь, в котором слова, относящиеся к каким-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родовидовые, синонимические и др.) между лексическими единицами. В информационно-поисковых тезаурусах лексические единицы текста заменяются дескрипторами.

В широком смысле тезаурус интерпретируют как описание системы знаний о действительности, которыми располагает индивидуальный носитель информации или группа носителей. В психологии и при изучении систем с искусственным интеллектом рассматривают свойства тезауруса индивидов, проявляющиеся при восприятии и понимании информации. В социологии и теории коммуникаций изучают свойства тезауруса индивидов и коллективов, обеспечивающие возможность взаимопонимания на основе общности тезауруса.

Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

Формирование – процесс становления человека как социального существа, подразумевающий некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

 

Список литературы

Основной

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманистической педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,1995. – 496 с.

2. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. – М. – Воронеж, 2000. – 272 с.

3. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

4. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания. – М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. – 141с.

5. Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. – 270 с.

6. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – 208 с.

7. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под ред. профессора К.В. Гавриловец. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Творч. Центр, 2000. – 128 с.

9. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Науч. исслед. ин-т теории и истории педагогики; Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1992. – 134 с.

10. Воспитательная система школы: проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

11. Гавриловец, К.В. Стимулирование эмоционального развития учащихся // Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: кн. для учителя / под ред. Д.И. Водзинского, Ж.Е. Завадской. – Минск: Нар. асвета, 1991. – С. 127-144.

12. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности и образования. – М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995. – С. 17-21.

13. Грымаць, А.А. Фармiраванне маральных iдэалау школьнiкау. – Минск: Геомант, 2000. – 447 с.

14. Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2000.

15. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 240 с.

16. Завадская, Ж.Е. Воспитание социальной зрелости старшеклассников в учебно-воспитаетльном процессе / Ж.Е. Завадская. – Минск: Змицер Колас, 2010. – 352 с.

17. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

18. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

19. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – Мн., 2001. – 332 с.

20. Кабуш, В.Т. Ученическое самоуправление: пособие для класс. руководителей. – Минск: Полымя, 1998. – 184 с.

21. Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. Общество России, 2000. – 256 с.

22. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

23. Коротов, В.М. Самоуправление школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с.

24. Кульневич, С.В., Лакоцетина, Т.П. воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб. – метод. Пособие. – Москва – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 192 с.

25. Кухарев, Н.В., Савельев, Г.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе: учеб.-метод. пособие для руководителей школ, организаторов образования // Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 191 с.

26. Мартынова, В.В. Гражданин: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. – Мн., 1996. – 35 с.

27. Новикова, Л.И., Кулешова, И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышление // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. – М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. – 240 с.

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

29. Таланчук, Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания. – Казань, 1990.

30. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Минск: Технология, 2000. – 325 с.

31. Цырлина, Т.В. Авторская школа: к определению понятия // Методолгия, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского.– М., 1996. – 240 с.

32. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенийт / под ред. Т.И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 320 с.

33. Щуркова, Е.Е. Новое воспитание. – М.: Пед. общество России, 2000. – 128 с.

34. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». – Нац. реестр правовых актов РБ 17.01.2011.- №2-1795

35. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.- Мн.,- НИО- 2011

 

Дополнительный

1. Барышников, Е.Н., Колесникова, И.А. О воспитании и воспитательных системах. – Спб, 1996.

2. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – №4. – С. 29-36.

3. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить управляя // Мир образования. – 1996. - №1. – С. 60-65

4. Гавриловец, К.В. Потребностный и аксиологический подходы как научная основа практики нравственного воспитания // Нравственное воспитание личности в школе. – Минск.: ИВЦ Минфина, 2005. – С. 6-29.

5. Гавриловец, К.В. Гуманизация учебно-воспитательного процесса // Праблемы выхавання. – 1995. - №1. – С. 21-27.

6. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1992.

7. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

8. Ильин, Е.Н. Путь к ученику: кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

9. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Творч. Педагогика, 1993. – 80 с.

10. Карпюк, И.А. Воспитательная система школы. – Минск: Университетское, 2002. – С. 77-134.

11. Классному руководителю о воспитательной системе класса / под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

12. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: просвещение, 1987. – 159 с.

13. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. – Челябинск, 1986. – 133 с.

14. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и д.р. // Нар. образование. – 1991. - №11. – С. 60-71.

15. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. – 1970. - №9. – С. 107-115.

16. Лихачев, Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. – 1995. - №1. – С. 40-44.

17. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в моделировании // Моделирование воспитательных систем: теория – практики / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во РОУ, 1995. – С. 99-109.

18. Монтессори, М. Разум ребенка: Главы из книги. – М., 1997.

19. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. - №3. – С. 3-10.

20. Поташник, М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы: дис… д-ра пед. наук. – М., 1987. – 345 с.

21. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.

22. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – С.19-592.

23. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

24. Степанов, Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1998.

25. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 334с.

26. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 237с.

27. Харламов, И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С. 28-35.

28. Школа как воспитательная система: Науч.-метод. материалы в помощь руководителям школ и педагогам / Науч.-исслед. ин-т теории и истории педагогики. Акад. пед. наук СССР; Под ред. А.В. Гаврилина. – М., 1992. – 62 с.

29. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.

30. Щуркова, Н.Е. Формирование жизненного опыта у учащихся. – М.: Пед. общество России, 2002. – 160 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.14 с.)