Тема 1. Воспитательная система школы как феномен реальной действительности (исторический обзор) (2 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Воспитательная система школы как феномен реальной действительности (исторический обзор) (2 Ч. )



Вопросы для самостоятельного изучения:

- Педагогическая теория И.Ф.Гербарта;

- Система свободного воспитания Ж..Ж. Руссо;

- Система А.С.Макаренко;

- Система В.А.Сухомлинского.

 

Дополнительная литература:

1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: просвещение, 1987. – 159 с

2. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – С.19-592.

3. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 334 с.

4. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 237 с.

Тема2. Авторские воспитательные системы: (2ч.)

Вопросы для самостоятельного изучения:

Школа-коммуна (А.С.Макаренко), школа адаптирующей педагогики (Е.А. Лямбург, Б.А. Бройде), школа самоопределения (А.Н. Тубельского), школа-парк (М.А.Балабан), агрошкола А.А. Католикова, школа Л.В.Тарасова «Экология и диалектика», школа «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю.Курганов), школа саморазвития М. Монтессори, школа «Дальтон-план», школа французских «мастерских» (Ж.Пиаже, К. Роджерс), Вальдорфская школа (Р. Штейнер), школа-комплекс А.А. Захаренко, школа национальной культуры А.Н. Белокоз (Гудевичская школа, Гродненская область), Школа Здоровья Н. И. Аринчина.

Литература

Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Науч. исслед. ин-т теории и истории педагогики; Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1992. – 134 с.

Воспитательная система школы: проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности и образования. – М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995. – С. 17-21.

Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – Мн., 2001. – 332 с.

Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. Общество России, 2000. – 256 с.

Таланчук, Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания. – Казань, 1990.

Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Минск: Технология, 2000. – 325 с.

Цырлина, Т.В. Авторская школа: к определению понятия // Методолгия, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского.– М., 1996. – 240 с.

Дополнительная литература

Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1992.

Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

Карпюк, И.А. Воспитательная система школы. – Минск: Университетское, 2002. – С. 77-134.

Классному руководителю о воспитательной системе класса / под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

 

Тема3. Системы воспитания в различных учреждениях образования РБ:
(4 ч.)

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Структура модели системы воспитательной работы школы;

2. Структурные компоненты воспитательного процесса;

3. Структура взаимодействия педагогического и ученического коллективов;

4. Совершенствование системы воспитательной работы в различных учреждениях образования РБ на основе учета закономерностей общественного развития.

Литература:

Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Творч. Центр, 2000. – 128 с.

Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Науч. исслед. ин-т теории и истории педагогики; Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1992. – 134 с.

Воспитательная система школы: проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 240 с.

Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – Мн., 2001. – 332 с.

Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. Общество России, 2000. – 256 с.

Кульневич, С.В., Лакоцетина, Т.П. воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб. – метод. Пособие. – Москва – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 192 с.

Мартынова, В.В. Гражданин: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. – Мн., 1996. – 35 с.

Новикова, Л.И., Кулешова, И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышление // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. – М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. – 240 с.

 

Управляемая самостоятельная работа

(семинарские занятия)

 

Тема1. Воспитательные системы и их особенности (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

1. авторитарная система воспитания (Н.Ф. Гербарт);

2. система свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо);

3. система воспитания детей с девиантным поведением (А.С.Макаренко);

4. гуманистическая система воспитания (В.А.Сухомлинский).

 

Дополнительная литература:

Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: просвещение, 1987. – 159 с.

Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – С.19-592.

Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 334 с.

Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 237 с.

 

Тема2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республики Беларусь (2 ч.)

Литература:

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

 


МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ, ДИПЛОМНОЙ РАБОТ)

Целью курсовой работы по учебной дисциплине «Современные системы воспитания» является теоретическое исследование актуальных проблем воспитания и технологий воспитательной деятельности, формирование у студентов умений и навыков исследования и реализации эффективных технологий воспитания.

Курсовая работа должна быть самостоятельной, творческой научно-исследовательской работой по актуальной проблеме технологий воспитательной деятельности.

Курсовая работа cтроится по модели научного отчета, имеет титульный лист, оглавление и состоит из введения, основной части, заключения, и списка использованных источников.

Во Введении студент обосновывает актуальность выбранной темы: значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения; недостатки в социальном воспитании, которые следует устранить; степень разработанности выделенной проблемы в науке. Задача заключается в том, чтобы ответить на вопросы: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема исследования); почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? (Актуальность).

В данном разделе должны быть четко определены цель (Какой результат планирует получить студент?) и задачи (Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?), объект (Что рассматривается в исследовании?) и предмет исследования (Какие свойства, отношения, аспекты объекта рассматриваются?), выдвинута и обоснована гипотеза, а также дана характеристика основных источников получения информации по данной теме. Объем введения – до трех страниц.

Основная часть. Курсовая работа содержит, как правило, два раздела. В каждом разделе имеются подразделы. Первый раздел или глава должен отражать теоретическую базу исследования и сущность исследуемой проблемы. Здесь же обосновывается выбор методов решения задач исследования.

Второй раздел или глава представляет собой практико-ориентированную часть исследования. Автор курсовой работы должен выявить суть тех изменений, которые произошли в ходе исследования, и обосновать выбор методов, которые способствовали установлению факторов, обусловивших эти изменения. В данном разделе студент излагает сущность собственных предложений, дает фактический материал, подтверждающий первоначальные предложения.

Каждый раздел или глава должны завершаться выводами по данному разделу или главе.

Объем основной части не должен превышать 20 страниц текста.

Третий раздел – Заключение содержит итоги работы. В нем формулируются выводы, полученные в ходе проведенной работы, на основании выводов по главам (разделам). В выводах могут помещаться практические рекомендации. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В целом заключение отвечает на вопросы: «С какой целью проводилось данное исследование?», «Что сделано?», «К каким выводам пришел автор?».

Курсовая работа заканчивается списком использованных источников. При необходимости можно включить приложения. Заключение и список использованных источников не должны превышать 3-4 страниц. Защита курсовых работ проводится публично на открытом заседании комиссии, состоящей из руководителя и сотрудников кафедры.

Курсовые работы студентов оцениваются по 10-балльной шкале.

Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам студентов по специальности «Социальная педагогика» (См. пособие Социальная педагогика: подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы: пособие для студ. спец. «социальная педагогика»/В.Н. Клипинина, З.И. Прокопьева, А.М. Русецкая. – Минск: БГПУ, 2008. – 52 с.)

Количество часов –10.


КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· Критерии оценки знаний студентов

· Портфолио

· Темы рефератов по дисциплине

· Творческие задания

· Тестовые задания по дисциплине

· Вопросы к экзамену по дисциплине

 

Критерии оценки знаний студентов

по учебной дисциплине “Современные системы воспитания”

0 – отсутствие ответа;

1 – узнавание содержания экзаменационного билета и распознание понятий по отдельным признакам;

2 – распознание элементов содержания экзаменационного билета, поставленные вопросы не осмысливаются или осмысливаются неверно, речь не развита, много речевых ошибок и терминологических;

3 – содержание экзаменационного билета осмысливается на уровне отдельных фрагментов с отсутствием логической связи между ними, делаются попытки ответить на поставленные вопросы, допускается много речевых и терминологических ошибок;

4 – воспроизведение содержания экзаменационного билета фрагментарное, неполное, непоследовательное без обобщений и выводов. Неконкретные ответы на поставленные вопросы. Затруднения в определении причинно-следственных связей в содержании вопроса;

5 – воспроизведение содержания экзаменационного билета в логической последовательности, умение выделить в нем главное и второстепенное, иллюстрировать соответствующие выводы конкретными примерами в решении педагогических проблем с помощью вопросов;

6 – полное воспроизведение содержания экзаменационного билета в соответствии с собственной логической схемой, свободное использование примеров для иллюстрации ответа, умение сравнивать объекты на основе их описания в литературе, определять причинно-следственные связи,

использование в ответе самостоятельных алгоритмов при наличии незначительных ошибок, неточностей;

7 – свободное оперирование содержанием экзаменационного билета, умение определять причинно-следственные связи, использовать внутрипредметные и межпредметные связи, самостоятельно делать выводы и обобщения, учитывать разнообразные подходы, применять теоретические знания в решении педагогических задач по заданным алгоритмам;

8 – осознанное понимание содержания экзаменационного билета на теоретическом и практическом уровне, умение применить знания в стандартной ситуации, способность разработать самостоятельную систему действий по их применению в нестандартной ситуации с незначительным количеством неточностей:

9 – проявление творческого подхода к изложению содержания экзаменационного билета, логичность, последовательность, богатый словарный запас и культура речи, умение самостоятельно находить на основе знаний нетрадиционные способы решения педагогических проблем;

10 – глубокое, осознанное понимание содержания экзаменационного билета, изложение его в строгой логической последовательности с определением причинно-следственных связей, обобщений и выводов, умение применить знания в нестандартной ситуации с использованием межпредметных и внутрипредметных связей, жизненного опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.028 с.)