Педагогическое взаимодействие – основа учебно-воспитательного процесса. Педагогическое взаимодействие со средой: учреждениями культуры и спорта, производством, средствами массовой информации, общественными формированиями, государственными учреждениями. Обращение видных ученых к проблеме среды как целостному пространству воспитания. Социально-педагогические центры (социально-педагогические комплексы, зоны педагогического влияния, культурная среда обитания). Цель центров, клубов. Принципы, структура, содержание, направления работы центров, клубов (клубы выходного дня, клубы по интересам, семейные клубы, разновозрастные, профильные клубы). Клубы и клубные формы работы по месту жительства. Функции детских внешкольных учреждений, их место в открытой воспитательной системе. Объединение педагогических коллективов школы с семьей, государственными и общественными организациями. Воспитательный комплекс, воспитательный центр, социально-педагогический комплекс, школа-комплекс, зона педагогического влияния.
· Знать сущность и содержание понятия «педагогическое взаимодействие как основы учебно-воспитательного процесса
· Уметь разрабатывать современные системы воспитания: школы, внешкольных учреждений, класса, молодежных организаций
Номер раздела, темы, занятия
|
Название темы, раздела, занятия;
перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
|
|
|
| |
Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая контролируемая самостоятельная работа студента
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.
| Современные системы воспитания (88 ч.)
|
|
|
| (Лекция) 8
(Семинар)4
|
|
|
| |
1.1
| Понятие воспитательной системы и системного подхода:
1. Концептуальные основы системного подхода к организации воспитательного процесса;
2. Понятие «воспитательная система». Виды воспитательных систем;
3. Признаки гуманистической воспитательной системы школы.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Воспитательная система школы»
|
| Составление словаря педагогических терминов
| |
1.2
| Сущность аксиологического подхода и его применения в системе воспитания:
1. Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в системе воспитания;
2.Классификация ценностей;
3. Организация ценностно-ориентированной деятельности школьников в системе воспитания;
4. Принципы использования аксиологического подхода.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация
|
| Опорный конспект темы
| |
1.3
| Структура и принципы воспитательной системы:
1. Структура воспитательной системы школы (её компоненты);
2. Принципы воспитательной системы.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Структура и принципы воспитательной системы»
|
| Выборочная проверка конспектов
| |
1.4
| Развитие воспитательных систем и их особенности: авторитарная система воспитания (Н.Ф.Гербарт), свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо); система воспитания детей с девиантным поведением (А.С.Макаренко); гуманистическая система воспитания (В.А.Сухомлинский):
1. Воспитательная система школы как феномен реальной действительности (исторический обзор):
- Педагогическая теория И.Ф.Гербарта;
- Система свободного воспитания Ж..Ж. Руссо;
- Система А.С.Макаренко;
- Система В.А.Сухомлинского.
|
|
|
| 2 (лекция)
|
Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.5
| Проблемы воспитания детей, учащейся молодёжи на современном этапе:
1. Основные социально-педагогические проблемы воспитания школьной молодёжи в контексте становления её социальной зрелости;
2. Причины, характер современных проблем воспитания подрастающего поколения. Обусловленность проблем воспитания молодёжи рядом социально-педагогических противоречий;
3. Функция школы как института воспитания;
4. Создание предпосылок для оптимизации воспитательного процесса.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.6
| Современные концепции воспитания (В.А.Караковский Л.Н.Новикова, Н.Л.Селиванова; Н.Е.Щуркова; Г.К.Селевко; О.С.Газман, И.П.Иванов):
1. Идея системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
2. Идея формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова);
3. Идея самовоспитания школьников (Г.К. Селевко);
4. Идея педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития (О.С. Газман, И.П. Иванов и др.).
|
|
|
| 2(семинар)
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.7
| Концепция непрерывного воспитания детей и молодёжи Республики Беларусь:
1. Методологические основы Концепции;
2. Цель и задачи непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
3. Содержание воспитательной работы;
4. Основные направления воспитательной работы;
5. Учет важнейших особенностей развития личности на каждом возрастном этапе (в разных типах учебных учреждений).
|
|
|
| 2(семинар)
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.8
| Целеполагание и содержание системы воспитания современной школы:
1. Целеполагание как процесс формирования цели. Компоненты целеполагания.
2. Сущность понятия «содержание воспитания». Различные подходы к дефиниции;
3. Базовая культура как основа содержания воспитания.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.9
| Морально-этические ценности – основа целостной воспитательной системы:
1.Сущность понятий «ценность» и «ценностные ориентации».
2.Ценности и их роль в становлении духовной личности и формировании нравстенно-психологической атмосферы в коллективе. Значимость ценностных ориентаций.
3.Преодоление замкнутости в системе воспитательной работы на основе ценностей.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.10
| Проблемы и особенности воспитательной системы современной школы:
1.Характер социально-политических и экономических проблем воспитания молодежи в современном обществе;
2.Особенности воспитательной системы современной школы.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.11
| Деятельность организаций и объединений учащихся в системе воспитания детей и молодёжи:
1. Молодёжные объединения и организации Республики Беларусь;
2. Организация и структура деятельности молодёжных объединений и организаций;
3. Функции, принципы структура деятельности молодёжных объединений и организаций;
4. Формы взаимодействия со школой и другими учреждениями воспитания;
5. Позиция взрослых в детском общественном объединении;
6. Содержание и методика деятельности молодёжных объединений и организаций;
7. Неформальные объединения детей и молодежи, их классификация;
8. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.12
| Критерии эффективности воспитательной системы:
1. Понятие «эффективность воспитательной системы»;
2. Алгоритм изучения эффективности воспитательной системы;
3. Количественные показатели воспитательной системы;
4. Качественная оценка динамики воспитательной системы.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.13
| Условия эффективного функционирования воспитательной системы
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.14
| Этапы становления воспитательной системы. Создание авторских воспитательных систем:
- Воспитательная система школы и этапы ее развития;
- Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса;
- Сущность и концептуальность авторской школы; её специфика и социально-педагогическая целесообразность;
- Альтернативность основных компонентов педагогического процесса.
|
|
|
| 2(лекция)
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.15
| Системы воспитания в различных учреждениях образования Республики Беларусь:
- Структура модели системы воспитательной работы школы;
- Структурные компоненты воспитательного процесса;
- Структура взаимодействия педагогического и ученического коллективов;
- Совершенствование системы воспитательной работы в различных учреждениях образования Республики Беларусь на основе учета закономерностей общественного развития.
|
|
|
| 4(лекция)
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.16
| Сущность и особенности управления системой воспитания:
1. Сущность понятия «управление»;
2. Этапы управления системой воспитания;
3. Условия эффективности управления;
4. Особенности управления системой воспитания.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
|
|
1.17
| Самоуправление и его роль в управлении системой воспитания:
1. Управление, самоуправление и соуправление в современной школе;
2. Структура и функции ученического самоуправления;
3. Социально-правовые основы школьного самоуправления;
4. Содержание и принципы деятельности органов ученического самоуправления;
5. Методика создания системы ученического самоуправления;
6. Взаимодействие управления, самоуправления и соуправления в образовательно-воспитательных учреждениях.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
|
|
1.18
| Взаимодействие социальных институтов в управлении воспитательными системами:
1.Современные образовательные учреждения как открытые воспитательные системы;
2. Социально-педагогические центры, их цель и задачи;
3. Принципы, структура, содержание, направления работы центров, клубов;
4. Функции детских внешкольных учреждений, их место в открытой воспитательной системе;
5. Интеграция разных объединений (кружков, клубов творческих мастерских и др.).
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |
1.19
| Разработка и защита проекта
(по выбору студентов):
1.Система гражданского воспитания на современном этапе (Б.Т.Лихачёв, В.В.Мартынова.)
2.Система гуманистического воспитания школьников (Ш.А.Амонашвили, К.В.Гавриловец, В.Т.Кабуш).
3.Воспитательные системы авторских школ (Т.В.Цырлина).
А) Воспитательная система школы как объекта педагогического управления (В.А.Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л.Селиванова).
Б) Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации (М.М.Поташник))
В) Школа как воспитательная система (А.В.Гаврилин).
Г) Воспитательная система: новый взгляд с позиции культуры (Н.Е.Щуркова).
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «»
|
|
| |