Компоненты целостности педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты целостности педагогического процесса



Целостность педагогического процесса обеспечивается общностью его основных компонентов: цели задач, принципов, содержания и взаимосвязью основных форм организации и общих методов педагогического процесса. Структура процесса обучения и воспитания должна быть адекватна структуре личности. Изменения в личности школьника требуют изменений частей процесса.

Исходя из цели воспитания, педагог определяет требования к содержанию, формам, средствам, методам организации педагогического процесса. Основные цели и задачи реализуются в многогранном и целостном содержании как совокупность различных сторон и свойств предметов, выполняемых этим предметом функций. Имеется в виду содержание образования, воспитания, деятельности учителя, воспитанников. Содержание педагогической деятельности должно соответствовать определенным основополагающим требованиям (принципам) и должным образом организовано. Другими словами, содержание отражается в структуре. Например, содержание деятельности детей представляется различными видами деятельности: познавательной, трудовой, общественно полезной, физкультурно-спортивной, игровой, художественной. Организационные формы обучения, воспитания, деятельности учащихся – это массовые, групповые, индивидуальные, сочетание которых определяется усилиями организаторов педагогического процесса. Содержание и форма не существуют друг без друга. Они находятся в органической взаимосвязи, образуя неразрывное единство. При этом содержание играет ведущую роль. Компонентами учебно-воспитательного процесса являются методы, которые применяет педагог в учебной и внеучебной работе (убеждение, упражнение, стимулирование деятельности и др.).

Средством проверки уровня развития педагогического процесса являются критерии оценки результатов. Разработаны критерии оценки уровня овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. В воспитании таких критериев практически нет. Определить результаты педагогического процесса возможно при осуществлении систематического контроля за ходом его реализации и ходом развития ребенка. С этой целью используются различные методы. Систематическое диагностирование дает возможность корректировать задачи, действия участников процесса для продвижения к конечному результату, ради получения которого и создается педагогический процесс.

Ряд ученых (Е.Н. Шиянов и др.) кроме содержательно-целевого и организационно-деятельностного компонентов педагогического процесса выделяют эмоционально-мотивационный и контрольно-оценочный компоненты и дают им следующие характеристики. Эмоционально-мотивационный компонент характеризует определенные эмоциональные отношения между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают мотивы учащихся. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов во многом определяют результативность педагогического процесса. Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы деятельности педагогов и характер эмоциональных отношений между родителями, между учителями в школе, стиль отношений в педагогическом коллективе. Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя проверку и оценку педагогами деятельности школьников: подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия и определение уровня развития, воспитанности учащихся с целью разработки последующей программы деятельности.

Целостность педагогического процесса проявляется в том случае, если обучающиеся осознают свои успехи и недостатки, педагоги развивают у них способность объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, а не полагаются только на отношение со стороны. В то же время всегда необходим контроль за его ходом и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом. Важной задачей этого компонента педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка педагогом своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.106 (0.006 с.)