Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Компоненты целостности педагогического процесса
Содержание книги
- Особенности педагогической деятельности
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Существует несколько подходов к определению «компетенция»
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Преемственность, систематичность, последовательность и непрерывность в обучении.
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Сущность и критерии технологий обучения
- Классификация обучающих технологий
- Интерактивные технологии обучения
- Авторские обучающие технологии
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой
- Составные части базовой культуры
- Понятие «принцип в воспитании»
- Характеристика основных принципов воспитания
- Метод как категория педагогики
- Приемы и средства воспитания
- Классификация форм воспитания
- Характеристика форм воспитания
- Понятие технологии воспитания
- Характеристика основных технологий воспитания
- Шестая стадия. Ближайшее последействие коллективного дела.
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Семья как основная ячейка общества
- Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
Похожие статьи вашей тематики
Целостность педагогического процесса обеспечивается общностью его основных компонентов: цели задач, принципов, содержания и взаимосвязью основных форм организации и общих методов педагогического процесса. Структура процесса обучения и воспитания должна быть адекватна структуре личности. Изменения в личности школьника требуют изменений частей процесса.
Исходя из цели воспитания, педагог определяет требования к содержанию, формам, средствам, методам организации педагогического процесса. Основные цели и задачи реализуются в многогранном и целостном содержании как совокупность различных сторон и свойств предметов, выполняемых этим предметом функций. Имеется в виду содержание образования, воспитания, деятельности учителя, воспитанников. Содержание педагогической деятельности должно соответствовать определенным основополагающим требованиям (принципам) и должным образом организовано. Другими словами, содержание отражается в структуре. Например, содержание деятельности детей представляется различными видами деятельности: познавательной, трудовой, общественно полезной, физкультурно-спортивной, игровой, художественной. Организационные формы обучения, воспитания, деятельности учащихся – это массовые, групповые, индивидуальные, сочетание которых определяется усилиями организаторов педагогического процесса. Содержание и форма не существуют друг без друга. Они находятся в органической взаимосвязи, образуя неразрывное единство. При этом содержание играет ведущую роль. Компонентами учебно-воспитательного процесса являются методы, которые применяет педагог в учебной и внеучебной работе (убеждение, упражнение, стимулирование деятельности и др.).
Средством проверки уровня развития педагогического процесса являются критерии оценки результатов. Разработаны критерии оценки уровня овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. В воспитании таких критериев практически нет. Определить результаты педагогического процесса возможно при осуществлении систематического контроля за ходом его реализации и ходом развития ребенка. С этой целью используются различные методы. Систематическое диагностирование дает возможность корректировать задачи, действия участников процесса для продвижения к конечному результату, ради получения которого и создается педагогический процесс.
Ряд ученых (Е.Н. Шиянов и др.) кроме содержательно-целевого и организационно-деятельностного компонентов педагогического процесса выделяют эмоционально-мотивационный и контрольно-оценочный компоненты и дают им следующие характеристики. Эмоционально-мотивационный компонент характеризует определенные эмоциональные отношения между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают мотивы учащихся. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов во многом определяют результативность педагогического процесса. Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы деятельности педагогов и характер эмоциональных отношений между родителями, между учителями в школе, стиль отношений в педагогическом коллективе. Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя проверку и оценку педагогами деятельности школьников: подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия и определение уровня развития, воспитанности учащихся с целью разработки последующей программы деятельности.
Целостность педагогического процесса проявляется в том случае, если обучающиеся осознают свои успехи и недостатки, педагоги развивают у них способность объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, а не полагаются только на отношение со стороны. В то же время всегда необходим контроль за его ходом и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом. Важной задачей этого компонента педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка педагогом своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии.
|