Преемственность, систематичность, последовательность и непрерывность в обучении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преемственность, систематичность, последовательность и непрерывность в обучении.



Природа педагогического процесса, его ступенчатость и концентричность возводят в ранг принципа требование преемственности, последовательности и систематичности усвоенных знаний, умений, навыков.

Требование преемственности предполагает такую организацию процесса обучения, при которой тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, закрепляется и развивается достигнутое, в результате ученик поднимается на более высокий уровень развития. Процесс обучения обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам деятельности, их последовательное обогащение и развитие. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. М., 1950. Т.5., с. 355).

Принцип преемственности, систематичности и последовательности предусматривает планирование учебной работы: учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории. Систематичность обеспечивается последовательным расположением материала. Правила обучения, сформулированные в дидактических системах классиков педагогики (идти от конкретного к абстрактному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному), не могут быть приложены к изучению любого материала. Порой далекое и сложное для детей интересно и доступно (например животные и растения разных континентов). Часто обучение необходимо начинать с отвлеченного, общего (с определения, формулировки закона) и лишь потом переходить к конкретному и частному.

Систематическое и последовательное обучение проводится во всей системе учебной работы. Учебные программы строятся на основе системы науки и включают в себя строго очерченный круг знаний и практических умений и навыков по каждому предмету и виду обучения. Важным требованием успешного обучения является систематическое изложение знаний учителем. Излагать знания систематически – это значит увязывать новое с пройденным, изучать материал по частям, выделять главные моменты и ясно раскрывать общую идею, приобщать учащихся к анализу, систематизации и обобщению изучаемых фактов. Систематическое изложение знаний учителем дает возможность учащимся глубже понимать структуру и логику учебного предмета, выделять главные идеи и положения науки, вскрывать внутренние связи между изучаемыми явлениями. Большое значение данный принцип обучения имеет в организации самостоятельной работы учащихся: с книгой, в лабораториях, кабинетах, при выполнении домашних заданий. Системность в обучении проявляется в предъявлении учителем определенных требований к учащимся.

Системности усвоения учащимися знаний способствует повторение. В обучении нельзя двигаться вперед, не осмыслив изучаемый материал. Неуспеваемость учащихся в школе в значительной степени является следствием того, что отдельные учителя, не проверив, как учащиеся поняли и усвоили одно, переходят к изучению другого. Овладеть системой науки можно лишь тогда, когда усвоены все ее части и разделы, в противном случае неизбежны пробелы в знаниях.

Формирование у учащихся целостного представления о развитии природы и общества достигается на основе межпредметных связей. Так, Я.А. Коменский видел в межпредметных связях фундамент систематических научных знаний, составляющих «одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня и стоять на своем собственном месте». Искусственная изоляция взаимосвязанных явлений при обучении, по его мнению, приводит к поверхностным знаниям и отсутствию надлежащего образования.

Признавая наличие специфической логики каждого учебного предмета, К.Д. Ушинский считал необходимым, чтобы знания и идеи, сообщаемые различными науками, органически строились «в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». Учебные предметы в школе представляют собой основы различных наук, а поэтому изучение их должно осуществляться во взаимосвязи и системе. Предметная система обучения в современной школе обеспечивает усвоение учащимися научных и систематизированных знаний.

Успех в работе школы в некоторой степени зависит от постановки проверки, учета и оценки знаний учащихся. Учет и оценка знаний учащихся проводятся не только для контроля работы и аттестации учащихся, но и с целью приучения их к систематическим занятиям, своевременного предупреждения возможных пробелов в знаниях, планомерной работе. Принцип систематичности и последовательности в обучении тесно связан с принципом научности образования. Подлинно научные знания характеризуются четким расположением и логической последовательностью. Вместе с тем система знаний необходима для их практического применения, осуществления связи с жизнью. Рассматриваемый принцип тесно взаимодействует и с другими дидактическими принципами.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении означает понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление цели и значения своей учебной деятельности, проявление самостоятельности, энергичности, владение приемами этой деятельности, умение практически применять приобретенные знания в новых условиях, формирование на основе знаний устойчивых убеждений, способности к самоконтролю. Учебный процесс строится таким образом, чтобы школьники осмысливали выводы, обобщения, умели логически мыслить, выделять главное, заучивать определенные элементы изучаемого.

Только сознательное усвоение дает возможность соотнести новые знания с уже имеющимися, классифицировать и упорядочивать, прослеживать связи внутри предмета и между предметами. Проявлением сознательности является активность учащихся в обучении. Однако активность должна быть направлена не на простое запоминание и проявление внимания, а на самостоятельное добывание знаний, на проявление интенсивной деятельности.

Применительно к учению значение сознательности и активности удачно раскрыл отечественный педагог и психолог Л.В. Занков: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей. Ученика невозможно научить, если он не захочет учиться. Только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается.

Существует несколько видов активности учащихся в обучении. Важнейшими из них являются активность репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая). Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:

а) опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы обучения, среди которых на первом месте познавательные интересы, профессиональные склонности;

б) включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

в) использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии, выявление дефицита информации, сопереживание, проблемные ситуации и др.

г) стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в процессе обучения.

Принцип сознательности и активности проявляется и на завершающем этапе процесса познания – этапе применения знаний, умений и навыков на практике. Только глубокое и полное осознание смысла, сущности и значения знаний обеспечивает свободу и самостоятельность в их применении к решению практических задач, а также использование их в целях дальнейшего углубления и расширения своего образования.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Сознательность и активность в обучении достигаются при условии научности содержания образования и систематичности изучения материала, на основе сочетания теории с практикой. В свою очередь, сознательность и активность учащихся обеспечивают основательное и прочное усвоение знаний. Формальный характер знаний учащихся, непонимание ими сущности изучаемого материала и неумение практически его использовать приводят к утрате интереса к учению.

Одним из старейших и важнейшим принципом организации процесса обучения является принцип наглядности, основанный на закономерностях познания окружающей действительности, которое идет от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Этот принцип впервые теоретически обосновал Я.А. Коменский, выдвинувший требование учить учащихся познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Он обосновал «золотое правило» дидактики: в обучении надо предоставить «видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1960. с. 302-303).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей: ребенок мыслит «формами, звуками, красками, ощущениями», наглядное обучение «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье» (К.Д.Ушинский. Собр. соч., т. 6, с. 256-266). Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, К.Д. Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на психологических законах.

В процессе обучения детям надо дать возможност наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через все эти виды деятельности вести их к знанию. Если нет возможности использовать реальные предметы в процессе обучения, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и др.

Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему виду признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, при изучении математики не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств. Важно обращать внимание на установление логических связей между изучаемыми фактами. Учитель должен помнить, что наглядность не цель, а средство успешного обучения.

Различают следующие виды наглядности:

- натуральная наглядность (предметы, объекты и явления, раздаточный материал);

- изобразительная (условная) наглядность – чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, проекционные изображения (кино- и диафильмы);

- условная и символическая наглядность – макеты, карты, глобусы, теллурий и др.;

- аудиовизуальная наглядность (телевидение, компьютеры);

- внутренняя (словесно-образная) – образы, символы, создаваемые речью учителя.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала. Отечественными дидактами установлена высокая эффективность различных форм сочетания слова и наглядности в процессе обучения. Правильное понимание использования слова и наглядных средств исходит из представления о взаимосвязи слова как обобщающего начала и ощущения, являющегося непосредственным отражением предметов и явлений материального мира. Из большого многообразия сочетания слова учителя и наглядных средств Л.В. Занков выделяет следующие основные формы:

- при посредстве слова учитель руководит наблюдениями учащихся, из которых извлекаются знания об облике наглядного объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях;

- при посредстве слова учитель на основе осуществленных ранее наблюдений и уже имеющихся знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей, которые не могут быть усмотрены в процессе восприятия;

- при посредстве слова учитель сообщает школьникам сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях, используя наглядные средства для подтверждения или конкретизации словесных сообщений;

- отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, учитель сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Наглядность в обучении способствует осознанию знаний, развивает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, делает обучение доступным.

Ученый И.П. Подласый отмечает, что практика обучения выработала ряд правил применения наглядности. Вот некоторые из них:

- используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся;

- следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались;

- применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом;

- старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

- с возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения реальных возможностей его усвоения и такой организации обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Коменский сформулировал несколько правил реализации этого принципа:

- переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- переходить от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип доступности привлекает к себе особое внимание и в связи с проблемой индивидуального подхода к учащимся в условиях массового обучения. Индивидуальный подход к учащимся строится на принципе стимулирования интересов сильных к более углубленной работе при обязательном доведении слабых до общего, требуемого программой уровня. Это достигается повышением уровня трудности в индивидуальных заданиях, даваемых более сильным ученикам, и оказанием всемерной помощи слабым путем постепенного включения их в коллективную работу, применения различных средств активизации обучения.

Вести обучение от легкого к трудному – это значит приобщать учащихся к знаниям постепенно, от конкретных фактов переходить к обобщениям, от простых обобщений переходить к обобщениям более сложным, неослабно расширять и углублять круг знаний. «Легкое» и «трудное» - понятия относительные и связаны с жизненным опытом детей. В ходе обучения трудное по мере его постижения становится легким и служит отправным моментом в овладении новым материалом. Следовать в обучении от известного к неизвестному означает опору на знания учащихся, полученные на предшествующих уроках и т.д. Имеющийся запас представлений и понятий учащихся при должной организации учебного процесса выступает базой, опорой новых знаний. При ознакомлении учащихся с новым материалом учитель напоминает пройденное, делает на него ссылки, приводит сравнения и тем самым подготавливает их к усвоению нового.

Следовать в обучении от простого к сложному означает, что ознакомление учащихся с теми или иными явлениями и теоретическими понятиями надо начинать с более простого, с тем, чтобы учащиеся постепенно подготавливались к пониманию более сложных жизненных явлений и более сложных теоретических понятий. Непосильный для конкретного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает быстрое утомление, снижает мотивационный настрой на учение и волевые усилия, в результате чего работоспособность обучающихся уменьшается. Однако излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к снижению интереса к учению, тормозится умственное развитие учащихся. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, которые пришли к заключению, что обучение уже в начальной школе надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с целого. Л.В. Занков ввел в дидактику новый принцип - обучение на высоком уровне трудности. Это отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкиваются школьники в ходе выполнения учебных заданий, зависят в равной степени от сложности содержания учебного материала и от его методического структурирования, от применяемых учителем методов обучения.

Таким образом, доступность обучения требует учета возрастных возможностей учащимися. Обучение становится доступным при соблюдении других дидактических принципов, при тщательном отборе учебного материала, определении системы его изучения, использования рациональных методов работы учителя и учащихся.

Дидактический принцип прочности и действенности результатов обучения требует, чтобы знания, умения и навыки, усваиваемые учащимися, могли быть воспроизведены и применены в различных ситуациях. Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у школьников научного мировоззрения, развития познавательных способностей, подготовки их к практической деятельности.

Я.А. Коменский сформулировал положения, которые легли в основу принципа прочности обучения в классической дидактике и совершенствовались многими последующими педагогами. Ряд этих положений сохранили свою актуальность и для современного процесса обучения.

Огромный объем современной научной информации, возрастающая роль электронных запоминающих устройств все больше ограничивает сферу применения механической памяти человека. Поэтому следует выделять материал, подлежащий заучиванию и обязательному запоминанию (без чего немыслимо и современное обучение), приучать школьников к самому широкому использованию различных вспомогательных пособий (справочников, энциклопедий, словарей, таблиц, схем, номограмм и т.п.).

Одно из главных условий, определяющих прочность усвоения знаний, умений и навыков, – глубокая внутренняя осознанность их учащимися, потребность в сохранении материала на длительное время с целью практического применения. Такую осознанность нельзя выработать бесконечными увещеваниями и наставлениями учителя. Она достигается всей системой обучения, прежде всего правильной организацией первичного восприятия изучаемого материала, четкостью и ясностью изложения материала учителем, эмоциональностью преподавания, рациональной затратой умственных и физических сил самих учащихся. Необходима умелая организация самостоятельной деятельности школьников по расширению и углублению полученных знаний. Особое внимание при этом следует обращать на выработку у учащихся рациональных приемов мыслительных операций и практических действий. Установлено, в частности, что запоминание в процессе повторения происходит более успешно, если учащиеся используют разнообразные виды мыслительной деятельности (на основе наблюдений), самостоятельно делают сравнения, обобщения, если повторение организуется так, что оно предупреждает забывание ранее усвоенного, а усвоенные знания служат основой усвоения последующего материала.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается также созданием таких ситуаций, которые побуждают учащихся прибегать к помощи изученного материала для решения поставленных перед ними задач практического характера как в учебной работе, так и в жизни. Этой цели служат различные упражнения, лабораторные работы и практические занятия, выполнение домашних заданий. Психологи считают, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому предмету. Есть и другие правила реализации этого принципа, а именно: ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность; при повторении материала учитываются индивидуальные особенности учеников; излагаемый материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи; обеспечивается систематический контроль результатов обучения; усвоенные знания, навыки и умения вводятся в структуру личного опыта ученика; учащиеся самостоятельно добывают знания. Такие знания более прочно становятся достоянием сознания и способствуют выработке убеждений.

Принципы современной дидактики характеризуют особенности процесса обучения, содержат положения, которыми руководствуется учитель, организуя учебный процесс.

 

Вопросы и задания:

1. Каковы важнейшие закономерности обучения? Дайте их краткую характеристику.

2. В чем выражается взаимосвязь принципов научности и доступности обучения?

3. В чем заключается различие понятий «систематичность» и «системность» в обучении?

4. Назовите правила обучения, вытекающие из дидактического принципа систематичности и последовательности в обучении.

5. Если ученику легко дается учеба, это должно радовать или, наоборот, настораживать педагога и родителей?

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – Т.1. – М., 1953.

2. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. – М., 1950.

3. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. – М., 1960.

 

Глава 11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения

 

Образование - один из видов духовно-практической деятельности в обществе, процесс и результат обучения и самообразования. Оно является действенным фактором социального, экономического и духовного развития общества и личности. Одним из основных структурных компонентов образования является его содержание. Оно представляет собой систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает развитие личности, подготовку ее к общественной жизни и труду.

Процесс совершенствования образования непрерывен. Общественная практика предъявляет к образованию все новые и новые требования. Чем более существенны социокультурные преобразования, тем более значимым становится несоответствие сложившегося образования изменившемуся состоянию общества и положению в нем человека. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной личности становится доминирующей. Эта идея определяет содержание образования.

Современная отечественная школа открыта для развития в направлении демократизации, гуманизации, личностной ориентации учащихся. Требования к содержанию образования в школе определяются государственной стратегией развития образования. Они юридически оформлены в законе «Об образовании» (1992). В статье 14 Закона указывается, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уров­ню знаний и уровню образовательной программы (ступени, обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциально­го общества (Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Сфера, 2004, с.14).

Задачи школы и образования как определенные социальные требования сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней отмечено: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. - 2002.- № 6.- С.73).

Таким образом, содержание образования – это модель социального заказа, требований к уровню развития личности, отражение социального опыта и культуры общества.

В отечественной дидактике существуют несколько подходов к определению содержания образования с точки зрения их задачи формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества. Длительное время доминировал знаниево-ориентированный подход. Образование рассматривалось как совокупность систематических знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. При таком подходе в центре внимания находятся знания как социальные ценности и заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

Осознание самоценности человеческой личности в современной российской педагогике привело к возникновению личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования. Он нашел отражение в работах И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, В.А.Сластенина и др. В соответствии с этим подходом в зоне внимания находится деятельность самого ученика, его развитие. Образование рассматривается не только как передача ученику знаний, умений и навыков, но и как формирование ценностно-значимых запросов и намерений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения. Все это призвано обеспечить всестороннее развитие личности. При таком подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Сущностью образовательного процесса становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, отход от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащихся, что обеспечивает свободу выбора содержания образования для удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности.

К данному подходу примыкает концепция культурологического личностно-ориентированного образования, получившая обоснование в трудах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского и др. В соответствии с данной концепцией содержание образования рассматривается как педагогическая модель человеческой культуры, представленная в аспекте социального опыта в виде четырех основных компонентов: опыта познавательной деятельности, фиксированной форме ее результатов- знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (Краевский, В.В. Содержание образования - вперед к прошлому. М., 2001, с.15).

Данные четыре компонента образуют структуру содержания образования. Они связаны между собой таким образом, что каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает фор­мирование в сознании школьника научной картины мира, вооружает его теоретико- методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, воп­лощающихся вместе со знанием в умениях и навыках лич­ности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллекту­альных и практических навыков и умений, составляю­щая, содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной куль­туры народа;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению но­вых проблем, возникающих перед обществом. Он требует са­мостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид со­циального опыта обеспечивает развитие у молодого по­коления способностей к дальнейшему развитию культу­ры;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности по­требностей, обусловливающих эмоциональное восприя­тие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образо­вания предполагает не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истиннос­ти. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на ос­нове особым образом организованной деятельности уча­щихся (Педагогика; под ред. П.И.Пидкасистого. М, 2008, с.216-217).

Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментом конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры.

Источником формирования школьного содержания образования является культура, социальный опыт, наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека. К последним относятся практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная и художественная деятельность. В целом, содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности.

Сказанное выше дает основание утверждать, что ведущими идеями содержания образования в современной школе РФ являются:

- соответствие социальному заказу;

- культурообразующий и подлинно научный характер знаний, приоритет общечеловеческих ценностей;

- гуманистический характер образования;

- соответствие задачам и возможностям развития личности, нацеленность образования на формирование личности, выработку гражданственности, политической культуры;

- выработка у учащихся потребности в самообразовании и умения творчески применять усвоенные знания, развития самостоятельного мышления.

 

2. Принципы структурирования содержания образования

Рассмотрим основные принципы структурировании содержания образования. В.В. Краевский, А.В. Хуторской, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и другие выделяют такие принципы.

Принцип соответствия содержания образова­ния требо­ваниям развития общества, науки, культуры и личности. Этот принцип означает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые от­ражают современный уровень развития социума, научного зна­ния, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обуче­ния. Это означает, что при отборе содержания общего образования отвергается его односто­ронняя предметно-научная ориентация, учитывается педагогическая реальность осуществления конкрет­ного учебного процесса, вне которого не может реализовываться со­держание образования. Необходимо учитывать технологии его передачи и усвоения.

Принцип структурного единства содержания образования на раз­ных уровнях его формирования. Имеется в виду согласованность та­ких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

Принцип гуманитаризации содержания образования. Он предполагает создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой куль­туры. Гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предме­ты. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает имен­но человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Принцип фундаментализации содержания образования. Он означает интегра­цию гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осо­знание учащимися сущности методологии познавательной и прак­тической преобразующей деятельности. В этой связи обучение пред­стает не только как способ овладения знаниями и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами самостоятельного приобре­тения новых знаний умений и навыков. Фундаментализация содержания образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения. Учаащиеся освобождаются от перегр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.068 с.)