Метод как категория педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод как категория педагогики



Развитие педагогической теории характеризуется тенденцией к выработке концептуального аппарата описания и исследования различных педагогических явлений. Важнейшим элементом этого аппарата педагогики было и остается понятие метода воспитания. В понятии «метод» находит отображение реально осуществляющаяся педагогическая деятельность. Метод в воспитании означает способ организации воспитательного процесса как взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий организации жизнедеятельности, общения и регулированию поведения детей. Метод характеризует процессуальную сторону совместной деятельности воспитателя и воспитанника, ее «динамику». В педагогической науке не существует единого подхода к определению методов и форм воспитания и их классификации. В воспитательном процессе педагог использует разные методы. Его мастерство, владение педагогической техникой проявляется в диалектическом подходе к оптимальному выбору методов воспитания, учитывающем возрастные особенности учащихся, мотивацию их деятельности, ситуацию общения и др. Каждый метод используется в целостном единстве, в системе, которая обеспечивает положительный результат. Система методов воспитания обеспечивает продуктивное взаимодействие педагога и воспитанников, которая базируется на их сотрудничестве при ведущей и направляющей роли воспитателя. При умелом использовании методов воспитания учащиеся активно участвуют в решении воспитательных задач, развивается их сознание, обогащаются чувства, вырабатываются навыки и привычки общественно одобряемого поведения.

 

  1. Классификация методов воспитания

 

Разнообразие методов воспитания, их назначение привело к необходимости их классификации. Исследователи этой проблемы Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и другие предлагали различные подходы к классификации методов воспитания. Так, Ю.К. Бабанский отмечал, что классификация методов помогает выявить в них общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое способствует эффективному их использованию. Он подчеркивал, что в существующих классификациях за основу берется один или несколько сторон воспитательного процесса. В его трудах выделены три основные группы методов:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю учащихся;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы, выполняющие функции регулирования, корректирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников (Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988, с.322-323).

В основе типологии методов воспитания предложенной Н.И. Болдыревым и Н.К. Гончаровым, лежат особенности их применения. Они объединяли их в следующие группы: методы убеждения, упражнения, поощрение и наказание. Отмечая, что «любая группировка и классификация методов воспитания являются условными», Т.А. Ильина выделяла две основные группы методов воспитания: методы, способствующие формированию убеждений, и методы, способствующие выработке навыков и привычек поведения. В зависимости от источника воспитательного воздействия И.С. Марьенко придерживался следующей классификации методов воспитания: объяснительно-репродуктивные; проблемно-ситуационные; упражнения и приучения; стимулирования и торможения; руководства самовоспитанием.

Одной из наиболее научно обоснованных классификаций методов воспитания, которой придерживаются практически все современные педагоги-ученые (В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый) является классификация, разработанная сотрудниками кафедры педагогики РГПУ им. АИ. Герцена (С-Петербург) Т.Е. Конниковой, М.А. Верб, 3.И. Васильевой под руководством Г.И. Щукиной, в основу которой положены цели и задачи воспитания. Предложенная ими и дополненная современными учеными система методов воспитания включает в себя следующие группы:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения;

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;

- методы самовоспитания.

В данной лекции мы будем придерживаться последней классификации методов воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.006 с.)