Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод как категория педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие педагогической теории характеризуется тенденцией к выработке концептуального аппарата описания и исследования различных педагогических явлений. Важнейшим элементом этого аппарата педагогики было и остается понятие метода воспитания. В понятии «метод» находит отображение реально осуществляющаяся педагогическая деятельность. Метод в воспитании означает способ организации воспитательного процесса как взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий организации жизнедеятельности, общения и регулированию поведения детей. Метод характеризует процессуальную сторону совместной деятельности воспитателя и воспитанника, ее «динамику». В педагогической науке не существует единого подхода к определению методов и форм воспитания и их классификации. В воспитательном процессе педагог использует разные методы. Его мастерство, владение педагогической техникой проявляется в диалектическом подходе к оптимальному выбору методов воспитания, учитывающем возрастные особенности учащихся, мотивацию их деятельности, ситуацию общения и др. Каждый метод используется в целостном единстве, в системе, которая обеспечивает положительный результат. Система методов воспитания обеспечивает продуктивное взаимодействие педагога и воспитанников, которая базируется на их сотрудничестве при ведущей и направляющей роли воспитателя. При умелом использовании методов воспитания учащиеся активно участвуют в решении воспитательных задач, развивается их сознание, обогащаются чувства, вырабатываются навыки и привычки общественно одобряемого поведения.
Разнообразие методов воспитания, их назначение привело к необходимости их классификации. Исследователи этой проблемы Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и другие предлагали различные подходы к классификации методов воспитания. Так, Ю.К. Бабанский отмечал, что классификация методов помогает выявить в них общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое способствует эффективному их использованию. Он подчеркивал, что в существующих классификациях за основу берется один или несколько сторон воспитательного процесса. В его трудах выделены три основные группы методов: - методы разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю учащихся; - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; - методы, выполняющие функции регулирования, корректирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников (Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988, с.322-323). В основе типологии методов воспитания предложенной Н.И. Болдыревым и Н.К. Гончаровым, лежат особенности их применения. Они объединяли их в следующие группы: методы убеждения, упражнения, поощрение и наказание. Отмечая, что «любая группировка и классификация методов воспитания являются условными», Т.А. Ильина выделяла две основные группы методов воспитания: методы, способствующие формированию убеждений, и методы, способствующие выработке навыков и привычек поведения. В зависимости от источника воспитательного воздействия И.С. Марьенко придерживался следующей классификации методов воспитания: объяснительно-репродуктивные; проблемно-ситуационные; упражнения и приучения; стимулирования и торможения; руководства самовоспитанием. Одной из наиболее научно обоснованных классификаций методов воспитания, которой придерживаются практически все современные педагоги-ученые (В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый) является классификация, разработанная сотрудниками кафедры педагогики РГПУ им. АИ. Герцена (С-Петербург) Т.Е. Конниковой, М.А. Верб, 3.И. Васильевой под руководством Г.И. Щукиной, в основу которой положены цели и задачи воспитания. Предложенная ими и дополненная современными учеными система методов воспитания включает в себя следующие группы: - методы формирования сознания личности; - методы организации деятельности и формирования опыта поведения; - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; - методы самовоспитания. В данной лекции мы будем придерживаться последней классификации методов воспитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.008 с.) |