Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи



Школа не может реализовать свои задачи без учета и использования воспитательного потенциала, который имеется в ее окружении. В воспитании подрастающего поколения семья и школа взаимодействуют c социальной средой, т.е. воспитательное воздействие на личность оказывают микросреда, двор, улица, коллективы заводов, фабрик, объединения предпринимателей, культурно-просветительные учреждения, спортивные организации, профсоюзы, неформальные организации молодежи и др. Важно, чтобы среда оказывала воспитательное воздействие на учащихся в том же направлении, что и школа. Каждый гражданин правового государства участвует в воспитании подрастающего поколения. Взрослые всегда на виду у детей, тщательно и глубоко изучаются ими. Пример поведения граждан вносится школьниками в копилку житейской мудрости. Каждый гражданин в условиях обновления общества обязан быть в общении с детьми на уровне высоких моральных требований к человеку, сознавать ответственность за воспитательные последствия своего поведения и деятельности. Гражданин участвует в воспитательном процессе постоянным, систематическим самосовершенствованием и общественно полезной деятельностью вместе с детьми в соответствии с общими нравственными законами, организуя и совершенствуя жизнь. В этом случае высоконравственный результат воспитания будет неизбежным следствием этой жизни.

Участие представителей общественности в учебно-воспитательной работе школы включает в себя обсуждение проблем содержания образования и воспитания, демократизации и гуманизации учебно-воспитательных учреждений, учет интересов и социальной защиты учащихся и учителей, участие в деятельности советов содействия школе и семье на предприятиях. Членами таких советов избираются представители администрации заводов, фабрик, квалифицированные рабочие, члены профсоюза, родители. На заседаниях совета обсуждаются вопросы учебно-воспитательной работы школы.

В средних общеобразовательных учебных учреждениях создаются Советы школы, которые являются высшим органом школьного самоуправления. Этот орган вступает в контакт с администрацией города, села, с предприятиями, профсоюзными организациями. Решения совета доводятся до сведения школьного коллектива, родителей. В обязанности школьного совета входит представление интересов школы в государственных и общественных органах, утверждение планов социального развития школы. Совет выступает гарантом обеспечения социальной защиты несовершеннолетних в соответствии с законодательством, высший орган самоуправления школы принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность. Данный орган обязан пресекать любые попытки командно-административного диктата по отношению к коллективу школы. Совет школы является полноправным хозяином всей ее жизни. Состав Совета формируется из представителей учителей, старшеклассников, родителей, трудовых коллективов, общественности. Имея соответствующие полномочия, совет может распоряжаться школьным фондом, формировать бюджет, привлекать спонсоров к финансированию учебного заведения, организовывать производительный труд школьников на договорных или кооперативных началах, способствовать организации отдыха детей, следить за организацией питания, участвовать в проведении праздников, спортивных соревнований, походов. Школьный совет контролирует учебно-воспитательную деятельность школы. Работа по месту жительства учащихся включает воспитательную деятельность среди детей и оказание помощи населению в культурной, хозяйственной, социально-политической жизни.

Социальная микросреда не имеет жестких формализованных структур. Она включает в себя неформальные объединения детей, подростков, взрослых на добровольных началах. Жизненные ситуации, складывающиеся в этих условиях, зачастую носят противоречивый характер и бывают непредсказуемыми. Поэтому важно, чтобы школа противостояла отрицательным явлениям таких объединений, могла благотворно влиять на детей, педагогизировать среду.

Возникла необходимость создания института социальных педагогов, специально подготовленных для деятельности в условиях открытой среды. Таким воспитателям отводится роль связующего звена между учащимися и взрослыми, средой и обществом. Многоплановость социального воспитания предполагает уже сейчас определенную специализацию воспитателей по трем направлениям: семейный педагог, социальный работник, специалист по вопросам коррекции поведения, подростков и молодежи в социальных группах. Главным в работе социального педагога является умение вести доверительную беседу с родителями и ребенком, находить индивидуальный подход к школьникам и взрослым. В его обязанности входит изучение и регулирование нравственно-психологической атмосферы в семье, помощь родителям в развитии интересов учащихся, организация самоуправления. С его помощью школа может действенно привлекать родителей к общественно полезной, познавательной, культурно-досуговой, спортивной работе.

Вопросы социального воспитания учащихся систематически рассматриваются на заседаниях советов школ, производственных совещаниях, профсоюзных собраниях, заседаниях объединений классных руководителей. К разработке планов привлекаются классные руководители, представители органов ученического самоуправления, работники внешкольных учреждений, члены трудовых объединений.

Как показывает опыт, наиболее удобной территориальной единицей микросреды является зона, представляющая часть жилого массива микрорайона. Здесь население объединено местом жительства, соседскими отношениями. В такой зоне легко проводить воспитательную работу среди детей и подростков. Именно в ней в силу сложившихся социально-психологических факторов, традиций создаются благоприятные условия для общения.

К проблемам современного общества прибавилась еще одна – рост детской преступности. Создаются социальные, психологические службы помощи детям и подросткам, родителям. Такая работа строится на основе принципов добровольности и анонимности. В целях оказания немедленной помощи детям организуются центры неотложной помощи, телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, бригады скорой медико-психологической и правовой помощи, приюты (убежища для временного проживания несовершеннолетних и матерей с детьми).

Служба помощи детям и подросткам в ряде мест включает в себя спортивно-культурный центр, бюро по обмену квартир, центр реадаптации и ресоциализации. Главной ее заботой являются несовершеннолетние дети и их семьи. В обязанности этой организации входит помощь учреждениям района, занимающимся воспитанием и обучением, охраной физического и психического здоровья, досугом, производительным трудом учащихся. Стратегическими задачами службы помощи являются ликвидация причин психологического кризиса несовершеннолетних, оздоровление самого общества.

Названные выше общественные организации осуществляют диагностику уровня психического развития детей и подростков, консультации по выбору типа школ или учебных классов, разработку мер индивидуальной психолого-педагогической коррекции поведения и психических процессов, профориентационную работу с учащимися. В обязанности организационно-информационного отдела входит создание банка информации по проблемам охраны прав, интересов подрастающего поколения, организация педагогического просвещения взрослых, общественности для содействия воспитанию, реадаптации, ресоциализации несовершеннолетних, координации усилий общественных, религиозных и других объединений в оказании помощи детям. Отдел методической работы обеспечивает обобщение опыта работы службы, разработку методических рекомендаций, координирует усилия специалистов службы с педагогами и воспитателями различных учебно-воспитательных учреждений. Отдел полового воспитания и гармонии семейной жизни оказывает помощь семье и школе в осуществлении программы полового просвещения и воспитания. Отдел консультативной работы с учителями и воспитателями организует консультации работников просвещения по вопросам общения с детьми и подростками, индивидуальной работы, разрешения конфликтных ситуаций с учениками и их семьями. Персонал социальной службы помощи состоит из психологов, педагогов, воспитателей, учителей-дефектологов, врачей (невропатологов, психиатров, психотерапевтов, педиатров), юристов, специалистов по половому воспитанию, сексологов, социологов, технического и вспомогательного персонала.

Итак, основой интеграции воспитательных возможностей школы, семьи, общественности, производства является единство целей и задач воспитания подрастающего поколения. Школа представляется как демократический, постоянно развивающийся государственно-общественный институт. Учебные заведения Российской Федерации должны быть тесно связаны с преобразованиями общества. Общеобразовательная школа обеспечивает реализацию потребностей личности, общества, государства в общем образовании и развитии. Ведущая роль в воспитании детей отводится семье, где происходит формирование личности на первоначальном этапе. Именно семья призвана обусловить дальнейший успех воспитания и развития личности ребенка. Совместная воспитательная деятельность школы, семьи, общественности, трудовых объединений должна быть направлена на совершенствование воспитательной работы в соответствии с потребностями общества, государства.

Для эффективной совместной деятельности триады «школа – родители – общественность» целесообразно реализовать и систематически осуществлять следующие меры:

- создавать объединения родительской общественности в целях реализации законных прав и интересов участников образовательного процесса, поиска новых форм их взаимодействия;

- возрождать систему родительского всеобуча, развивать разнообразные формы психолого-педагогического просвещения родителей в целях повышения их культурно-образовательного уровня;- организовать общественные экспертизы инновационных образовательных программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения в целях охраны здоровья и нравственности ребенка;- сохранять и развивать систему дополнительного образования детей, обеспечить ее доступность для всех желающих;- расширить взаимодействие образовательных учреждений и органов управления образованием с традиционными для нашей страны религиозными конфессиями в деле образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;- объединить усилия правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей религиозных конфессий в борьбе с наркоманией; ужесточить меры ответственности за сбыт и распространение наркотических и других психоактивных веществ.Приступая к процессу образования детей необходимо помнить, что ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью. Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении принципа согласованности требований школы, семьи и общественности.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы, действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований, последовательное усложнение требований, закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований, настойчивость в их предъявлении.

Вопросы и задания:

1. Раскройте, в чем заключается сущность единства воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности.

2. Охарактеризуйте педагогически целесообразную взаимосвязь школы и семьи.

3. Каковы основные формы работы школы с родителями?

4. Как общественность, трудовые коллективы содействуют школе в процессе воспитания молодежи?

5. Охарактеризуйте, какие меры необходимо осуществлять для эффективной совместной деятельности триады «школа – родители – общественность».

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Байбородова Л.К. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе. – 2004. – №1. – С. 85-86.

2. Байбородова Л.К. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании // Воспитательная работа в школе. – 2005. №4. – С. 8-12.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000.

4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. – М.: АПК и ППРО, 2006.

5. Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка // От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей; под ред. А.К.Бруднова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6. Педагогика. Лекции для студентов; сост.: В.В.Макаев. В 2-х ч. Ч.2. – Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992.

7. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Проблемы родительской педагогики. Труды кафедры педагогики ПГЛУ; под ред. В.В.Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008.

9. Радугин А.А. Педагогика. – М.: Центр, 2002.

10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.017 с.)