Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и движущие силы педагогического процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогический процесс предопределен тем, что культура передается от человека к человеку. Для овладения ею необходимо учитывать возможности обучаемости и воспитуемости ребенка, гибкость и пластичность нервной системы, способность приобретать, сохранять и перестраивать любой опыт. Развитие душевных сил возможно благодаря взаимодействию врожденных программ роста с социумом. Педагогический процесс возможен только тогда, когда для становления и развития личности существует их системный набор: цель, программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы их реализации. Изложеное обусловливает социальную функцию целостного педагогического процесса, который находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации. Он влияет на выбор учеником жизненно важных ценностей, на их самоопределение; организует и упорядочивает стихийную социализацию. Педагогический процесс призван облагораживать социальный опыт, помогать в целенаправленном овладении научными знаниями, компетенциями. Педагогический процесс направлен на выработку у учащихся невосприимчивости отрицательного социального влияния, что позволяет выделить его воспитательную функцию. Речь идет о полноценном освоении социальной практики на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях. Целостный педагогический процесс - это ориентирующий контекст будущей жизни и деятельности человека, поскольку жизненные смыслы не усваиваются непосредственно как сумма готовых знаний, а подвергаются основательной личностной переработке. Образованность как результат целостного педагогического процесса предопределяет возможности предвидения будущего и тем самым расширяет рамки свободной деятельности человека. Воспитывающая функция педагогического процесса – это отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Она органически вытекает из его содержания, форм и методов обучения и вместе с тем осуществляется посредством организации общения педагога с учащимися. Объективно педагогический процесс, осуществляемый с помощью обучения и воспитания, не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и понятий, норм и требований. Педагогический процесс воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация его воспитывающей функции требует при организации, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых конкретных задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Если раньше на школу возлагалось преимущественно обогащение знаний, развитие умственных способностей детей, а на родителях лежала обязанность воспитания, то сегодня это соотношение существенно изменилось. В семье ребенок подчас осваивает множество научных знаний, а в школе испытывает сильнейшее «человекообразующее», нравственное воздействие и обретает собственно душевный и духовный опыт. Разрешить противоречие между образовательно-воспитательным учреждением и семьей – значит установить единое педагогическое пространство. В целостном педагогическом процессе в учебной и внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования реализуется обучающая функция, которая заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений, составляющих фундамент образованности человека. В соответствии с образовательной функцией целостного педагогического процесса знания, компетентность должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, при которой содержание учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, включает элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Конечным результатом реализации обучающей функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Осуществление обучающей функции неразрывно связано с формированием навыков учебной работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы. Названные функции педагогического процесса (социальная, воспитательная, обучающая) обусловливают его основную функцию - развивающую. Она предполагает развитие личности в процессе обучения и воспитания, что выражается в качественных изменениях деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений. Эта функция реализуется при любой организации педагогического процесса, но интенсивность его определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сферы обучаемого и др. Психолог Л.С. Выготский разработал теорию о зонах развития, которая состоит в следующем: если обучение предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние ничтожно. Обучение идет на одном уровне с развитием учащихся, если он может сделать сам то, что мы ему предлагаем. Это зона актуального развития. Обучение ускоряет развитие, если ребенок, выполняя предложенную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной. Развивающий характер педагогического процесса вытекает из его природы. Правильно организованный педагогический процесс всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности действия учителей и учащихся на гармоничное развитие личности. Такая его направленность получила закрепление в понятии развивающего обучения. Поступательное движение педагогического процесса означает переход от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным. Оно осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного устранения субъективных педагогических противоречий. Противоречия в диалектике рассматриваются как неотъемлемое свойство сущности вещей. Противоречия выступают как единство и борьба противоположностей, например, чувственного и рационального, конкретного и абстрактного. Каждой подсистеме целостного педагогического процесса (образование, воспитание, обучение, развитие) присущи противоречия. Рассмотрим противоречия, выступающие движущей силой целостного педагогического процесса. 1. Противоречия между целостностью процесса формирования личности школьника и разрозненностью воспитательных воздействий в образовании и воспитании. Деятельность образовательно-воспитательных институтов в целостном процессе формирования личности должна согласовываться со школой, ибо последняя определяет основы всестороннего развития личности. В связи с такой ролью школы как системообразующего элемента всей целостности, объединяющей множество процессов, необходимо четко определять цель воспитания каждого из институтов, их функции в развитии личности. 2. Противоречия между устремлениями личности школьника, развитием его интересов, способностей, творческой самореализации и сложившейся традиционной системой социальных институтов воспитания. Преодоление данного противоречия возможно при расширении и укреплении системы образовательно-воспитательных институтов, способствующих возникновению и развитию интересов и способностей личности. Это и создание альтернативных школ (государственных, муниципальных, частных и др.), и развитие системы внешкольных объединений, действующих в органическом единстве с работой школы и др. Противоречие становится источником движения системы к общей цели, если развитие личности школьника осуществляется в условиях самостоятельного выбора деятельности, реализации имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков. 3. Противоречия между системой подготовки кадров и творческим характером педагогического труда. Они преодолимы, когда создаются условия для творчества детского и педагогического коллективов. Творческий характер педагогического труда – это неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества, которое осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с детьми, что требует от педагога усилий управлять своим психическим состоянием, творчески осуществлять процесс педагогического общения. Чтобы включиться в творчество тому, кто хочет работать с детьми, недостаточно только одной психолого-педагогической теории - необходима профессиональная компетентность. Молодой учитель должен быть готов к творчеству, к профессиональным действиям в бесконечно меняющейся педагогической действительности. Мастерство должно сочетаться с логикой и технологией педагогического творчества. 4. Противоречие между педагогическим управлением деятельностью обучаемого и его самоуправлением. В деятельности педагогов доминируют методы прямого, оперативного управления, которые ограничивают деятельность учащихся, лишают их возможности проявлять самодеятельность и творчество. Данное противоречие не может быть разрешено без перевода прямого и оперативного управления в косвенное и перспективное, в самоуправление. 5. Противоречия между возможностями развития системы образовательных учреждений и отсутствием научно-методической технологии для их реализации. Общество располагает возможностями развития системы образовательно-воспитательных институтов. Педагогическим условием развития этой системы является ее научно-методическое и программно-целевое обеспечение. Всякое противоречие должно быть разрешено. Путем преодоления противоречий в целостном педагогическом процессе решаются поставленные задачи. Процесс приостанавливается, если противоречия продолжают существовать. Целостный педагогический процесс – сложное педагогическое явление. Знание движущих сил этого процесса помогает педагогу осуществлять его организацию сознательно, в интересах личности воспитанника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.007 с.) |