Функции и движущие силы педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и движущие силы педагогического процесса



Педагогический процесс предопределен тем, что культура передается от человека к человеку. Для овладения ею необходимо учитывать возможности обучаемости и воспитуемости ребенка, гибкость и пластичность нервной системы, способность приобретать, сохранять и перестраивать любой опыт. Развитие душевных сил возможно благодаря взаимодействию врожденных программ роста с социумом. Педагогический процесс возможен только тогда, когда для становления и развития личности существует их системный набор: цель, программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы их реализации. Изложеное обусловливает социальную функцию целостного педагогического процесса, который находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации. Он влияет на выбор учеником жизненно важных ценностей, на их самоопределение; организует и упорядочивает стихийную социализацию. Педагогический процесс призван облагораживать социальный опыт, помогать в целенаправленном овладении научными знаниями, компетенциями.

Педагогический процесс направлен на выработку у учащихся невосприимчивости отрицательного социального влияния, что позволяет выделить его воспитательную функцию. Речь идет о полноценном освоении социальной практики на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях. Целостный педагогический процесс - это ориентирующий контекст будущей жизни и деятельности человека, поскольку жизненные смыслы не усваиваются непосредственно как сумма готовых знаний, а подвергаются основательной личностной переработке. Образованность как результат целостного педагогического процесса предопределяет возможности предвидения будущего и тем самым расширяет рамки свободной деятельности человека.

Воспитывающая функция педагогического процесса­ – ­это отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Она органически вытекает из его содержания, форм и методов обучения и вместе с тем осуществляется посредством организации общения педагога с учащимися. Объективно педагогический процесс, осуществляемый с помощью обучения и воспитания, не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и понятий, норм и требований. Педагогический процесс воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация его воспитывающей функции требует при организации, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых конкретных задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Если раньше на школу возлагалось преимущественно обогащение знаний, развитие умственных способностей детей, а на родителях лежала обязанность воспитания, то сегодня это соотношение существенно изменилось. В семье ребенок подчас осваивает множество научных знаний, а в школе испытывает сильнейшее «человекообразующее», нравственное воздействие и обретает собственно душевный и духовный опыт. Разрешить противоречие между образовательно-воспитательным учреждением и семьей – значит установить единое педагогическое пространство. В целостном педагогическом процессе в учебной и внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования реализуется обучающая функция, которая заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений, составляющих фундамент образованности человека. В соответствии с образовательной функцией целостного педагогического процесса знания, компетентность должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, при которой содержание учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, включает элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в системе знаний не образовывались незаполненные пустоты.

Конечным результатом реализации обучающей функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Осуществление обучающей функции неразрывно связано с формированием навыков учебной работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы.

Названные функции педагогического процесса (социальная, воспитательная, обучающая) обусловливают его основную функцию - развивающую. Она предполагает развитие личности в процессе обучения и воспитания, что выражается в качественных изменениях деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений. Эта функция реализуется при любой организации педагогического процесса, но интенсивность его определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сферы обучаемого и др.

Психолог Л.С. Выготский разработал теорию о зонах развития, которая состоит в следующем: если обучение предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние ничтожно. Обучение идет на одном уровне с развитием учащихся, если он может сделать сам то, что мы ему предлагаем. Это зона актуального развития. Обучение ускоряет развитие, если ребенок, выполняя предложенную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной.

Развивающий характер педагогического процесса вытекает из его природы. Правильно организованный педагогический процесс всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности действия учителей и учащихся на гармоничное развитие личности. Такая его направленность получила закрепление в понятии развивающего обучения.

Поступательное движение педагогического процесса означает переход от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным. Оно осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного устранения субъективных педагогических противоречий.

Противоречия в диалектике рассматриваются как неотъемлемое свойство сущности вещей. Противоречия выступают как единство и борьба противоположностей, например, чувственного и рационального, конкретного и абстрактного. Каждой подсистеме целостного педагогического процесса (образование, воспитание, обучение, развитие) присущи противоречия. Рассмотрим противоречия, выступающие движущей силой целостного педагогического процесса.

1. Противоречия между целостностью процесса формирования личности школьника и разрозненностью воспитательных воздействий в образовании и воспитании. Деятельность образовательно-воспитательных институтов в целостном процессе формирования личности должна согласовываться со школой, ибо последняя определяет основы всестороннего развития личности. В связи с такой ролью школы как системообразующего элемента всей целостности, объединяющей множество процессов, необходимо четко определять цель воспитания каждого из институтов, их функции в развитии личности.

2. Противоречия между устремлениями личности школьника, развитием его интересов, способностей, творческой самореализации и сложившейся традиционной системой социальных институтов воспитания. Преодоление данного противоречия возможно при расширении и укреплении системы образовательно-воспитательных институтов, способствующих возникновению и развитию интересов и способностей личности. Это и создание альтернативных школ (государственных, муниципальных, частных и др.), и развитие системы внешкольных объединений, действующих в органическом единстве с работой школы и др. Противоречие становится источником движения системы к общей цели, если развитие личности школьника осуществляется в условиях самостоятельного выбора деятельности, реализации имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков.

3. Противоречия между системой подготовки кадров и творческим характером педагогического труда. Они преодолимы, когда создаются условия для творчества детского и педагогического коллективов. Творческий характер педагогического труда – это неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества, которое осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с детьми, что требует от педагога усилий управлять своим психическим состоянием, творчески осуществлять процесс педагогического общения. Чтобы включиться в творчество тому, кто хочет работать с детьми, недостаточно только одной психолого-педагогической теории - необходима профессиональная компетентность. Молодой учитель должен быть готов к творчеству, к профессиональным действиям в бесконечно меняющейся педагогической действительности. Мастерство должно сочетаться с логикой и технологией педагогического творчества.

4. Противоречие между педагогическим управлением деятельностью обучаемого и его самоуправлением. В деятельности педагогов доминируют методы прямого, оперативного управления, которые ограничивают деятельность учащихся, лишают их возможности проявлять самодеятельность и творчество. Данное противоречие не может быть разрешено без перевода прямого и оперативного управления в косвенное и перспективное, в самоуправление.

5. Противоречия между возможностями развития системы образовательных учреждений и отсутствием научно-методической технологии для их реализации. Общество располагает возможностями развития системы образовательно-воспитательных институтов. Педагогическим условием развития этой системы является ее научно-методическое и программно-целевое обеспечение.

Всякое противоречие должно быть разрешено. Путем преодоления противоречий в целостном педагогическом процессе решаются поставленные задачи. Процесс приостанавливается, если противоречия продолжают существовать. Целостный педагогический процесс – сложное педагогическое явление. Знание движущих сил этого процесса помогает педагогу осуществлять его организацию сознательно, в интересах личности воспитанника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.009 с.)