Проблема коллективизма в теории педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема коллективизма в теории педагогики



Идея коллективизма возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Переходу коллективного образа жизни к зарождению коллективизма способствовал труд. В древних общинах совершенствовалась групповая (коллективная) хозяйственная деятельность. Общая эволюция коллективной деятельности вела к улучшению условий жизни. Воспитание детей стало коллективным делом, представители старшего поколения выступали в роли общественных педагогов. Происходило зарождение примитивных форм воспитания, где главную роль играла социальная среда, окружавшая ребенка. На протяжении веков коллектив являлся основной формой жизни.

В современной педагогике детский коллектив рассматривается как важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм – одна из черт общечеловеческой морали. Обратившись к словарям, мы встретим различные трактовки данного понятия.

Коллективизм – принцип коллективного начала в работе, трудовой деятельности, общественной жизни ( Современный толковый словарь русского языка. /Под ред. Ефремовой).

Коллективизм (фр. collectivisme) – собирательный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. Противоположностью коллективизма является индивидуализм ( Википедия).

Коллективизм – общность, коллективное начало как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму ( Малый академический словарь).

Коллективизм – принцип общности, коллективное начало в труде, владении собственностью и т.д. ( Словарь русского языка; под ред. С.И.Ожегова, 2006).

Коллективизм – 1. Общность, коллективность владения, пользования, труда. 2. Принцип общественной солидарности, товарищества ( Толковый словарь; под ред. Д.И. Ушакова, 2002).

За последние десятилетия в понимании термина «коллективизм» произошли существенные изменения. Так, Большая советская энциклопедия предлагала следующее определение: «Коллективизм – характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. Коллективизм противоположен индивидуализму. Исторически коллективизм как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного общества в среде рабочего класса в объединенных действиях пролетариев против капитала. Но лишь в социалистическом обществе коллективизм становится всеобщим принципом отношений людей во всех сферах общественной жизни, важнейшим требованием нравственного поведения человека. Коллективизм предполагает такие отношения между обществом и личностью, при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, а развитие последней есть условие прогресса всего общества. Основные требования, вытекающие из принципа коллективизма в отношениях между людьми: товарищеская взаимопомощь, осознание и выполнение долга перед обществом, сознательное сочетание общественных интересов с личными, уважение коллектива и его интересов. Принцип коллективизма предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы коллектива, в конечном счете, за судьбы общества (Большая советская энциклопедия, 1973).

В современных условиях в содержание этого понятия вкладывается новый смысл, обусловленный тем, что произошло крушение коммунистической идеологии и переход к философскому и гносеологическому плюрализму. Это означает отход от догматического использования любой, в том числе марксистской идеологии в качестве единой, универсальной, а также недопустимость подчинения анализа и оценок научных положений, общественных явлений, в том числе теории морали, современным политическим приоритетам.

Основоположники марксизма-ленинизма утверждали, что коллективизм как черта морали присущ только социалистическому обществу. Идеологи коммунизма связывали эту черту с идейно-политическим единством советского народа. Они подчеркивали, что успех жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом обусловлен уровнем воспитанности коллективизма. В годы советской власти проводилась тотальная личностная коллективизация, включавшая также требование безусловного подчинения личности коллективу. Насаждалась идея беспредельной силы коллектива, что приводило к переоценке роли коллектива в жизни общества и личности, к утрате возможности самовыражения и самоутверждения. Коллективизм означал контроль над индивидуальным сознанием и поведением. Детский коллектив рассматривался как основное средство воспитания коллективизма. Через призму коллективизма как ведущей черты коммунистической нравственности оценивался уровень идейно-политической и моральной воспитанности школьников. При этом отвергался индивидуализм – он рассматривался только в негативном плане, как антипод коллективизма.

В демократическом обществе основными признаками коллектива выступают добровольное объединение людей на основе общности целей, потребностей, интересов, а также правовые и нравственные принципы. В коллективе демократического общества личность обретает социальную защиту. Вместе с тем член коллектива индивидуален. Он самостоятелен в принятии ответственных решений. Как утверждает Б.Т.Лихачев, подход к проблеме коллектива и коллективизма с точки зрения общечеловеческих ценностей, с надклассовых позиций позволяет заключить, что целенаправленно организованный воспитательный коллектив, обеспечивающий полноценное функционирование и свободу творческого самопроявления каждого индивида, который представляет условия и средства для индивидуальной многообразной деятельности, основанной на интересе, формирует нравственный индивидуализм, личность коллективиста-индивидуума (Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 19).

В современном понимании коллективизм как свойство личности выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать общественное с личным и – при необходимости – предпочесть интересам личным интересы коллектива и общества. Коллективизм – принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и коллективной идентификацией, являясь основой групповой сплоченности и единства группы.

Коллективизм – чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Воспитание коллективизма – важнейшая задача педагогов. Она эффективно решается с помощью коллективообразующих методов обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.005 с.)