Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема коллективизма в теории педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Идея коллективизма возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Переходу коллективного образа жизни к зарождению коллективизма способствовал труд. В древних общинах совершенствовалась групповая (коллективная) хозяйственная деятельность. Общая эволюция коллективной деятельности вела к улучшению условий жизни. Воспитание детей стало коллективным делом, представители старшего поколения выступали в роли общественных педагогов. Происходило зарождение примитивных форм воспитания, где главную роль играла социальная среда, окружавшая ребенка. На протяжении веков коллектив являлся основной формой жизни. В современной педагогике детский коллектив рассматривается как важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм – одна из черт общечеловеческой морали. Обратившись к словарям, мы встретим различные трактовки данного понятия. Коллективизм – принцип коллективного начала в работе, трудовой деятельности, общественной жизни ( Современный толковый словарь русского языка. /Под ред. Ефремовой). Коллективизм (фр. collectivisme) – собирательный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. Противоположностью коллективизма является индивидуализм ( Википедия). Коллективизм – общность, коллективное начало как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму ( Малый академический словарь). Коллективизм – принцип общности, коллективное начало в труде, владении собственностью и т.д. ( Словарь русского языка; под ред. С.И.Ожегова, 2006). Коллективизм – 1. Общность, коллективность владения, пользования, труда. 2. Принцип общественной солидарности, товарищества ( Толковый словарь; под ред. Д.И. Ушакова, 2002). За последние десятилетия в понимании термина «коллективизм» произошли существенные изменения. Так, Большая советская энциклопедия предлагала следующее определение: «Коллективизм – характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. Коллективизм противоположен индивидуализму. Исторически коллективизм как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного общества в среде рабочего класса в объединенных действиях пролетариев против капитала. Но лишь в социалистическом обществе коллективизм становится всеобщим принципом отношений людей во всех сферах общественной жизни, важнейшим требованием нравственного поведения человека. Коллективизм предполагает такие отношения между обществом и личностью, при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, а развитие последней есть условие прогресса всего общества. Основные требования, вытекающие из принципа коллективизма в отношениях между людьми: товарищеская взаимопомощь, осознание и выполнение долга перед обществом, сознательное сочетание общественных интересов с личными, уважение коллектива и его интересов. Принцип коллективизма предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы коллектива, в конечном счете, за судьбы общества (Большая советская энциклопедия, 1973). В современных условиях в содержание этого понятия вкладывается новый смысл, обусловленный тем, что произошло крушение коммунистической идеологии и переход к философскому и гносеологическому плюрализму. Это означает отход от догматического использования любой, в том числе марксистской идеологии в качестве единой, универсальной, а также недопустимость подчинения анализа и оценок научных положений, общественных явлений, в том числе теории морали, современным политическим приоритетам. Основоположники марксизма-ленинизма утверждали, что коллективизм как черта морали присущ только социалистическому обществу. Идеологи коммунизма связывали эту черту с идейно-политическим единством советского народа. Они подчеркивали, что успех жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом обусловлен уровнем воспитанности коллективизма. В годы советской власти проводилась тотальная личностная коллективизация, включавшая также требование безусловного подчинения личности коллективу. Насаждалась идея беспредельной силы коллектива, что приводило к переоценке роли коллектива в жизни общества и личности, к утрате возможности самовыражения и самоутверждения. Коллективизм означал контроль над индивидуальным сознанием и поведением. Детский коллектив рассматривался как основное средство воспитания коллективизма. Через призму коллективизма как ведущей черты коммунистической нравственности оценивался уровень идейно-политической и моральной воспитанности школьников. При этом отвергался индивидуализм – он рассматривался только в негативном плане, как антипод коллективизма. В демократическом обществе основными признаками коллектива выступают добровольное объединение людей на основе общности целей, потребностей, интересов, а также правовые и нравственные принципы. В коллективе демократического общества личность обретает социальную защиту. Вместе с тем член коллектива индивидуален. Он самостоятелен в принятии ответственных решений. Как утверждает Б.Т.Лихачев, подход к проблеме коллектива и коллективизма с точки зрения общечеловеческих ценностей, с надклассовых позиций позволяет заключить, что целенаправленно организованный воспитательный коллектив, обеспечивающий полноценное функционирование и свободу творческого самопроявления каждого индивида, который представляет условия и средства для индивидуальной многообразной деятельности, основанной на интересе, формирует нравственный индивидуализм, личность коллективиста-индивидуума (Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 19). В современном понимании коллективизм как свойство личности выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать общественное с личным и – при необходимости – предпочесть интересам личным интересы коллектива и общества. Коллективизм – принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и коллективной идентификацией, являясь основой групповой сплоченности и единства группы. Коллективизм – чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. Воспитание коллективизма – важнейшая задача педагогов. Она эффективно решается с помощью коллективообразующих методов обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.) |