Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные задачи современной воспитательно-образовательной практики реализуются благодаря педагогическому процессу, который требует постоянного совершенствования. Повышение качества воспитательно-образовательного, процесса взаимодействия между учителем и учениками, между воспитателем и воспитанниками возможно при постоянном осуществлении диагностики и прогнозирования в его структуре. Этимология понятия «процесс» имеет латинские корни (processus -продвижение) и означает смену состояний и совокупность последовательных действий для достижения результата. Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, учителей и учеников, направленное на достижение поставленной цели и позитивное преобразование свойств и качеств личности. Основными функциями учебно-воспитательного процесса выступают образовательная, воспитательная, развивающая функции. Образовательная функция направлена на формирование системы знаний и развитие интеллектуальной сферы личности. Воспитательная – на приобщение к культурным ценностям и развитие базовой культуры личности. Развивающая - на формирование целостной, всесторонне развитой личности. Все три функции педагогического процесса выступают в диалектическом единстве. Эффективность воспитательно-образовательного процесса обусловлена единством гуманистических подходов и принципов к решению образовательных, воспитательных и развивающих задач. Важнейшим гуманистическим принципом организации и функционирования педагогического процесса является принцип целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию личности. Реализация целостного педагогического подхода предполагает осуществление систематической диагностики и прогнозирования в структуре воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время существует большое количество определений педагогической диагностики. Её рассматривают как область педагогического знания, направленного на разработку и постановку диагноза эффективности учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем педагогическую диагностику рассматривают как совокупность технологий, позволяющих инструментально оценить качество знаний и уровень воспитанности личности. Достаточно продуктивным является подход, согласно которому педагогическую диагностику рассматривают как важную часть научно-педагогического исследования, направленную на решение прикладных и исследовательских задач, подтверждение или опровержение научных гипотез.
Педагогическая диагностика позволяет ответить на вопросы о том, насколько эффективными являются воспитательные воздействия учителей и родителей, в какой мере они адекватны возрасту и полу, индивидуальными задатками и способностями школьников. Иными словами — педагогическая диагностика это особый вид педагогической деятельности, направленный на распознавание внутреннего мира, жизни и деятельности развивающейся личности. Как в терминологическом, так и в процедурном плане педагогическая диагностика близка к медицинскому диагнозу. Педагог, также как врач, по комплексу симптомов определяет диагноз, назначает педагогические мероприятия, проводит профилактику или повторное обследование школьника и всего детского коллектива. Также как врач, учитель стремится выявить уровень фактических знаний, определить объём учебных навыков, умение школьника понять и принять учебную задачу. Получив необходимые данные, учитель подбирает и предлагает детям комплекс тренировочных заданий, упражнений или уроков для устранения пробелов в знаниях или для освоения определённого объёма нового материала. Слово «диагностика» образовано от греческих корней: «диа» и «гнозис». Оно буквально истолковывается как «различительное познание». Древние греки называли диагностами воинов, собирающих на полях сражений убитых и раненых солдат и определяющих их дальнейшую судьбу. Современное философское толкование термина «диагностика» подразумевает распознавание состояния определённого объекта или воспитательно-образовательной системы путём использования специальных технологий с целью дальнейшего прогнозирования и корректировки поведения отдельного человека или педагогического процесса в целом. Таким образом, педагогическая диагностика - это область педагогической науки и практика, направленная на выявление и изучение уровней обученности и воспитанности детей на разных этапах возрастного развития.
Педагогическая диагностика в структуре педагогического процесса существует в тесной взаимосвязи с педагогическим прогнозированием. Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. В исследовании Л.А. Регуш отмечается, что одна из первых работ, в которой получили освещение вопросы, связанные с прогнозированием, - книга Г. Уэлса «Предвидения», изданная в 1901 г. Объективная возможность для научного прогнозирования была создана историей развития различных областей знания и практикой прогнозирования в разных областях деятельности. Необходимость человека иметь знания о будущем способствовала развитию в XX веке прогностики - науки об эффективности разработки гипотез и прогнозов. Прогностика - наука о закономерностях формированиях и развития прогнозов. Экономическое, политическое, спортивное, педагогическое прогнозирование составляет отрасли соответствующих областей науки и практики. Цель педагогического прогнозирования - получение прогноза об эффективности стратегий деятельности школы, о верности педагогических решений, правильности выбора методов и приёмов обучения и воспитания школьников. Прогнозирование - это определение педагогических стратегий воспитания, обучения и развития личности. Как педагогическое явление оно направлено на объективно существующие процессы обучения, воспитания и развития личности. Педагогическое прогнозирование - это явление, в котором человек предстаёт как объект и субъект прогноза. Объектом прогнозирования в педагогике выступают ученик, учитель или руководитель образовательного учреждения. Но в то же время учитель, включаясь в прогностическую деятельность, является субъектом этой деятельности. Некоторые учёные рассматривают прогнозирование, как научное исследование предметом которого являются перспективы развития личности или педагогического явления. Так, И.В. Бестужев-Лада отмечает, что педагогическое прогнозирование имеет целенаправленный характер и проявляется как в структуре учебно-воспитательного процесса, так и в структуре научно-педагогического исследования. Прогнозирование имеет целенаправленный характер. Учителем-предметником или педагогом-исследователем сознательно ставится цель получения прогноза, исследуются или подбираются основания для построения прогностической деятельности, определяется форма, в которой должен быть получен прогноз. Формами прогнозирования могут выступать педагогические умозаключения по поводу усвоения школьниками учебного материала, образ будущего. Вместе с тем, это может быть содержанием учебно-методического комплекса или воспитательной модели, план конкретного мероприятия или научная гипотеза. Основными сущностными признаками педагогического прогнозирования являются: аналитическая деятельность учителя, включающая анализ прошлого опыта и его познавательная деятельность, направленная на прогноз-«знание» о будущем. Педагогическое прогнозирование тесно связано с понятием «опережающего отражения», которое получило обоснование в работах П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова и др. Структура опережающего отражения базируется на аналитической и познавательной деятельности прогнозирования (учителей, воспитателей, родителей, руководителя). Вместе с тем в неё входят интуиция, прогностические способности учителя, его жизненный и профессиональный опыт, направленность на совершенствование педагогического процесса, на стремление к научно-педагогическому творчеству, на выявление перспективных линий в развитии личности и коллектива.
Ярчайшим примером предвидения и прогнозирования радостной перспективы в развитии личности в педагогике является опыт работы А.С. Макаренко. Обобщая практику взаимодействия с воспитанниками колоний, он писал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постоянной подстановке более ценных»(Макаренко А.С. Сочинения в семи томах – М. – АПН, 1958. т. IV, т. V) Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что педагогическая диагностика неразрывно связана с педагогическим прогнозированием. Это две взаимосвязанные составляющие педагогического процесса.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.01 с.) |