Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогические способности -совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отечественные исследователи на основе положений, выделенных С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, определили значительное количество педагогических способностей. Они охватывают всю структуру педагогической деятельности. В исследованиях Н.В. Кузьминой к педагогическим способностям относятся педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности. Определенные способности в целях осуществления продуктивной деятельности учителя выделены Ф.Н. Гоноболиным. Среди них: способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, предвидеть результаты своего труда. По мнению В.А. Крутецкого, в профессиональном становлении учителя можно выделить следующие педагогические способности: - дидактические - умение передавать учащимся учебный материал доступным способом, преподносить проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, способствовать развитию самостоятельности и воображения; - академические - наличие способностей к соответствующей области наук; - перцептивные - проникновение во внутренний мир ученика / воспитанника, включающее в себя психологическую наблюдательность, связанную с тонким пониманием личности учащегося и его временных психологических состояний; - речевые способности - яркое, четкое, обоснованное выражение своих мыслей, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики; - организаторские - умение организовать коллектив учащихся / воспитанников, сплотить его единой целью, идеей, способность продуктивно организовать собственную работу; - авторитарные - связаны с эмоционально-волевым влиянием учителя на ученика, умение на этой основе добиваться авторитета; - коммуникативные - умение общаться с детьми, нахождение правильного подхода к ним, установление непосредственного эмоционального контакта; - способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности учеников. Обобщенная система педагогических способностей разработана Н.Н. Никитиной и Н.В. Кислинской. В нее входят гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские способности. К гностическим (познавательным) способностям относят приобретение, переработку и использование информации. Интеллект нельзя сводить только к развитому мышлению. Интеллект - это сложное многоуровневое образование, система психических процессов, обеспечивающих познание как окружающих процессов, так и принятие решений в различных ситуациях управления своим поведением. Психологи отмечают существование таких видов интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности; профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем; социальный, имеющий отношение к межличностным контактам. Высокий уровень профессионального интеллекта невозможен без целостного развития интеллекта. Наличие мыслительных способностей само по себе не обеспечивает высокого уровня педагогического мастерства. Не случайно, что педагоги, отличающиеся теоретическим складом мышления, зачастую не могут решать практические педагогические задачи и находить эффективные способы педагогического взаимодействия. Решение разного рода педагогических задач у учителя-мастера становится не только мыслительным, логическим актом, но и творческим процессом, актом педагогического искусства. В педагогическом мышлении обнаруживается внутреннее единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учителя. Конструктивные способности обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: определение возможных результатов их решения, выявление условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность - единство мышления и воображения. Педагогическое воображение - способность предвидеть то, каким может стать тот или иной учащийся в будущем. Педагог-новатор М.П.Щетинин отмечает, что хороший учитель видит своего ученика в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего. Способность к предвидению тесно связана с интуицией, которая определяется как «чувствование», способность целостно охватывать ситуацию, получать знание без прогнозирования путей и условий его получения. Интуиция присуща тем педагогам, которые обладают чуткостью и восприимчивостью. Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Эта группа способностей включает в себя следующие личные свойства учителя: - общительность - способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и реагировать на действия партнеров, контактность; - распределение внимания - способность учителя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности; - эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, которая проявляется у учителя в результате осознания чувств и переживаний другого человека; - перцепция - восприятие и определение эмоционального состояния ученика по его внешнему виду (жестам, мимике, движениям). Перцептивные способности педагога во многом зависят от педагогической наблюдательности и зоркости, умения улавливать мгновенные реакции и «читать» их; - экспрессивыне способности. Они проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния. Воздействие на учеников словом, жестами, мимикой осуществляется учителем в целях выражения своего отношения к тому, о чем идет речь. Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности учеников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности тесно связаны со всеми другими способностями, прежде всего с коммуникативными, и проявляются в организаторском чутье учителя, его способности учитывать психическое состояние ученика, в возможности вести учеников за собой, в умении создавать мотивацию деятельности, «заражать» и заряжать других своей энергией (зависит от эмоционального потенциала учителя), в склонности и готовности к организаторской деятельности. Наряду с вышеназванными педагогическими способностями выделяют дидактические способности – конкретные умения подбирать и готовить учебный материал, применять наглядность, излагать материал доступно, выразительно и убедительно. Перцептивные способности – умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. Суггестивные способности – эмоционально-волевое восприятие воспитуемых, умение внушать. Педагогические способности учителя взаимосвязаны и образуют единый комплекс, где развитие каждой способности зависит от развития других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.009 с.) |