Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития является важнейшей задачей будущего педагога. Самоопределение - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. По мнению Н.Н.Никитиной, Н.В. Кислинской, самоопределение выступает как динамическое явление, как процесс, как механизм становления личности и соотносится с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок». Самоопределение может быть статичным явлением, связанным с состоянием субъекта в условиях установления границ собственного «Я». Характерной особенностью самоопределения является ее двоякий характер: деятельностный и ценностно-смысловой. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решения, включает в себя не только действие, но и отношение личности к тем аспектам бытия, относительно которых происходит самоопределение (Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2007, с.90). Любая работа требует развития определенных навыков. Главный навык в перечне каждого высококвалифицированного специалиста - это навык самообразования. Самообразование - специально организованная самостоятельная систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М.: Март, 2005, с. 299). Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самоучение и самосозидание. Во втором случает самообразование рассматривается как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Исследователь М. Князева выделяет несколько функций самообразования: - экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний; - оринетировочная - поиск своего места в обществе; - компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения;
- саморазвития - совершенствования профессиональной картины мира; - методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; - коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; - сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; - психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому опыту интеллектуальной жизни человечества (Князева М. Ключ к самосозиданию. - М., 1990, с.46). Понятия самопознание и самопонимание в большинстве психологических исследований отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, более точным является разграничение понятия самопознание как процесса сбора данных, накопление первичной информации о самом себе, и самопонимания как особой формы самосознания, процесса осмысления этой информации, ее интерпретации. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что эффективное и адекватное понимание самого себя невозможно вне понимания окружающего мира, своих отношений с ним. Самосовершенствование - это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также коррекцию своих недостатков. Саморазвитие и самосовершенствование педагога О.С. Асимов, А.А. Боделев рассматривают в качестве основных условий его становления как полноценного субъекта жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать творческий потенциал.
Типы учителей Учитель индивидуален. В.Н. Сорока-Росинский делил педагогов на две категории: группа педагогов, обладающая индивидуальностью, и группа «безличных» педагогов. Педагогов, обладающих индивидуальностью, он подразделил на следующие подгруппы: 1) педагоги-теоретики – теория доминирует над практикой в ущерб реальному миру; 2) педагоги-реалисты – педагоги, тонко чувствующие настроение воспитанников, умеют совместно радоваться, горевать, сочувствовать им, жить интересами каждого; 3) педагоги-утилитаристы. Эта подгруппа находится в непосредственной близости к реалистам, для них весь мир – материал, а учащиеся - объект изучения и воспитания для получения максимально высоких показателей;
4) педагоги-артисты. Главное свойство этих учителей – способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом заключается их сила и слабость. Иную классификацию педагогов предложил Я. Корчак: - воспитатель – тиран – создатель многочисленных запретов, требует их немедленного исполнения, свои обязанности видит в том, что бы застраховать себя от неприятностей; - честолюбивый учитель – учитель, стремящийся к подчинению сознания ребенка своим нормам и правилам, намерениям и расчетам. К таким учителям можно отнести тех учителей, кто считает, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться; - разумный воспитатель – педагог действующий только во имя добра к детям, осознающий воспитательные и образовательные задачи, доброжелательный, хорошо понимающий детей и их потребности. Общеизвестна типизация учителей по их преобладающей направленности. Здесь выделяется структура личности по типу «организатор», которую характеризуют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель- организатор является лидером как в коллективе воспитанников, так и в педагогическом коллективе. Учитель – предметник отличается наблюдательностью, профессиональной компетентностью, стремлением к творчеству. Для такого учителя, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни воспитанников, характерно воспитание ученика с помощью изучаемого предмета путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения в работе в кружке и др. Существует промежуточный тип – предметник – организатор, который сочетает в себе особенности вышеназванных двух типов учителей. Учителя – коммуникатора отличают такие качества личности, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность. Такие учителя зачастую экстроверты, низко конфликтны, доброжелательны, способны к эмпатии. Учитель – интеллигент, или просветитель отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализуют себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Такой педагог характеризуется высоким интеллектом, общей высокой культурой. Существуют и промежуточные типы педагогов, например, предметник – организатор, предметник – коммуникатор. В то же время, вероятность возникновения промежуточного типа «коммуникатор – интеллигент» мала.
Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте основные требования к профессиональной деятельности, мастерству учителя с позиций компетентностного подхода к подготовке специалиста. 2. В чем выражается активная гражданская позиция педагога? 3. Дайте определение основным составляющим профессионально-личностного становления педагога. 4. Дайте характеристику различным типам учителей.
Литература для самостоятельной работы: 1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. - М.: Академия, 2002. 2. Красношлыкова О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования /Педагогика. - №1, 2006. 3. Коджаспирова Г.М.,. Коджаспиров А.Ю.Словарь по педагогике: междисциплинарный. - М., 2005.
4.Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2007. 5.Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. Часть 1. - Пятигорск: ПГШЛУ, 2009 6.Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.10.134 (0.01 с.) |