Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целостность как внутреннее единство объекта (явления)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогический процесс – систематическое воздействие, направленное на развитие, воспитание, образование и обучение личности с учетом влияния стихийных непедагогических факторов. С точки зрения деятельностного подхода к воспитанию, сущность педагогического процесса заключается во взаимодействии учителя и учащегося (педагогическое взаимодействие). В этом взаимодействии основной является направленность деятельности учеников, их активность, что в совокупности называют отношением к деятельности. Идея целостности педагогического процесса была высказана К.Д. Ушинским. Он обосновал необходимость единства административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. «От комбинации основных элементов всякой школы - писал он - более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании» (Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. – Т. 1, с. 171). Эта прогрессивная идея К.Д. Ушинского нашла отражение в трудах его последователей и современных ученых. Понятие «целостность», обращенное к педагогическому процессу, введено на рубеже 1970 – 1980-х годов в связи с тем, что, во-первых, усилилось внимание к развитию личности; во-вторых, проблема единства процессов обучения и воспитания переросла в проблему организации педагогического процесса с точки зрения его завершенности. Многообразие подходов к сущности этого явления иллюстрирует его сложность и многоаспектность. Учебно-воспитательный процесс в его целостности исследуется с разных сторон: как реализация комплексного подхода к воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Г.Н. Филонов), как гармоничность и всесторонность подготовки личности к труду и общественной деятельности (М.Н. Скаткин, Л.Н. Гончаров и др.), как система воспитательной деятельности (В.Г. Афанасьев, В.М. Коротов и др.). Наиболее полно проблема целостного педагогического процесса исследована О.П. Целиковой, В.С. Ильиным, П.И. Подласым. Целостность в материалистической философии трактуется как интегрированность, как внутреннее единство объекта (явления). Философские категории «целое» и «часть» характеризуют общие пути познания от нерасчлененного представления об объекте к расчленению его на части и от познания частей к отражению целого. Целое представляет собой единство частей, которые существуют только благодаря тому, что эти части взаимосвязаны друг с другом. Целостность есть совершенство, высокий уровень развития предмета, определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого предмета, неразрывная в своих элементах структура (Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М., 1983, с. 4).
Целостная природа педагогического процесса характеризуется полнотой по составу (комплексность и интеграция средств педагогического воздействия, системообразующие компоненты) и высоким уровнем его развития, совершенством, заключающимся в направленности на формирование всесторонне развитой личности. Признаки целостности проявляются в том, что в результате взаимосвязи частей у целого появляются новые свойства, качества, закономерности, которые не присущи частям в их разобщенности. «Внутри целостного учебно-воспитательного процесса как объекта, - отмечает В.В. Краевский, - наличествуют части, составляющие единство. И в первую очередь – единство обучения и воспитания» (Теоретические основы процесса обучения в советской школе; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., Педагогика, 1989, с. 32.). Гармонически развитая личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостный педагогический процесс – это диалектическое единство социальных и педагогических факторов, формирующих личность школьника, процесс, внутри которого определены роль и функции каждого компонента, в частности, школы и ее взаимодействия с другими социальными институтами.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.009 с.) |