Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования коллективизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Результаты исследований В.В.Макаева по проблеме воспитательного коллектива позволили выявить следующие ведущие признаки коллектива и черты коллективизма в современном понимании и сравнить их с тем, как они раскрывались в советской идеологии (Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск: ПГЛУ, 1999, с. 63-64):
Названные признаки воспитательного коллектива и черты коллективизма свидетельствуют о необходимости нового подхода к воспитанию коллективизма-индивидуализма у современной молодежи. Сущность воспитательного коллектива – включение молодежи в систему общественных отношений, т.е. социализация личности. В таком коллективе организуются педагогически целесообразные виды жизнедеятельности и общение его участников в соответствии с их возрастом и задачами воспитания. В условиях коллектива создаются возможности непрерывно обогащать духовную и нравственную жизнь воспитанников без принуждения, насилия. Воспитательный коллектив есть средство воздействия на свободную личность демократическим путем. Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности. Влияние воспитательного коллектива на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. В первый год обучения детей в школе отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом как представители определенной социальной общности учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Учитель стимулирует стремление младших школьников к объединению в совместной деятельности, привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника). Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности. В средних классах номинальное образование «класс» становится реальным. У учащихся формируется чувство «мы – общность», «мы – коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в общешкольной жизни. Формирующаяся в подростковом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, ожидания результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными, появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата. Учитывая особенности подростка – стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью, педагог занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждает учащихся проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы лично значимые мотивы, тем интереснее становится совместная деятельность. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, в общешкольных мероприятиях. Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Для старшеклассников характерна ярко выраженная ориентированность на будущее, на профессию. У них расширена сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания. Учитывая эти особенности, учитель создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность старшеклассника раскрывается в обстановке творческой самореализации. Таким образом, на протяжении всего периода обучения в школе воспитательный коллектив под руководством учителя становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению общественно значимых результатов. Задача учителя состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Они схожи с этапами развития коллектива, однако существуют определенные различия. Первая ступень развития коллективизма – «песчаная россыпь». Это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается, они обособлены. Эта ступень вскоре сменяется следующей, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе их интересов и симпатий. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию учителя. Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, является примером для остальных и ведет их за собой. Однако, деятельность актива не всегда эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива. Четвертая ступень развития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадии планы, намеченные учителем, – заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, – начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». Дети ощущают себя коллективом. Последняя ступень развития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито сильно. Срабатывает принцип: «Я горю и сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень была обязательной и безоговорочно выполнялась, сегодня эта позиция пересмотрена. Методы формирования коллективизма у школьников различны. Рассмотрим основные их них: - совместная практическая деятельность. Необходимо учитывать, что она должна носить гуманистический характер, быть субъективно-значимой для всех школьников. Преподаватель должен отдавать предпочтение коллективным и групповым видам деятельности, последняя должна быть технологически организованна. Немаловажными здесь являются следующие факторы: ориентация на успех школьного коллектива, организация отношений взаимной зависимости, взаимного подчинения; - жизненная перспектива в развитии как отдельного школьника, так и актива коллектива. Под методикой формирования коллектива А.С Макаренко понимал систему «перспективных линий», организацию завтрашней радости, т.е. постановку близких, средних и далеких целей. Он считал, что они увлекут коллектив возможностью достичь желаемого результата. Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимают такие задачи, цели, которые отвечают внутренним требованиям личности, класса, коллектива в целом. Более отдаленные по времени перспективы требуют усилий всего коллектива, например, коллективные творческие дела. Большую роль в методике формирования коллективизма у школьников играют формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов. В деятельности классного руководителя, воспитателя определенной группы школьников – это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя-практики, педагоги дополнительного образования и пр.). Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии, тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом, определений стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся. Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Назовем некоторые из них: 1. Рациональный подход и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от его особенностей (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогической специфики, сложившейся социально-педагогической ситуации развития коллектива, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата). В идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников классного руководителя по педагогической позиции, принципам, целям, отношению к работе и детям. Это позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный, жизнерадостный по стилю и тону отношений коллектив детей, который станет идеальной воспитывающей средой. 2. Проведение общих интегрированных форм учебно-воспитательной работы с классом. Кооперирование классного руководителя с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессионализма воспитательной работы. 3. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с другими классами: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Веселые старты», совместные праздники и «Огоньки», «Литературные (театральные, поэтические, музыкальные) гостиные», совместные театральные постановки, выставки творческих работ, «открытые» уроки и пр. Эти мероприятия способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, улучшают психологический климат в классе и в школе, способствуют гуманизации субъектов педагогического процесса. Различные методы работы с коллективом позволяют реализовать главную задачу педагога: развитие детского коллектива и формирование чувства коллективизма. Вопросы и задания: 1. Дайте характеристику понятия «коллективизм». Какие черты характеризуют современное научное понимание коллективизма? 2. Охарактеризуйте коллектив как основную форму воспитания коллективизма. 3. Раскройте методику формирования коллективизма. Литература для самостоятельной работы: 1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии; под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2000. 3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 4. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. – Пятигорск: ПГЛУ, 1999. 5. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т., – М., T.V. 6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.009 с.) |