Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодиагностика на основе процессов вероятностного прогнозированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
М. Л. Кремень[4], В. Е. Морозов[5], Н. И. Морозова[6] Адукацыя i Выхаванне №10, - 2001. С.45-49. В № 3 за 2001 г. была напечатана статья М.А.Кременя и В.Е.Морозова «Психомоторография — компьютерный экспресс-метод диагностики психического состояния человека», положившая начало рассмотрению на страницах нашего журнала новых экспериментальных методик, активно используемых в педагогической практике. Продолжая данную тему, мы предлагаем читателям описание ещё одной новинки компьютерных методик исследования процессов вероятностного прогнозирования. На бытовом уровне, к разного рода предсказаниям, принято относиться с изрядной долей скепсиса. Ситуация с набившими всем оскомину прогнозами погоды, политическими прогнозами, не говоря уже о литературном наследии многочисленных нострадамусов, — лучшее тому подтверждение. Между тем при более пристальном изучении проблемы оказывается, что в деятельности человека практически невозможно представить себе ситуацию, в которой вероятностное прогнозирование не играло бы существенной роли. Судите сами, если вы роняете какой-либо предмет, то вы протягиваете руки не столько к самому предмету, сколько к наиболее вероятному месту, где его можно будет поймать (т.е. прогнозируете будущее местоположение данного предмета.). За некоторое время до своего дня рождения вы уже «предвкушаете» грядущие поздравления и подарки (т.е. осуществляете прогнозирование наиболее вероятного поведения ваших близких и знакомых). Рисуя что-либо на листе бумаги, как правило, знаете, как «это» примерно будет выглядеть (т.е. прогнозируете наиболее вероятные очертания изображаемого вами объекта). Можно бесконечно приводить подобные примеры, но итог будет один: что бы ни делал человек, в его голове всегда имеется образ предстоящего или прогноз наиболее вероятного будущего. В современной психологии подобные процессы принято называть вероятностным прогнозированием. Более строго под данным термином понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации [1]. Имеющийся опыт, а также наличная ситуация создают необходимые предпосылки для построения человеком гипотез о предстоящем будущем. Более того, каждой из них приписывается определённая вероятность. В соответствии с этим человеком осуществляется преднастройка — подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели. Вероятностное прогнозирование является неотъемлемой частью отражательной функции психики, а в более широком смысле — отражения в живой природе. По всей видимости, само возникновение жизни было бы невозможно без наличия способности, позволяющей заблаговременно принимать решения для приспособления к окружающей среде с целью сохранения биосистемы. Данный процесс П.К. Анохиным [2] назван опережающим отражением и считается биологической основой прогнозирования. Возникновение способности к опережающему отражению обусловило дальнейшее развитие отражательной функции живой материи. Простейшей её формой является раздражимость: внешнее воздействие организм отражает при помощи изменения своего состояния. Проследить элементы «включения» зачатков прогнозирования в жизнедеятельность животных можно на примере хорошо известных процессов привыкания и сенситизации [3]. Привыкание имеет место тогда, когда раздражитель, на который организм первоначально реагировал, начинает действовать так часто, что организм перестаёт на него отвечать. Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию; здесь животное начинает энергично реагировать на ранее нейтральный раздражитель. Как привыкание, так и сенситизация имеют большое значение для выживания. В случае привыкания стимул, который первоначально вызвал реакцию, перестаёт действовать, когда выясняется, что он не связан с опасностью. Животное учится игнорировать его, чтобы без помех реагировать на другие раздражители. При сенситизации животное обычно воспринимает некий угрожающий или раздражающий сигнал, учится распознавать его как признак опасности и поэтому пытается избегать его (т.е. в определённой степени животное «прогнозирует» опасность и соответствующим образом модифицирует своё состояние). На более высоком уровне условнорефлекторная форма отражения позволяет организму получать сигнальную информацию и свободно ориентироваться в окружающем мире. Любопытной иллюстрацией роли предсказуемости внешних событий на этом уровне отражения являются результаты опытов на крысах, проведённых Джеем Вейсом [3]. Крыс помещали в экспериментальный аппарат, ограничивающий их движения, и наносили им удары электрическим током одинаковой силы. Контрольная крыса не травмировалась, а две другие получали одновременно электрический разряд в хвост. Одна из них за 10 секунд до разряда слышала прерывистые звуковые сигналы, другая же слышала их, но они носили случайный характер и не имели предупреждающего значения. Крыса, слышавшая предупредительный сигнал, была почти не подвержена язвенным поражениям желудка на почве стресса, а у не имевшей возможности готовиться к электрическому удару обнаружилась тяжёлая форма язвы желудка. В другом опыте крыса, услышав сигнал, могла вспрыгнуть на платформу и тем самым избавить от электрического разряда и себя, и своего партнёра; если же она чуть запаздывала, то могла прекратить разряд, вспрыгнув на платформу после его начала. Животные, имевшие возможность предотвращать электрический разряд или прекращать его, были менее подвержены язве, чем их беспомощные партнёры, хотя обе группы получали за время проведения опыта одинаковое число электрических ударов. Ещё более высокоорганизованной является психическая форма отражения: организм не просто получает сигнальную информацию, а воспринимает её семантическую сущность (надо отметить, что у человека присутствуют все вышеописанные формы прогнозирования — и на уровне привыкания-сенситизации, и на условнорефлекторном уровне). В то же время прогнозирование на психическом уровне отличается гораздо большей сложностью. Поэтому иногда в литературе проскальзывает мнение о том, что опережающее отражение не является основой, например, социального прогнозирования [4]. Основанием для этого является способность социального прогнозирования предвидеть то, чего ещё не было, тогда как опережающее отражение лишь в ускоренном темпе повторяет то, что уже происходило раньше. В известной степени данное противоречие носит сугубо философский характер и поэтому не будет подробно рассматриваться в контексте данной статьи. Практически важно лишь то, что прогнозирование в той или иной степени присутствует на всех уровнях отражения действительности. Важнейшая характеристика отражательных процессов — их адекватность, поскольку отражение одного и того же объекта не является абсолютно идентичным в разных отражающих системах, а соответствует специфическим качествам последних. Адекватное отражение человеком условий и объекта принятия решений требует также прогнозирования возможного их изменения. Выбор решения осуществляется не только на основе отражения того, что существует в данный момент, но и того, что должно произойти в будущем. Поэтому при принятии решений человек заинтересован в знании вероятных вариантов, спектра возможностей развития объекта и условий выбора. Прогнозирование выступает как необходимый элемент, момент процесса принятия решения, характерный для всех самоуправляемых систем, к которым, без всякого сомнения, может быть причислен человек. Человек, приступая к прогнозированию альтернативных событий в условиях эксперимента, имеет в своём распоряжении лишь цель деятельности, которая определяется инструкцией и заключается в достижении максимальной эффективности прогнозирования. Отражение же условий деятельности и нахождение способов достижения цели, формирование программ действий, определение критериев оценки результатов прогностической деятельности и нахождение видов обратной связи для коррекции своих действий он должен произвести самостоятельно. Иными словами, ему необходимо сформировать субъективную модель условий деятельности, позволяющую осуществлять регулирование собственных прогностических действий на основе упреждающего моделирования актуальной ситуации. Отечественные психологи еще в 70—80-е гг. начали исследовать процессы вероятностного прогнозирования [5—9]. Для педагогической практики наибольший интерес представляют работы, посвящённые изучению особенностей вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [8]. Так, в проведённых Л.И. Переслени экспериментах участвовали три группы детей: 1) дети, хорошо успевающие в массовой школе (16 чел.); 2) дети с диагностированной задержкой психофизического развития, обучающиеся в специальных классах (31 чел.); 3) умственно отсталые дети. Тактильные сигналы, подаваемые через два вибратора, укреплённые на коже разгибательной поверхности правой и левой рук, выступали в качестве раздражителей. Переменный ток напряжением 12 В и длительностью не менее 100 мс подавался на вибраторы с интервалом 4—5 с. Детям необходимо было как можно быстрее и без ошибок реагировать на ощущение сигнала в правой и левой руках, замыкая контакт регистрирующего устройства указательным пальцем руки, которая ощутила сигнал. Скрытый период реакции выбора с помощью хронорефлексометра регистрировался с точностью до 1мс. В каждой серии опытов подавалось 100—150 сигналов, и они носили случайный характер. В первой серии опытов подача сигналов осуществлялась с равной вероятностью, во второй — сигналы через правый вибратор поступали в 4 раза чаще, чем через левый. Вероятность подачи сигналов, таким образом, составляла соответственно 0,8 и 0,2. Первая серия опытов с равновероятностным поступлением сигналов показала, что детям с аномалиями умственного развития свойственно гораздо дольше реагировать на сигнал, нежели здоровым детям. Вторая серия опытов, характеризующаяся вероятностями появления правого и левого сигналов 0,8 и 0,2 соответственно, показала, что только у детей 1-й группы время реакции на «частый» сигнал было меньшим, чем время реакции на «редкий» сигнал. Исследователями был сделан вывод, что только у детей с нормальным уровнем умственного развития процесс вероятностного прогнозирования является полноценно сформированным. У детей с аномалиями умственного развития он выражен недостаточно. После проведения специального анализа вариабельности реакции выбора у каждого испытуемого в отдельности и анализа дисперсии реакции выбора внутри каждой группы детей было также установлено, что вариабельность реакции значительно возрастает по ходу эксперимента у детей с задержкой умственного развития. Это свидетельствует о высокой истощаемости нервной деятельности и низкой работоспособности таких детей. У детей с нормальным умственным развитием, напротив, наблюдалась низкая вариабельность реакции и устойчивая работоспособность в ходе всего эксперимента. В результате исследований были получены также данные, характеризующие скорость переработки сенсорной информации. Для детей с задержкой развития характерно значительное снижение скорости реакции. Высокая истощаемость нервной деятельности и низкая скорость переработки информации прямо влияют на эффективность процесса обучения: у таких детей показатели обучения гораздо ниже, и они хуже справляются с учебными заданиями, чем их сверстники с нормальным умственным развитием. Приведённые выше результаты показывают научную и практическую значимость исследования процессов вероятностного прогнозирования у детей (и не только), что, в свою очередь, диктует необходимость продолжения работ в этом направлении на современном научно-техническом уровне. Для экспериментального исследования процессов вероятностного прогнозирования коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора М.А. Кременя [1] была разработана методика на базе современных компьютерных технологий. Методика реализована в виде программного продукта, функционирующего под управлением операционной системы Windows 95/98/ME, а в качестве устройства ввода (органа управления) могут использоваться стандартная клавиатура, мышь или джойстик. В психологии в качестве экспериментальной модели вероятностного прогнозирования принято использовать следующие варианты сенсомоторной деятельности: хронометрический эксперимент в условиях вероятностного прогнозирования и так называемую игру в угадывание — попытки предсказания следования сигналов в вероятностно организованной среде. В случае хронометрического эксперимента основная задача исследования состоит в выявлении динамики изменения времени реагирования на «частые» и «редкие» сигналы бинарной последовательности. В качестве последних могут использоваться различные альтернативные сигналы-символы, например «О» и «1», «+» и «-», «зайчик» и «бабочка», «футболист» и «хоккеист» и т.д. Каждому из этих символов соответствует отдельная клавиша клавиатуры компьютера (кнопка мыши или джойстика). Испытуемые во время эксперимента держат пальцы рук в удобном для них положении на соответствующих клавишах. Сигналы бинарной последовательности следуют друг за другом в автоматическом режиме с постоянным временным интервалом (задаётся экспериментатором в окне настроек — рис. 1) и вероятностями Р, и Р2. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в ответ на появление сигнала «как можно быстрее и точнее» нажимать на клавишу, соответствующую данному символу. Каждому испытуемому может быть предъявлена последовательность заданной сложности и произвольной длины. Этой цели служит специальный инструмент (рис. 2), при помощи которого экспериментатор может формировать и затем сохранять те или иные сигнальные последовательности. Время реагирования и динамика его изменения в зависимости от частоты предъявляемых сигналов являются надёжным индикатором, эффективным показателем формирования вероятностного прогноза, выраженности прогноза, преднастроечных явлений. В целях более детального и углублённого исследования «микростратегии» прогнозирования методика хронометрического эксперимента дополняется методикой «игры в угадывание». В этих экспериментах участвуют одни и те же испытуемые с общей для них программой следования сигналов-символов. Экспериментальная ситуация «игры в угадывание» состоит в следующем. Испытуемым предлагают предсказать (угадать), какой из двух известных символов появится на экране, и определить его нажатием на соответствующую клавишу. После нажатия на клавишу на правой половине экрана появляется тот или иной символ. Одновременно с этим (или с небольшой задержкой) на левой половине экрана появляется «программный» символ. Таким образом, испытуемый имеет возможность сравнить оба символа — субъективный (прогнозируемый) и реальный («программный»). Программа следования сигналов формируется заранее. В процессе «игры в угадывание» регистрируется весь процесс прогнозирования, т.е. удачные и неудачные прогнозы, их распределение во времени, темп реагирования и т.д. В заключение хотелось бы отметить, что спектр возможного применения описанной методики необычайно велик: диагностика способности детей младшего школьного возраста усваивать простейшие закономерности, уровня умственного развития, определение степени готовности человека к принятию сложных управленческих решений, способности спортсмена предвосхищать действия соперника и многое другое. Ведь, как уже говорилось в самом начале, в деятельности человека практически невозможно представить себе ситуацию, в которой вероятностное прогнозирование не играло бы существенной роли. Список литературы 1. Кремень М.А. Отражение и вероятностное прогнозирование // Адукацыя i выхаванне. — 2000. — № 4. — С. 53—58. 2. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. — 1962. — № 7. — С. 97—111. 3. Ф.Блум, А. Лейзерсоп, Л.Хофстедтер. Мозг, разум и поведение / Пер. с англ. — М.: Мир, 1988. — 248 с. 4. Урсул А.Д. Отражение и информация. — М.: Мысль, 1973. — 231 с. 5. Блинков С.М., Фейгепберг И.М., Цискаридзе М.А., Яковлев А.И. О нарушении вероятностного прогнозирования при некоторых очаговых поражениях головного мозга // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. — М.: Наука, 1977. —С. 347—360. 6. Бруиишнский А.В. Мышление и прогнозирование: (Лог.-психол. анализ). — М.: Мысль, 1979. — 230 с. 7. Кринчик Е.П. О детерминации поведения вероятностной структурной ситуацией // Вопросы психологии. — 1968. _№3. — С. 24—35. 8. Переслепи Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. — 1976. — № 2. — С. 115—123. 9. Фейгепберг И.М. Порог вероятностного прогнозирования и его изменение в патологии // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. — М.: Наука, 1977. — С. 169—188.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.014 с.) |