Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление данных методики пор и шкал тревожности Ч. СпилбергераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Использование опросника ПоР дало положительные результаты на больших выборках подростков. Примером может служить исследование четырех тысяч учащихся старших классов в возрасте 14-17 лет г. Москвы специалистами Центра социально-психологической адаптации подростков "Генезис" Е.А. Мухаматулиной и Г.Х. Махортовой [15]. Особую ценность методики они видят в том, что в ее результатах отражаются факторы семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей. Полученные данные в среднем соответствуют описанным нами нормативам. Кроме того, в исследовании наряду с опросником ПоР были использованы шкалы тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.А. Ханина [26]. Анализ зависимости стилей родительского воспитания показал, что наиболее стрессогенными являются: отсутствие позитивного интереса со стороны матери (ЛТ = 47), враждебность отца (ЛТ = 46.8) и крайняя его непоследовательность (ЛТ = 49). Отсутствие позитивного интереса со стороны матери, воспринимаемое подростками как отсутствие эмоционального принятия и опеки, предсказуемость реакций отца создают ситуацию неопределенности для детей, поскольку они теряют уверенность в своей значимости для матери и находятся в постоянном ожидании легкого недовольства или сурового наказания со стороны отца. Отсутствие уверенности в проявлении позитивных материнских чувств и ожидание непредсказуемых реакций со стороны отца невротизируют подростков, делая их высокотревожными личностями, что не может не сказаться на уровне их социальной адаптации и школьной успешности. Таким образом, стремясь к независимости, которая находит выражение в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. Эти обстоятельства, несомненно, важны с психотерапевтических точек зрения, особенно если приведенные данные будут дополнены результатами анализа стратегий совпадающего поведения и механизмов психологической защиты. В настоящее время в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева проводится комплексная работа по изучению роли и места воспитательной практики в формировании и функционировании механизмов психологической защиты и совладания (coping) со стрессом в семьях, имеющих подростков с поведенческой или коммуникативной формами нарушений психической адаптации, психосоматической или соматопсихической патологией. Предполагается, что сопоставление данных методики ПоР с результатами этих исследований увеличит психотерапевтический потенциал психодиагностики подростков и их родителей при проведении различных форм психокор-рекционной работы, включая и групповую психотерапию.
В частности, нам представляется, что использование методики ПоР открывает новые возможности для психокоррекционной работы в семьях, имеющих трудных подростков. Простота применения методики благоприятствует использованию ее в краткосрочной семейной психотерапии, где необходимо оперативно диагностировать характер нарушенных взаимоотношений с кем-либо из родителей, вскрыть причины и непосредственно скорректировать микроклимат семьи [8]. Чрезвычайно важными здесь оказываются определяемые опросником параметры, характеризующие родительское отношение: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность, которые формируются в два наиболее значимых для краткосрочной психотерапии фактора - близости и критики. При использовании результатов исследования опросников ПоР для краткосрочной психотерапии (в 1-3 посещения) мы предлагаем пользоваться техниками гештальттерапии [21]. Здесь в процессе коррекции отношений родителей к ребенку реально можно опереться на того из них, к которому подросток проявляет более адекватное положительное отношение. В данной ситуации метод краткосрочной семейной психотерапии оказывается наиболее эффективным. Так, обнаружив у подростка при помощи методики ПоР преобладание автономности и отсутствие позитивного интереса к нему родителей, мы выявляем прежде всего скрытое стремление каждого ребенка к тому, чтобы о нем кто-нибудь заботился. Открытым текстом дети обычно не говорят о своем желании, так как считают, что это родителям неинтересно. Поэтому основной тезис психотерапии подростка в данном случае таков: "Я очень важен для вас, обратите на меня внимание". Родители же, проинформированные о результатах тестирования, имеют возможность посмотреть на себя со стороны "глазами своего ребенка" и самостоятельно или с помощью психотерапевта скорректировать свое поведение.
Выявляя при помощи ПоР директивное преобладание в комплексе с враждебностью или непоследовательностью, мы, как правило, имеем дело со скрытой либо явной отчужденностью родителей и детей, в чем зачастую и кроется "корень зла". В этом случае групповые мероприятия рассматриваются как катализаторы переживаний ребенка. Например, работа подростка, находящегося на "горячем стуле", может стимулировать родителей к идентификации с ним и поставить перед каждым из них вопрос: "Нравится ли мне это?". Таким образом, при решении задач семейной психотерапии с помощью методики ПоР члены психотерапевтической группы учатся получать "обратную связь", разрешать межличностные конфликты, а также оказывать поддержку и помощь друг другу. Подобные гештальтгруппы создают фон и для индивидуальной психотерапии: члены семьи начинают фокусировать внимание на своих переживаниях и родительские проблемы выходят на первый план. Схему консультативно-терапевтической работы с семьей "трудного" подростка можно представить следующим образом. 1. Актуальные проблемы и жалобы членов семьи. 2. Оценка родителей подростком и их взаимная самооценка. 3. Соответствующие методы психотерапевтического воздействия, отдающие предпочтение техникам гештальттерапии. 4. Нормализация отношений с родителями путем моделирования конфликтной ситуации и ее преодоление с помощью психотерапевтических техник (т.е. "научение"). 5. Выход из конфликтной ситуации в результате формирования из родителей группы поддержки. 6. Разрешение проблемы. В данном случае опросник ПоР играет важную роль в формировании культуры взаимоотношений в семье, поскольку родителям предоставляется реальная возможность увидеть недостатки своего воспитания. Также полученная информация может создать отчетливое представление о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях. Родители, зная, как их реально оценивает подросток, могут, в свою очередь, более адекватно его воспринимать и реагировать на ответные действия, не создавая при этом психотравмирующей обстановки в семье. Наряду с нами специалисты центра "Генезис" также разработали авторские программы психологической помощи подросткам и их родителям с использованием данных методики ПоР. Исходя из объективной необходимости повышения общей психологической компетентности родителей и подростков, нами были определены основные цели психотерапии: помощь подросткам и их родителям в осознании своего места и роли в семье, в понимании ведущих потребностей и эмоций всех членов семьи, в овладении навыками конструктивного взаимодействия с людьми, обладающими другими ведущими потребностями, мотивациями и ценностями. Таким образом, данные ПоР явились предпосылкой создания программ психологического тренинга для родителей и подростков "Я и мой ребенок - поиски взаимопонимания" и специального тренинга для подростков "Как жить в мире с родителями" [16]. Все это - только часть более общей программы социально-психологической адаптации детей и подростков, реализуемой центром "Генезис". Подробное описание используемых техник и этапов проведения тренинга изложено в коллективной монографии "Подросток на перекрестке эпох" под редакцией С.В. Кривцовой (см. [17]).
Таким образом, тест "Подростки о родителях" как психодиагностический метод способен дать достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения и воспитания. Кроме того, широкая область возможного применения методики позволяет использовать ее как инструмент в индивидуальной психодиагностической и психокор-рекционной работе с семьей: при диагностике отношений, определении глубины конфликта и его психологических особенностей. Ценные диагностические данные опросник дает в случае "проработки" самых различных психологических подростковых проблем, нарушений поведения и невротических расстройств у подростков. Результаты проведенных исследований подтвердили, что методика "Подростки о родителях" (ПоР) имеет большое прикладное значение при ее использовании как монопсиходиагностического инструмента, так и в комплексе с другими психодиагностическими методами, направленными на выявление и квалификацию нарушений семейных отношений, включая значимые для подростков тенденции в воспитательной практике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адаптация и опыт практического использования методики "Поведение родителей и отношение к ним подростков": Пособие для врачей и психологов. СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1995. 2. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика "Подростки о родителях" и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1995. 4. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журн. 1994. Т. 15. №2. С. 57-65. 5. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Дис.... канд. психол. наук. СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1992. 6. Горьковая И.А. Роль семьи в формировании де-линквентного поведения у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1991. № 2. С. 81-82. 7. Горьковая И.А., Скворцова (Ромицына) Е.Е. Материалы к апробации опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним" // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1991. № 3. С. 76-78.
8. Горьковая И.А. Экспериментально-психологическое исследование отношения подростков к воспитательной практике родителей (в связи с задачами психотерапии) // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб.: Изд-во Института им. В.М. Бехтерева, 1994. С. 217-222. 9. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавание патологических процессов. Л.: Медицина, 1978. 10. Гублер Е.В. Вычислительные методы распознавания патологических процессов. Л., 1970. 11. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологичес-кий диагностический опросник для подростков: Методика исследования. СПб., 1992. 12. Кулъбак С. Теория информации и статистика. М.: Наука, 1967. 13. Матейчек 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье. М., 1980. С. 69-99. 14. Матейчек 3., Ржичан П. ADOR. Pripucka. Dotaznik rodicovskiho jednani a postoju pro adolescency. (ADOR. Руководство. Вопросник поведения родителей и отношения подростков к ним): Психодиагностические и дидактические тесты. Братислава, 1983. С. 1-60. 15. Мухаматулина Е.А., Махортова Г.Х. Проблемы взаимоотношений подростков с родителями // Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. С. 53-87. 16. Мухаматулина Е.А. Программы психологической помощи подросткам и их родителям // Подросток на перекрестке эпох/Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. С. 257-272. 17. Подросток на перекрестке эпох (проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков) / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. 18. Ромицына Е.Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков, больных неврозами: Дис.... канд. психол. наук. СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1998. 19. Ромицына Е.Е. Опыт применения опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR) у подростков с делинквентным поведением // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1992. № 1. С. 70-72. 20. Ромицына Е.Е. Оценка и самооценка личностных характеристик и стиля воспитания в семье: Дипломная работа. СПб., 1991. 21. Ромицына Е.Е. Практическое значение оценки подростками отношения к ним родителей для психотерапевтической коррекции невротических проявлений // Актуальные аспекты профилактики нервно-психических заболеваний: Тез. докл. Все-рос. конф., 17-18 ноября 1993 г. Томск, 1993. С. 25-27.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.013 с.) |