Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление данных методики пор и шкал тревожности Ч. СпилбергераСодержание книги
Поиск на нашем сайте Использование опросника ПоР дало положительные результаты на больших выборках подростков. Примером может служить исследование четырех тысяч учащихся старших классов в возрасте 14-17 лет г. Москвы специалистами Центра социально-психологической адаптации подростков "Генезис" Е.А. Мухаматулиной и Г.Х. Махортовой [15]. Особую ценность методики они видят в том, что в ее результатах отражаются факторы семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей. Полученные данные в среднем соответствуют описанным нами нормативам. Кроме того, в исследовании наряду с опросником ПоР были использованы шкалы тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.А. Ханина [26]. Анализ зависимости стилей родительского воспитания показал, что наиболее стрессогенными являются: отсутствие позитивного интереса со стороны матери (ЛТ = 47), враждебность отца (ЛТ = 46.8) и крайняя его непоследовательность (ЛТ = 49). Отсутствие позитивного интереса со стороны матери, воспринимаемое подростками как отсутствие эмоционального принятия и опеки, предсказуемость реакций отца создают ситуацию неопределенности для детей, поскольку они теряют уверенность в своей значимости для матери и находятся в постоянном ожидании легкого недовольства или сурового наказания со стороны отца. Отсутствие уверенности в проявлении позитивных материнских чувств и ожидание непредсказуемых реакций со стороны отца невротизируют подростков, делая их высокотревожными личностями, что не может не сказаться на уровне их социальной адаптации и школьной успешности. Таким образом, стремясь к независимости, которая находит выражение в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. Эти обстоятельства, несомненно, важны с психотерапевтических точек зрения, особенно если приведенные данные будут дополнены результатами анализа стратегий совпадающего поведения и механизмов психологической защиты. В настоящее время в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева проводится комплексная работа по изучению роли и места воспитательной практики в формировании и функционировании механизмов психологической защиты и совладания (coping) со стрессом в семьях, имеющих подростков с поведенческой или коммуникативной формами нарушений психической адаптации, психосоматической или соматопсихической патологией. Предполагается, что сопоставление данных методики ПоР с результатами этих исследований увеличит психотерапевтический потенциал психодиагностики подростков и их родителей при проведении различных форм психокор-рекционной работы, включая и групповую психотерапию. В частности, нам представляется, что использование методики ПоР открывает новые возможности для психокоррекционной работы в семьях, имеющих трудных подростков. Простота применения методики благоприятствует использованию ее в краткосрочной семейной психотерапии, где необходимо оперативно диагностировать характер нарушенных взаимоотношений с кем-либо из родителей, вскрыть причины и непосредственно скорректировать микроклимат семьи [8]. Чрезвычайно важными здесь оказываются определяемые опросником параметры, характеризующие родительское отношение: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность, которые формируются в два наиболее значимых для краткосрочной психотерапии фактора - близости и критики. При использовании результатов исследования опросников ПоР для краткосрочной психотерапии (в 1-3 посещения) мы предлагаем пользоваться техниками гештальттерапии [21]. Здесь в процессе коррекции отношений родителей к ребенку реально можно опереться на того из них, к которому подросток проявляет более адекватное положительное отношение. В данной ситуации метод краткосрочной семейной психотерапии оказывается наиболее эффективным. Так, обнаружив у подростка при помощи методики ПоР преобладание автономности и отсутствие позитивного интереса к нему родителей, мы выявляем прежде всего скрытое стремление каждого ребенка к тому, чтобы о нем кто-нибудь заботился. Открытым текстом дети обычно не говорят о своем желании, так как считают, что это родителям неинтересно. Поэтому основной тезис психотерапии подростка в данном случае таков: "Я очень важен для вас, обратите на меня внимание". Родители же, проинформированные о результатах тестирования, имеют возможность посмотреть на себя со стороны "глазами своего ребенка" и самостоятельно или с помощью психотерапевта скорректировать свое поведение. Выявляя при помощи ПоР директивное преобладание в комплексе с враждебностью или непоследовательностью, мы, как правило, имеем дело со скрытой либо явной отчужденностью родителей и детей, в чем зачастую и кроется "корень зла". В этом случае групповые мероприятия рассматриваются как катализаторы переживаний ребенка. Например, работа подростка, находящегося на "горячем стуле", может стимулировать родителей к идентификации с ним и поставить перед каждым из них вопрос: "Нравится ли мне это?". Таким образом, при решении задач семейной психотерапии с помощью методики ПоР члены психотерапевтической группы учатся получать "обратную связь", разрешать межличностные конфликты, а также оказывать поддержку и помощь друг другу. Подобные гештальтгруппы создают фон и для индивидуальной психотерапии: члены семьи начинают фокусировать внимание на своих переживаниях и родительские проблемы выходят на первый план. Схему консультативно-терапевтической работы с семьей "трудного" подростка можно представить следующим образом. 1. Актуальные проблемы и жалобы членов семьи. 2. Оценка родителей подростком и их взаимная самооценка. 3. Соответствующие методы психотерапевтического воздействия, отдающие предпочтение техникам гештальттерапии. 4. Нормализация отношений с родителями путем моделирования конфликтной ситуации и ее преодоление с помощью психотерапевтических техник (т.е. "научение"). 5. Выход из конфликтной ситуации в результате формирования из родителей группы поддержки. 6. Разрешение проблемы. В данном случае опросник ПоР играет важную роль в формировании культуры взаимоотношений в семье, поскольку родителям предоставляется реальная возможность увидеть недостатки своего воспитания. Также полученная информация может создать отчетливое представление о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях. Родители, зная, как их реально оценивает подросток, могут, в свою очередь, более адекватно его воспринимать и реагировать на ответные действия, не создавая при этом психотравмирующей обстановки в семье. Наряду с нами специалисты центра "Генезис" также разработали авторские программы психологической помощи подросткам и их родителям с использованием данных методики ПоР. Исходя из объективной необходимости повышения общей психологической компетентности родителей и подростков, нами были определены основные цели психотерапии: помощь подросткам и их родителям в осознании своего места и роли в семье, в понимании ведущих потребностей и эмоций всех членов семьи, в овладении навыками конструктивного взаимодействия с людьми, обладающими другими ведущими потребностями, мотивациями и ценностями. Таким образом, данные ПоР явились предпосылкой создания программ психологического тренинга для родителей и подростков "Я и мой ребенок - поиски взаимопонимания" и специального тренинга для подростков "Как жить в мире с родителями" [16]. Все это - только часть более общей программы социально-психологической адаптации детей и подростков, реализуемой центром "Генезис". Подробное описание используемых техник и этапов проведения тренинга изложено в коллективной монографии "Подросток на перекрестке эпох" под редакцией С.В. Кривцовой (см. [17]). Таким образом, тест "Подростки о родителях" как психодиагностический метод способен дать достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения и воспитания. Кроме того, широкая область возможного применения методики позволяет использовать ее как инструмент в индивидуальной психодиагностической и психокор-рекционной работе с семьей: при диагностике отношений, определении глубины конфликта и его психологических особенностей. Ценные диагностические данные опросник дает в случае "проработки" самых различных психологических подростковых проблем, нарушений поведения и невротических расстройств у подростков. Результаты проведенных исследований подтвердили, что методика "Подростки о родителях" (ПоР) имеет большое прикладное значение при ее использовании как монопсиходиагностического инструмента, так и в комплексе с другими психодиагностическими методами, направленными на выявление и квалификацию нарушений семейных отношений, включая значимые для подростков тенденции в воспитательной практике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адаптация и опыт практического использования методики "Поведение родителей и отношение к ним подростков": Пособие для врачей и психологов. СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1995. 2. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика "Подростки о родителях" и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1995. 4. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журн. 1994. Т. 15. №2. С. 57-65. 5. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Дис.... канд. психол. наук. СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1992. 6. Горьковая И.А. Роль семьи в формировании де-линквентного поведения у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1991. № 2. С. 81-82. 7. Горьковая И.А., Скворцова (Ромицына) Е.Е. Материалы к апробации опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним" // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1991. № 3. С. 76-78. 8. Горьковая И.А. Экспериментально-психологическое исследование отношения подростков к воспитательной практике родителей (в связи с задачами психотерапии) // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб.: Изд-во Института им. В.М. Бехтерева, 1994. С. 217-222. 9. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавание патологических процессов. Л.: Медицина, 1978. 10. Гублер Е.В. Вычислительные методы распознавания патологических процессов. Л., 1970. 11. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологичес-кий диагностический опросник для подростков: Методика исследования. СПб., 1992. 12. Кулъбак С. Теория информации и статистика. М.: Наука, 1967. 13. Матейчек 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье. М., 1980. С. 69-99. 14. Матейчек 3., Ржичан П. ADOR. Pripucka. Dotaznik rodicovskiho jednani a postoju pro adolescency. (ADOR. Руководство. Вопросник поведения родителей и отношения подростков к ним): Психодиагностические и дидактические тесты. Братислава, 1983. С. 1-60. 15. Мухаматулина Е.А., Махортова Г.Х. Проблемы взаимоотношений подростков с родителями // Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. С. 53-87. 16. Мухаматулина Е.А. Программы психологической помощи подросткам и их родителям // Подросток на перекрестке эпох/Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. С. 257-272. 17. Подросток на перекрестке эпох (проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков) / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. 18. Ромицына Е.Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков, больных неврозами: Дис.... канд. психол. наук. СПб.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1998. 19. Ромицына Е.Е. Опыт применения опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR) у подростков с делинквентным поведением // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1992. № 1. С. 70-72. 20. Ромицына Е.Е. Оценка и самооценка личностных характеристик и стиля воспитания в семье: Дипломная работа. СПб., 1991. 21. Ромицына Е.Е. Практическое значение оценки подростками отношения к ним родителей для психотерапевтической коррекции невротических проявлений // Актуальные аспекты профилактики нервно-психических заболеваний: Тез. докл. Все-рос. конф., 17-18 ноября 1993 г. Томск, 1993. С. 25-27.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |