Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Валидизация опросника личностных приоритетов методом структурного моделированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С.В.Сивуха, С.В.Фирсова Адукацыя i выхаванне №5, - 1999. – С.63.
В статье исследуются психометрические свойства опросника личностных приоритетов, разработанные Н. Кефир в адлерианской традиции. Использован метод конфирматорного факторного анализа. Работа может быть полезна для прикладных психологов, а также для психометристов и конструкторов психодиагностических методик. Основная цель статьи — представить технологию адаптации теста методом структурного моделирования. Вопрос о валидности методики является ключевым в практической психодиагностике [1]. Между тем именно процесс валидизации — наиболее сложный и наименее формализованный в разработке и адаптации тестов. Некоторые специальные руководства в этой области были изданы небрежно и содержат большое количество ошибок (напр., [2]). Напомним, что к основным видам валидности относят критериальную и конструктную (теоретическую). Первый показатель — теснота связи между тестом и некоторым внешним показателем, характеризующим то же свойство, второй показатель — теснота связи измерения, сделанного с помощью одной методики, с данными, полученными с помощью родственного теста. В ряде руководств по тестологии утверждается, что валидность теста по критерию является его наиболее желательным свойством, свидетельством объективности и эмпирической значимости методики. В истории психологии позиции этого подхода поддерживались общей ориентацией на эмпирические методы получения психологического знания [3]. Многие исследователи помнят почти повальное увлечение корреляционными плеядами и другими подобными техниками. Эта "эпоха эмпиризма" оставила нам в наследство не только тесты, имеющие хорошую репутацию (MMPI и 16PF), но и группу методов, чрезвычайно полезных для разработки шкал и известных под общим именем факторного анализа. В 60-х гг. к психологам вернулось понимание важности теоретического обоснования методик. П.Клайн, авторитет в области тестологии, в довольно резкой форме утверждает, что тесты, валидизированные по критерию, лишены содержательного психологического смысла, "психологически пусты". Более обоснованной считается конструктная валидизация [4]. Эта точка зрения кажется весьма привлекательной и имеет множество сторонников. Не вдаваясь в обсуждение данной позиции, отметим основной аргумент в ее пользу. Интерпретация тестовых результатов не может быть полной или корректной без учета теоретических оснований, на которых построена методика. Это касается даже тестов на измерение общих способностей, где необходимо принимать во внимание авторскую концепцию интеллекта — однофакторную или многофакторную. Но это особенно важно по отношению к личностным тестам. Так, валидность теста Майерс-Бриггс нельзя установить без теоретического анализа предположений концепции типов К.Г. Юнга и без проверки теоретически предсказанных связей теста с другими диагностическими конструктами. В меньшей степени отечественные психологи знакомы с принципиальными ограничениями двух рассмотренных классических подходов и с возможными альтернативами. Суть критериальной валидизации схематически представлена на структурной схеме слева. Символом F обозначено измеряемое качество психодиагностический конструкт), х — измеренный показатель (ответ на пункт теста или балл по всей шкале), с — значение критерия. На практике валидность по критерию оценивают по коэффициенту корреляции между хне. Предполагается, что и тестовый балл, и критерий отражают один и тот же гипотетический психодиагностический конструкт F ("нагружены" общим фактором F). Совершенно очевидно, что вывод о валидности теста зависит не только от корреляции между х и F, но и от связи между критерием и конструктом. Если критерий выбран неправильно и корреляция между ним и конструктом (12) равна 0,3, показатель критериальной валидности как корреляции между х и с будет равен всего 0,27, даже если связь между гипотетическим конструктом и шкальной оценкой (/,) будет сказочно высокой (0,9). Структурная схема определения валидности измеренного показателя по критерию (слева) и по родственному конструкту (справа) Та же логика демонстрирует принципиальную ограниченность конструктной валидизации. На схеме справа Ft — психодиагностический конструкт проверяемой методики, F2 — родственный конструкт (эталонная шкала), jc; и х2 — соответствующие эмпирические показатели. Даже если разрабатываемая шкала имеет высокую истинную валидность, коэффициент конструктной валидности будет низким при условии, что эталонная шкала нагружена содержательно иным фактором. Такова ситуация с большинством шкал экстраверсии-интроверсии. Смысл, вкладываемый Р.Кетеллом, Г.Айзенком и другими авторами в конструкт "экстраверсия", различен. Более того, ошибочная концепция, заложенная в обе шкалы (F, и F2), даст неправдоподобно высокий показатель конструктной валидности. Понятно теперь, почему многие психодиагностические методики так привлекательно выглядят в авторских статьях, а на практике оказываются сомнительными и почти невалидными. Альтернативой этим традиционным подходам к оценке валидности является моделирование структурных связей между индикаторами (шкалами, пунктами шкал) и конструктами. Особенно привлекательным свойством структурного моделирования для разработки психодиагностических шкал является возможность исследования сложных связей между несколькими конструктами, что характерно для мно-гошкальных тестов. В качестве одного из показателей валидности индикатора в рамках этого подхода может выступать факторная нагрузка, или коэффициент структурной связи между индикатором и латентной переменной (фактором). На схеме эти связи обозначены символами /, и 12. В отличие от традиционного факторного анализа исследователь может управлять (запрещать, произвольно присваивать или свободно оценивать) факторными нагрузками и связями между факторами (теоретическими конструктами). Таким образом мы можем явно задавать и проверять на истинность содержательную теорию, лежащую в основе теста. Вот почему в литературе данный метод часто выступает под именем конфирматорного, т.е. подтверждающего, факторного анализа. В структурном моделировании у исследователя появляется возможность одновременно оценивать валидность и надежность теста, не привлекая критериальных данных. Некоторые шкалы современных тестов могут быть обоснованы исключительно методом конфирматорного факторного анализа. Это касается, например, четырех факторных показателей, введенных в третьем пересмотре Интеллектуальных шкал Д.Векслера для детей (WISC-III[8]). Сообщения о применении структурного моделирования появились наконец в российской печати, хотя само исследование было выполнено за рубежом [5]. Детальное обсуждение метода структурного моделирования невозможно в рамках журнальной статьи. Более подробно он изложен в [6; 7]. Психологи, работающие над совершенствованием или разработкой серьезных тестов и нуждающиеся в психометрической помощи, могут обращаться к первому автору данной статьи на кафедру психологии БГУ. Адаптация опросника личностных приоритетов Н.Кефир включала перевод методики на русский язык, теоретический анализ литературы о жизненных стилях, тестирование старшеклассников одной из минских гимназий, критериальную и конструктную валидизацию и структурное моделирование. В качестве критерия валидизации мы использовали средний балл в школе, в качестве родственных конструктов — опросник самоуважения Розенберга и ряд экспресс-методик исследования самосознания. Были получены в основном ожидаемые связи между личностными приоритетами и показателями опросников самоотношения. Однако очевидная многомер-ность методик самоотношения и ненадежность школьных оценок как индикатора личностных особенностей породили несколько неожиданных или неинтерпретируемых коэффициентов. Вот почему мы обратились к теоретической модели и структурному моделированию. В понимании Н.Кефир личностные приоритеты суть проявление жизненных стилей. Приоритеты задаются желаемыми целями и особенно — избегаемыми опасностями. Автор выделила четыре личностных приоритета: А. "Превосходство". Эмоция, которую избегает человек с таким жизненным стилем, — чувство неполноценности и собственной малоз-начимости. Психологической ценой, которую придется "заплатить" за стремление быть первым, лучшим, заметным, будет стресс, проблемы со здоровьем и часто одиночество. В. "Контроль". Избегаемая эмоция — чувство униженности. Личности с таким жизненным стилем обычно не хватает непосредственности и креативности. Она избегает ситуаций риска и сохраняет психологическую дистанцию в общении с другими людьми. С. "Угождение". Избегаемая эмоция — чувство отверженности. Человек, имеющий такой личностный приоритет, мало думает о собственных потребностях, поэтому часто испытывает раздражение. D. "Комфорт". Избегаемая эмоция — чувство давления со стороны обстоятельств или других людей, стресс. Индивид, ставящий целью максимально избегать любого напряжения, никогда не реализовывает свой личностный потенциал. Каждый из личностных приоритетов измеряется по отдельной шкале,состоящей из 7 утверждений. Каждое из утверждений работает лишь на одну шкалу. Никаких утверждений о связях между шкалами (приоритетами) не делается. Сначала мы оценили модель, заданную Н.Кефир. Сходимость модели, включающей все 28 утверждений, оказалась плохой. Это могло быть вызвано исключительно содержательными причинами, например невалидностью шкал, низким качеством многих индикаторов одновременно, неадекватностью перевода. Однако более вероятными мы считаем исключительно технические причины — небольшую выборку и дихотомические ответы (типа "да", "нет"). Известно, что статистически корректные решения для дихотомических индикаторов возможны лишь для достаточно больших выборок. Чтобы обеспечить сходимость, мы определяли утверждения, ухудшающие статистические показатели модели, и пошагово удаляли их. В окончательном анализе использовался 21 индикатор. В качественном отношении полученное решение выглядит правдоподобным и вполне согласуется с теорией индивидуальной психологии. Значительная часть пунктов имеет значимые факторные нагрузки со стороны соответствующих шкал. С учетом возможных неточностей перевода и сравнительно малой выборки можно сделать предварительное заключение о том, что концепция личностных приоритетов оказалась диагностичной в первом приближении. Таблица 1. Показатели валидности отдельных утверждений теста (значения факторных нагрузок) [9]
Однако оцененная модель все же оказалась неприемлемой по статистическим показателям. Так, значение х2 со 183 степенями свободы равно 221,08 и показывает значимые различия между оцениваемой моделью и данными на уровне р<0,05. Табл. 1 дает информацию о том, какие именно утверждения уменьшают валидность теста в целом. Например, утверждение № 14 ("Для меня очень важно быть абсолютно уверенным в правильности того, что я говорю и делаю") имеет не только низкую, но и отрицательную нагрузку со стороны соответствующей шкалы. Если бы мы были специально и исключительно заинтересованы в проверке теории личности А. Адлера, мы бы подробно остановились на обсуждении возможных культурных причин весьма невысокой валидности шкал и индикаторов теста. Однако ограничимся кратким изложением последующих шагов технологии валидизации теста и представим конечный результат. Используя значения статистических показателей в качестве подсказок и всякий раз принимая решения осмысленно, с учетом психологического содержания шкал и индикаторов теста, мы пошагово освобождали или запрещали факторные нагрузки конструктов на индикаторы до тех пор, пока не получили удовлетворительную со статистической точки зрения и все еще интерпретируемую в терминах Адлера модель измерения. Некоторые показатели модели таковы: AGOF=,89. Наибольшее абсолютное значение стандартизованного остатка составляет 0,12. График значений стандартизованных остатков по отношению к квантилям нормального распределения проходит точно по диагонали. Ни один из индексов модификации не превышает 5. Таблица 2. Показатели валидности утверждений теста (значения факторных нагрузок)
Как видим (табл. 2), получено несколько отклонений от модели Н.Кефир. Во-первых, лишь 21 утверждение из 28 пунктов оригинального теста оказалось работающим. Во-вторых, и это более существенно, ряд утверждений были связаны с иными, чем предполагала Н.Кефир, шкалами. Так, пункт 1 ("Я боюсь быть незначительным") более тесно и значимо связан со шкалой С, чем со шкалой А. Пункт 2 работает одинаково хорошо как на шкалу А, так и на шкалу В. Пункт 12 связан, кроме собственной шкалы, еще и со шкалой С, причем с отрицательным знаком. Самое серьезное нарушение модели Н.Кефир наблюдается для пункта 15, который связан исключительно с конструктом, для измерения которого он не был предназначен. Вместе с тем и общие статистические показатели, и доля значимых факторных нагрузок свидетельствуют в пользу правдоподобия психодиагностической модели теста, представленной в табл.3.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.009 с.) |