Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ещё раз о психологической диагностикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Л.Ф. Чупров, Черногорск, Хакасия Вопросы психологии №5, 2001,С.152-155. Время от времени на страницах журнала «Вопросы психологии» появляются материалы, в которых анализируются проблемы психологической диагностики. Эти проблемы обсуждаются и на страницах других периодических и специальных изданий [9], [10], существует ряд нормативных документов, опубликованных в объемном справочном пособии «Психология и психотерапия в России-2000». Обсуждают эти проблемы и педагоги [13], пропагандирующие дифференцированное обучение в массовой школе, правда, именно в этом типе школ такая селективная психолого-педагогическая диагностика учащихся, особенно в периферийных школах, является нормой. Если одни авторы ставят вопрос в плоскости качества распространяемого инструментария [4], то авторы других публикаций вопрос психологической диагностики в детском возрасте рассматривают в несколько иной плоскости. Складывается мнение, что причина всего в неподготовленности и отсутствии этического кодекса у практических психологов. Но так ли это? В психологах ли все дело? Несколько вводных замечаний. Как следует даже из поверхностного библиографического анализа, рынок литературы уже в первые годы развертывания психологической службы и во все последующие пополняется именно публикациями с описанием всякого рода методик, где диагностика «школьной зрелости» занимает довольно значительное место. Таких методик десятки и рекомендуются они чаще всего вполне маститыми учеными. В селективной психологической диагностике заинтересованы, прежде всего админи страторы школ, учителя, чиновники управлений образования. Сегодня они дают «социальный заказ», который обязаны выполнять практические психологи. Именно чиновники и финансисты управлений образования, администраторы школ нарушают официальные нормативные документы, запрещающие как селективную психодиагностику, так и необоснованную дифференциацию детей. Именно от управленцев и финансистов идут распоряжения на повышение наполняемости в классах для детей с задержкой психического развития или указания вовсе не открывать такие классы. В психологической службе образования сегодня складывается весьма интересная ситуация. Уже более десяти лет существует специальность «практический психолог», осуществляется подготовка специалистов, но нет сложившейся области знания, которую можно было бы назвать «практическая психология». В свою очередь педагоги, получившие дипломы о подготовке по второй специальности, постепенно покидают учреждения образования, а на их место приходят другие, но чаще совсем без подготовки. А что такое неспециалист, получивший возможность иметь хоть какую-то да педагогическую работу: педагогом-психологом, учителем-логопедом или учителем-дефекто-логом? Повышать свою квалификацию на коммерческих отделениях и факультетах или на платных курсах «по зову души» они не будут — денег нет. К тому же они знают, что ведут эту подготовку те же преподаватели, у которых только что было получено основное образование, и которые о психологической службе знают лишь из соответствующей литературы. Требовать средств на Дополнительную подготовку у администрации учреждения образования — нереально. Да и каков прок в заочном обучении? Но есть и еще один вопрос: «А зачем дополнительная профессия, если работаешь; только до очередного сокращения кадров учреждений системы образования и неизвестно, устроишься ли вновь педагогом-психологом?». На местах ситуация с профессией практического психолога и учителя-логопеда — уже вопиющая [1], [2], [12]. Их первыми сокращают, закрывают ПМПК: «В связи с сокращением финансирования на N-й год учреждений системы образования». Так что не в плохих педагогах-психологах все дело, не в незнании ими «этики психолога». Когда не работают нормативные документы, вопрос об этике обычно не ставят. Не с той стороны «этический кодекс» вводить надо бы. Да и ситуация с набором в первые классы школ изменилась. К примеру, если в 80-х гг. в том же Черногорске был 100 % охват детей дошкольным образованием, то на сегодняшний день это чуть более 40 % [10]. Разговор о сплошном охвате детей дошкольного возраста с речевой патологией и коррекцией в речевых группах детских садов, как это было всего лет десять назад, сегодня звучит, как красивая сказка. Уменьшается число детей, поступающих в первые классы, но школы, ранее ориентированные на дифференцированный набор учеников, не могут быстро перестроиться: за этим стояли гранты, почетные звания, награды, надбавки к заработной плате. Итак, к чему мы пришли? На мой взгляд, существуют три основные причины сложившегося положения. 1. Отсутствие практической психологии. Рассматривать практическую психологию только как психологическую службу будет столь же правильно, как считать, что наличие штата управленцев здравоохранением населения — это практическая медицина или медицинская помощь населению. Здравоохранение существует даже тогда, когда помощь на местах оказывают колдуны, знахари, шаманы как в джунглях Африки и Южной Америки. Здравоохранение есть и тогда, когда оказывается лишь фельдшерская доврачебная помощь на сельском здравпункте. Практическая медицина же существует лишь тогда, когда есть теория и история медицины, концепция болезни, медицинские технологии, ресурсное обеспечение и кадры, владеющие всем этим. А вот есть ли при этом система здравоохранения или нет — это второй вопрос. Практическая психология — безусловно не только владение бесчисленным психодиагностическим инструментарием. Последнее всего лишь технология, а применительно к психологии — «фельдшеризм в психологии». Врач-невропатолог снимает свои диагнозы и прописи назначений не с каучуковых головок молотка Смолянова, он выводит их на основе своего профессионального мышления и клинического опыта. Практическая психология — это и не механическая сумма разнообразных психологии плюс организация психологической службы. Так и напрашивается столь знакомое: «Коммунизм — это советская власть, плюс электрификация всей страны». Настало время поиска практической психологии. А пока ее нет, то практической психологией и, в частности, «психодиагностикой может заниматься каждый, умеющий читать» [8; 122]. 2. Нормативный «беспредел» администраторов и управленцев образования. Отечественная педагогика сегодня потеряла столь, казалось бы, стройную систему педагогики, состоящую всего лишь из трех разделов: дидактики, теории коммунистического воспитания и частных методик. Появились педагогические технологии, т.е. «педагогический фельдшеризм» или индустриализация педагогики. Чем отличалась работа мастера-кустаря? Его производство было безотходно и экологически чисто. Как мастер-кустарь работал и традиционный педагог, особенно на периферии [5]. Индустриализация педагогики запустила своеобразный конвейер, каждый работник которого специализирован и может выполнять только одну-две операции, работая по шаблону («по Эльконину—Давыдову», «по Занкову» и т.п.). Любая индустриализация требует селекции материала, а следовательно, и выбраковки того материала, который не позволяет сохранять прежнее качество конечного продукта. Учителя, оплата которых еще несколько лет назад целиком зависела от их узкой специализации, уже не хотят и не могут работать по-старому. Они требуют отбора учащихся, особенно самых развитых из них для обучения по «развивающим программам». Да и переход учителей, работавших шаблонно, т.е. «экспериментально», в плоскость традиционного обучения будет сопряжен со сложностями: «традицион-ники» обычно имеют более низкие квалификационные разряды в отличие от «экспе-риментальщиков». Но это уже тема отдельного разговора. Сворачивание всякой внеурочной и до-суговой деятельности, форм организации детей (детского движения) породило новые проблемы, связанные с нарушениями поведения учащихся и ростом правонарушений. Легче искать эти причины не в отсутствии какой-либо работы в школе классного руководителя, социального педагога, завуча по воспитательной и завуча по внеклассной работе, а в нарушениях в психическом развитии детей. В свою очередь, отсутствие таковых легко объяснять плохой работой педагогов-психологов. Сегодня в образовании «не работают» никакие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога. «Для их работы нет финансовых средств» — самый удобный самообман. На самом-то деле все объясняется проще — невозможностью старой управленческой гвардии учреждений образования работать в новых условиях. 3. Текучесть кадров практических психологов. Каждый новый педагог-психолог, приходя на свое рабочее место, вынужден начинать с полного нуля или еще хуже, с разгребания завалов предшественников. Естественно, он начинает с того, что ему более доступно и что у него лучше получится. Он не увидит результатов своей деятельности, как он не увидел последствий работы своих предшественников на этой должности. Отсутствие у него знаний в области типологии даже тех состояний, которые выделялись еще при жизни Л.С. Выготского, приводит к тому, что он верит любой публикации, любой «сопроводиловке» к психодиагностической методике. Он с легкостью диагностирует ММД (минимальную мозговую дисфункцию), РДА (ранний детский аутизм), задержку психического развития и олигофрению, не осознавая, что эти состояния вне его самостоятельной компетенции. Такие состояния требуют при их диагностике обязательного участия врача. Любой факультативный симптом он (практический психолог) способен воспринять как самостоятельный вид патологии, а несколько изолированных симптомов произвольно объединить в новый синдром. Психолог вынужден выполнять распоряжения учителей и администраторов школ, понимая, что лучше быть удобным, но занятым, чем принципиальным, но безработным. Система образования сегодня имеет такого педагога-психолога, какого она заслуживает. Вместо заключения, или что нужно делать? Акцентировать внимание только на том, что виной всему педагоги-психологи, вряд ли будет правильно. Современный практический психолог поставлен в такие условия отсутствием приемлемых стандартов подготовки специалистов, отсутствием вертикали управления и защиты интересов представителей этой профессии, игнорированием администраторами и управленцами нормативных документов и подзаконных актов, регламентирующих работу психологической службы, — с одной стороны, и отсутствием серьезной работы в плане поиска практической психологии — с другой. Нужны не отдельные публикации, «изобличающие проделки практических психологов» на местах, а широкое обсуждение вопросов теории практической психологии и состояния психологической службы в системе образования. Собственно, как показывает история становления, например, патопсихологичес-кой службы в отечественной психиатрии, любые новые направления психологической практики и раньше проходили труднейший путь своего становления. Но патопсихология — это прикладная к психиатрии область психологии, где было наработано столь много или ассимилировано из смежных областей. Даже эта специальность прошла через ряд жарких дискуссий на страницах как медицинских, так и психологических изданий [3], [7]. Станет ли психологическая служба системы образования действительным обретением или окажется величайшей аферой отечественного образования последних десятилетий XX в. зависит, прежде всего, от научной активности ученых-психологов и практиков. Нужна разработка теории практической психологии. ИСТОЧНИКИ 1. Гарамова Л. Третий крестовый поход на психологическую службу города // Черногорский рабочий. 2001. 13 февраля. 2. Задорожная М. О сокращениях, уменьшении зарплаты, ликвидации клубов — что, правда? // Черногорский рабочий. 1997. 27 февраля. 3. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я,, Лонгино-ва С.В. О положении в одной из областей практического применения психологической науки (Письмо в редакцию) // Вопр. психол. 1974. № 3. С. 184-187. 4. Лубовский В.И., Перемени Л.И., Семаго М.М. О публикациях психодиагностических материалов// Вопр. психол. 1997. № 1. С. 133-137. 5. Каневаро А. Уроки «периферийной» педагогики // Перспективы. 1985. № 3. С. 131-143. 6. Селеверстова Н.Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопр. психол. 2000. № 3. С. 14-22. 7 Рубинштейн С.Я. О развитии патопсихологии // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 2. С. 94-103. 8. Чупров Л.Ф, Закономерная дискуссия // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 2. С. 121-122. 9. Чупров Л.Ф. Тернистый путь практической психологии образования // Психол. газета. 2000. № 6. С. 13-15. 10. Чупров Л. А кому она нужна, эта «школьная зрелость»? // Хакасия. 2000. 13 июля. 11. Юдина Е.Г. Конференция «Диагностика в системе дошкольного образования» // Вопр. психол. 2001. № 1. С. 149-153. 12. Юрьев Н. Газетная летопись жертвенной профессии // Черногорский рабочий. 2001. 20 февраля. 13. Ямбург ЕЛ. Эта «скучная» наука управления. М.: АПП ЦИТП, 1992.
Заниженная самооценка учащихся: диагностика и коррекция * Н.В.Яковлева, аспирантка БГПУ им. М. Танка Адукацыя i выхаванне, №2, 2000 В статье рассматриваются природа заниженной самооценки, ее функции в развитии личности, пути преодоления. Дана характеристика методов и приемов коррекции, представлена система тренинговых упражнений, которые можно применять в условиях обычного класса. Самооценка — это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; проявляется оно как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости[11]. Самооценка — личностное суждение о собственной ценности, выражающееся в установках, свойственных индивиду.При поступлении в школу ребенок сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Кроме того, в его жизни появляется еще одна фигура, с которой он постоянно взаимосвязан, — учитель. В течение одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке, не раз попадает, помимо своей воли, в ситуацию соперничества. Даже при отсутствии экзаменов или контрольных работ число оценочных ситуаций бывает немалым, так как школьник постоянно выполняет какие-то задания и все время сравнивает себя с другими. Не может он избежать и невербальных оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Как мудро заметил У. Джемс[12], без попытки достижений не бывает неудач; если нет неудач, нет и унижения, поэтому наше самоощущение в этом мире определяется тем, кем мы стремимся стать и что хотим совершить. Хотя каждый ребенок еще до поступления в школу так или иначе испытал радость успеха и горечь неудач и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате он оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь. В свою очередь, школа становится источником впечатлений, на основе которых начинается развитие его самооценки. Существует ряд приемов, используя которые, педагог может развивать у школьников способности к правильной самооценке. К их числу относится, например, включение ученика в процесс оценивания своей деятельности через составление прогноза относительно ожидаемой отметки, ее обоснования и т.п. При этом несовпадение ожидаемой отметки с отметкой учителя обсуждается, выясняются основания самооценки и оценки учителя. Другим приемом является рецензирование школьником устных ответов одноклассников на уроке или их письменных работ с последующим анализом своей работы. Педагогу необходимо также знать о том, что оптимальные условия для формирования у школьника верных ориентиров в собственных возможностях возникают тогда, когда педагог правильно использует прием сравнения учащихся друг с другом. Нужно учитывать, что адекватная самооценка в учебной деятельности будет возникать у школьника в том случае, если учитель будет сравнивать его с учеником, имеющим примерно равные учебные способности, т. е. сильного ученика — с сильным, слабого — со слабым (интерперсональное сравнение). Перспективен и прием интраперсонального сравнения, при осуществлении которого ученик сравнивается с самим собой ("сегодняшний" со "вчерашним" или "завтрашним"). Педагогам следует обращать особое внимание на детей с неадекватной заниженной самооценкой, которая формируется у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности, а также демонстративного его подчеркивания взрослыми или другими детьми. Типичным проявлением заниженной самооценки школьника является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что подобные дети находятся в постоянном психическом перенапряжении. В работе с ними школьному психологу, учителю следует учитывать степень выраженности психической напряженности, ориентируясь на ее проявления, описанные в предлагаемой таблице.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.012 с.) |