Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Остановимся на интерпретации полученных шкал.

Поиск

Шкала А. Все утверждения, вошедшие в нее, априорно формулировались автором как отно­сящиеся к приоритету "Превосходство". Ин­терпретация пунктов 5,17,9,21,1 (см. табл.2) подтверждает наличие соответствия между те­оретически заданным конструктом и психоло­гическим содержанием шкалы, построенной экспериментально. Что касается пункта 2 ("Я часто чувствую, что мало связан с другими людьми"), который, как выяснилось, связан с двумя шкалами — "Превосходство" и "Контроль", подчеркнем следующее. Во-первых, классифи­кация личностных приоритетов Н.Кефир (как и другие адлерианские типологии) не предпо­лагает, что отдельные компоненты разных жиз­ненных стилей не могут совпадать. За счет этого стили и коррелируют (см. табл.3). Во-вторых, психологическая реальность, задаваемая пунктом 2, может быть результатом двух разных пове­денческих моделей. Если разобщенность с людьми в понимании респондента есть следствие со­бственного стремления человека выделиться, отличиться за счет тех или иных своих дейст­вий или качеств, то пункт 2 будет работать на приоритет "Превосходство". Если же дистан-цирование от людей выступает как индивиду­альный способ оградить себя от возможной угрозы быть непонятым, обиженным и т.п., согласие с утверждением №2 будет свидетельствовать в пользу приоритета "Контроль".

Аналогично может быть объяснен тот факт, что пункт 1 (см. приложение) в большей сте­пени связан с "Угождением", чем с "Превос­ходством". Если за боязнью быть незначительным стоит опасение осознать собственную неком­петентность, неспособность, слабость и непол­ноценность, то это — проявление жизненного стиля "Превосходство". Если же человеку страшно быть отвергнутым, непринятым из-за того, что он может показаться малоинтересным, то это — "Угождение", т.е. проявление социально желательных форм поведения.

На примере анализа пунктов 1 и 2 мы видим неснимаемую идеографичность концепции жизненных стилей: одно и то же действие может свидетельствовать о разных приоритетах и стилях.

Шкала В. К этой шкале относятся пункты 2, 6 и 10 (все с высокими факторными нагруз­ками). Два последних утверждения могут быть интерпретированы как проявление эмоциональ­ного самоконтроля. Следовательно, и для шкалы В обнаруживается совпадение теоретического и эмпирического психодиагностического кон­структа, заложенного в индикаторы шкалы. Однако тот факт, что из семи авторских утвержде­ний в шкалу В вошло только три, говорит о необходимости особо тщательной работы в дальнейшем именно над диагностикой при­оритета "Контроль". Возможно, речь идет о серьезных межкультурных различиях в самом наборе личностных приоритетов или в их со­держательной интерпретации. Три упомянутых утверждения связаны с эмоциональной от­страненностью, самодостаточностью. В любом случае необходима серьезная доработка, новая интерпретация или содержательная замена этого конструкта.

Шкала С. Хотя все пункты шкалы (27, 23, 7, 11, 12, 14, 19, 3) имеют значимые фактор­ные нагрузки, некоторые утверждения требу­ют специального анализа. Так, пункт 15, "за­планированный" для этой шкалы, на самом деле является индикатором приоритета "Ком­форт". Возможно, такое его восприятие респон­дентами есть фундаментальный культурный факт, последействие советского менталитета. В недавнем прошлом выражение мнения, не совпадающе­го с точкой зрения большинства, грозило ско­рее санкциями со стороны общественных и государственных структур, чем отвержением со стороны значимых людей. Выбор пункта 14, изначально отнесенного к шкале "Контроль", может свидетельствовать в пользу "Угождения", если респондент убежден — чтобы быть при­нятым, надо быть информированным и уверенным в себе. Также понятно, почему пункт 12, ра­ботающий на приоритет "Комфорт", вошел в шкалу С с отрицательным весом. Если люди, стремящиеся свести к минимуму возникнове­ние проблемных ситуаций, действительно мечтают о том, чтобы их оставили в покое, то те, кто боится быть отвергнутым, как раз такого по­коя и не желают.

Шкала D. Помимо пункта 15, который мы анализировали выше, сюда относятся утвер­ждения 28, 20, 12, 8, 24, которые были сфор­мулированы Н.Кефир как индикаторы при­оритета "Комфорт". Эта шкала является удач­ным примером соответствия теоретически про­гнозируемого психодиагностического конструк­та и реальных экспериментальных данных.

Поскольку автор методики не указала на теоретически значимые коэффициенты корре­ляции между шкалами (личностными приори­тетами), мы сначала установили равными нулю все корреляции, а затем "освобождали" те из них, которые улучшали общие статистические показатели модели. Комфорт значимо высоко и позитивно коррелирует с контролем и стрем­лением угождать. Значимо связаны лишь шкала комфорта, с одной стороны, и шкалы контро­ля и угождения — с другой. Таким образом, личностные приоритеты относительно ортого­нальны, за исключением комфорта, который может достигаться разными жизненными стра­тегиями.

Таблица 3. Корреляции между личностными приоритетами (шкалами) [10]

Показатель Превосход­ство (А) Конт­роль (В) Угожде­ние (С)
Превосход­ство (А) Контроль (В) Угождение (С) Комфорт (D) 1,00 ,00 ,15 ,00   1,00 ,00 ,41     1,00 ,60

Таким образом, содержательная интерпретация эмпирически полученных шкал опросника личностных приоритетов и хорошие статисти­ческие показатели модели позволяют сделать вывод о пригодности теста для диагностики личностных приоритетов. Утверждения, выде­ленные в процессе адаптации теста, являются высоковалидными индикаторами четырех кон­структов. Однако множественные несовпадения теоретически предсказанных и эмпирически полученных связей между конструктами и индикаторами ставят задачу переосмысления всего перечня и содержательной интерпретации личностных приоритетов. Вот почему мы не приводим нормы перевода сырых оценок в стандартные. Дальнейшая работа по адаптации опросника предполагает уточнение формулировок тех утверждений, которые сохранились после валидизации, а также формулирование новых пунктов, согласующихся с содержанием шкал. Необходима замена или содержательная рабо­та конструкта "Контроль" (шкала В). Неожи­данная интрига со столь простым опросником, каким является тест Н.Кефир, поучительна. Большая часть методик, находящихся в поль­зовании психологами, измеряют не то, что они должны были бы измерять по замыслу. Но это уже другая история.

Приложение.

Утверждения опросника личностных приори­тетов с ключами (положительный ответ засчи­тывается как балл шкалы, указанной в скоб­ках. Валидные утверждения выделены жирным шрифтом).

1. Я боюсь быть незначительным (А и С *).

2. Я часто чувствую, что я мало связан с другими людьми, живу как бы отдельно от них (В и А).

3. Я делаю большие усилия для того, чтобы быть принятым как можно большим количес­твом людей (С).

4. Мне нравится, что люди мне помогают (D).

5. Для меня важно не быть в толпе — я не хочу быть одним из многих (А).

6. Я неохотно показываю свои чувства. Я скорее скажу, что я думаю, чем то, что я чувствую (В).

7. Мне всегда было интересно, нравлюсь ли я людям, принимают ли они меня (С).

8. Волнения, суета, изменения в жизни так сильно тревожат меня, что я чувствую себя совершенно стесненным обстоятельствами (D).

9. Я чувствую, что стараюсь быть лучше, чем другие, в важных для меня вопросах (А).

10. Я не очень доверяю другим людям. Я не могу дать себе волю и расслабиться (В).

11. Я знаю, что очень хочу быть отвергну­тым (С).

12. Я хочу, чтобы меня оставили в покое (D и С * с отрицательным знаком).

13. Мне кажется, что я должен платить за свой образ жизни: на мне слишком большая ответственность, я очень много работаю (А).

14. Для меня очень важно быть абсолютно уверенным в правильности того, что я говорю и делаю (С *, не В, как у Кефир).

15. Я редко отваживаюсь высказать свое мнение, если оно отличается от мнения других людей (D *, не С, как у Кефир).

16. Мне трудно сопротивляться давлению со стороны других людей или обстоятельств (D).

17. Для меня важен не столько результат, сколько то, чтобы именно от меня исходила вдохновляющая идея (А).

18. Я боюсь, что искреннее выражение моего лица может быть использовано против меня (В).

19. Мне трудно говорить "нет" (С).

20. Возможно, у меня не такие большие успехи, как у других людей, но для меня важнее по­кой и удобство (D).

21. Я думаю, что некоторые люди, когда они видят мои достижения, могут чувствовать себя нерешительными и малоспособными (А).

22. Мне не нравится оказываться в ситуа­ции, к которой я не очень готов (В).

23. Я стараюсь понять, что другие люди ждут от меня, чтобы, по возможности, оправдать их ожидания (С).

24. Я всегда стараюсь избегать физического неудобства, даже если оно длится недолго (D).

25. Мне кажется, что я могу хорошо ладить и со старшими, и с младшими по возрасту и положению, но друзей у меня почти нет (А).

26. Для меня очень важно быть информи­рованным, знать все обо всем (В).

27. Если я вынужден действовать вопреки ожиданиям других людей, мне трудно прини­мать решения, я чувствую себя как бы пара­лизованным (С).

28. В принципе, я хочу обеспечить себе удобную жизнь без лишних конфликтов (D).

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. — М.: Педагогика, 1982. — Кн.1. — 320 с.

2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. —Киев: Изд-во ПАН Лтд., 1994. — 284 с.

3. Rarer I. Personality assessment: A conceptual survey / Eds L.A.Pervin. Handbook of Personality: Theory and research, 1990. - P. 693-720.

4. Kline P. Personality: The Psychometric View. — London: Routledge, 1993. — 164 p.

5. Литтл Т.Д., Гордеева Т.О. Применение метода структурного моделирования для анализа кросскультурных данных // Психол. журнал. — 1997. — Т. 18. — № 4. — С. 96—109.

6. Bollen K.A. Structural Equations with Latent Variables. — NY.:John Wiley & Sons, 1989. — 514 p.

7. Joreskog K. G. and Sorbom D. Advances in Factor Analysis and Structural Equation Models. — Cambridge, MA: Abt Books, 1979. - 168 p.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.011 с.)