Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Остановимся на интерпретации полученных шкал.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шкала А. Все утверждения, вошедшие в нее, априорно формулировались автором как относящиеся к приоритету "Превосходство". Интерпретация пунктов 5,17,9,21,1 (см. табл.2) подтверждает наличие соответствия между теоретически заданным конструктом и психологическим содержанием шкалы, построенной экспериментально. Что касается пункта 2 ("Я часто чувствую, что мало связан с другими людьми"), который, как выяснилось, связан с двумя шкалами — "Превосходство" и "Контроль", подчеркнем следующее. Во-первых, классификация личностных приоритетов Н.Кефир (как и другие адлерианские типологии) не предполагает, что отдельные компоненты разных жизненных стилей не могут совпадать. За счет этого стили и коррелируют (см. табл.3). Во-вторых, психологическая реальность, задаваемая пунктом 2, может быть результатом двух разных поведенческих моделей. Если разобщенность с людьми в понимании респондента есть следствие собственного стремления человека выделиться, отличиться за счет тех или иных своих действий или качеств, то пункт 2 будет работать на приоритет "Превосходство". Если же дистан-цирование от людей выступает как индивидуальный способ оградить себя от возможной угрозы быть непонятым, обиженным и т.п., согласие с утверждением №2 будет свидетельствовать в пользу приоритета "Контроль". Аналогично может быть объяснен тот факт, что пункт 1 (см. приложение) в большей степени связан с "Угождением", чем с "Превосходством". Если за боязнью быть незначительным стоит опасение осознать собственную некомпетентность, неспособность, слабость и неполноценность, то это — проявление жизненного стиля "Превосходство". Если же человеку страшно быть отвергнутым, непринятым из-за того, что он может показаться малоинтересным, то это — "Угождение", т.е. проявление социально желательных форм поведения. На примере анализа пунктов 1 и 2 мы видим неснимаемую идеографичность концепции жизненных стилей: одно и то же действие может свидетельствовать о разных приоритетах и стилях. Шкала В. К этой шкале относятся пункты 2, 6 и 10 (все с высокими факторными нагрузками). Два последних утверждения могут быть интерпретированы как проявление эмоционального самоконтроля. Следовательно, и для шкалы В обнаруживается совпадение теоретического и эмпирического психодиагностического конструкта, заложенного в индикаторы шкалы. Однако тот факт, что из семи авторских утверждений в шкалу В вошло только три, говорит о необходимости особо тщательной работы в дальнейшем именно над диагностикой приоритета "Контроль". Возможно, речь идет о серьезных межкультурных различиях в самом наборе личностных приоритетов или в их содержательной интерпретации. Три упомянутых утверждения связаны с эмоциональной отстраненностью, самодостаточностью. В любом случае необходима серьезная доработка, новая интерпретация или содержательная замена этого конструкта. Шкала С. Хотя все пункты шкалы (27, 23, 7, 11, 12, 14, 19, 3) имеют значимые факторные нагрузки, некоторые утверждения требуют специального анализа. Так, пункт 15, "запланированный" для этой шкалы, на самом деле является индикатором приоритета "Комфорт". Возможно, такое его восприятие респондентами есть фундаментальный культурный факт, последействие советского менталитета. В недавнем прошлом выражение мнения, не совпадающего с точкой зрения большинства, грозило скорее санкциями со стороны общественных и государственных структур, чем отвержением со стороны значимых людей. Выбор пункта 14, изначально отнесенного к шкале "Контроль", может свидетельствовать в пользу "Угождения", если респондент убежден — чтобы быть принятым, надо быть информированным и уверенным в себе. Также понятно, почему пункт 12, работающий на приоритет "Комфорт", вошел в шкалу С с отрицательным весом. Если люди, стремящиеся свести к минимуму возникновение проблемных ситуаций, действительно мечтают о том, чтобы их оставили в покое, то те, кто боится быть отвергнутым, как раз такого покоя и не желают. Шкала D. Помимо пункта 15, который мы анализировали выше, сюда относятся утверждения 28, 20, 12, 8, 24, которые были сформулированы Н.Кефир как индикаторы приоритета "Комфорт". Эта шкала является удачным примером соответствия теоретически прогнозируемого психодиагностического конструкта и реальных экспериментальных данных. Поскольку автор методики не указала на теоретически значимые коэффициенты корреляции между шкалами (личностными приоритетами), мы сначала установили равными нулю все корреляции, а затем "освобождали" те из них, которые улучшали общие статистические показатели модели. Комфорт значимо высоко и позитивно коррелирует с контролем и стремлением угождать. Значимо связаны лишь шкала комфорта, с одной стороны, и шкалы контроля и угождения — с другой. Таким образом, личностные приоритеты относительно ортогональны, за исключением комфорта, который может достигаться разными жизненными стратегиями. Таблица 3. Корреляции между личностными приоритетами (шкалами) [10]
Таким образом, содержательная интерпретация эмпирически полученных шкал опросника личностных приоритетов и хорошие статистические показатели модели позволяют сделать вывод о пригодности теста для диагностики личностных приоритетов. Утверждения, выделенные в процессе адаптации теста, являются высоковалидными индикаторами четырех конструктов. Однако множественные несовпадения теоретически предсказанных и эмпирически полученных связей между конструктами и индикаторами ставят задачу переосмысления всего перечня и содержательной интерпретации личностных приоритетов. Вот почему мы не приводим нормы перевода сырых оценок в стандартные. Дальнейшая работа по адаптации опросника предполагает уточнение формулировок тех утверждений, которые сохранились после валидизации, а также формулирование новых пунктов, согласующихся с содержанием шкал. Необходима замена или содержательная работа конструкта "Контроль" (шкала В). Неожиданная интрига со столь простым опросником, каким является тест Н.Кефир, поучительна. Большая часть методик, находящихся в пользовании психологами, измеряют не то, что они должны были бы измерять по замыслу. Но это уже другая история. Приложение. Утверждения опросника личностных приоритетов с ключами (положительный ответ засчитывается как балл шкалы, указанной в скобках. Валидные утверждения выделены жирным шрифтом). 1. Я боюсь быть незначительным (А и С *). 2. Я часто чувствую, что я мало связан с другими людьми, живу как бы отдельно от них (В и А). 3. Я делаю большие усилия для того, чтобы быть принятым как можно большим количеством людей (С). 4. Мне нравится, что люди мне помогают (D). 5. Для меня важно не быть в толпе — я не хочу быть одним из многих (А). 6. Я неохотно показываю свои чувства. Я скорее скажу, что я думаю, чем то, что я чувствую (В). 7. Мне всегда было интересно, нравлюсь ли я людям, принимают ли они меня (С). 8. Волнения, суета, изменения в жизни так сильно тревожат меня, что я чувствую себя совершенно стесненным обстоятельствами (D). 9. Я чувствую, что стараюсь быть лучше, чем другие, в важных для меня вопросах (А). 10. Я не очень доверяю другим людям. Я не могу дать себе волю и расслабиться (В). 11. Я знаю, что очень хочу быть отвергнутым (С). 12. Я хочу, чтобы меня оставили в покое (D и С * с отрицательным знаком). 13. Мне кажется, что я должен платить за свой образ жизни: на мне слишком большая ответственность, я очень много работаю (А). 14. Для меня очень важно быть абсолютно уверенным в правильности того, что я говорю и делаю (С *, не В, как у Кефир). 15. Я редко отваживаюсь высказать свое мнение, если оно отличается от мнения других людей (D *, не С, как у Кефир). 16. Мне трудно сопротивляться давлению со стороны других людей или обстоятельств (D). 17. Для меня важен не столько результат, сколько то, чтобы именно от меня исходила вдохновляющая идея (А). 18. Я боюсь, что искреннее выражение моего лица может быть использовано против меня (В). 19. Мне трудно говорить "нет" (С). 20. Возможно, у меня не такие большие успехи, как у других людей, но для меня важнее покой и удобство (D). 21. Я думаю, что некоторые люди, когда они видят мои достижения, могут чувствовать себя нерешительными и малоспособными (А). 22. Мне не нравится оказываться в ситуации, к которой я не очень готов (В). 23. Я стараюсь понять, что другие люди ждут от меня, чтобы, по возможности, оправдать их ожидания (С). 24. Я всегда стараюсь избегать физического неудобства, даже если оно длится недолго (D). 25. Мне кажется, что я могу хорошо ладить и со старшими, и с младшими по возрасту и положению, но друзей у меня почти нет (А). 26. Для меня очень важно быть информированным, знать все обо всем (В). 27. Если я вынужден действовать вопреки ожиданиям других людей, мне трудно принимать решения, я чувствую себя как бы парализованным (С). 28. В принципе, я хочу обеспечить себе удобную жизнь без лишних конфликтов (D).
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. — М.: Педагогика, 1982. — Кн.1. — 320 с. 2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. —Киев: Изд-во ПАН Лтд., 1994. — 284 с. 3. Rarer I. Personality assessment: A conceptual survey / Eds L.A.Pervin. Handbook of Personality: Theory and research, 1990. - P. 693-720. 4. Kline P. Personality: The Psychometric View. — London: Routledge, 1993. — 164 p. 5. Литтл Т.Д., Гордеева Т.О. Применение метода структурного моделирования для анализа кросскультурных данных // Психол. журнал. — 1997. — Т. 18. — № 4. — С. 96—109. 6. Bollen K.A. Structural Equations with Latent Variables. — NY.:John Wiley & Sons, 1989. — 514 p. 7. Joreskog K. G. and Sorbom D. Advances in Factor Analysis and Structural Equation Models. — Cambridge, MA: Abt Books, 1979. - 168 p.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.011 с.) |