Изучение вероятности появления нервных и поведенческих расстройств у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение вероятности появления нервных и поведенческих расстройств у детей



Захаров А.И.

Психологическая служба. – 2002, - №1. – С.51-52.

Общие сведения о методике

Автор: Захаров А.И., 1994. (Захаров А.И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка. — СПб.: Образование, 1994. — 68 с.)

Контингент испытуемых: взрослые, имеющие детей, а также будущие родители.

Предмет диагностики: вероятность появления нервных и поведенческих расстройств у детей.

Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог.

Методическая разработанность: автором не приводятся психометрические параметры данного опросника.

Комплектность, состав методики: выделены 11 пунктов, оценка в соответствии с которыми дает возможность с большой вероятностью прогнозировать появление нервных и поведенческих расстройств у детей.

Вопросы:

1. Нежелательность (преждевременность) появления ребенка — 2 балла, случайность — 1 балл.

2. Несоответствие пола ребенка ожидаемому родителями — 2 балла.

3. Преждевременные или запоздалые (на срок больше двух недель) роды — 2 балла.

4. Выраженные отклонения в течении родов (отсутствие схваток или потуг, преждевременное — свыше 12 часов — отхождение вод, отсутствие крика при рождении, родовое повреждение и хирургические вмешательства, более длительное время, чем положено, новорожденного не приносили к матери) — 2 балла.

5. Ребенок первично беспокойный, нервный, «путает день и ночь», часто и подолгу болеет, подвержен частой аллергии и инфекциям — 2 балла.

6. Отсутствие достаточной самостоятельности из-за чрезмерной опеки и тотальных предохранений со стороны взрослых или отсутствие самой заботы (тоже 2 балла), когда ребенок предоставлен сам себе, перепоручается бабушкам, дедушкам, другим родственникам, помещается в ясли или интернатные группы — 2 балла.

7. Чрезмерная интенсивность родительских ожиданий и требований к успехам ребенка, постоянная стимуляция его возможностей и способностей, частые порицания и наказания в связи с этим — 2 балла.

8. Повышенная строгость и принципиальность в обращении с ребенком

или (тоже 2 балла) чрезмерная мягкость и уступчивость — 2 балла.

9. Эмоциональная неудовлетворенность ребенком со стороны родителей из-за его активности, темперамента и характера, интересов и увлечений — 2 балла.

10. Отсутствие согласия, конфликты в семье и взаимоисключающий подход в воспитании первого или второго ребенка в семье — 2 балла.

11. Наличие сильных стрессов, эмоциональных потрясений и нервного состояния у самих родителей — 2 балла.

Шкала оценки:

0 — отсутствие отклонений;

1 — сомнение в наличии отклонений;

2 — наличие отклонений (отрицательное звучание высказывания).

Обработка результатов:

После оценки, высказанной по каждому из выделенных пунктов, проводится суммирование полученных баллов. В том случае, когда сумма баллов находится в пределах от 0 до 7, можно говорить о низкой вероятности появления нервных и поведенческих расстройств у детей. Если сумма баллов находится в пределах от 8 до 14, можно говорить о средней вероятности их появления. И, наконец, если сумма баллов находится в пределах от 15 до 22, можно говорить о высокой вероятности появления нервных и поведенческих нарушений у детей.

Порядок работы с методикой:

Испытуемым предлагается оценить ситуацию по каждому пункту методики в соответствии со шкалой оценки. Затем проводится обработка и анализ полученных результатов.

Интерпретация результатов

Осуществляется после определения уровня вероятности проявлений поведенческих нарушений у детей. Более точные результаты получаются при сравнении старших и младших детей в одном возрасте. Например, старшему сыну 12 лет, а младшей дочери 8 лет. Тогда сравнение развития и воспитания обоих детей идет до 9 лет. У сына, скажем, набирается 15 баллов, у дочери — 8. Это означает большую вероятность нервных и поведенческих нарушений у сына по сравнению с дочерью, у которой тоже не все благополучно в нервно-психическом развитии. При единственном ребенке в семье также есть смысл проведения подобного анализа с целью, с одной стороны, изучения факторов риска в проявлении отклонений в его поведении, а, с другой, для предупреждения нежелательных тенденций в развитии второго, ожидаемого ребенка. Наибольшая отдача при использовании данной методики наблюдается при ее применении по отношению к будущим родителям. В том случае, если они смогут реально перестроить неблагоприятно сформировавшиеся установки и отношения и серьезно, с чувством ответственности подготовиться к рождению ребенка, отрицательные поведенческие проявления не будут характерны для их малыша.

После анализа полученных материалов готовится предварительное психологическое заключение, в котором специалист-психолог либо социальный педагог оговаривает программу дальнейшего обследования ребенка, имеющего поведенческие проблемы, и намечает пути коррекционной работы с ним и с его родителями.

 

 

Психомоторография — компьютер­ный экспресс-метод диагностики психического состояния человека

М.А. Кремень, [2] В. Е. Морозов [3]

(Кафедра психологии управления Академии Управления при Президенте Республики Беларусь)

Адукацыя Выхаванне №3, -2001. – С.32-36.

Процесс проникновения в область гуманитарного знания, в т.ч. и в психологию, естествен­нонаучных методов имеет более чем вековую историю. Тем не менее до сих пор не утихают споры по поводу правомерности их использования применительно к такому «тонкому» образо­ванию, каким является человеческая психика. На сегодняшний день особую остроту приобрела дискуссия о роли компьютерных технологий в проведении психологических исследований.

Существуют по крайней мере три устоявшихся мнения по поводу взаимосвязи психологии и компьютерных технологий. Первое предполагает, что никакой связи нет и быть не может. Его сторонники рассматривают человеческую психику и компьютер как два антагонистических начала, чьё взаимодействие в худшем случае приведёт к апокалипсису. Есть немало философских и социологических доктрин, в рамках которых подобные взгляды обрели "постоянную прописку".

На наш взгляд, философия, социология и литература в широком смысле достаточно жёстко ограничивают зону распространения указан­ий точки зрения, а её жизнеспособность во многом определяется господствующими в данный момент социокультурными ценностями. Весьма показательным, хотя и частным моментом рассматриваемого явления стали разного рода дискуссии о влиянии компьютерных игр на психику детей и т.п.

Второе мнение базируется на признании об­служивающей роли компьютерных технологий по отношению к задачам, решаемым психологичес­кой наукой. Естественно, в этом случае дело не ограничивается наличием лаборантки, набираю­щей на компьютере труды мэтров, но характер возникающей связи приблизительно такой же. Лучшей иллюстрацией данного подхода являют­ся компьютерные программы, реализующие по­пулярные психологические тесты. Компьютер, без всякого сомнения, облегчает процесс тестирова­ния и обработки результатов (особенно в случае большого количества тестируемых), но с прин­ципиальной точки зрения вряд ли что изменится от того, будет ли одна и та же информация содержаться в клинописи на глиняных табличках или же в тексте на плазменном дисплее.

Третье мнение состоит в том, что компьютер­ные технологии могут представлять собой самосто­ятельный, подчас не реализуемый никаким дру­гим способом инструмент исследования психики. При помощи компьютера становится возможным моделирование некоторых существенных сторон объективной реальности, что вместе с возможно­стью полноценного количественного анализа по­зволяет изучать связи, возникающие между пове­дением человека и потоком информации, посту­пающим к нему от объектов внешней среды.

Прежде чем перейти к конкретным примерам, хотелось бы обратить внимание читателей на об­стоятельство, касающееся возможности полно­ценного количественного анализа данных. Не вда­ваясь в подробный анализ существующих психо­логических способов исследования и диагности­ки, отметим, что далеко не все из них могут "похвастаться" подобной возможностью, не гово­ря уже о том, чтобы быть объективными. К при­меру, вышеупомянутые тесты-опросники дают, как правило, наиболее общую характеристику состояния тестируемого и основаны на анализе его словесного отчёта. Результаты, полученные при помощи самоотчёта, могут и не отражать истинного положения дел, что естественным об­разом обусловлено "субъективной природой" те­ста. Страдая субъективизмом, тесты дают в основ­ном качественную или, в лучшем случае, псев­доколичественную характеристику психического состояния, причём без учёта специфики деятель­ности, выполняемой человеком. В этой связи пре­имущества методов, сочетающих моделирование реальности и количественный анализ данных, становятся более очевидными.

Такая весьма неполная классификация видов взаимосвязи психологии и компьютерных техно­логий понадобилась затем, чтобы более подроб­но рассказать о разработанной нами методике, которая, как нам кажется, в полной мере обла­дает указанными преимуществами и вполне при­годна для надёжной оперативной диагностики психического состояния человека. Она носит на­звание "Психомоторография".

Методика реализована в виде программного продукта, функционирующего под управлением операционной системы Windows 95/98, а в ка­честве устройства ввода (органа управления) используется обыкновенный джойстик.

Психическое состояние является непосред­ственным целостным отражением, своего рода калькой объективной ситуации и представляет собой продукт сложных психических процессов.

Оно формируется как целостная многомерная реакция, возникающая под влиянием условий внешней среды, наличных функциональных воз­можностей и индивидуальных особенностей че­ловека. В отличие от вегетативных реакций, со­провождающих любой поведенческий акт и вы­ражающих энергетическую сторону процесса, психические состояния определяются информа­ционным фактором и организуют адаптивное поведение субъекта на более высоком психичес­ком уровне с учётом его характерологических особенностей, мотивов, установок и конкретно­го отношения к происходящему.

Структура психического состояния состоит из трёх уровней: физиологического, который вклю­чает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биологические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиоло­гического — вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; на психологическом уровне — психическим состояниям принадлежит одно из основных мест среди психических явле­ний. Психические состояния существенно опре­деляют характер деятельности человека. Изуче­ние их позволяет глубже понять вопросы нормы и патологии психической деятельности.

Психическое состояние носит динамический, процессуальный характер и может переходить из одного качества в другое, так или иначе харак­теризует психику человека, определяет своеоб­разие разных психических процессов. Его изме­нение под влиянием тех или иных условий дея­тельности сказывается на структуре психическо­го отражения, образа, регулирующего конкрет­ные действия в конкретной ситуации; происхо­дит деформация психического отражения. Основ­ным моментом деформации является то, что в фокусе сознания человека как бы застревает один компонент ситуации, мешающий её осоз­нанию в целом, затрудняющий адекватное отра­жение обстановки деятельности и принятие пра­вильного решения. Формируется искажённый образ-цель, вытесняющий адекватный образ.

Таким образом, наиболее объективная диаг­ностика психического состояния человека может быть получена при включении его в конкретную деятельность с возможностью инструментальной оценки особенностей формирования и распада психического образа как регулятора деятельнос­ти [4; 6].

Психические образы, их структура (и это хо­рошо известный факт) недоступны для непос­редственного наблюдения и изучения. Для изу­чения статических объектов, традиционно иссле­дуемых в психологии, используется методика воспроизведения их в рисунках (после предъяв­ления рисунка человека просят нарисовать по памяти то, что он видел). По полученным ре­зультатам в основном и судят о структуре обра­зов статических объектов.

Для экспериментального исследования дина­мических образов такой подход оказывается ма­лоэффективным, а часто и практически не­пригодным. Наиболее удобной моделью деятель­ности на основе образа динамического объекта нам представляются процессы слежения по пред­ставлению (о слежении по представлению мож­но говорить в тех случаях, когда в процессе сле­жения по тем или иным причинам информация от цели перестаёт поступать к человеку, и он на­чинает руководствоваться в своих действиях ис­ключительно образом движущейся цели, который ранее сформировался в его сознании). Это обес­печивает возможность не только качественного, но и точного количественного анализа получен­ных экспериментальных данных. Возможности количественного и качественного анализов струк­туры управляющих действий расширяются и обо­гащаются при синхронной регистрации входной информации и ответных действий. Синхронная регистрация данных "моторного выхода" позво­ляет исследовать микроструктуру управляющих движений, измерить скорость, длительность, амплитуду парциальных движений, количество и длительность пауз, характер реагирования, дли­тельность и характер переходных процессов и т.д.

О характере и структуре динамических психи­ческих образов, особенностях их формирования, функционирования и распада мы судим опосре­дованно, на основе количественного и качествен­ного анализов экспериментальных данных, харак­теризующих динамику моторных компонентов управляющих действий на протяжении всего эк­сперимента. Работа подразделяется на два перио­да: сначала человек осуществляет слежение, видя и эталонный сигнал (непрерывный либо дискрет­ный), и сигнал, соответствующий перемещению органа управления; по истечении данного пери­ода оба сигнала исчезают, и человек, не преры­вая слежения, должен продолжать осуществлять его, опираясь лишь на образ динамической ситуации, т.е. на сформированный ранее динамичес­кий образ. Динамика исполнительской деятельно­сти выводится после окончания эксперимента на экран в виде графиков (рис. 1,2).

На основании данных о структуре и динамике формирования и функционирования психическо­го динамического образа могут быть количествен­но определены следующие структурные компо­ненты психического состояния человека [2; 3]:

1. Адаптационные психические способности — способность прогнозировать изменение внешних событий и осуществлять адекватные реакции.

2. Самоорганизация поведения — способность осуществлять непрерывный поиск эффективной деятельности.

3. Психическая напряжённость — характерис­тика текущего состояния человека, обусловлен­ного внешними факторами и типологическими особенностями личности.

4. Оперативная динамическая память — спо­собность в течение определённого времени адек­ватно отражать пространственно-временные ко­ординаты динамического процесса после исчез­новения информации о нём.

Помимо этих показателей, описываемая ме­тодика позволяет фиксировать время самонас­тройки на входную информацию, характер оценки внешних событий, а также утомляе­мость.

В заключение отметим, что методика "Психомоторография", на наш взгляд, имеет ряд несом­ненных достоинств: высокая достоверность резуль­татов, оперативность, низкая утомляемость участ­ников эксперимента, простота обслуживания ус­тановки и т.д. Она может быть использована для диагностики психического состояния, психических и моторных функций человека с целью определе­ния профессиональной пригодности к ряду специ­альностей. В настоящее время методика уже ис­пользуется для диагностики психического состоя­ния учащихся ряда средних школ Минска [5], управленческого персонала государственных уч­реждений республики, а также применяется для экспресс-оценки предстартового состояния спорт­сменов. Хочется верить, что в будущем этот пере­чень будет продолжен.

Список литературы

1. Кремень М.А., Морозов В.Е. Аппаратурный метод диагностики психического состояния человека//Адукацыя i выхаванне. — 1994. — № 1. — С. 37—40.

2. Морозов В.Е. "Психомоторография" — метод определения психического состояния человека // Адукацыя i выхаванне. — 1994. — № 7. — С. 68—75.

3. Кремень М.А., Морозов В.Е. Использование метода психомоторографии для оперативного определения психического состояния людей // Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС: Сб. науч. тр. ЦПППЧ. - Мн., 1995. - Вып. 2. - С. 106—114.

4. Морозов В.Е. Закономерности формирования и распада психических динамических образов // Адукацыя i выхаванне. — 1996. — № 2. — С. 44—51.

5. Морозов В.Е. Взаимосвязь особенностей психического отражения школьников и их успеваемости по математике // Адукацыя i выхаванне. — 1997. — № 3. — С. 67—69.

6. Кремень М.А., Вод.позё'ров В.М. Образ в системе психической регуляции познавательной и исполнительской деятельности/НИО. — Мн., 1997. - 175 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.023 с.)