Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль профессиональных наклонностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исходя из профессиональной направленности студентов, были сформированы четыре группы: математическая (I), инженерно-техническая (II), социальная (III) и биологическая (IV). В группу I вошли студенты факультета прикладной математики и информатики, в группу II — радиотехнического факультета, в группу III — студенты, обучающиеся по специальности «Туризм» и «Социальная работа», и в группу IV — биологи. В табл. 4 указаны средние значения оригинальности и IQ для этих четырех групп с межполовыми различиями внутри каждой группы. Как следует из полученных данных, межполовые различия проявляются только в двух профессиональных группах: инженерно-технической и социальной, в которых мужчины отличаются большей образной креативностью, чем женщины. В группе II (инженерно-технической) для мужчин дополнительно характерны и большие значения IQ. На рис. 4 показано распределение рисунков в субтесте «Круги» по шести основным категориям в зависимости от пола и профессиональной направленности испытуемых. Для построения этой диаграммы были взяты результаты тестирования 20 мужчин и 20 женщин из каждой профессиональной группы. Во всех случаях видно предпочтение женщинами образов, относящихся к природе и быту, а мужчинами — к технике и различным символам. Однако для математической специальности (группа I) половые различия в образной креативности, относящейся к категории символов, снижаются. Такой же эффект наблюдается и в отношении категории «Природа» для биологической специальности (группа IV). И именно в этих профессиональных группах не отмечены достоверные половые различия по образной креативности (см. табл. 4). Для женщин, выбравших обучение по инженерно-техническим специальностям (группа II), такого профессионально обусловленного предпочтения образов из категории «Техника» не наблюдается. Этот результат, по-видимому, в значительной степени может быть связан с влиянием реальной конкурентной способности абитуриентов, вследствие чего выбор профессии у женщин из группы II обусловлен скорее не личностными способностями и интересами, а ориентацией на более низкий проходной балл при поступлении на радиотехнический факультет. Это подтверждают и более низкие значения IQ у женщин, чем у мужчин в данной профессиональной группе (см. табл. 4). Таблица 4 Межполовые различия креативности в зависимости от профессиональных наклонностей
Исходя из доминирующего для женщин распределения образов по различным категориям, что характеризует уровень гибкости мышления, можно предположить, что низкие значения креативности связаны именно со значительным давлением стереотипных категорий, и особенно бытовых изображений (тарелка, кружка, кольцо, шляпа и т.д.). Более широкое категориальное мышление у женщин, выбравших математические и биологические специальности (и обладающих более высокими значениями IQ), обусловливает создание рисунков с большей оригинальностью. С одной стороны, это как бы смещение социальной роли в сторону «мужского стиля» (предпочтение абстрактных научных знаний), с другой — расширение разнообразия придуманных рисунков за счет относительного снижения количества бытовых понятий. Известно, что при экспериментальном определении креативности испытуемые склонны неумышленно включать в продукты своего творчества (например, в изображения фантастических животных или вновь генерируемые псевдослова) ранее предъявленные образцы [31], [32], т.е. имеющиеся знания необходимым образом включаются в процесс создания нового продукта. Можно полагать, что отмеченная нами более низкая образная креативность у женщин связана именно со слабой актуализацией отдаленных при «женском стиле» мышления смысловых зон, формирующих разнообразные категории образов. Обращают на себя внимание результаты анализа межгрупповых различий по вербальной креативности. Хотя в целом достоверных различий между мужчинами и женщинами по оригинальности ассоциаций не было получено (см. табл. 3), однако при анализе результатов отдельных профессиональных групп достоверным оказалось доминирование мужчин среди инженеров и биологов (см. табл. 4). Можно предположить, что этот эффект является результатом различных процессов: в группе инженеров более низкая вербальная креативность женщин может быть результатом их более низкого вербального IQ, тогда как в группе биологов сравнительно низкая вербальная оригинальность (которая, однако, выше, чем у мужчин всех трех других групп) может быть следствием смещения особенностей стиля мышления: улучшение образного мышления ведет за собой относительное снижение вербального. Следует также учесть, что в ассоциативном тесте женщины продемонстрировали большую скорость придумывания ассоциаций, т.е. подтвердились известные данные о доминировании женщин при тестировании вербальной гибкости [22], однако при слабой мотивации выполнения задания или непонимании сути того, что же считается оригинальным ответом, этот эффект может существенным образом повлиять на результаты тестирования. Наши дальнейшие исследования направлены именно на выяснение роли мотивационного фактора в проявлении креативных способностей. Выводы Разработанные нами компьютеризированные методики количественной оценки креативности показали свою ценность как при определении индивидуальных или групповых показателей творчества, так и при анализе частотности возникающих при психометрическом тестировании образов или слов-ассоциаций и могут использоваться в профдиагностике или при оценке качества педагогических инноваций. Установлено доминирование мужчин при экспериментальном определении образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более «мужских» профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности является достаточный уровень развития интеллектуальных способностей у женщин. По вербальной креативности, определенной согласно ассоциативному тесту, достоверных различий между мужчинами и женщинами не установлено, однако наблюдается тенденция доминирования мужчин по оригинальности ассоциативного вербального мышления, и в группах инженеров и биологов эта разница между мужчинами и женщинами становится достоверной. Таким образом, можно предположить, что изменения полоролевых стереотипов (например, социально обусловленной профессиональной направленности развития личности) в определенной мере могут компенсировать биологически обусловленные межполовые различия в когнитивных способностях, в том числе креативных. Литература 1. Айзенк Г. Проверьте свой IQ. М.: Мир, 1972 2. Анастази А. Психологическое тестирование М.: Педагогика, 1982. 3. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопр. психол 1993. № 2. С. 63-71. 4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 5. Леей Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание // Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И. Ренч-лер, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн. М.: Мир 1995. С. 227-250. 6. Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопр. психол. 1996. № 2 С. 31-41. 7. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.В. Шадрикова. М.: Наука, 1991. 8. Разумникова О.М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопр. психол. 1999. № 5. С. 130-139. 9. Русалов В.М., Полтавцева Л.И. Темперамент как предпосылка творческих способностей // Журн. высш. нервн. деят-ти. 1997. Т. 47. № 3. С. 451-459. 10. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психол. журн. 1998. № 2. С. 144-160. 11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997. 12. Abra J., Valentine-French S. Gender differences in creative achievement: A survey of explanations // Genet. Soc. Gen. Psychol. Monogr. 1991. V. 117. N 3. P. 233-284. 13. Abraham P.P., Okoniewski C.A., Lehman M- Cognitive synthesis test. Berlin; Heidelberg; N.Y.: Springer, 1987. 14. Adolpts R. Social cognition and the human brain // Trends in Cognitive Sciences. 1999. V. 3. P. 469-479. 15. Beamont G.J., Mayers A.R., Rugg M.D. Asymmetry in EEG alpha coherence and power: Effects of task and sex // EEG and Clin. Neu-rophysiol. 1978. V. 45. P. 393-401. 16. Carlsson I., Wendt P.E., Risberg J. On the neu-robiology of creativity. Differences in fron-tal activity between high and low creative subjects // Neuropsychologia. 2000. V. 38. P. 873- 883. 17. DeMoss K., Millich R., DeMers S. Gender, creativity, depression and attributional style in adolescents with high academic ability // J. Abnorm. Child Psychol. 1993. V. 21. N 4. P. 455-467. 18. Dudek S.Z., Strobel M.G., Runco M.A. Cumulative and proximal influences on the social environment and children's creative potential // J. Genet. Psychol. 1993. V. 154. N 4. P. 487-499. 19. Eals M., Silverman I. The hunter-gatherer theory of spatial sex differences: Proximate factors mediating the female advantage in recall of object arrays // Ethology Sociobiol. 1994. V. 15. P. 95-105. 20. Gottfried A.W. et al. Gifted IQ: Early developmental aspects, the Fullerton longitudinal study. N.Y.: Plenum, 1994. 21. Goy R. W.,McEwen B.S. Sexual differentiation of the brain. Massachusetts: MIT Press, 1980. 22. Halpem D.F. Sex differences in cognitive abilities. 3-d ed. Mahwah, NJ; L.: Lawrence Erl-baum Ass.Inc, 2000. 23. Harpaz J. Asymmetry of hemispheric functions and creativity: An empirical examination // J. Great. Behav. 1990. V. 24. N 3. P. 161. 24. Herlitz A., Airaksinen E. Sex differences in episodic memory: The impact of verbal and visuospatial ability // Neuropsychol. 1999. V. 13. N 4. P. 1-8. 25. Kimura D. Sex, sexual orientation and sex hormones influence human cognitive function // Current Opinion in Neurobiology. 1996. V. 6. P. 259-263. 26. Kimura D.,Harshman R.A. Sex differences in brain organization for verbal and non-verbal function // Prog. Brain Res. 1984. V. 61. P. 423-441. 27. Kirkpatrick В., Bryand N.L. Sexual dimorphism in the brain: It's worse than you thought // Biol. Psychiat. 1995. V. 38. P. 347-348. 28. Lezak M.D. Neuropsychological assessment. 3rd ed. N.Y: Oxford Univ. Press, 1995. 29. Liotti M.,Gay C.T.,Fox P.T. Functional imaging and language: Evidence from positron emission topography // J. Clinical Neurophy-siol. 1996. V. 11. P. 175-190. 30. Lippa R. Gender-related individual differences and the structure of vocational interests: The importance of the people-things dimension // J. Personality and Soc. Psychol. 1998 V. 74. P. 996-1009. 31. Marsh R.L., Landau J.D., Hichs J.I. How examples may (and may not) constrain creativity // Memory & Cognition. 1996. V. 24. N 5. P. 669-680. 32. Marsh R.L., Ward T.B.,Landau J.D. The inadvertent use of prior knowledge in a generative cognitive task // Memory & Cognition. 1999. V. 27. N 1. P. 94-105. 33. Martindale C. et al. Creativity, oversensitivity, and rate of habituation // Personality and Individ. Differences. 1996. V. 20. P. 423-427. 34. McGowan J.F., Duka T. Hemispheric laterali-sation in a manual-verbal task combination: The role of modality and gender // Neuropsychologia. 2000. V. 38. P. 1018-1027. 35. Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. 1969. N 2. P. 220-232. 36. Noble K.D. The dilemma of the gifted woman // Psychol. Women Quart. 1987. V. 11. P. 367-378. 37. Petsche H.,Etinger S.C. EEG aspects of cognitive processes: A contribution to the proteus-like nature of consciousness // Inter. J. Psychol. 1998. V. 33. N 3. P. 199-212. 38. Razoumnikova O.M., Petrov R.V. Quantity determination of the cognitive style characteristics by means the computerized methodics. Proc. The Third Russian-Korean International Symposium on Science and Technology, Novosibirsk, 1999. V. 1. P. 153. 39. Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cloffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1962. 40. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalys: Creativity and learning. 1965. P. 663-679. 41. Shaywitz B.A. et al. Sex differences in the functional organisation of the brain for language // Nature. 1995. V. 373. P. 607-609. 42. Volf N.V.,Razumnikova O.M. Sex differences in EEG coherence during a verbal memory task in normal adults // Inter. J. Psychopysiol. 1999. V. 34. P. 113-122. 43. Zaidel E.,AboIitiz F., Clark J. Sexual dimorphism in interhemispheric relations: Anatomical-behavioural convergence // Biol. Res. 1995. V. 28. P. 27-43.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.007 с.) |