Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Проведение, обработка, тестовые нормы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Для проведения тестирования каждому респонденту необходимо выдать текст опросника и бланк ответов. К тексту прилагается инструкция, но можно зачитать ее вслух: «Внимательно читайте каждое утверждение и решите, согласны Вы с ним или нет. Если согласны, то на бланке ответов против номера этого утверждения поставьте «плюс» (+), если неверно, то «минус» (-). Помните, что не бывает правильных или неправильных ответов; нас интересует Ваше мнение». После того как респондент закончит отвечать, его бланк обрабатывается с помощью стандартного ключа (который изготавливается из пустого бланка ответов). За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл, за несовпадающий — 0 баллов. Подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с приводимыми ниже тестовыми нормами. 2. Предлагаемые медианные тестовые нормы построены по результатам тех испытуемых, которые добровольно участвовали в тестировании, но данные клиентов психологических консультаций не учитывались, так как это привело бы к завышению среднего балла. От 0 до 7 — низкая группа, низкая степень выраженности потребности в психологической помощи, которая, скорее, связана с отсутствием каких-либо знаний о психологии, т.е. с «психологической непросвещенностью» или с наличием у респондента отрицательного опыта работы с психологом (что, возможно является следствием неудачной психотерапии). Следует также помнить, что это может быть выражением агрессии по отношению к тестирующему психологу или психологическому учреждению. От 8 до 14 — средняя группа, средняя степень выраженности потребности в психологической помощи. Характеризует респондента как в целом позитивно относящегося к психологической работе, но не испытывающего желания и потребности привлекать к решению своих проблем других людей: он считает себя в состоянии справиться с ними самостоятельно. Как правило, такое состояние можно выразить следующей фразой: «Психологическая помощь — это хорошо, но не для меня». От 15 до 18 — высокая группа, высокая степень выраженности потребности в психологической помощи. Отражает большое доверие респондента к психологам и желание совместной работы, что тесно связано с большим количеством нерешенных психологических проблем у данного респондента. На таких респондентов следует обращать внимание в первую очередь.
IV. Рекомендации к применению. Данный опросник может применяться для индивидуального и группового тестирования. Он может быть использован как для исследовательских целей (в частности, как было указано, обнаружена прямо пропорциональная зависимость между потребностью в психологической помощи и уровнем переживания собственного неблагополучия), так и для решения практических задач. Полученные результаты свидетельствуют о том, что прежде чем включать субъекта в психологическую работу (например, создавать психологическую службу в ЗАГСах, судах и т.д.), следует создать условия для формирования такой потребности (т.е. возможно более широко внедрять психологическое просвещение и пропаганду). С помощью данной методики можно оценить и успешность такого просвещения. Кроме того, можно выявить наиболее «непросвещенные» группы населения. Текст опросника 1. Я считаю, что психологу можно доверить свои тайны. 2. Я считаю, что обратиться за помощью к психологу — значит признать свою слабость. 3. Я очень нуждаюсь в человеке, который мог бы меня понять и помочь 4. Мне кажется, что я не смог (не смогла) бы быть до конца откровенным (откровенной) даже со специалистом-психологом. 5. Я скорее доверю свои переживания просто близкому мне чело веку, чем даже самому хорошему специалисту. 6. Я уверен (уверена), что любое обращение к специалисту-психологу — полезно. 7. Я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту, когда жизнь не ладится. 8. Я не верю, что кто-то, даже специалист-психолог, может лучше меня разобраться в моих проблемах. 9. По-моему, обращаться за помощью к психологу — пустая трата времени, лучше действовать самому. 10. Если бы у меня было больше знаний по психологии, то я избе жал (избежала) бы многих ошибок. 11. В последнее время я почувствовал (почувствовала), что не в со стоянии сам (сама) справиться со своими проблемами. 12. Я считаю, что обратиться к специалисту по поводу психологических проблем так же естественно, как обратиться к врачу по поводу своего здоровья. 13. По-моему, к психологам обращаются только те, кто не хочет сам отвечать за свои поступки.
14. Я считаю, что необходимые знания по психологии можно по черпнуть из книг, а на практическую помощь психологов рассчитывать не стоит. 15. Я думаю, что поскольку раньше люди обходились без помощи психологов, то и нам достаточно своих знаний и опыта. 16. Возможность обратиться за помощью к психологам — большое достижение современного общества. 17. Если человек стремится все свои проблемы решать самостоятельно, то рано или поздно он не выдержит такой психологической на грузки. 18. Я думаю, что ни друзья, ни родственники не заменят профессионала-психолога, когда в жизни наступает кризис.
Программа наблюдения за агрессивным поведением Психологическая служба. – 2002, - №1. – С.53-54. Общие сведения о методике Авторы. Петерманн Ф., Петерманн У., 1992 г. (адаптация Сенько Т.В., 1998). Контингент испытуемых: младшие школьники. Предмет диагностики: вид агрессии. Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог. Методическая разработанность: авторами не приводятся психометрические параметры данной программы наблюдения по отношению к контингенту испытуемых Германии. Работа по установлению надежности, валидности и других психометрических показателей по отношению к контингенту испытуемых Беларуси проводится в настоящее время. Автор книги оставляет за собой право внесения необходимых изменений и уточнений. Комплектность, состав методики: в методике выделены 14 поведенческих проявлений, свидетельствующих о наличии агрессивности. Данные поведенческие проявления включены в таблицу «Оценка агрессивных поведенческих проявлений» (см. таблицу). Таблица Оценка агрессивных поведенческих проявлений
Шкала оценки: 1— никогда; 2 — редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — всегда. Обработка результатов: После оценки проявляемых ребенком агрессивных поведенческих проявлений проводится классификация наблюдаемых способов агрессивного поведения. Классификация способов агрессивного поведения:
вербальная агрессия — 1, 2, 3; открыто проявляющаяся агрессия — 4, 5, 6; целевой объект агрессии: собственная личность — 7, 8; предметы — 9, 10; сотрудничество — 11; компромисс — 12; контроль за своим поведением — 13; осознание своего поведения — 14. Порядок работы с методикой: Наблюдение проводится в свободной деятельности. Психолог фиксирует в таблице проявления в поведении детей выделенных в программе агрессивных форм в соответствии со шкалой оценки. Затем проводится обработка и анализ полученных материалов. Интерпретация результатов Проводится на основе полученных результатов. Затем готовится предварительное психологическое заключение, в котором психолог либо социальный педагог намечает программу дальнейшего обследования и пути коррекционной работы с ребенком.
Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности О.М. Разумникова Вопросы психологии №1, - 2002, - С.111-125. С помощью разработанных компьютеризированных методик проведено исследование образной и вербальной креативности (тесты Е. Торранса и С. Медник) среди студентов различных специальностей: математика, биология, инженерия и социальная работа (206 мужчин и 246 женщин). Параллельно осуществлялось измерение вербального и образного интеллекта. Установлено доминирование мужчин по показателям образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более «мужских» профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности является достаточный уровень развития интеллектуальных способностей у женщин. По вербальной креативности, определенной согласно ассоциативному тесту, достоверных различий между мужчинами и женщинами не установлено, однако наблюдается тенденция доминирования мужчин по оригинальности ассоциативного вербального мышления, и в группах инженеров и биологов эта разница становится достоверной. Таким образом, можно предположить, что изменения полоролевых стереотипов (например, социально обусловленной профессиональной направленности развития личности) в определенной мере могут компенсировать биологически обусловленные межполовые различия в когнитивных способностях, в том числе креативных. Ключевые слова: креативность, специальность, интеллект, полоролевые различия. В последние годы изучение процессов творчества (креативности) получило новый импульс вследствие широко развернувшихся исследований как в психологической, так и в нейрофизиологической сферах [4], [5], [8]-[10], [16], [33], [37]; при этом актуальной продолжает оставаться проблема оценки взаимодействия биологического и социального факторов. Межполовые различия в творческой продуктивности (научные теории, произведения искусства и т.п.) очевидны для всех, однако причины этого явления непонятны, так как согласно психометрическим методикам столь же убедительных отличий в креативности мужчин и женщин не получено, и даже имеются данные о большей выраженности, например, вербальной креативности у женщин [3], [12], [17].
Часть исследователей придерживается мнения о социальной обусловленности зависимости творческой продуктивности от половых различий: преимущественное развитие и, самое главное, практическое использование только тех способностей, которые приемлемы в рамках социальной роли, присущей, согласно общественному мнению, соответственно, мужчинам или женщинам [3], [6], [18], [22]. Так, например, делаются попытки объяснения половых различий в когнитивных способностях под влиянием систематического пихосоциального давления жизненного опыта, сформированного на протяжении длительного исторического периода охоты и собирательства [19]. Вследствие такой исторической практики мужчины лучше выполняют пространственные задания (вращение фигур, вертикальное и горизонтальное восприятие, прицеливание, требующее оценки скорости движущегося объекта), а женщины доминируют при оценке вербальных способностей, особенно вербальной беглости (генерирования слов на заданную букву), скорости восприятия идентичных паттернов, вербальной и предметной памяти или при выполнении тонких моторных операций [22], [24]—[26]. Полоролевые стереотипы являются результатом усвоения как неосознаваемой социальной идеологии, так и массовых бытующих правил поведения и влияют не только на развитие когнитивных способностей, но и на их демонстрацию. Возрастное исследование соотношения числа талантливых мальчиков и девочек показывает снижение пропорции девочек от V2 младшего до '/4 среднего школьного возраста [36]; причем социальным фактором, влияющим на это соотношение, может быть степень популярности, так как сообщается, что из четырех групп (талантливые и неталантливые мальчики, неталантливые и талантливые девочки) наиболее популярны первые, а наименее — последние [20]. Установлены также половые различия и в паттерне интересов: большая ориентация женщин на людей, а мужчин — на объекты [30]. Следовательно, более адаптивная психика и конформность поведения женщин может приводить к устойчивому предпочтению ими известных правил решения любых задач, т.е. отсутствию креативности. Наряду с важностью психосоциальных факторов многочисленные исследования показывают, что половой диморфизм организации когнитивных процессов может быть обусловлен и биологическими причинами: отличиями не только в гормональном статусе мужчин и женщин, но и в функциональном взаимодействии полушарий мозга [15], [26] [42], [43], причем оказывается, что половые различия в нейрональных механизмах когнитивной деятельности наблюдаются даже при одинаковых показателях этой деятельности [27].
Существенное значение гормональных влияний установлено уже на этапах дифференциации структур мозга при их развитии в пренатальном состоянии, однако и в этом случае обращается внимание на важность взаимодействия мозга с окружающей средой [25]. Пренатальный баланс уровня половых гормонов (андрогенов — эстрогенов) сказывается и на соотношении развития правого и левого полушарий мозга, определяя таким образом в дальнейшем соотношение вербальных и зрительно-пространственных способностей. Гормональные влияния оказываются существенными и в разные периоды постнатального развития, и во взрослом состоянии, определяя не только половой диморфизм поведения (так называемое организующее влияние [21]), но и особенности когнитивных процессов и у мужчин, и у женщин [22], [25]. При анализе половых различий в креативных способностях наибольший интерес представляют данные о морфологических и функциональных различиях в организации полушарий мозга, так как имеются данные о доминировании правополушарной активности [5], [33] или о более тесном взаимодействии полушарий и более билатеральной организации церебральных функций [16], [28] у креативных персон. В то же время сходная более билатеральная активация фронтальной коры у женщин по сравнению с мужчинами установлена методом томографии [41]. Исходя из этих данных, менее выраженную асимметрию полушарий У женщин можно было бы рассматривать как биологическую предпосылку креативности и, следовательно, считать реальное отсутствие творческой продуктивности следствием негативного давления социальных стереотипов. Однако имеются и другие нейрофизиологические данные, указывающие на различия в ментальных процессах, служащих основой творческой деятельности у мужчин и женщин. Отмечены половые различия и в функциональной организации процессов внимания [34], и в репрезентативных системах фронтальной коры, специализированных на генерации ассоциаций визуально-пространственной модальности [29]. Вместе с тем фронтальная кора имеет ключевое значение в процессах социального обучения [14] и, следовательно, в приобретении поло-ролевых стереотипов. Таким образом, все отмеченные факты демонстрируют тесные и сложные взаимосвязи биологических и социальных факторов в проявлении креативных способностей у мужчин и женщин; при этом остается множество невыясненных вопросов относительно данной проблемы. Несмотря на целый ряд критических замечаний по поводу определения креативности с помощью предложенных Дж. Гилфордом и Е. Торрансом батарей тестов, эта психометрическая диагностика остается в арсенале исследователей и позволяет получать данные, полезные как для объяснения составляющих творческой деятельности, так и для выбора педагогических приемов, способствующих развитию творческих способностей [4], [8], [11], [17], [18]. Однако широкое тестирование креативности затрудняется вследствие достаточно трудоемких вычислений оригинальности, оцениваемой как частота полученных ответов. Это препятствие в настоящее время может быть преодолено с помощью компьютерных технологий. Как было сказано выше, в экспериментальных исследованиях получены противоречивые данные о половых преимуществах при выполнении разнообразных заданий, однако в целом просматривается тенденция доминирования мужчин в области образно-пространственного мышления, а женщин — вербального. Известно также, что интеллектуальные способности могут оказывать влияние на формирование творческой деятельности, однако при этом отмечается существование «интеллектуального порога», выше которого зависимость интеллекта и креативности отсутствует [4], [40]. Чтобы внести большую ясность в решение указанных проблем, в настоящем исследовании были поставлены следующие задачи: разработать компьютеризированную методику количественного определения образной и вербальной креативности; выяснить, наблюдаются ли половые различия при экспериментальном определении образной и вербальной креативности; оценить степень влияния интеллектуальных способностей на уровень креативности мужчин и женщин; определить, насколько профессиональные наклонности (т.е. предпочтение определенной социальной роли) влияют на проявление креативных способностей. Материалы и метод В исследованиях участвовали 452 студента (206 мужчин и 246 женщин) Новосибирского государственного технического университета (факультеты гуманитарного образования, прикладной математики и радиотехнический) и Новосибирского государственного университета (факультет естественных наук). Какого-либо дополнительного специального отбора, кроме проходного балла при поступлении в вуз, при дальнейшем формировании групп, анализируемых по профессиональной направленности, не производилось. В неравномерном соотношении мужчин и женщин по факультетам (23 и 92, 75 и 72, 86 и 37, 22 и 45 соответственно), по-видимому, проявляются известные социальные стереотипы: предпочтение мужчинами технических профессий, а женщинами — профессий, связанных с социальными контактами. Для определения невербальной креативности использовались субтесты Е. Тор-ранса «Круги» и «Завершение картинок» [4], [39]. Диагностика вербальной креативности проводилась на основе теста отдаленных ассоциаций С. Медник [4], [7], [35] и методики когнитивного синтеза [11], [13]. Время выполнения тестов не ограничивалось и практически составляло 10—20 мин для каждой методики. Подсчет показателей креативности в субтесте «Завершение картинок» и методике когнитивного синтеза осуществлялся стандартным способом. Задания давались парами методик в случайной комбинации с перерывом между парами в одну неделю, причем испытуемые могли выбирать, какое задание они будут выполнять. Для количественного анализа показателей креативности в субтесте «Круги» и ассоциативном тесте были разработаны компьютеризированные методики (программы реализованы на языках Borland Pascal 7,0 и Delphi 3.0; программист Р.В. Петров). В первом случае само тестирование проводилось по стандартной методике с использованием бланков с изображением 20 кружков. Количественное определение креативности осуществлялось путем ввода данных с экспертной оценкой каждого рисунка, так что для каждого испытуемого можно было вычислить суммарную оригинальность изображений и гибкость мышления (т.е. количество категорий, к которым принадлежат придуманные изображения), а также зафиксировать количество использованных кругов и сложных рисунков (т.е. составленных из нескольких кругов). В субтесте «Круги» суммарная оригинальность вычислялась как OPТ OPЭ+Σ1/ Ni, где ОРЭ -оригинальность изображения согласно экспертной оценке, N — количество изображений i- горисунка (i≤ 20). В ассоциативном тесте испытуемый набирал на клавиатуре компьютера слово-ассоциацию в ответ на предъявленную триаду слов-стимулов. Суммарная оригинальность ассоциаций определялась как ОРАС= Σ 1/Ni, где N — количество слов-ассоциаций, сохраняющихся в базе данных для i -и триады слов (i 20); при этом достаточно было придумать по одной ассоциации на каждую триаду слов. Регистрировалось время раздумий над каждой из 20 триад, а затем вычислялось среднее время в данном тестировании. Окончательный результат регистрировался после проверки ассоциаций экспериментатором на предмет грамматических ошибок, описок и т.п. Дополнительные сведения об этих компьютеризированных методиках определения образной и вербальной креативности изложены в работе [38]. В табл. 1 приведены типичные ответы, выделенные в ходе формирования базы ответов при предварительном тестировании 302 человек по методике «Круги» и 518 — по ассоциативному тесту. Эти базы ответов использовались для вычисления оригинальности ответов в данном исследовании. Таблица 1 Типичные ответы при тестировании креативности
Согласно табл. 1 в тесте «Круги» круг чаще всего стимулирует изображение лица (в 91,7% случаев). На рис. 1 показаны примеры индивидуального тестирования в случае низкой (I) и высокой (И) креативности, соответственно, со значениями 0,45 и 12,22 (в первом случае количество категорий — 9, во втором — 13). В ассоциативном тесте наиболее стереотипны ответы на четвертую и пятую триады слов: глаз (76,4%) и газета (72,05), а наиболее разнообразны ассоциации, придуманные на седьмую триаду (комната — положение — река): среди 518 ответов было 165 разных ассоциаций (дом, обзор и т.д.), так что типичный ответ «место» был получен только в 7,5 % случаев. Вербальный и образный интеллект испытуемых определяли согласно тестам Р. Амтхауэра [2] (N= 339) и Г. Айзенка [1] (N=62). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием оценки значимости различий между группами по t -критерию Стьюдента, корреляционного (по Пирсону) и дисперсионного (ANOVA/MANOVA) анализа с помощью пакета программ Statistica for Windows v.4.3, Statsoft, Inc., 1993.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.017 с.) |