![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Проведение, обработка, тестовые нормы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Для проведения тестирования каждому респонденту необходимо выдать текст опросника и бланк ответов. К тексту прилагается инструкция, но можно зачитать ее вслух: «Внимательно читайте каждое утверждение и решите, согласны Вы с ним или нет. Если согласны, то на бланке ответов против номера этого утверждения поставьте «плюс» (+), если неверно, то «минус» (-). Помните, что не бывает правильных или неправильных ответов; нас интересует Ваше мнение». После того как респондент закончит отвечать, его бланк обрабатывается с помощью стандартного ключа (который изготавливается из пустого бланка ответов). За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл, за несовпадающий — 0 баллов. Подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с приводимыми ниже тестовыми нормами. 2. Предлагаемые медианные тестовые нормы построены по результатам тех испытуемых, которые добровольно участвовали в тестировании, но данные клиентов психологических консультаций не учитывались, так как это привело бы к завышению среднего балла. От 0 до 7 — низкая группа, низкая степень выраженности потребности в психологической помощи, которая, скорее, связана с отсутствием каких-либо знаний о психологии, т.е. с «психологической непросвещенностью» или с наличием у респондента отрицательного опыта работы с психологом (что, возможно является следствием неудачной психотерапии). Следует также помнить, что это может быть выражением агрессии по отношению к тестирующему психологу или психологическому учреждению. От 8 до 14 — средняя группа, средняя степень выраженности потребности в психологической помощи. Характеризует респондента как в целом позитивно относящегося к психологической работе, но не испытывающего желания и потребности привлекать к решению своих проблем других людей: он считает себя в состоянии справиться с ними самостоятельно. Как правило, такое состояние можно выразить следующей фразой: «Психологическая помощь — это хорошо, но не для меня». От 15 до 18 — высокая группа, высокая степень выраженности потребности в психологической помощи. Отражает большое доверие респондента к психологам и желание совместной работы, что тесно связано с большим количеством нерешенных психологических проблем у данного респондента. На таких респондентов следует обращать внимание в первую очередь.
IV. Рекомендации к применению. Данный опросник может применяться для индивидуального и группового тестирования. Он может быть использован как для исследовательских целей (в частности, как было указано, обнаружена прямо пропорциональная зависимость между потребностью в психологической помощи и уровнем переживания собственного неблагополучия), так и для решения практических задач. Полученные результаты свидетельствуют о том, что прежде чем включать субъекта в психологическую работу (например, создавать психологическую службу в ЗАГСах, судах и т.д.), следует создать условия для формирования такой потребности (т.е. возможно более широко внедрять психологическое просвещение и пропаганду). С помощью данной методики можно оценить и успешность такого просвещения. Кроме того, можно выявить наиболее «непросвещенные» группы населения. Текст опросника 1. Я считаю, что психологу можно доверить свои тайны. 2. Я считаю, что обратиться за помощью к психологу — значит признать свою слабость. 3. Я очень нуждаюсь в человеке, который мог бы меня понять и помочь 4. Мне кажется, что я не смог (не смогла) бы быть до конца откровенным (откровенной) даже со специалистом-психологом. 5. Я скорее доверю свои переживания просто близкому мне чело веку, чем даже самому хорошему специалисту. 6. Я уверен (уверена), что любое обращение к специалисту-психологу — полезно. 7. Я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту, когда жизнь не ладится. 8. Я не верю, что кто-то, даже специалист-психолог, может лучше меня разобраться в моих проблемах. 9. По-моему, обращаться за помощью к психологу — пустая трата времени, лучше действовать самому. 10. Если бы у меня было больше знаний по психологии, то я избе жал (избежала) бы многих ошибок. 11. В последнее время я почувствовал (почувствовала), что не в со стоянии сам (сама) справиться со своими проблемами. 12. Я считаю, что обратиться к специалисту по поводу психологических проблем так же естественно, как обратиться к врачу по поводу своего здоровья. 13. По-моему, к психологам обращаются только те, кто не хочет сам отвечать за свои поступки.
14. Я считаю, что необходимые знания по психологии можно по черпнуть из книг, а на практическую помощь психологов рассчитывать не стоит. 15. Я думаю, что поскольку раньше люди обходились без помощи психологов, то и нам достаточно своих знаний и опыта. 16. Возможность обратиться за помощью к психологам — большое достижение современного общества. 17. Если человек стремится все свои проблемы решать самостоятельно, то рано или поздно он не выдержит такой психологической на грузки. 18. Я думаю, что ни друзья, ни родственники не заменят профессионала-психолога, когда в жизни наступает кризис.
Программа наблюдения за агрессивным поведением Психологическая служба. – 2002, - №1. – С.53-54. Общие сведения о методике Авторы. Петерманн Ф., Петерманн У., 1992 г. (адаптация Сенько Т.В., 1998). Контингент испытуемых: младшие школьники. Предмет диагностики: вид агрессии. Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог. Методическая разработанность: авторами не приводятся психометрические параметры данной программы наблюдения по отношению к контингенту испытуемых Германии. Работа по установлению надежности, валидности и других психометрических показателей по отношению к контингенту испытуемых Беларуси проводится в настоящее время. Автор книги оставляет за собой право внесения необходимых изменений и уточнений. Комплектность, состав методики: в методике выделены 14 поведенческих проявлений, свидетельствующих о наличии агрессивности. Данные поведенческие проявления включены в таблицу «Оценка агрессивных поведенческих проявлений» (см. таблицу). Таблица Оценка агрессивных поведенческих проявлений
Шкала оценки: 1— никогда; 2 — редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — всегда. Обработка результатов: После оценки проявляемых ребенком агрессивных поведенческих проявлений проводится классификация наблюдаемых способов агрессивного поведения. Классификация способов агрессивного поведения:
вербальная агрессия — 1, 2, 3; открыто проявляющаяся агрессия — 4, 5, 6; целевой объект агрессии: собственная личность — 7, 8; предметы — 9, 10; сотрудничество — 11; компромисс — 12; контроль за своим поведением — 13; осознание своего поведения — 14. Порядок работы с методикой: Наблюдение проводится в свободной деятельности. Психолог фиксирует в таблице проявления в поведении детей выделенных в программе агрессивных форм в соответствии со шкалой оценки. Затем проводится обработка и анализ полученных материалов. Интерпретация результатов Проводится на основе полученных результатов. Затем готовится предварительное психологическое заключение, в котором психолог либо социальный педагог намечает программу дальнейшего обследования и пути коррекционной работы с ребенком.
Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности О.М. Разумникова Вопросы психологии №1, - 2002, - С.111-125. С помощью разработанных компьютеризированных методик проведено исследование образной и вербальной креативности (тесты Е. Торранса и С. Медник) среди студентов различных специальностей: математика, биология, инженерия и социальная работа (206 мужчин и 246 женщин). Параллельно осуществлялось измерение вербального и образного интеллекта. Установлено доминирование мужчин по показателям образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более «мужских» профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности является достаточный уровень развития интеллектуальных способностей у женщин. По вербальной креативности, определенной согласно ассоциативному тесту, достоверных различий между мужчинами и женщинами не установлено, однако наблюдается тенденция доминирования мужчин по оригинальности ассоциативного вербального мышления, и в группах инженеров и биологов эта разница становится достоверной. Таким образом, можно предположить, что изменения полоролевых стереотипов (например, социально обусловленной профессиональной направленности развития личности) в определенной мере могут компенсировать биологически обусловленные межполовые различия в когнитивных способностях, в том числе креативных. Ключевые слова: креативность, специальность, интеллект, полоролевые различия. В последние годы изучение процессов творчества (креативности) получило новый импульс вследствие широко развернувшихся исследований как в психологической, так и в нейрофизиологической сферах [4], [5], [8]-[10], [16], [33], [37]; при этом актуальной продолжает оставаться проблема оценки взаимодействия биологического и социального факторов. Межполовые различия в творческой продуктивности (научные теории, произведения искусства и т.п.) очевидны для всех, однако причины этого явления непонятны, так как согласно психометрическим методикам столь же убедительных отличий в креативности мужчин и женщин не получено, и даже имеются данные о большей выраженности, например, вербальной креативности у женщин [3], [12], [17].
Часть исследователей придерживается мнения о социальной обусловленности зависимости творческой продуктивности от половых различий: преимущественное развитие и, самое главное, практическое использование только тех способностей, которые приемлемы в рамках социальной роли, присущей, согласно общественному мнению, соответственно, мужчинам или женщинам [3], [6], [18], [22]. Так, например, делаются попытки объяснения половых различий в когнитивных способностях под влиянием систематического пихосоциального давления жизненного опыта, сформированного на протяжении длительного исторического периода охоты и собирательства [19]. Вследствие такой исторической практики мужчины лучше выполняют пространственные задания (вращение фигур, вертикальное и горизонтальное восприятие, прицеливание, требующее оценки скорости движущегося объекта), а женщины доминируют при оценке вербальных способностей, особенно вербальной беглости (генерирования слов на заданную букву), скорости восприятия идентичных паттернов, вербальной и предметной памяти или при выполнении тонких моторных операций [22], [24]—[26]. Полоролевые стереотипы являются результатом усвоения как неосознаваемой социальной идеологии, так и массовых бытующих правил поведения и влияют не только на развитие когнитивных способностей, но и на их демонстрацию. Возрастное исследование соотношения числа талантливых мальчиков и девочек показывает снижение пропорции девочек от V2 младшего до '/4 среднего школьного возраста [36]; причем социальным фактором, влияющим на это соотношение, может быть степень популярности, так как сообщается, что из четырех групп (талантливые и неталантливые мальчики, неталантливые и талантливые девочки) наиболее популярны первые, а наименее — последние [20]. Установлены также половые различия и в паттерне интересов: большая ориентация женщин на людей, а мужчин — на объекты [30]. Следовательно, более адаптивная психика и конформность поведения женщин может приводить к устойчивому предпочтению ими известных правил решения любых задач, т.е. отсутствию креативности. Наряду с важностью психосоциальных факторов многочисленные исследования показывают, что половой диморфизм организации когнитивных процессов может быть обусловлен и биологическими причинами: отличиями не только в гормональном статусе мужчин и женщин, но и в функциональном взаимодействии полушарий мозга [15], [26] [42], [43], причем оказывается, что половые различия в нейрональных механизмах когнитивной деятельности наблюдаются даже при одинаковых показателях этой деятельности [27].
Существенное значение гормональных влияний установлено уже на этапах дифференциации структур мозга при их развитии в пренатальном состоянии, однако и в этом случае обращается внимание на важность взаимодействия мозга с окружающей средой [25]. Пренатальный баланс уровня половых гормонов (андрогенов — эстрогенов) сказывается и на соотношении развития правого и левого полушарий мозга, определяя таким образом в дальнейшем соотношение вербальных и зрительно-пространственных способностей. Гормональные влияния оказываются существенными и в разные периоды постнатального развития, и во взрослом состоянии, определяя не только половой диморфизм поведения (так называемое организующее влияние [21]), но и особенности когнитивных процессов и у мужчин, и у женщин [22], [25]. При анализе половых различий в креативных способностях наибольший интерес представляют данные о морфологических и функциональных различиях в организации полушарий мозга, так как имеются данные о доминировании правополушарной активности [5], [33] или о более тесном взаимодействии полушарий и более билатеральной организации церебральных функций [16], [28] у креативных персон. В то же время сходная более билатеральная активация фронтальной коры у женщин по сравнению с мужчинами установлена методом томографии [41]. Исходя из этих данных, менее выраженную асимметрию полушарий У женщин можно было бы рассматривать как биологическую предпосылку креативности и, следовательно, считать реальное отсутствие творческой продуктивности следствием негативного давления социальных стереотипов. Однако имеются и другие нейрофизиологические данные, указывающие на различия в ментальных процессах, служащих основой творческой деятельности у мужчин и женщин. Отмечены половые различия и в функциональной организации процессов внимания [34], и в репрезентативных системах фронтальной коры, специализированных на генерации ассоциаций визуально-пространственной модальности [29]. Вместе с тем фронтальная кора имеет ключевое значение в процессах социального обучения [14] и, следовательно, в приобретении поло-ролевых стереотипов. Таким образом, все отмеченные факты демонстрируют тесные и сложные взаимосвязи биологических и социальных факторов в проявлении креативных способностей у мужчин и женщин; при этом остается множество невыясненных вопросов относительно данной проблемы. Несмотря на целый ряд критических замечаний по поводу определения креативности с помощью предложенных Дж. Гилфордом и Е. Торрансом батарей тестов, эта психометрическая диагностика остается в арсенале исследователей и позволяет получать данные, полезные как для объяснения составляющих творческой деятельности, так и для выбора педагогических приемов, способствующих развитию творческих способностей [4], [8], [11], [17], [18]. Однако широкое тестирование креативности затрудняется вследствие достаточно трудоемких вычислений оригинальности, оцениваемой как частота полученных ответов. Это препятствие в настоящее время может быть преодолено с помощью компьютерных технологий. Как было сказано выше, в экспериментальных исследованиях получены противоречивые данные о половых преимуществах при выполнении разнообразных заданий, однако в целом просматривается тенденция доминирования мужчин в области образно-пространственного мышления, а женщин — вербального. Известно также, что интеллектуальные способности могут оказывать влияние на формирование творческой деятельности, однако при этом отмечается существование «интеллектуального порога», выше которого зависимость интеллекта и креативности отсутствует [4], [40]. Чтобы внести большую ясность в решение указанных проблем, в настоящем исследовании были поставлены следующие задачи: разработать компьютеризированную методику количественного определения образной и вербальной креативности; выяснить, наблюдаются ли половые различия при экспериментальном определении образной и вербальной креативности; оценить степень влияния интеллектуальных способностей на уровень креативности мужчин и женщин; определить, насколько профессиональные наклонности (т.е. предпочтение определенной социальной роли) влияют на проявление креативных способностей. Материалы и метод В исследованиях участвовали 452 студента (206 мужчин и 246 женщин) Новосибирского государственного технического университета (факультеты гуманитарного образования, прикладной математики и радиотехнический) и Новосибирского государственного университета (факультет естественных наук). Какого-либо дополнительного специального отбора, кроме проходного балла при поступлении в вуз, при дальнейшем формировании групп, анализируемых по профессиональной направленности, не производилось. В неравномерном соотношении мужчин и женщин по факультетам (23 и 92, 75 и 72, 86 и 37, 22 и 45 соответственно), по-видимому, проявляются известные социальные стереотипы: предпочтение мужчинами технических профессий, а женщинами — профессий, связанных с социальными контактами. Для определения невербальной креативности использовались субтесты Е. Тор-ранса «Круги» и «Завершение картинок» [4], [39]. Диагностика вербальной креативности проводилась на основе теста отдаленных ассоциаций С. Медник [4], [7], [35] и методики когнитивного синтеза [11], [13]. Время выполнения тестов не ограничивалось и практически составляло 10—20 мин для каждой методики. Подсчет показателей креативности в субтесте «Завершение картинок» и методике когнитивного синтеза осуществлялся стандартным способом. Задания давались парами методик в случайной комбинации с перерывом между парами в одну неделю, причем испытуемые могли выбирать, какое задание они будут выполнять. Для количественного анализа показателей креативности в субтесте «Круги» и ассоциативном тесте были разработаны компьютеризированные методики (программы реализованы на языках Borland Pascal 7,0 и Delphi 3.0; программист Р.В. Петров). В первом случае само тестирование проводилось по стандартной методике с использованием бланков с изображением 20 кружков. Количественное определение креативности осуществлялось путем ввода данных с экспертной оценкой каждого рисунка, так что для каждого испытуемого можно было вычислить суммарную оригинальность изображений и гибкость мышления (т.е. количество категорий, к которым принадлежат придуманные изображения), а также зафиксировать количество использованных кругов и сложных рисунков (т.е. составленных из нескольких кругов). В субтесте «Круги» суммарная оригинальность вычислялась как OPТ OPЭ+Σ1/ Ni, где ОРЭ -оригинальность изображения согласно экспертной оценке, N — количество изображений i- горисунка (i≤ 20). В ассоциативном тесте испытуемый набирал на клавиатуре компьютера слово-ассоциацию в ответ на предъявленную триаду слов-стимулов. Суммарная оригинальность ассоциаций определялась как ОРАС= Σ 1/Ni, где N — количество слов-ассоциаций, сохраняющихся в базе данных для i -и триады слов (i 20); при этом достаточно было придумать по одной ассоциации на каждую триаду слов. Регистрировалось время раздумий над каждой из 20 триад, а затем вычислялось среднее время в данном тестировании. Окончательный результат регистрировался после проверки ассоциаций экспериментатором на предмет грамматических ошибок, описок и т.п. Дополнительные сведения об этих компьютеризированных методиках определения образной и вербальной креативности изложены в работе [38]. В табл. 1 приведены типичные ответы, выделенные в ходе формирования базы ответов при предварительном тестировании 302 человек по методике «Круги» и 518 — по ассоциативному тесту. Эти базы ответов использовались для вычисления оригинальности ответов в данном исследовании. Таблица 1 Типичные ответы при тестировании креативности
Согласно табл. 1 в тесте «Круги» круг чаще всего стимулирует изображение лица (в 91,7% случаев). На рис. 1 показаны примеры индивидуального тестирования в случае низкой (I) и высокой (И) креативности, соответственно, со значениями 0,45 и 12,22 (в первом случае количество категорий — 9, во втором — 13). В ассоциативном тесте наиболее стереотипны ответы на четвертую и пятую триады слов: глаз (76,4%) и газета (72,05), а наиболее разнообразны ассоциации, придуманные на седьмую триаду (комната — положение — река): среди 518 ответов было 165 разных ассоциаций (дом, обзор и т.д.), так что типичный ответ «место» был получен только в 7,5 % случаев. Вербальный и образный интеллект испытуемых определяли согласно тестам Р. Амтхауэра [2] (N= 339) и Г. Айзенка [1] (N=62). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием оценки значимости различий между группами по t -критерию Стьюдента, корреляционного (по Пирсону) и дисперсионного (ANOVA/MANOVA) анализа с помощью пакета программ Statistica for Windows v.4.3, Statsoft, Inc., 1993.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.213.208 (0.012 с.) |