Тема 7. Основные авторские педагогические системы прошлого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Основные авторские педагогические системы прошлого



Тема 8. Развитие школы как социального института, становление высшего образования.

Социокультурные изменения средневековья. Монастырское образование в средние века. Первые университеты. Городские школы. Институциализация науки в XIX веке. Учреждение официальных научных сообществ.

Тема 9. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом

Тема 10. Реформаторская педагогика конца XIX- начала ХХ века

Социокультурные особенности XIX века. Европейское образование в XIX веке. Педагогические идеи и деятельность И. Гербарта. Педагогика Ф. Фребеля. Опыт Утопистов – социалистов. От Л.Фейербаха к К. Марксу. Философия и педагогика позицтивизма. Российское образование в XIX веке. Реформы Российского образования в начале XIX века. Царскосельский лицей и дух вольнодумства. Политические и педагогические идеи революционных демократов. Реформаторско-экспериментальная педагогика на рубеже XIX-ХХ века. Образование, как фронт политической борьбы в России начала ХХ века.

 

Тема 11. Основные реформы образовательной политики ХХ века.

Тема 12. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения

В современном мире.

Роль высшего образования в современной цивилизации. Высшее образование как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Мировой кризис образования. Потребность общества в новой системе образования – инновационном обучении. Особенности кризиса образования в России. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. №1756-р). Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751). Федеральная программа развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000г. №51-ФЗ). Проблемы и пути развития европейского высшего образования.Зарождение мирового академического капитализма. Пути трансформации университета.

 

Тема 13. Процесс интеграции национальных систем образования

Болонская декларация 1999 года.Вхождение России в мировое образовательное пространство Причины необходимости преобразования высшего образования. Ключевые вопросы Болонского процесса: качество образования, укрепление доверия вузов друг к другу, мобильность студентов и специалистов, релевантность европейскому рынку труда. Стандарты и качество транснационального образования. Система кредитов (зачетных единиц). Приложение к диплому, разработанное Европейской комиссией. Общая структура образования, рекомендуемая Болонской декларацией. Подходы в обеспечении гарантии качества подготовки специалистов: повышение национальных стандартов в образовании, введение в образование международных стандартов.

4. Распределение изучения разделов дисциплины по семестрам

Раздел Семестр
Название раздела  
Раздел 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений  
Раздел 2. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки  
Раздел 3. Ведущие педагогические идеи в истории  
Раздел 4. Истоки развития идей компетентностного подхода  
Раздел 5. Истоки гуманистических идей педагогики  
Раздел 6. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России  
Раздел 7. Основные авторские педагогические системы прошлого  
Раздел 8. Развитие школы как социального института, становление высшего образования  
Раздел 9. Характеристики образования систем в разные эпохи в России и за рубежом  
Раздел 10. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX вв.  
Раздел 11. Основные реформы образовательной политики XXв.  
Раздел 12. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире  
Раздел 13. Процесс интеграции национальных систем образования  

4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: включает следующие виды деятельности:

а) конспектирование первоисточников и другой учебной литературы:

Основной

1. История педагогики // Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2007.

2. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2003.

3. Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-272с.

Дополнительной

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики.- М.: Изд.центр «Академия», 2000.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. / Сост.С.Д. Бабишин.- М.: Педагогика, 1985.

3. Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 в. /Сост. П.А.Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.

4. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н.Н.Кузьмин.- М.: Высш. шк., 1989.

5. История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. - М., 1981.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах – М: Изд-во МГОПУ, НОУ, 1998.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17 в. / Под ред. Э.Д.Днепрова. - М.: Педагогика, 1989.

8. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М., 1981.

9. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики М., 1995.

б) написание рефератов:

Темы рефератов:

1. Дидактические взгляды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

2. Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

3. Д.Локк и современная английская школа.

4. Теория развивающего обучения в педагогическом наследии И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

5. Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци о трудовом воспитании.

6. Проблема учителя, его назначение в обществе в классической зарубежной педагогике.

7. Учение Р.Оуэна о формировании характера.

8. Школа и педагогическая мысль России (с древнейших времен до начала 18 века).

9. Демократизм просветительной деятельности М.В. Ломоносова.

10. Педагогические взгляды А.Н. Радищева и их дальнейшее развитие в деятельности декабристов.

11. Н.И. Пирогов и Н.А. Добролюбов о дисциплине.

12. Актуальные проблемы обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского.

13. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания.

14. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России.

15. Принцип народности воспитания в прогрессивной русской педагогике XIX века.

16. Проблема учителя и его подготовки в русской педагогике XIX века.

17. Сравнительный анализ теории свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.

18. Теория детского коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

19. Н.К. Крупская о трудовом воспитании и политехнизме.

20. Дидактические взгляды Н.К. Крупской.

21. Н.К. Крупская – организатор пионердвижения.

22. Н.К. Крупская как историк педагогики.

23. Проблема детского самоуправления в педагогическом наследии Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

24. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко о семейном воспитании.

25. Учение А.С. Макаренко о дисциплине.

26. Воспитанники А.С. Макаренко.

27. Вопросы трудового воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

28. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве.

29. Принцип природосообразности в западноевропейской педагогике.

30. М. Монтень о целях и задачах гуманистического воспитания.

31. Проблема музыкального воспитания в трудах Платона и Аристотеля.

32. Физическое воспитание в Древней Греции.

33. Проблемы воспитания в дневниках Н.А. Добролюбова и его публицистике.

34. Проблемы воспитания в дневниках и в творчестве Л.Н. Толстого.

35. Проблема наказания в русской педагогике (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский).

36. С. Шацкий и Я. Корчак о внешкольном воспитании детей и подростков.

37. Музыкальное воспитание в трудах С. Шацкого и В. Шацкой.

38. Эстетическое воспитание в колонии С. Шацкого «Бодрая жизнь».

39. П.П. Блонский о половом воспитании детей.

40. Эстетическое воспитание в системе В.А.Сухомлинского.

41. Педагог-новатор – Ш.А. Амонашвили.

42. Опыт педагога – новатора В.Шаталова.

43. Реализация педагогического опыта Е.Н. Ильина.

44. А.С. Макаренко об эстетике дисциплины.

45. А.С. Макаренко о видах родительского авторитета.

46. Система образования в Англии, США.

47. Женское образование в России.

48. Воспитание и обучение русских царей.

49. Педагогическое значение Домостроя.

50. Основы православной педагогики

в) подготовку к экзамену:

1. Происхождение воспитания и характер воспитания в первобытном обществе.

2. Развитие педагогической теории в античной философии (Платон, Сократ, Аристотель).

3. Педагогические основы воспитательных систем Древней Греции (Спарта, Афины).

4. Социально-педагогические основы системы обучения и воспитания в Древнем Риме. Анализ работы Квинтилиана «О воспитании оратора».

5. Развитие школы и педагогической мысли в феодальную эпоху.

6. Образование и воспитания в Древнерусском государстве (X-XIII вв.). Анализ работы «Поучение Владимира Мономаха детям».

7. Социально-педагогические основы развития системы образования и воспитания в России в 17 веке. Анализ работы «Гражданство обычаев».

8. Просветительные реформы начала 18 века в России и их значение для развития системы образования.

9. Философские основы педагогики Д.Локка. Анализ работы «Мысли о воспитании».

10. Вопросы воспитания и образования в трудах французских просветителей (К.А. Гельвеций, Д. Дидро).

11. Философские и психологические основы педагогической теории И. Гербарта.

12. Философско-педагогические основы теории элементарного образования И.Г. Песталоцци. Анализ одной из работ.

13. Дидактические взгляды А.Дистервега. Анализ работы «Руководство к образованию немецких учителей».

14. Философские основы и сущность педагогических взглядов М.В. Ломоносова. Его роль в развитии школы и педагогики в России.

15. Философско-педагогические взгляды Р. Оуэна. Его социално-педагогический эксперимент.

16. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень).

17. Дидактическая система Я.А. Коменского. Анализ работы «Великая дидактика».

18. Педагогические основы теории естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Анализ работы «Эмиль или о воспитании».

19. Идея природосообразности в педагогических теориях зарубежных философов (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский).

20. Педагогика прагматизма Д. Дьюи.

21. Педагогические основы и сущность педагогических взглядов Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Анализ работы «О значении авторитета в воспитании».

22. Развитие школы и системы образования в России во второй половине 18 века.

23. Педагогическое движение и развитие системы образования в России в 60-70 гг.19 в. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова. Анализ работы «Вопросы жизни».

24. Психологические основы развития педагогической мысли конца XIX-XX вв. (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).

25. Философско-педагогическая система Л.Н. Толстого. Анализ одной из работ.

26. К.Д.Ушинский о народности в образовании и воспитании. Анализ статьи «Родное слово».

27. Антропологические основы теории воспитания и обучения К.Д. Ушинского. «Роль труда в его психическом и воспитательном значении».

28. К.Д. Ушинский о подготовке учителя. Анализ работы «О пользе педагогической литературы».

29. Становление советской системы образования в 1917-1920гг. Анализ «Положения о единой трудовой школе».

30. Педагогические взгляды С.Т. Шацкого. Анализ одной из работ

31. Теоретические основы обучения и воспитания в советской школе в 20-е годы.

32. Педагогическая теория Н.К. Крупской. Ее значение для современной школы и педагогики.

33. Развитие детского и юношеского движения в СССР. Анализ работы Н.К. Крупской «Письма пионерам».

34. Педагогическая система А.С. Макаренко и ее значение для современной школы. Анализ одной из работ.

35. Проблемы семейного воспитания в советской педагогике (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

36. Проблема подготовки учителя в педагогическом наследии Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

37. Педагогическая система В.А.Сухомлинского.

38. Движение педагогов-новаторов советской школы в 80-е годы (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, М.П.Щетинин и др.).

39. Закон РФ «Об образовании» (1992г.) Социальная политика государства в области образования.

Методические рекомендации преподавателям

Для успешной организации указанного курса рекомендуется:

- внимательно ознакомиться с положениями ГОС ВПО по данной дисциплине, учебным планом и учебной программой;

- познакомиться со списком основной и дополнительной литературы, проверить ее наличие в библиотеке, регулярно заниматься с новыми изданиями учебной и научной литературы с возможным включением ее в список основной, либо дополнительной литературы;

- рационально распределить учебный материал программ для лекционных занятий, для самостоятельной работы студентов;

- с целью поддержания обратной связи с аудиторией проводить лекции-беседы, лекции-диалоги, лекции с элементами контроля усвоения материала в виде тестов;

- в начале лекции объявлять ее план и посоветовать студентам вести ее конспект, подчеркивая основные, главные моменты;

- на лекционных занятиях указывать на конкретные работы из указанного списка литературы, как основного, так и дополнительного характера.

Методические рекомендации студентам

Для успешного овладения данным курсом:

- прежде всего необходима систематическая работа, связанная с чтением и изучением литературы курса, работа с терминологическими словарями, самостоятельное выполнение заданий;

- необходимо заранее выбрать форму реферата, ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, с графиком и формами отчетности по самостоятельной работе;

- перед началом работы над рефератом необходимо познакомиться с содержанием "Положения о выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.043 с.)