Реформаторская педагогика конца хiх- начала ХХ века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформаторская педагогика конца хiх- начала ХХ века.



Вопросы для обсуждения:

1. Социокультурные особенности XIX века. Европейское образование в XIX веке. Педагогические идеи и деятельность И. Гербарта. Педагогика Ф. Фребеля. Опыт Утопистов – социалистов. От Л. Фейербаха к К. Марксу. Философия и педагогика позицтивизма.

2. Российское образование в XIX веке. Реформы Российского образования в начале XIX века. Царскосельский лицей и дух вольнодумства. Политические и педагогические идеи революционных демократов.

3. Реформаторско-экспериментальная педагогика на рубеже XIX -ХХ века. Образование, как фронт политической борьбы в России начала ХХ века.

Литература:

1. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. Учебное пособие для ВУЗов / Коджаспирова Г.М. М.: Владос, 2003.

2. История образования и педагогической мысли. Учебник для ВУЗов / Торосян В.Г. М.: Владос, 2003.

3. История педагогики в России. Хрестоматия для ВУЗов / Егоров С.Ф. М.: Академия-Центр, 2002.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Изд.2. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Пискунов А.И. М.: Сфера. 2004.

 

Семинарское занятие 11

Основные реформы образовательной политики ХХ века.

Семинарское занятие 12

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения

В современном мире.

Семинарское занятие 13

Процесс интеграции национальных систем образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Болонская декларация 1999 года.Вхождение России в мировое образовательное пространство Причины необходимости преобразования высшего образования.

2. Ключевые вопросы Болонского процесса: качество образования, укрепление доверия вузов друг к другу, мобильность студентов и специалистов, релевантность европейскому рынку труда.

3. Стандарты и качество транснационального образования. Система кредитов (зачетных единиц). Приложение к диплому, разработанное Европейской комиссией. Общая структура образования, рекомендуемая Болонской декларацией.

4. Подходы в обеспечении гарантии качества подготовки специалистов: повышение национальных стандартов в образовании, введение в образование международных стандартов.

Литература:

1. На пути к Болонскому процессу и реформированию университетов. Альманах, институт «Город-Страна-планета», Самарский государственный экономический университет, 2005г.

2. Стратегическое управление университетом: Материалы Международной конференции. (3-4 июля 2004 г., г. Нижний Новгород).

3. История педагогики (История образования педагогической мысли). Учебник для ВУЗов / Латышина Д.И. М.: Гардарики, 2003.

4. Лабораторные занятия ( учебным планом не предусмотрены )

5. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: включает следующие виды деятельности:

а) конспектирование первоисточников и другой учебной литературы:

1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс,2002.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр., и перераб. -М.: Логос, 2002.

3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. -М.: Высш. шк., 2001.

4. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия»,2003.

5. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Резник, С.Д. Управление кафедрой:Учебник.2-е изд., перераб. и доп..-М.:ИНФРА-М, 2004.

8. Стратегическое управление университетом: Материалы Международной конференции. (3-4 июля 2004 г., г. Нижний Новгород). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2005. 109 с.

9. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия экономические науки: «Экономика образования», №1 (25), 2005г.

10. На пути к Болонскому процессу и реформированию университетов. Альманах, институт «Город-Страна-планета», Самарский государственный экономический университет, 2005г.

б) написание рефератов:

1. Дидактические взгляды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

2. Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

3. Д.Локк и современная английская школа.

4. еория развивающего обучения в педагогическом наследии И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

5. Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци о трудовом воспитании.

6. Проблема учителя, его назначение в обществе в классической зарубежной педагогике.

7. Учение Р. Оуэна о формировании характера.

8. Школа и педагогическая мысль России (с древнейших времен до начала XVIII века).

9. Демократизм просветительной деятельности М.В. Ломоносова.

10. Педагогические взгляды А.Н. Радищева и их дальнейшее развитие в деятельности декабристов.

11. Н.И. Пирогов и Н.А. Добролюбов о дисциплине.

12. Актуальные проблемы обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского.

13. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания.

14. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России.

15. Принцип народности воспитания в прогрессивной русской педагогике XIX века.

16. Проблема учителя и его подготовки в русской педагогике XIX века.

17. Сравнительный анализ теории свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н.Толстого.

18. Теория детского коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

19. Н.К. Крупская о трудовом воспитании и политехнизме.

20. Дидактические взгляды Н.К. Крупской.

21. Н.К. Крупская – организатор пионердвижения.

22. Н.К. Крупская как историк педагогики.

23. Проблема детского самоуправления в педагогическом наследии Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

24. Н.К.Крупская, А.С. Макаренко о семейном воспитании.

25. Учение А.С. Макаренко о дисциплине.

26. Воспитанники А.С. Макаренко.

27. Вопросы трудового воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

28. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве.

29. Принцип природосообразности в западноевропейской педагогике.

30. М. Монтень о целях и задачах гуманистического воспитания.

31. Проблема музыкального воспитания в трудах Платона и Аристотеля.

32. Физическое воспитание в Древней Греции.

33. Проблемы воспитания в дневниках Н.А. Добролюбова и его публицистике.

34. Проблемы воспитания в дневниках и в творчестве Л.Н. Толстого.

35. Проблема наказания в русской педагогике (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский).

36. С. Шацкий и Я. Корчак о внешкольном воспитании детей и подростков.

37. Музыкальное воспитание в трудах С. Шацкого и В. Шацкой.

38. Эстетическое воспитание в колонии С. Шацкого «Бодрая жизнь».

39. П.П. Блонский о половом воспитании детей.

40. Эстетическое воспитание в системе В.А. Сухомлинского.

41. Педагог-новатор – Ш.А. Амонашвили.

42. Опыт педагога – новатора В. Шаталова.

43. Реализация педагогического опыта Е.Н. Ильина.

44. А.С. Макаренко об эстетике дисциплины.

45. А.С. Макаренко о видах родительского авторитета.

46. Система образования в Англии, США.

47. Женское образование в России.

48. Воспитание и обучение русских царей.

49. Педагогическое значение Домостроя.

50. Основы православной педагогики.

в) подготовку к экзамену;

г) изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

6. Методическое обеспечение дисциплины

Основной библиографический список:

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.): Учебное пособие/под ред. Овчинникова и др. – М., 2000

2. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2т. – М., 1999

3. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства ХVI – XVII вв. (Сост. Бабишин С.Д. – М., 1985)

4. Джуринский А.Н., История педагогики: У.п. – М., 1999

5. Джуринский А.Н., История зарубежной педагогики: У.п. – М., 1998

6. Джуринский А.Н., История педагогики древнего и среднего мира: У.п. – М., 1999.

7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: У.п./под ред. Васильев З.И. – М., 2001

8. История педагогики: В 2ч./под ред. Пискунова А.И. 1ч. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины 17в. – М., 1997

9. История педагогики: В 2ч./под ред. Пискунова А.И. 2ч. С 17в. До середины 20в. – М., 1997

10. Латышина Д.И., История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ вв.). – М., 1998

Дополнительный библиографический список:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. / Сост.С.Д. Бабишин.- М.: Педагогика, 1985.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала 20 в. /Сост. П.А.Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.

1. 4. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н.Н.Кузьмин.- М.: Высш. шк., 1989.

4. История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. - М., 1981.

5. Коджаспирова, Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах – М: Изд-во МГОПУ, НОУ, 1998.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17 в. / Под ред. Э.Д.Днепрова. - М.: Педагогика, 1989.

7. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.

8. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики М., 1995.

Методические рекомендации преподавателям

Для успешной организации указанного курса рекомендуется:

- внимательно ознакомиться с положениями ГОС ВПО по данной дисциплине, учебным планом и учебной программой;

- познакомиться со списком основной и дополнительной литературы, проверить ее наличие в библиотеке, регулярно заниматься с новыми изданиями учебной и научной литературы с возможным включением ее в список основной, либо дополнительной литературы;

- рационально распределить учебный материал программ для лекционных занятий, для самостоятельной работы студентов;

- с целью поддержания обратной связи с аудиторией проводить лекции-беседы, лекции-диалоги, лекции с элементами контроля усвоения материала в виде тестов;

- в начале лекции объявлять ее план и посоветовать студентам вести ее конспект, подчеркивая основные, главные моменты;

- на лекционных занятиях указывать на конкретные работы из указанного списка литературы, как основного, так и дополнительного характера;

Методические рекомендации студентам

Для успешного овладения данным курсом:

- прежде всего необходима систематическая работа, связанная с чтением и изучением литературы курса, работа с терминологическими словарями, самостоятельное выполнение заданий;

- необходимо заранее выбрать форму реферата, ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, с графиком и формами отчетности по самостоятельной работе;

- перед началом работы над рефератом необходимо познакомиться с содержанием "Положения о выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ".

Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

«История образования педагогической мысли»

1. Происхождение воспитания и характер воспитания в первобытном обществе.

2. Развитие педагогической теории в античной философии (Платон, Сократ, Аристотель).

3. Педагогические основы воспитательных систем Древней Греции (Спарта, Афины).

4. Социально-педагогические основы системы обучения и воспитания в Древнем Риме. Анализ работы Квинтилиана «О воспитании оратора».

5. Развитие школы и педагогической мысли в феодальную эпоху.

6. Образование и воспитания в Древнерусском государстве (10-13 вв.). Анализ работы «Поучение Владимира Мономаха детям».

7. Социально-педагогические основы развития системы образования и воспитания в России в 17 веке. Анализ работы «Гражданство обычаев.

8. Просветительные реформы начала 18 века в России и их значение для развития системы образования.

9. Философские основы педагогики Д.Локка. Анализ работы «Мысли о воспитании».

10. Вопросы воспитания и образования в трудах французских просветителей (К.А.Гельвеций, Д.Дидро).

11. Философские и психологические основы педагогической теории И.Гербарта.

12. Философско-педагогические основы теории элементарного образования И.Г. Песталоцци. Анализ одной из работ.

13. Дидактические взгляды А.Дистервега. Анализ работы «Руководство к образованию немецких учителей».

14. Философские основы и сущность педагогических взглядов М.В.Ломоносова. Его роль в развитии школы и педагогики в России.

15. Философско-педагогические взгляды Р.Оуэна. Его социално-педагогический эксперимент.

16. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (Ф.Рабле, М.Монтень).

17. Дидактическая система Я.А.Коменского. Анализ работы «Великая дидактика».

18. Педагогические основы теории естественного воспитания Ж.Ж.Руссо. Анализ работы «Эмиль или о воспитании».

19. Идея природосообразности в педагогических теориях зарубежных философов (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский).

20. Педагогика прагматизма Д.Дьюи.

21. Педагогические основы и сущность педагогических взглядов Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Анализ работы «О значении авторитета в воспитании».

22. Развитие школы и системы образования в России во второй половине 18 века.

23. Педагогическое движение и развитие системы образования в России в 60-70 гг.19 в. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова. Анализ работы «Вопросы жизни».

24. Психологические основы развития педагогической мысли конца 19-20 вв. (П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев).

25. Философско-педагогическая система Л.Н.Толстого. Анализ одной из работ.

26. К.Д.Ушинский о народности в образовании и воспитании. Анализ статьи «Родное слово».

27. Антропологические основы теории воспитания и обучения К.Д.Ушинского. «Роль труда в его психическом и воспитательном значении».

28. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. Анализ работы «О пользе педагогической литературы».

29. Становление советской системы образования в 1917-1920гг.. Анализ «Положения о единой трудовой школе».

30. Педагогические взгляды С.Т.Шацкого. Анализ одной из работ

31. Теоретические основы обучения и воспитания в советской школе в 20-е годы.

32. Педагогическая теория Н.К.Крупской. Ее значение для современной школы и педагогики.

33. Развитие детского и юношеского движения в СССР. Анализ работы Н.К.Крупской «Письма пионерам».

34. Педагогическая система А.С.Макаренко и ее значение для современной школы. Анализ одной из работ.

35. Проблемы семейного воспитания в советской педагогике (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

36. Проблема подготовки учителя в педагогическом наследии Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

37. Педагогическая система В.А.Сухомлинского.

38. Движение педагогов-новаторов советской школы в 80-е годы (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, М.П.Щетинин и др.)

39. Закон РФ «Об образовании» (1992г.) Социальная политика государства в области образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.056 с.)