Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые высшие учебные заведения в России.

Поиск

Профессиональное образование зарождается, когда заметно в целом оживляется сфера умственной деятельности, расширяется круг образованных людей. Бурные события 17в. привели в движение огромные массы людей, стремящихся к научным знаниям.

Еще Б.Годунов стремился к тому, чтобы в России были не только школы, но и университеты. Но тогда дело ограничилось отправкой нескольких человек на учебу во Францию, Англию, Голландию для изучения иностранных языков. Идея создать систему высшего образования была в начале 17в. еще не востребована в России, а к концу столетия обстановка изменилась, и идея начала постепенно осуществляться. Симеон Полоцкий, воспитатель сыновей царя Алексея Михайловича, основал, например, в Москве Заиконоспасское духовное училище по западноевропейскому образцу с обучением на латинском языке и выступил инициатором создания первого в Москве общеобразовательного высшего учебного заведения (будущей славяно-греко-латинской академии). В 1679г. открылась греческая типографическая школа при Московской типографии и возник ряд других учебных заведений, которые уже можно отнести к средним учебным заведениям.

В 1683г. в Москву из Константинополя по приглашению патриарха Иоакима приехали два доктора Падуанского университета – братья греки Иоанникий и Софроний Лихуды. В 1685г. они открыли в Москве в монастырях школы, в которых преподавание велось на греческом языке. В 1687г. эти школы были преобразованы в Славяно-греко-латинскую академию, где преподавание велось на трех языках: славянском, греческом и латинском. Учебная программа в академии была обширной, академия складывалась в первую очередь как светская, профессиональная высшая школа, Ане только духовная. Здесь преподавали грамматику, пиитику, риторику, философию, богословие. Впоследствии ее выпускники (в том числе М.Ломоносов) стали специалистами, годными и на воинскую службу, и на медицинскую, и на церковную, и на гражданскую.

Профессиональное образование в России 17в. носило черты прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства.

Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней образования, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

При Екатерине второй, в соответствии с идеями Бецкого, был организован ряд учебных заведений в Петербурге и Москве: Общество для благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764), такое же Общество для девиц мещанского сословия (1765г.), воспитательное училище для мещан Академии художеств (1764).

В январе 1803г. в России вступило в силу Положение об устройстве учебных заведений. Страна разделялась на шесть учебных округов, в каждом из которых открылся университет как высший научный и административный центр данного округа. Учебные округа ведали также всеми частными учебными заведениями. Эта система способствовала тому, что к середине 19в. в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища.

В 20-х гг. 19в. открылись сельские проф.школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию. В 1822г. начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832г. – удельное земледельческое училище, в 1840г. – Горогорецкое сельскохозяйственное училище.

В тот период были учреждены учебные заведения технического профиля: 1810г. – Петербургский институт инженеров путей сообщения, в 1828г. – Петербургский технологический институт, в 1830г. – Московское ремесленное училище, в 1832г. – училище гражданских инженеров, в 1835г. – Константиновский межевой институт в Москве.

Важнейшей составляющей качества подготовки специалистов во второй половине 19в. следует признать согласованность образовательных стандартов и учебных планов средних и высших учебных заведений. В 1871г. вышел в свет «Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные заведения, мужские и женские, казенные и частные по всем ведомствам», которые узаконил ступенчатый характер профессионального образования в России. Его особенность тогда состояла в том, что стали открываться негосударственные высшие учебные заведения. Это было продиктовано необходимостью подготовки специалистов из числа одаренных женщин, поскольку дорога в университеты для них была закрыта. Первыми такими учебными заведениями стали Московские и Петербургские высшие женские курсы. Их выпускники получили право преподавать в старших классах гимназий, в женских институтах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.12.218 (0.007 с.)