Блок 1. Учебники и учебные пособия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 1. Учебники и учебные пособия



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Блок 1. Учебники и учебные пособия

 

Исторические типы философии: Учебное пособие. – М., 1995.

История западноевропейской философии: Учебное пособие. – М., 1998.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1-4. – М., 1995-1999.

История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель и др. Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн., 2001.

Основы философии: от классики к современности. Учебное пособие. – М., 1998.

Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1999.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2004.

Философия: Учебник для высших учебных заведениий/ Под ред. Ю.А.Харина. –Минск, 2007.

Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.С.Степин и др./Под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007.

Философия: Учебное пособие / В.К.Лукашевич и др.; Под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.

Философия: Учебно-методический комплекс / А.И.Зеленков, В.В.Анохина, А.П.Ждановский и др.; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003.

 

Блок 2. Хрестоматии и антологии

 

Антология мировой философии: В 4-х тт. – М., 1969-1972.

Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М., Харьков, 1999.

Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972-1973.

Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

Мир философии. Ч. 1-2. – М., 1991.

Путь в философию: антология. М., 2001.

Скирбекк Г. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1., – М., 1989.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

 

Блок 3. Информационно-справочные издания

 

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001-2002.

Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА

 

Блок 4.

Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре

 

Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага съветапогляду. – Мн., 1993.

Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999.

Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.

Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учебно-методический комплекс. – Мн., БГУ, 2006.

Аристотель. Вторая аналитика. Сочинения. – Т.2. – М., 1978.

Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1999.

Ахутин А.В. Дело философии / Архэ. Вып. 2. – М., 1996.

Бердяев Н.А. Русская идея. – О России и русской философской культуре. – М., 1990.

Библер В.С. Быть философом / Архэ. Вып. 2. – М., 1996.

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.

Бубер М. Я и Ты/М.Бубер. Два образа веры. – М., 1995.

Бэкон Ф. Новый Органон. Сочинения: В 2 т. – Т. 2 – М., 1978.

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. – М., 1993.

Виндельбанд В. Что такое философия / Избранное: Дух и история. – М., 1995.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Витгенштейн Л. Философские работы. – Ч. 1. – М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т.1 / Г.В.Ф. Гегель. М., 1974.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М., 1977.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992, №4.

Декарт Р. Рассуждения о методе. Сочинения: В 2 т. – Т.1. – М., 1989.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. – Л., 1991.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – Т 1-2. – СПб., 1998.

Камю А. Миф о Сизифе / Камю А. Творчество и свобода. – М., 1990.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Собр. соч. в 8 т. Т. 4. – М., 1994.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. – СПб., 1997.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Короткая Т.П. Религиозная философия в Беларуси начала ХХ в. – Мн., 1983.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Лейн Т. Христианские мыслители. – СПб., 1997.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. Т.18.

Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. – М., 1994.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М., 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Майхрович А.С. Янка Купала и Якуб Колас: Вопросы мировоззрения. Мн., 1987.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

Маритен Ж. Философ в мире / Ж.Маритен. М., 1994.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К.Маркс / /К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т. 3.

Маркс. К. К критике политической экономики. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 13.

Мор Т. Утопия. – М., 1978.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. – М., 1990.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? /Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

Падокшын С.А. Беларуская думка у кантэксце гісторыі і культуры. – Мн., 2003.

Платон. Пир. – Сочинения. – Т.2. – М., 1970.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., 1994-1997.

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995.

Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. – Сумерки богов. – М., 1989.

Скарына Ф. Прадмовы і пасляслоўі. – Мн., 1969.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М., 1996.

Соколов В.В. Введение в классическую философию: учебное пособие / В.В. Соколов М. 1999.

Соколов В.В. Европейская философия XY-XYIII веков: Учебник. 2 изд., испр. и доп. – М., 1996.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.

Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. – Мн., 1987.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Хайдеггер М. Что такое философия? / Вопросы философии. – 1993, № 8.

Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – СПб., 1997.

Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1998.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т. 21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Ясперс К. Философская вера / К.Ясперс. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

 

Блок 5.

Раздел 2. Философия бытия

 

Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4-т.Т.1. – М., 1976.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). – М., 1988.

Барковская А.В. Антропосоциальная парадигма в философии природы. – Мн., 2000.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Вязовкин В. С., Тузова Т. М. Бытие и мышление. – Мн., 2000.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. – М., 1997.

Гартман Н. Старая и новая онтология / Историко-философский ежегодник. – М., 1988.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – Мн., 1998.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. – М.,1986.

Зеленков А.И. Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. –Мн., 1987.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М., 1999.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.,1990.

Основы онтологии: Учеб. пособие для студентов философских факультетов. – СПб., 1997.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Солодухо Н.М. Философия небытия. – Казань, 2002.

Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993.

 

 

Блок 6.

Блок 7.

Блок 8.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА.

Образ философии в диалоге Платона «Пир»

 

· Каково происхождение Эрота и какими качествами наделяет его Диотима в беседе с Сократом?

· Какие черты Эрота являются характеристиками философии?

· Каково отношение между философией и мудростью?

· Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диалоге.

См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом //Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. М., 1993. С. 108–122.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

Асмус В. Платон. М., 1975.

 

Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»

 

· Какие пути не приводят к сущностному пониманию философии с точки зрения М. Хайдеггера?

· Как определяет М. Хайдеггер философию?

· Что означают слова М. Хайдеггера: «мы, философствующие, повсюду не дома»?

· Что является, согласно М. Хайдеггеру, «фундаментальным способом человеческого бытия»?

· В какой вопрос превращается вопрос о том, что есть метафизика?

См.: Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М, 1993. С. 327–344.

Дополнительная литература

Мартин Хайдеггер и философия XX века. Мн., 1997.

Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера //Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. М., 1992.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
  2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
  3. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания.
  4. Особенности философской мысли древнего Китая.
  5. Философские системы Древней Греции.
  6. Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля.
  7. Философия эпохи Ренессанса.
  8. Философия Нового времени. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
  9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции.
  10. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.
  11. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Философия Франкфуртской школы.
  12. Феноменологическая традиция в неклассической европейской философии.
  13. Аналитика человеческого в философии экзистенциализма.
  14. Аналитическая стратегия развития философии.
  15. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.
  16. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме.
  17. Социокультурная ситуация на рубеже веков: специфика постнеклассической культуры
  18. Постнеклассическая философия. Феномен постмодернизма. Базовые характеристики постнеклассического типа философствования.
  19. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
  20. Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях.
  21. Системная организация бытия, основные структурные уровни его организации бытия.
  22. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика.
  23. Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Специфика социально-исторического пространства и времени.
  24. Традиция метафизики в истории онтологии. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции.
  25. Традиция натурфилософии в истории онтологии. Феномен природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
  26. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.
  27. Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
  28. Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке.
  29. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая, др.
  30. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.
  31. Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
  32. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Проблема смысла жизни; свобода и ответственность. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.
  33. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Феномен идеального образа. Перспективы создания искусственного интеллекта.
  34. Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания.
  35. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Индивидуальное и общественное сознание.
  36. Понятие рациональности. Исторические типы рациональности. Типы рациональности в культуреXXI века.

37. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

38. Проблема субъекта и объекта познания в историко-философской традиции.

39. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

40. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

  1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в её историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
  2. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, её структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания.
  3. Метатеоретические основания науки. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
  4. Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приёмы и процедуры научного исследования.
  5. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления.
  6. Наука в системе социальных ценностей. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.
  7. Общество как предмет философского анализа. Специфика социальной реальности.
  8. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук.
  9. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
  10. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
  11. Общество как система. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации и социальной мобильности общества.
  12. Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Понятие логики истории.
  13. Техника и её роль в истории цивилизации. Система хозяйствования и её историческая динамика. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
  14. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Феномен информационного общества.
  15. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес.
  16. Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Политика и право. Концепция правового государства.
  17. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и общечеловеческие ценности.

58. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.)

59. Традиции и новации в динамике культуры. Механизмы возникновений новаций в культурной среде. Новации и инновационный процесс.

60. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Блок 1. Учебники и учебные пособия

 

Исторические типы философии: Учебное пособие. – М., 1995.

История западноевропейской философии: Учебное пособие. – М., 1998.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1-4. – М., 1995-1999.

История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель и др. Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн., 2001.

Основы философии: от классики к современности. Учебное пособие. – М., 1998.

Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1999.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2004.

Философия: Учебник для высших учебных заведениий/ Под ред. Ю.А.Харина. –Минск, 2007.

Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.С.Степин и др./Под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007.

Философия: Учебное пособие / В.К.Лукашевич и др.; Под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.

Философия: Учебно-методический комплекс / А.И.Зеленков, В.В.Анохина, А.П.Ждановский и др.; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.075 с.)